Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2021, № 3

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                        Лингводидактика. Литературодидактика

            Р. Р. МАМБЕТОВА. Множественное число имён существительных

на элементарном уровне обучения русскому языку как неродному………………………….. 3

Д. А. КРУТИКОВ. Рассказы А. П. Чехова в аспекте гуманно-ценностного подхода…… 9

 

Наши раритеты

А. Р. ДЖУМАЛИЕВА. О ситуативно-коммуникативных упражнениях

на уроке русского языка в киргизской школе…………………………………………………… 20

Л. Ф. ИЛЕЕВА. На путях учебного формирования начальной читательской интерпретации

школьников (Над страницами «Джамили» Чингиза Айтматова)…………. 25

 

Научно-популярный отдел

         Д. А. КУТМАНАЛИЕВА. Индия в творчестве Чингиза Айтматова………………………….. 34

 

Хроника

         С. М. ЮБУРОВА, Г. У. СОРОНКУЛОВ. II Международный конгресс «Языковая политика стран

Содружества Независимых Государств (СНГ)»…………………………………………. 40

А. ЧЫКЫНОВА. Издательство «Аркус» представило новые учебники по русскому языку

для школ с киргизским языком обучения……………………………………………….. 46

О. С. ВОЙТОВА. Открытие кафедры «Институт Пушкина» – представительства

Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина…………………………….. 50

 

Остаются с нами

         Н. И. ДОРЦУЕВА. Галина Петровна Шепелева – учёный-лингвист, педагог,

журналист и наставник………..………………………………………………………………….. 52

Памяти Мисирбека Байсубанова…………………………………………………………… 58

 

Календарь знаменательных дат на 2022 год……………………………………………… 62

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

Р. Р. МАМБЕТОВА. Множественное число имён существительных на элементарном уровне обучения русскому языку как неродному

 

Мамбетова Роза Рыскановна старший преподаватель кафедры киргизского языка и технологии его обучения Института государственного языка и культуры знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. E-mail: rozalimam@mail.ru

Аннотация. В статье представлена разработка урока по теме «Множественное число имён существительных», изучаемой на элементарном уровне обучения русскому языку как неродному. Показаны возможная организация работы учащихся на уроке и использование различных приёмов и заданий, современных образовательных технологий и средств обучения. Для закрепления темы подготовлена презентация в программе PowerPoint.

 Ключевые слова: множественное число, формы множественного числа имён существительных, лексические группы слов, особенности образования множественного числа.

 

 Орус тили эне тили эмес аудиторияда жөнөкөй деңгээлде зат атоочтун көптүк санын окутуу

Мамбетова Роза Рыскановна – И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин Мамлекеттик тил жана маданият институтунун кыргыз тили жана аны окутуунун технологиялары кафедрасынын ага окутуучусу. E-mail: rozalimam@mail.ru  

Аннотация. Макалада орус тилин эне тили эмес катары окутуунун жөнөкөй деңгээлинде окутууга багытталган «Зат атоочтун көптүк түрү» сабактын иштелмеси сунушталат. Сабакта иштин ырааттуулугу, заманбап билим берүү технологияларын жана окуу куралдарын колдонуу мүмкүндүгү көрсөтүлгөн. Теманы бышыктоо үчүн презентация даярдалган.

Tүйүндүү сөздөр: көптүк сан, көптүк санды колдонуу, сөздөрдүн лексикалык топтору, көптүк санды уюштуруунун өзгөчөлүктөрү.

 

The plural of a noun at the elementary level of teaching Russian as a non-native language

Mambetova Roza Ryskanovna – Senior Lecturer of the Department of the Kyrgyz Language and the Technology of its Teaching of the Institute of the State Language and Culture of Knowledge of the Kyrgyz State University named after I.Arabaeva. E-mail: rozalimam@mail.ru

 Annotation. The article presents the development of a lesson on the topic «Plural of a noun» studied at the elementary level of teaching Russian as a non-native language. Shows the sequence of work in the lesson and the possible use of modern educational

Keywords: plural, the use of plural forms, lexical groups of words, features of the formation of the plural

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: Учебник русского языка (элементарный уровень). – 9-е. изд. – СПб.: Златоуст, 2013.
  2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. – М., 2013.
  3. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе / Дергачёва Г. И., Кузина О. С., Малашенко Н. М. и др. – М., 1986.
  4. Миллер Л. В., Политова Л. В., Рыбакова И. Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих. – 10-е изд. – СПБ.: Златоуст, 2012.
  5. Михалёва Е. В., Майер А. К., Фрицлер А. А., Ярица Л. И., Шевелёва С. И. Русский язык как иностранный: элементарный уровень: Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.

 

 

Д. А. КРУТИКОВ. Рассказы А. П. Чехова в аспекте гуманно-ценностного подхода

 

Крутиков Денис Александровичкандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы КНУ им. Ж. Баласагына. Е-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Автор статьи предлагает рассматривать произведения А. П. Чехова в свете гуманно-ценностного подхода. Данный подход ставит акцент на гуманных ценностях писателя-классика, имеющих непреходящее воспитательное значение. При изучении в школе (и в вузе) произведений А. П. Чехова их эстетический, познавательный и воспитательный аспекты усваиваются учащимися в неразрывном единстве. Достигается важная педагогическая цель – понимание авторского идеала, представленного рядом характерных для данного писателя нравственно-гуманистических ценностей.

Ключевые слова: гуманно-ценностный, авторский идеал, авторское сознание, эмпатийная интерпретация.

 

А. П. Чеховдун аңгемелерине гумандуу баалуулук мамиленин аспектисинде

Крутиков Денис Александрович филология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макаланын автору А. П. Чеховдун чыгармаларын гумандуу-нарктык мамиленин өңүтүнөн кароону сунуштайт. Бул ыкма классикалык жазуучунун студенттер үчүн туруктуу тарбиялык мааниси бар гумандуу баалуулуктарына басым жасайт. Чыгарманын эстетикалык, таанып-билүү жана тарбиялык жактары окуучулар тарабынан ажырагыс биримдикте өздөштүрүлөт. Маанилүү педагогикалык максатка жетишилет — бул жазуучуга мүнөздүү бир катар моралдык жана гуманисттик баалуулуктар менен чагылдырылган автордун идеалын түшүнүү.

Түйүндүү сөздөр: адамгерчилик-баалуулук, автордук идеал, автордук аң-сезим, эмпатиялык интерпретация.

 

The stories of A. P. Chekhov in the aspect of a humane-value approach

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The author of the article suggests considering the works of A.P. Chekhov in the light of the humane-value approach. This approach places emphasis on the humane values ​​of the classic writer, which have enduring educational value for studentsThe aesthetic, cognitive and educational aspects of the work are assimilated by students in an inseparable unity. An important pedagogical goal is achieved — understanding the author’s ideal, represented by a number of moral and humanistic values ​​characteristic of this writer.

Key words: humane-value, author’s ideal, author’s consciousness, empathic interpretation.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. – 6-е изд. – М., 1989.
  2. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
  3. Крутиков Д. А. Аксиолого-герменевтический подход как важнейший научно- и учебно-методический компонент изучения литературных произведений // Вестник КНУ. – 2021. – № 2 (106). – С. 48–56.
  4. Русова Н. Ю. От аллегории до ямба: Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. – М., 2004.
  5. Совершенство // Толковый словарь русского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, 1984. – Т. 4. С–Я.
  6. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.
  7. Предметный стандарт по курсу «Русская литература» для 10–11 классов (в школах с русским языком обучения) [Электронный ресурс] / Сост. И. А. Низовская, Н. А. Еешенова // Министерство образования и науки Кыргызской Республики – Бишкек, 2020. – URL: http://kao.kg/wp-content/uploads/2020/10/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BF%D0%BE-%D0%A0%D0%9B-10-11-%D0%BA%D0%BB.-%D1%80%D1%83%D1%81.pdf (дата обращения: 16.02.2022).
  8. Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 т. / Вступ. ст. В. В. Ермилова;Примеч. И. С. Ежова. – М.: Гослитиздат, 1960–1964.
  9. Михайловский Н. К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX – начала XX века /Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Б. Аверина. – Л.: Худож. лит., 1989.
  10. Астафьев В. П. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 8. Произведения 1970–1980-х годов.– Красноярск: ПИК «Офсет», 1997.
  11. Программы по русскому языку для X–XI классов и по русской литературе для IX–XI классов школ с кыргызс­ким языком обучения (доработанные) / Сост. Г. У. Сооронкулов, Л. А. Шейман. – Бишкек: ИЦ «Билим», КАО, 2015.
  12. Маковицкий Д. П. У Толстого. 1904–1910: «Яснополянские записки»: В 4 кн. Кн. 3: 1908–1909 (январь–июнь) // Литературное наследство /АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Ред. комис. изд. С. А. Макашин, М. Б. Храпченко, В. Р. Щербина. – М.: Наука, 1979. – Т. 90.