Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2021, № 4

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                    

                        Многоязычие и поликультурное образование

М. Дж. Тагаев, А. С. Молдомамбетова, З. Ч. Алтыбаева. Вопросы билингвизма и диалога

культур в Кыргызстане в свете научного наследия профессора А. О. Орусбаева…………………………… 3

Г. С. Абдуллаева, С. Н. Абдуллаев. Поддержка родных языков через

масштабирование этнокультурализма в сфере образования………………………………………..…………… 9

 

Лингводидактика. Литературодидактика

            Д. А. Крутиков. К изучению лирики А. А. Фета………………………….………………………………… 12

 

Наши раритеты

            Л. А. Шейман. О Маяковском – сегодня (Некоторые подходы к прочтению

«Хорошего отношения к лошадям»)………………….………………………………………………..……………. 24

В. А. Маслова. Марина Цветаева: поэтика раннего творчества…………………….…………………… 42

А. А. Брудный. Глоссы…………………………………………………………………………..………………. 50

 

Научно-популярный отдел

Л. И. Гарающенко. Петербург в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского:

достоверность и фантастика…………………………………………………………………….……………… 56

 

К юбилею К. З. Зулпукарова

Б. Оморкулов. Жизнь, посвящённая науке……………………………..….………………………………… 62

 

Указатель статей, опубликованных в нашем журнале в 2021 году………………………..……………… 66

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

М. ДЖ. ТАГАЕВ, А. С. МОЛДОМАМБЕТОВА, З. Ч. АЛТЫБАЕВА.  Вопросы билингвизма и диалога культур в Кыргызстане в свете научного наследия профессора А. О. Орусбаева

 

Тагаев М. Дж. – доктор филологических наук, профессор, директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина. E-mail: mamed_tagaev@list.ru

Молдомамбетова А. С.аспирант Кыргызско-Российского Славянского университета им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина.

Алтыбаева З. Ч. – аспирант Кыргызско-Российского Славянского университета им. первого Президента РФ Б. Н. Ельцина.

Аннотация. Статья подготовлена к 85-летию (в 2022 г.) со дня рождения Заслуженного деятеля науки КР, доктора филологических наук, профессора А. О. Орусбаева. В ней анализируется ряд научно-практических и проблемных аспектов функционирования государственного и официального языков в Кыргызстане, которые нашли отражение в трудах профессора А. О. Орусбаева и сохранили актуальность для современной филологии и социолингвистики. Значительное место в статье отведено проблеме функционирования русского языка в Кыргызстане в современных условиях, необходимости проведения в республике правильной языковой политики.

Ключевые слова: языкознание, профессор, сопоставительная типология, двуязычие, государственный язык, официальный язык.

 

Профессор А. О. Орусбаевдин илимий мурастарынын алкагында Кыргызстандагы кош тилдүүлүк жана маданияттар диалогунун маселелери

Тагаев М. Дж. – филология илимдеринин доктору, профессор, КРСУнун Орус тили институтунун директору, Россия Федерациясынын Биринчи президентинин атындагы Кыргыз-Орус Славян университети. E-mail: mamed_tagaev@list.ru

Молдомамбетова А. С. – аспирант, Россия Федерациясынын Биринчи президентинин атындагы Кыргыз-Орус Славян университети.

Алтыбаева З. Ч. – аспирант, Россия Федерациясынын Биринчи президентинин атындагы Кыргыз-Орус Славян университети.

Аннотация. Макала Кыргыз Республикасынын илимине эмгек сиңирген ишмер, филология илимдеринин доктору, профессор А. О. Орусбаевдин 85-жылдык мааракесине карата даярдалды. Анда профессор А. О. Орусбаевдин эмгектеринде чагылдырылган жана азыркы филология жана социолингвистика үчүн актуалдуу бойдон калган Кыргызстандагы мамлекеттик жана расмий тилдердин иштешинин бир катар илимий, практикалык жана көйгөйлүү аспектилери талданат. Макалада орчундуу орунду азыркы шартта орус тилинин иштешинин көйгөйүү, Кыргызстанда туура тил саясатын жүргүзүүнүн зарылдыгына арналган.

Түйүндүү сөздөр: тил илими, профессор, салыштырма типология, кош тилдүүлүк, мамлекеттик тил, расмий тил.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Айтматов Ч. Т. Чудо родной речи // Статьи, выступления, диалоги, интервью. – М., 1988. – С. 109–116.
  2. Айтматов Ч. Т. Языковой космос // Айтматов Ч. Полное собрание сочинений. В 10 т. Т. 8. / Сост. А. Акматалиев, Н. Ыйсаева. – Бишкек, 2018. – С. 315–322.
  3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем., под общ. ред. Г. В. Рамишвили; послесл. А. В. Гульги и В. А. Звегинцева. – М., 2000.
  4. Карлинский А. Е. Основы теории взаимодействия языков и проблема интерференции: дис. … д-ра филол. наук. – Алма-Ата, 1980.
  5. Костомаров В. Г. Памфлеты о языке: родном, благоприобретённом и русском языке в Евразии. – М., 2017.
  6. Маслова В. А. Язык и народ: этногенерирующая функция языка // Языки в диалоге культур: К 70-летию профессора М. Дж. Тагаева / Отв. ред. Г. П. Шепелева. – Бишкек, 2017. – С. 90–94.
  7. Орусбаев А. О. Русский язык как этнокоммуникативный компонент дву- и многоязычия в Кыргызстане. – Бишкек, 2003.
  8. Орусбаев А. О. Я – правильный человек. – Бишкек, 2017.
  9. От редакционной коллегии // Язык и жизнь в динамике: К 70-летию А. О. Орусбаева / Отв. ред. Г. П. Шепелева. – Бишкек, 2003. – С. 3–4.
  10. Тагаев М. Дж. Лингвокультурные типажи в языковом сообществе Кыргызстана // Функционирование русского языка в контексте взаимодействия с киргизским языком и культурой: Международная конференция, посвященная 20-летию КРСУ (г. Бишкек, 22 февраля 2013 г.). – Бишкек, 2013. – С. 11–17.

 

Г. С. АБДУЛЛАЕВА, С. Н. АБДУЛЛАЕВ.  Поддержка родных языков через масштабирование этнокультурализма в сфере образования

 

Абдуллаева Г. С. – аспирант Иссык-Кульского государственного университета им. К. Тыныстанова.

Абдуллаев С. Н. – доктор филологических наук, профессор, директор этнокультурного центра «Ренессанс».

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы поддержки родных языков учащихся посредством использования плюрилингвального метода обучения. Предпосылкой этому служит взаимодействие институтов этнокультурализма и учреждений образования. Статья предназначена для лингвистов, учителей и работников этносферы.

Ключевые слова: плюрилингвальный метод обучения, трансъязычие, этническая самобытность, этнокультурное разнообразие. Ассамблея народа Кыргызстана.

 

Билим берүү тармагында этнокультуризмди масштабдоо аркылуу эне тилдерди колдоо

Абдуллаева Г. С. – аспирант, К. Тыныстанова атындагы Ыссык-Көл мамлекеттик университети.

Абдуллаев С. Н. – филология илимдеринин доктору, профессор, «Ренессанс» этномаданият борборунун директору.

Аннотация. Макалада билим берүүнүн көп тилдүү ыкмасын колдонуу аркылуу студенттердин эне тилдерин колдоо маселелери талкууланат. Мунун шарты этномаданият институттары менен билим берүү мекемелеринин өз ара аракеттенүүсү болуп саналат. Макала тилчилерге, мугалимдерге жана этносфера кызматкерлерине арналган.

Түйүндүү сөздөр: билим берүүнүн көп тилдүү ыкмасы, транслингвизм, этностук иденттүүлүк, этномаданий көп түрдүүлүк, Кыргызстан элинин ассамблеясы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абдуллаева Г. С. Ассамблеи народов как актор публичной дипломатии СНГ: модель и изоморфизм структурно-функциональной организации // Сборник финалистов Конкурса молодых международников СНГ им. А. А. Громыко. – М., 2019. – С. 7–16.
  2. Абдуллаева Г. С. Модельно-правовые вопросы этнокультурализма. – Саарбрюккен, 2016.
  3. Шостак Е. В. Концепция плюрилингвизма в лингводидактике и обоснование термина «плюрилингвальное обучение» // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. Т. 9. – 2018. – № 2. – С. 71–84.

 

Д. А. КРУТИКОВ. К изучению лирики А. А. Фета

 

Крутиков Денис Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы КНУ им. Ж. Баласагына. E-mal: krutikovd@mail.ru

Аннотация. В статье даны методические рекомендации по изучению лирики А. А. Фета в школе. Предлагаются, в качестве вспомогательного материала, не входящие в школьные программы стихотворения поэта, отмеченные ярко выраженной духовной направленностью и способствующие приобщению школьников к высшим духовным ценностям, эстетическому развитию учащихся и гуманизации их сознания. Форма подачи произведений максимально проста и доступна и призвана облегчить учителю работу с учащимися при изучении творчества А. А. Фета.

Ключевые слова: духовные идеалы, ценности, лирический герой, пафос, мысль, чувство.

 

А. А. Феттин лирикасын окуу

Крутиков Денис Александрович – филология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун Орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mal: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макалада А. А. Феттин лирикасын мектепте окуу боюнча методикалык сунуштар берилген. Окутууга А.А. Феттин ырларын кошумча колдонуу сунушталып жатат, алар акындын билим берүү стандарттарында жана программаларында камтылган ырларындай эле руханий багыты менен өзгөчөлөнөт. Бул эмгектерди изилдөө окуучуларды эң ​​жогорку руханий баалуулуктар менен тааныштырууга өбөлгө түзөт. Материалды тапшыруу формасы мүмкүн болушунча жөнөкөй жана жеткиликтүү берилген жана мугалимдин окуучулар менен иштөөсүн жеңилдетүү үчүн иштелип чыккан. Суроо-жооп бөлүмүн мугалимдер дидактикалык материал катары колдоно алышат. Макаланын автору тарабынан сунушталган ыр саптары жана аларды кароонун усулу мугалимдерге А. А. Феттин чыгармачылыгын изилдөөдө көмөкчү материал болуп, окуучунун эстетикалык эффективдүү өнүгүшүнө, анын аң-сезимин гумандаштырууга салым кошо алат.

Түйүндүү сөздөр: рухий идеалдар, баалуулуктар, лирикалык каарман, пафос, ой, сезим.

 

Studying of the lyrics by A.A. Fet

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The article provides methodological recommendations for the study of A.A. Fet at school. It is proposed to additionally involve A.A. Fet, which, like the poet’s poems contained in educational standards and programs, are marked by a pronounced spiritual orientation. The study of these works contributes to the familiarization of students with the highest spiritual values. The material submission form is presented as simply and accessible as possible and is designed to facilitate the teacher’s work with students. The question-answer section can be used by teachers as didactic material. The poems proposed by the author of the article and the method of their consideration can serve as auxiliary material for teachers to study the work of A.A. Fet, to promote the effective aesthetic development of the student and the humanization of his consciousness.

Keywords: spiritual ideals, values, lyrical hero, pathos, thought, feeling.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Предметный стандарт по курсу «Русская литература» для 10–11 классов (в школах с русским языком обучения) [Электронный ресурс] / Сост. И. А. Низовская, Н. А. Ешенова. – Бишкек, 2020. – URL: https://edu.gov.kg/media/files/aa08ee46-65fb-49f1-9996-039221c0f438.pdf (дата обращения: 02.05.2022).
  2. Русская и мировая литература: программа для общеобразовательных организаций с кыргызским языком обучения: 5–9 классы (Базовый курс) / Сост. И. Низовская, Н. Ешенова, Г. Тагаева, С. Алмурзаева. – Бишкек, 2018. – URL: https://kao.kg/wp-content/uploads/2020/05/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81.-%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2.-%D0%BB%D0%B8%D1%82.-5-9.pdf (дата обращения: 02.05.2022).
  3. Русская литература: программа для общеобразовательных организаций с русским языком обучения: 5–9 классы (Базовый курс) / Сост. Н. Ешенова, И. Низовская, Г. Тагаева, С. Алмурзаева. – Бишкек, 2018. – URL: https://kao.kg/wp-content/uploads/2020/05/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-5-9.pdf (дата обращения: 02.05.2022).
  4. Программы по русскому языку для X–XI классов и по русской литературе для IX–XI классов школ с кыргызским языком обучения (доработанные) / Сост. Г. У. Соронкулов, Л. А. Шейман. – Бишкек: ИЦ «Билим», КАО, 2015.
  5. Программы по литературе для V–XI классов школ с русским языком обучения КР (базовый уровень) / Сост. Г. С. Тагаева, С. А. Алмурзаева, А. Н. Адимбекова, В. Л. Новикова, Е. Е. Потапова, О. В. Горбунова. – Бишкек: ИЦ «Билим», КАО, 2015.
  6. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
  7. Фет А. А. Собрание сочинений и писем: В 20 т. / Под общей ред. Г. Д. Асланова и др.; Ред. тома Н. П. Генералова, В. А. Кошелев, Г. В. Петрова. – СПб.: Академический проект, 2002. – Т. 1. Стихотворения и поэмы 1839–1863.
  8. Фет А. А. Избранные стихотворения / Предисл. Е. Винокурова. – Кемерово: Кн. изд-во, 1980.
  9. Фет А. А. (1820–1892). Вечерние огни: [Стихи] / Изд. подгот. Д. Д. Благой, М. А. Соколова; Примеч. М. А. Соколовой, Н. Н. Грамолиной. – 2-е изд. – М.: Наука, 1979. – (Литературные памятники).