СОДЕРЖАНИЕ
Олимпиады, конкурсы, семинары
Г. С. Калыкова, А. А. Токонова. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
(Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 80-й годовщине Победы
в Великой Отечественной войне)………………………………………………………………… 3
Д. О. Джунушбаева. Пока мы живы – помним: «Журавли» Расула Гамзатова
(Урок литературного чтения в 7 классе с кыргызским языком обучения)……….…….. 14
А. В. Джунсаева. «Мы помним, мы гордимся!» (Сценарий
литературно-музыкального внеклассного мероприятия, посвящённого
80-летию Победы в Великой Отечественной войне)……………………………………….. 20
А. Т. Абдылдаева. Живое слово – Победа (Урок в 8 классе с русским языком обучения)………………………………………………………………………………………….….. 24
Н. П. Одоевская. Человеческая красота и сила характера (Урок внеклассного
чтения в 9 классе с кыргызским языком обучения, посвящённый 80-летию
Великой Победы)………………………………………………………………………………….… 28
Лингводидактика. Литературодидактика
О. П. Улыбышева. Игры на уроках русского языка как иностранного
(Элементарный уровень)……………………………………..….…………………………….…. 35
Научно-популярный отдел
Д. Т. Буржубаева. Слово о кыргызской литературе на русском языке……………….….… 40
Из ближнего и дальнего зарубежья
Т. Г. Кравченко. Преподавание русского языка и литературы с учётом
профессиональной направленности…………………………………………………………….. 46
Правильно ли мы говорим?
С. А. Кундузакова. Множественное число имён существительных…………………….….. 50
Хроника
Г. У. Соронкулов. Минск: ХХХII Праздник книги…………………………….…………..….….. 59
Л. И. Гарающенко. «Кириллица нам дана историей, это наше достояние,
наша судьба…»…………………………………………………………………………..……..….. 62
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ
О. П. УЛЫБЫШЕВА. Игры на уроках русского языка как иностранного
(Элементарный уровень)
Улыбышева Ольга Павловна – старший преподаватель кафедры русской филологии Кыргызско-Российского Славянского университета, преподаватель русского языка как иностранного. E-mail: White_ol@mail.ru
Аннотация. В статье рассмотрены игры, применяемые на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному; отмечены особенности проведения занятий онлайн и офлайн; рекомендуются электронные образовательные ресурсы для создания игровых заданий.
Ключевые слова: русский язык, русский язык как иностранный, онлайн/офлайн-обучение, начальный этап обучения, игра.
ОЮНДАР ЧЕТ ТИЛИ КАТАРЫ ОРУС ТИЛИ САБАКТАРЫНДА
(ЭЛЕМЕНТАРДЫК ДЕӉГЭЭЛ)
Улыбышева Ольга Павловна – КРСУнун орус филологиясы кафедрасынын улук окутуучусу, орус тилин чет тили катары окутуучу. E-mail: White_ol@mail.ru
Аннотация. Макалада орус тилин чет тили катары окутуунун баштапкы этабында колдонулган оюндар каралды; сабактарды онлайн жана офлайн режиминде өткөрүүнүн өзгөчөлүктөрү белгиленди; өз оюн тапшырмаларын түзүү үчүн электрондук билим берүү ресурстары сунушталат.
Түйүндүү сөздөр: орус тили, орус тили чет тили катары, онлайн/офлайн окутуу, окутуунун
баштапкы этабы, оюн.
GAMES IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE LESSONS
(ELEMENTARY LEVEL)
Ulybysheva Olga Pavlovna – Senior Lecturer at the Department of Russian Philology at KRSU,
Teacher of Russian as a Foreign Language. E-mail: White_ol@mail.ru
Annotation. The article reviews games which can be used at the initial stage of teaching Russian as a foreign language, highlights the features of online and offline classes and recommends electronic educational resources for creating your own game tasks.
Keywords: Russian Language, Russian as a Foreign Language, Online/Offline Teaching, the Initial Stage of Learning, a Game.
Д. Т. БУРЖУБАЕВА. Слово о кыргызской литературе на русском языке
УДК 82-8:82.393
Буржубаева Дария Токушевна – доцент Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. E-mail: burzhubaevad@mail.ru
Аннотация. В статье освещаются литературоведческие материалы о кыргызской литературе в переводах на русский язык, подчёркивается их значимость. Это книги о кыргызских писателях, литературоведах, акынах-письменниках, произведениях кыргызского фольклора. Они дают представление о развитии кыргызской литературы представителям других народов, востребованы в учебных заведениях с русским языком обучения.
Ключевые слова: акыны-письменники, автор, издание, критика, литературоведение, перевод, русский язык, сказитель, творческий портрет, фольклор.
ОРУС ТИЛИНДЕ КЫРГЫЗ АДАБИЯТЫ ЖӨНҮНДӨ СӨЗ
Буржубаева Дария Токушевна – Ж. Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университетинин доценти. E-mail: burzhubaevad@mail.ru
Аннотация. Макалада орус тилине которулган кыргыз адабиятынын адабият таануунун материалдары жана алардын мааниси каралган. Алар орус тилинде окуткан окуу жайларында гана суроо-талапка ээ болбостон, башка улуттардын өкүлдөрүнө кыргыз адабияты жөнүндө түшүнүк берет. Макалада жазуучулар, адабиятчы окумуштуулар, акын-жазуучулар тууралуу китептерге, кыргыз фольклорунун чыгармаларына сереп берилген.
Түйүндүү сɵздɵр: жазуучу акындар, автор, чыгарылыш, сын, адабият таануу, котормо, орус тил, манасчы, чыгармачылык портрет, фольклор.
A WORD ABOUT KYRGYZ LITERATURE IN RUSSIAN
Burzhubaeva Dariia Tokushevna – Аssociate Professor of the Kyrgyz National University named after J. Balasagyn. E-mail: burzhubaevad@mail.ru
Annotation. The article highlights the significance of the literary materials concerning the development of Kyrgyz literature in translations into Russian. They are in demand not only in educational institutions with Russian as the language of instruction but also provide insight into Kyrgyz literature for representatives of other nations. The article offers an overview of books about writers, literary scholars, poets-writers, storytellers of the epic «Manas» and works of Kyrgyz folklore.
Keywords: poet-writers, author, publication, criticism, literary studies, translation, Russian language, storyteller, creative portrait, folklore.
ЛИТЕРАТУРА
1. Творческие портреты кыргызских писателей. Кыргызская литература ХХ века. – Бишкек, 2022. – 698 с.
2. Сказители эпоса «Манас». – Бишкек, 2023. – 416 с.
3. Акынская поэзия. – Бишкек, 2023. – 310 с.
4. Кыргызский фольклор. – Бишкек, 2024. –57 с.
5. Творческие портреты кыргызских литературоведов и критиков. – Бишкек, 2024. –315 с.
6. Кыргыз адабиятынын тарыхы. 1-том. –Бишкек, 2017.
Т. Г. КРАВЧЕНКО. Преподавание русского языка и литературы с учётом профессиональной направленности
Кравченко Татьяна Григорьевна – учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения «Тираспольская средняя школа № 11», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика.
Аннотация. В статье раскрывается значимость различных методов преподавания русского языка и литературы с учётом профессиональной направленности обучения, показаны возможные пути внедрения в учебный процесс профессиональных направлений, что помогает развивать ключевые навыки учащихся.
Ключевые слова: профессиональная направленность, русский язык, интеграция профессионального обучения.
ОРУС ТИЛИН ЖАНА АБИЯТЫН ПРОФЕССИОНАЛДЫК БАГЫТТА ОКУТУУ
Кравченко Татьяна Григорьевна – «Тирасполь № 11 орто мектеби» муниципалдык окуу
мекемесинин орус тили жана адабияты мугалими, Тирасполь шаары, Приднестровия Молдаван Республикасы.
Аннотация. Макалада окутуунун профессионалдык багытын эске алуу менен орус тилин
жана адабиятын окутуунун ар кандай методдорунун мааниси ачылып, окуучулардын негизги көндүмдөрүн калыптандырууга жардам берген кесиптик багыттарды окуу процессине киргизүүнүн мүмкүн болгон жолжору көрсөтүлгөн.
Түйүндүү сөздор: профессионалдык багыт, орус тили, профессионалдык даярдоону интеграциялоо.
TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE WITH A PROFESSIONAL FOCUS
Kravchenko Tatiana Grigorievna – teacher of Russian language and literature at a Municipal
Education Institution “Tiraspol Secondary School No.11”, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic.
Annotation. The article reveals the significance of various methods of teaching the Russian
language and literature, taking into account the professional orientation of education. It demonstrates possible ways to integrate professional directions into the educational process, which helps to develop the key skills of students.
Keywords: professional orientation, Russian language, integration of professional training.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Е. А. Профессиональная подготовка и требования рынка труда. – М.: Академический проект, 2015.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
3. Гринёва О. В. Современные подходы к преподаванию русского языка в школе. – СПб.: Лань, 2017.
4. Колесников М. М. Методика преподавания русского языка в профессиональном образовании. – М.: Просвещение, 2016.
5. Ломоносов М. В. Риторика. – М.: Издательство Московского университета, 2007.
6. Суриков Е. Н. Инновации в образовании и профессиональная подготовка специалистов. – М.: Юрайт, 2019.
7. Чернявская В. Е. Деловая риторика. – М.: Флинта, 2018.
8. Шмелёв Д. Н. Русский язык и современные профессиональные сферы. – М.: Языки славянской культуры, 2014.
9. Ягудин Р. М. Технологии интеграции профессионального образования и рынка труда. – Казань: Казанский университет, 2016.