Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык объединяет!

 

В Бишкеке завершилась трехдневная работа Международного форума педагогов русского языка и предметов на русском языке «Билингвальное образование сегодня: глобальные вызовы и эффективные практики».

 

 

В форуме, проходившем 26–28 сентября в Кыргызско-Российском Славянском университете им. Б. Ельцина (КРСУ), организованном совместно с Российским институтом дружбы народов им. П. Лумумбы (РУДН) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, приняли участие более 1000 человек – представители профильных органов государственной власти, руководители организаций высшего и среднего образования, школьные учителя и вузовские преподаватели из Кыргызстана, России, Абхазии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Китая, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

 

Первый день форума

 

           

 

       

 

       

 

На открытии форума с приветственными словами к его участникам обратились проректор по образовательной деятельности РУДН Ю. Н. Эбзеева, ректор КРСУ С. Ю. Волков, заместитель министра просвещения Кыргызской Республики А. Д. Махметкулов, атташе по образованию Посольства Российской Федерации в Кыргызской Республике Р. Г. Фёдоров, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель совета автономной некоммерческой организации «Евразия» А. И. Аршинова (онлайн), руководитель Представительства Россотрудничества в Кыргызской Республике А. Ф. Зульзхарнеев. Выступавшие отметили актуальность проводимого мероприятия, подчеркнув, что в полиязычном пространстве, в котором мы живем, билингвальная модель обучения становится ответом на вызовы, с которыми сталкивается современная система образования.

 

               

 

Из приветственной речи А. Ф. Зульхарнеева:

«…На протяжении веков русский язык объединяет людей и народы на огромном пространстве Евразии. В ХХ веке русский язык стал языком невиданного ранее социального прогресса, становления и развития современной государственности для многих евразийских народов. Русский язык остается языком гуманизма, так востребованного сегодня, языком культуры и науки. Сейчас это еще и язык информационного пространства… Наша главная задача – создавать и поддерживать возможности для изучения русского языка, поддерживать профессиональное развитие учителей…»

 

Из приветственной речи А. Д. Махметкулова:

«…Мы высоко ценим глубокие исторические и культурные связи, которые объединяют Кыргызстан и Россию, и убеждены, что наше партнерство в сфере образования продолжит открывать новые горизонты для развития подрастающего поколения… Мы верим, что совместными усилиями мы сможем воспитать новое поколение, которое будет ценить многоязычие как фактор успешной карьеры и дальнейшего профессионального роста. Сегодня, в сложной ситуации в мире, все наши усилия, инновации в образовании должны быть направлены на поддержание дружбы, партнерства между нашими народами. Это нужно, чтобы у наших детей было светлое будущее…»

 

Из приветственной речи А. И. Аршиновой:

«…Спасибо всем, кто вложил свои силы в подготовку этого важнейшего форума… Для Кыргызстана, России, всех стран большой Евразии билингвальное образование – это возможность дать детям, студентам шанс стать более успешными, конкурентоспособными, научиться общаться на разных языках, работать вместе над общими проектами и уметь лучше понимать друг друга…»

 

После завершения церемонии открытия Международного форума педагогов русского языка и предметов на русском языке состоялось пленарное заседание «Билингвальное образование сегодня: глобальные вызовы и эффективные практики».

 

С интересными и актуальными докладами выступили временно исполняющая обязанности директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Е. В. Тумакова, ректор КРСУ С. Ю. Волков, заместитель директора государственного учреждения «Школа-лицей № 7» управления образованием Кызылординской области (Казахстан) Г. Т. Жавзмагина (доклад «Управленческие и методические стратегии развития современной школы в условиях би- и полиязычия»), директор ИРЯ КРСУ М. Дж. Тагаев («Билингвальное образование и билингвизм – главное условие формирования конкурентоспособной личности для современного рынка труда»), проректор по учебной работе Белорусско-Российского университета Н. В. Вологина («Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в образовательных организациях Республики Беларусь: вызовы и эффективные практики») и проректор по учебной работе Российско-Таджикского (Славянского) университета Б. Ш. Сайдамиров («О положении русского языка в условиях би- и полилингвизма в Таджикистане»).

 

Во второй половине первого дня форума прошел экспертный семинар, на котором проректор по образовательной деятельности РУДН Ю. Н. Эбзеева рассказала о современных трендах развития системы образования и о продвижении университетов в международных рейтингах. Также состоялась стратегическая сессия, участниками которой стали представители российско-национальных университетов.

 

 

    

 

Значимой частью первого дня работы форума явились секционные заседания:

  • Секция 1. «Управление образовательной организацией сегодня: вызовы и стратегии». (Для руководителей образовательных организаций.)
  • Секция 2. «Русский язык в действии: тексты, смыслы, контексты в билингвальной среде». (Для преподавателей русского языка организаций высшего образования.)
  • Секция 3. «Обучение русскому языку в билингвальной школе: опыт, вызовы, перспективы». (Для учителей русского языка и литературы.)
  • Секция 4. «Преподавание предметов на русском языке как культурный и языковой мост». (Для преподавателей и учителей-предметников.)
  • Секция 5. «Русский язык как иностранный в высшей школе: новые методы и технологии».

 

На секционных заседаниях были представлены доклады по управлению образовательными организациями, актуальным практикам преподавания русского языка, интеграции цифровых технологий и искусственного интеллекта в обучение русскому языку и другим вопросам. Выступавшие поделились с коллегами своим опытом, наработками и результатами своих практик, рассказали о проблемах, существующих в сфере их деятельности.

 

Второй день форума

 

Работа второго дня форума прошла в формате «Школа профессионального мастерства». Опытные специалисты провели для участников форума тренинги, мастер-классы, командные игры и другие практические занятия. Уже сами названия мероприятий показывают, насколько разносторонним, актуальным и интересным был этот практический блок форума:

 

  • Трек 1. Практические тренинг-сессии по управлению образовательной организацией.

– Тренинг-сессия 1. «Модели наставничества и поддержки молодых педагогов для достижения новых уровней развития образовательной организации» (группа специалистов из Казахстана).

– Тренинг-сессия 2. «Организация научной деятельности в вузе: вовлечение студентов и мотивация преподавателей» (О. И. Александрова, кандидат филологических наук, заместитель декана филологического факультета РУДН по научной работе).

 

  • Трек 2. Практические тренинг-сессии для преподавателей университетов.

– Тренинг-сессия 1. «Журнал „Русистика“: история создания и развития» (В. М. Шаклеин, доктор филологических наук, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания РУДН, главный редактор журнала «Русистика»).

– Тренинг-сессия 2. «Публикация статьи в международной базе Скопус: опыт и рекомендации» (Е. Н. Стрельчук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания РУДН, ответ. секретарь журнала «Русистика»).

 

  • Трек 3. Практические тренинг-сессии для педагогов-филологов старшей и высшей школы.

Тренинг-сессия 1. «Уроки Армении: проблемные зоны русского, армянского и киргизского языков в типологическом освещении» (К. С. Акопян, кандидат филологических наук, зав. кафедрой русского языка и профессиональной коммуникации Российско-Армянского (Славянского) университета).

Тренинг-сессия 2. «Возможности кыргызской и русской литературы в воспитании старшеклассников» (И. М. Слободчиков, доктор психологических наук, профессор кафедры русистики, этноориентированной педагогики, цифровой дидактики РУДН).

 

  • Трек 4. Практические тренинг-сессии для педагогов русского языка младшей и средней шкоды.

Тренинг-сессия 1 и 2. «Формирование системной грамотности у детей в процессе обучения языку» (В. П. Синячкин, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации РУДН).

 

  • Трек 5. Практические тренинг-сессии для педагогов-предметников.

Тренинг-сессия 1. «Методики креативного мышления на уроках естественнонаучного и физико-математического циклов» (К. Н. Холдоенко, учитель предметов „Биология“ и „Химия“ Региональной школы олимпийского резерва Джалал-Абадской области, Кыргызстан).

Тренинг-сессия 2. «Создание интерактивных заданий по литературе для билингвальной аудитории» (К. Н. Галай, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН).

 

     

 

     

 

Много полезного почерпнули для себя школьные учителя и преподаватели вузов, пришедшие на мастер-класс кандидата политических наук, помощника ректора по связям с общественностью, доцента кафедры массовых коммуникаций РУДН Н. А. Ивановой «Создание и продвижение личного бренда педагога: зачем и как?».

 

Большой интерес у участников форума вызвал тренинг по применению искусственного интеллекта. Его провели Л. А. Гонтарь, руководитель проектного офиса «Аэродинамика» Правительственной комиссии России, старший преподаватель кафедры прикладного искусственного интеллекта РУДН, и М. А. Куриев, представитель компании ЧПОУ Solvo.

 

Оживленно и эффективно прошел практический круглый стол «Вопросы психоэмоционального выгорания и психологической помощи педагогам, а также «трудные» зоны психологического сопровождения в образовательном процессе», в качестве ведущих на котором выступили профессора И. М. Слободчиков (Россия) и М. Дж. Тагаев (Кыргызстан).

 

И, конечно же, много позитивных и восторженных эмоций вызвали у участников форума командные обучающие игры: нетворкинг-игра по решению практических кейсов и созданию «сети педагогов» (ведущие Ш. Ш. Султанова, директор международного центра дистанционного обучения «Цифровой подготовительный факультет» РУДН, и М. Нохуров, инженер-программист этого же центра); модельный состязательный турнир «Что? Где? Когда?» (ведущие А. А. Стрелковский, педагог проекта «Российский учитель за рубежом», учитель географии и истории средней общеобразовательной школы КРСУ, Е. В. Захаренко, педагог проекта «Российский учитель за рубежом», учитель биологии в той же школе).

 

   

 

Третий день форума

 

Завершающим этапом Международного форума педагогов стали курсы повышения квалификации для русистов и предметников, ведущих на русском языке дисциплины физико-математического, естественного и гуманитарного циклов на различных уровнях образования. Участникам курсов были прочитаны лекции и проведены с ними обучающие семинары.

 

С большим интересом педагоги-русисты познакомились на методическом семинаре кандидата филологических наук, руководителя программы «Цифровые инновации в филологии» ИРЯ РУДН Ю. Н. Бирюковой с различными цифровыми инструментами современного педагога-филолога. Российский методист рассказала о наиболее эффективных интернет-ресурсах (сайтах, приложениях, онлайн-сервисах), показав на примерах, как можно использовать эти инструменты в обучении русскому языку.

 

Не менее актуальной и интересной была лекция профессора В. П. Синячкина (РУДН) – «Психолингвистические основы обучения речевой деятельности ребенка-билингва в школе». Слушатели буквально с затаенным дыханием ловили каждое слово профессора В. П. Синячкина, глубоко погружаясь в тайны русского языка и профессии русиста. Другой аспект преподавания русского языка как неродного – этнолингвистический – был раскрыт профессором РУДН на другой блестящей лекции, состоявшейся после небольшого перерыва.

 

Для учителей-предметников были организованы методические семинары «Метапредметное обучение в билингвальной поликультурной среде: от теории к практике», «Психокультурология воспитания: установки, содержание, трудности» и «Технологии ИИ в профессиональной деятельности педагога-предметника».

 

По завершении курсов повышения квалификации педагоги получили соответствующие сертификаты.

 

На церемонии закрытия Международного форума его организаторы отметили, что в течение трех дней было проведено в целом 30 мероприятий. Следует сказать, что все эти мероприятия были организованы и проведены на очень высоком уровне. Состоявшиеся дискуссии, обмены мнениями, лекции, семинары, несомненно, принесут благие плоды в обучении русскому языку, в сохранении и развитии русскоязычного образовательного пространства на евразийском континенте.

 

Л. И. ГАРАЮЩЕНКО