Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Российские педагоги — Кыргызстану

22 октября 2019 года в Кыргызском национальном университете им. Жусупа Баласагына состоялся методический семинар для преподавателей русского языка и литературы, студентов, магистрантов и аспирантов филологического профиля. Семинар был организован в рамках проведения VII выставки «Образование в России» и выставки книг российских издательств. Выставка «Образование в России» проводится в столице Кыргызстана ежегодно. Она знакомит всех желающих с российской системой образования, с условиями поступления абитуриентов в лучшие вузы Российской Федерации. Организаторами выставки являются Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» (г. Москва), Представительство Россотрудничества в Кыргызской Республике и Общественный фонд «Московские классики».

 

Целью методического семинара было привлечение внимания педагогов Кыргызстана к современным технологиям обучения, используемым в системе российского образования, а также предоставление им возможности для установления научных контактов с коллегами из России.

 

Семинар открыла член Союза писателей России, член Всемирной ассоциации писателей Международного ПЕН-клуба Тамара Шамильевна Крюкова. Она выступила с сообщением «Современная молодежь и книги» и представила свои издания: «Дневник Кото-Сапиенса», «Костя + Ника», «На златом крыльце сидели…», «Телепат», «Триптих в черно-белых тонах». Также Т. Ш. Крюкова провела мастер-класс на тему «Как я пишу», в ходе которого раскрыла главную особенность своих произведений – позволить читателю смеяться, переживать и плакать вместе автором и его героями, ведь книга – это связь автора с читателем, возможность диалога с ним.

 

Доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского Елена Ивановна Хачикян прочла лекцию на тему «Формы и методы активизации познавательной деятельности будущих абитуриентов в образовательном поле гуманитарных наук»[1].

 

Особое внимание профессор Е. И. Хачикян уделила проблемному обучению, игровым технологиям и методу проектов – наиболее часто используемым в настоящее время формам активизации познавательной деятельности учащихся. На примере изучения в старших классах таких произведений, как «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и некоторых других, лектор рассказала, каким образом проблемное обучение может реализоваться в форме урока-диспута, урока-круглого стола, урока-семинара. На подобных уроках активизация познавательной деятельности учащихся происходит за счет их включения в процесс решения проблемных вопросов. Особенности и преимущества игровых технологий И. Е. Хачикян раскрыла на примере урока-игры и урока-конкурса. Метод проектов, предполагающий выполнение учащимися определенных творческих заданий под руководством учителя, был представлен в лекции такими формами учебных занятий, как урок-киностудия, урок-инсценировка, урок-творческая мастерская и урок-литературное кафе.

 

Большой интерес у присутствующих на семинаре вызвали приведенные Е. И. Хачикян примеры игровых форм опроса («Стол находок», «Стоп-кадр», «Логические цепочки», «Третий лишний») и письменных творческих заданий (написать письмо от имени литературного персонажа или письмо герою произведения, домыслить дальнейшую судьбу героя, написать свой вариант окончания произведения и др.).

 

В завершение лекции российский профессор подчеркнула, что уроки литературы, о которых шла речь, являются нестандартными и их структуру можно варьировать, в отличие от традиционного урока. В этом заключается преимущество нестандартных уроков литературы. Их разнообразие позволяет учителю повышать познавательную активность учащихся, мотивировать учеников к изучению и вдумчивому прочтению художественных текстов.

 

– Время, когда учитель просто рассказывал о произведении и его героях, а потом вызывал к доске учеников, чтобы они пересказали услышанное, уже кануло в Лету, – заключила Е. И. Хачикян. – Нынешним ученикам интересны нестандартные, активные формы работы, а не скучная, однообразная ретрансляция того, что сказал учитель.

 

Далее перед участниками семинара выступил Наум Артемович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября». Он представил сайт «Первое сентября» (электронный журнал), знакомящий педагогов с инновационными приемами обучения школьников.

 

Н. А. Соловейчик обратил внимание участников семинара на ряд противоречий, с которыми приходится сталкиваться педагогам в их повседневной практике. На эти противоречия указывал еще основатель Издательского дома «Первое сентября» Симон Львович Соловейчик – известный российский педагог, философ и писатель:

 

  • «Мы должны учить класс, в котором тридцать человек, так же хорошо, как если бы перед нами был один ученик, а это невозможно».

 

  • «Мы должны думать о том, как чувствует себя ребенок в школе сегодня, охранять его детство и в то же время обязаны думать о будущем ребенка, о том, как ему жить после школы. Ребенок живет сегодняшней жизнью, а мы думаем о его будущем, отчего и проистекает неразрешимое противоречие между учителем и учеником. Нельзя не думать о сегодняшней жизни ребенка, но нельзя не думать и о его будущем».

 

  • «Постоянно говорят о значении игры в жизни ребенка, повторяют: учить играя. Но игра и труд несовместимы. Мы должны играть с детьми и учить их трудиться. Знания должны даваться им и легко, и трудно. Разрешить это противоречие невозможно».

 

  • «В каждом классе есть дети с разными способностями. Мы должны учитывать способности каждого и в то же время учить класс как класс. Как бы мы ни старались, это противоречие при классно-урочной системе до конца преодолеть невозможно. Темп продвижения вперед всегда будет для одних слишком быстрым, а для других слишком медленным».

 

– Простых и быстрых способов преодоления этих противоречий не существует, – заметил А. Н. Соловейчик. – В рамках сложившейся в наших странах системы образования одним министерским указом невозможно разрешить данные противоречия. Поэтому мы призываем думать над этой проблемой коллективно.

 

С интересным сообщением о гаджетах на службе у учителя выступила на семинаре Светлана Александровна Юрманова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Российского университета дружбы народов (РУДН). Она также провела мастер-классы «Обучение связной речи – устной и письменной – на риторической основе» и «Работа с учебным пособием „Увлекательное обучение“ (игровые технологии на уроках русского языка)».

 

Представляя участникам семинара учебно-методическое пособие «Увлекательное обучение» [2], С. А. Юрманова, принимавшая участие в его составлении и подготовке к изданию, рассказала, что в нем отражен практический опыт по организации и проведению уроков русского языка и внеурочных занятий с применением конкурсных и интерактивных методов обучения, накопленный в РУДН за последние пять лет на факультете повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. Она подчеркнула, что это пособие поможет педагогам в интерактивной организации учебного процесса, отвечающего требованиям государственных образовательных стандартов, в повышении мотивации учащихся к учебе и в развитии творческого потенциала детей, одаренных в области филологии. При этом был сделан акцент на том, что интерактивные формы учебной работы не являются универсальными и не подменяют собой традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в системе обучения и гражданского воспитания. Оптимальным, по словам С. А. Юрмановой, можно считать сочетание 60 % интерактивных и 40 % традиционных форм работы со школьниками.

 

В завершение семинара российские педагоги порекомендовали своим коллегам из Кыргызстана пользоваться материалами следующих российских сайтов:

 

  • Издательский дом «Первое сентября» (1sept.ru) – электронный научно-методический журнал, девизом которого является фраза: «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики». Сайт предоставляет преподавателям и учителям возможность пройти онлайн-тренинги для повышения своей квалификации, познакомиться с различными методиками подачи учебного материала. Регистрация на данном сайте позволяет виртуально присутствовать на лекциях, семинарах, конференциях коллег, на уроках разных педагогов, а также размещать на этом ресурсе свои уроки (в видеозаписи).

 

  • Портал «Образование в России» (rustudy.org) – ресурс, предоставляющий возможность познакомиться с вузами России с прямыми отсылками на их официальные страницы, посетить вебинары с видеозаписями уроков и мастер-классов, пройти курс «Русский язык и культура речи» и видеокурс «Теоретико-методологические основы педагогики», проверить свои знания по русскому языку.

 

[1] Прослушать цикл лекций Е. И. Хачикян на эту и другие темы можно на сайте «Образование в России» в разделе «Вебинары» (URL: http://rustudy.org/index.php/vebinary).

[2] Увлекательное обучение: учебно-методическое пособие по использованию интерактивных средств обучения и конкурсных мероприятий на занятиях по русскому языку и во внеурочной деятельности / Под общ. ред. И. А. Пугачёва. – М.: РУДН, 2017.

К. А. ПЕНКИНА (РЯЛШК, 2019, № 4, с. 61-63)