Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Учебники нового поколения: семинар для учителей-русистов

29 марта 2021 года состоялся онлайн-семинар «Учебники русского языка для школ с киргизским языком обучения: история, лингвометодические основы, практика и результаты их применения», организованный Институтом русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета и издательством «Аркус» (г. Бишкек).

 

В семинаре приняли участие более 400 учителей-русистов из разных регионов Кыргызстана.

 

Авторы учебников нового поколения по русскому языку для 5–6 классов школ с киргизским языком обучения Н. П. Задорожная и Г. К. Таирова рассказали участникам семинара об основных принципах построения этих учебников и о том, как работать с ними на уроках. Выступление сопровождалось кадрами хорошо продуманной презентации, в которой были отражены все важнейшие особенности учебников.

 

 

Г. К. Таирова отметила, что в настоящее время ведущим методом в преподавании вторых, неродных языков является коммуникативный метод, предполагающий максимальную приближенность процесса обучения языку к процессу реального общения на этом языке.  Коммуникативная направленность новых учебников русского языка для 5–6 классов киргизских школ основывается на реализации 5-ти основных принципов коммуникативного метода. Это принцип речевой направленности, принцип индивидуализации, принцип функциональности, принцип ситуативности и принцип новизны.

 

В частности, согласно принципу речевой направленности, материалы каждого урока в названных учебниках ориентируют учащихся на овладение речью на русском языке, подготавливают их к созданию собственного речевого продукта, к общению на определенные темы. В соответствии с принципом функциональности учебники знакомят киргизских учащихся не просто с языковыми единицами, а с их функциями. А принцип ситуативности реализуется в учебниках путем создания определенных ситуаций, в рамках которых осуществляется усвоение учащимися языкового, грамматического и речевого материала и формируются представления школьников о том, когда им в жизни, в каких ситуациях пригодится то, что они изучают на уроках.

 

Как подчеркнула Н. П. Задорожная, создать учебник русского языка для учащихся киргизских школ, отвечающий всем требованиям и принципам коммуникативного метода обучения, довольно сложно. Каждый урок (параграф) такого учебника должен от начала до конца отвечать задаче помочь школьникам-киргизам овладеть русским языком для общения на этом языке.

 

Авторы учебников обратили внимание участников семинара на то, с чего и как начинается каждый урок – с сообщения учащимся целей, которые они достигнут в ходе занятия и работы по учебнику. Сама постановка целей урока ориентирована на коммуникацию: авторы обращаются непосредственно к учащимся, используют такие глаголы, как узнаете, научитесь, расскажете и др.

 

По словам Г. К. Таировой, принцип ситуативности как важнейшей составляющей коммуникативной направленности обучения реализуется в учебниках русского языка для 5–6 классов киргизских школ через тематическую подачу языкового и речевого материала. В названии каждого урока учебника обозначена определенная речевая тема, а не грамматическая, например: «Как мы учимся», «Мы – слова из русской речи», «Путешествие в город», «Давайте помечтаем» и т. п. Это  настраивает ученика на то, что он узнает новые русские слова и какие-то грамматические правила, которые помогут ему высказаться по теме урока. В соответствии с обозначенной речевой темой авторами отобрана необходимая лексика и грамматический материал. Изучая новые слова, грамматические конструкции, выполняя различные задания, дети готовятся к тому, чтобы в конце урока практически применить всё то, что они усвоили по конкретной речевой теме.

 

Н. П. Задорожная остановилась подробнее на том, как реализуется в учебниках функциональный подход в подаче языкового материала и как помочь учащимся осознать функцию той или иной языковой единицы. В учебниках в связи с этим представлены три этапа работы:

  • анализ речевых образцов и выявление функции изучаемого языкового явления;
  • включение учащихся в формулирование правила-инструкции по употреблению языковой конструкции в речи;
  • выполнение комплекса упражнений, подготавливающих учащихся к употреблению изучаемой конструкции в речи.

 

Авторы учебников пояснили, что анализ речевого материала и выявление на его основе функции изучаемой языковой единицы должны осуществляться учениками под руководством учителя, так же как и составление правила. Особо было отмечено, что речь не идет о традиционных правилах русского языка. Это правило-инструкция, строящееся по определенной модели, позволяющее понять функцию изучаемой языковой единицы и правильно использовать ее в речи. Например: «Чтобы назвать материал, из которого сделано что-либо, нужно задать от глагола вопрос из чего? и употребить имя существительное в родительном падеже». Для закрепления понимания функции изучаемого языкового явления в учебнике дается комплекс упражнений.

 

Далее Г. К. Таирова рассказала о том, как организована в учебниках лексическая работа, как следует осуществлять семантизацию новых слов, какие упражнения способствуют пониманию и запоминанию значения слов, а какие – позволяют школьникам научиться правильно употреблять новые слова в контексте. Было отмечено, что на первых этапах работы с новыми словами нецелесообразно давать ученикам задание придумать предложения с этими словами. Ведь ученики еще не знают всех особенностей сочетаемости новых слов с другими словами. Поэтому лучше предложить им, например, задание вставить новые слова в ряд готовых предложений. Выполняя такое задание, учащиеся усваивают, как правильно употреблять новые слова в контексте, в каких ситуациях.

 

Внимание участников семинара было обращено также на то, что в учебниках в рубрике «Слова для повторения» не приводятся конкретные задания и упражнения и что учитель должен сам организовать работу с этими словами, исходя из уровня подготовленности и возможностей его учеников. Существует много разнообразных способов организации повторения слов учениками. Некоторые из них подробно описаны в методическом руководстве к учебникам. Учитель может использовать их или предложить ученикам другие виды работы со словами, которые он практикует в своей педагогической деятельности.

 

Авторы учебников затронули в своем выступлении и вопрос аудирования. Аудирование – важный компонент обучения русскому языку как неродному. Благодаря аудированию у школьников-киргизов развивается способность воспринимать информацию на русском языке на слух и откликаться на нее. В учебниках для 5–6 классов есть специальная рубрика «Учимся аудированию», где даются тексты и вопросы и задания к ним. Например: «Прослушайте текст. О чем этот текст? Как его можно озаглавить?» или «Прослушайте текст. Дополните своим мнением, подготовьтесь к его озвучиванию».

 

К сожалению, пока не разработаны отдельные аудиоприложения к учебникам русского языка для учащихся школ с киргизским языком обучения, поэтому тексты для аудирования включены в учебники. Начиная работу по аудированию, которая должна проводиться при отсутствии зрительного доступа учащихся к тексту, учитель должен попросить учеников закрыть учебники. Учитель сам озвучивает текст.

 

Н. П. Задорожная и Г. К. Таирова рассказали участникам семинара и о таком компоненте работы на уроках русского языка, как чтение. Они ставили в своих учебниках задачу обучения учащихся чтению как активному процессу самостоятельной «добычи информации» и как возможности для высказываний по определенным темам. Следовательно, важно не просто чтение, а понимание прочитанного, причем на уровне смысла, а не только на уровне содержания, как это было ранее в учебниках русского языка. Понимание содержания текста проверяется фактологическими вопросами, а понимание текста на уровне смысла – концептуальными вопросами. Участникам семинара было рекомендовано обязательно предлагать учащимся выполнять послетекстовые задания, которые разработаны авторами учебника для понимания смысла прочитанного. Это задания типа «Найдите в прочитанной информации фразы, схожие по содержанию с рисунком к уроку», «Прочитайте текст и озаглавьте его» и т. п. Итогом всей работы учащихся на уроке являются их самостоятельные речевые высказывания (пересказ прочитанного с опорой на ключевые слова; продолжение рассказа по представленному в учебнике тексту; продуцирование развернутого текста в заданной речевой ситуации с опорой на ключевые слова, зрительный ряд или модель высказывания и пр.).

 

На семинаре были освещены и другие вопросы организации работы по новым учебникам русского языка.

 

По завершении выступления Н. П. Задорожной и Г. К. Таировой учителя задали им ряд уточняющих вопросов, рассказали о своем опыте работы с новыми учебниками и дали им высокую оценку.

 

Семинар, по словам учителей, был очень актуален и помог им более глубоко понять принципы построения новых учебников, что очень важно для дальнейшего совершенствования процесса обучения киргизских школьников русскому языку.