1 ноября 2023 года в Международном университете «Ала-Тоо» состоялся круглый стол «Эффективные методы обучения русскому языку».
В мероприятии приняли участие преподаватели русского языка, школьные учителя-русисты, учёные-филологи, специалисты в области среднего и высшего образования из разных стран. Почётными гостями круглого стола стали доктор филологических наук, профессор А. С. Щербак (Российская Федерация, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, онлайн), доктор филологических наук, главный редактор журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» Г. У. Соронкулов, кандидат педагогических наук, доцент Л. А. Комарова (Университет Бейкент (BU), г. Стамбул, онлайн), кандидат педагогических наук, доцент В. В. Зикратов (СГУ им. Ш. Рашидова, Самарканд, онлайн).
Работу круглого стола открыл ректор университета, кандидат педагогических наук, доцент Ж. Ж. Жакшылыков. Тепло поприветствовав участников, он подчеркнул важность и своевременность заявленной темы круглого стола. Ректор отметил, что в настоящее время русский язык в Кыргызской Республике, имеющий статус официального языка, остаётся по-прежнему востребованным и активно используется в сфере образования. Между тем, сегодня в Кыргызстане ощущается нехватка квалифицированных преподавателей русского языка, владеющих современными методиками преподавания. Вызывает обеспокоенность и сужение области применения русского языка в ряде вузов Бишкека.
Выступившая далее с докладом «Эффективная методика работы с лексикой русского языка» профессор А. С. Щербак представила разработанную ею методику, которая может успешно применяться на практических занятиях по русскому языку как со студентами вузов, так и с учащимися школ. Эта методика позволяет обучающимся видеть, как важно найти для выражения своих мыслей точное и ёмкое слово. Лексический анализ слова помогает в решении ряда трудных задач, связанных с пониманием и раздумьями о позиции автора того или иного текста, а также помогает разобраться в многообразии художественных средств для успешного применения их в сочинениях, изложениях, текстах собственного творчества.
Содержательную программу круглого стола продолжил Г. У. Соронкулов. Он рассказал о насущных проблемах журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», подчеркнув, что если не выносить материалы подобных круглых столов на страницы журналов, то все инновационные, эффективные методы так и останутся в распоряжении небольшого числа педагогов. Выступающий также обратил внимание участников круглого стола на тот факт, что в последнее время слово «литература» (как название учебного предмета) перестало употребляться вместе с «русским языком», а ведь эти предметы дополняют друг друга.
– У подавляющего большинства участников данной встречи, – заметил Г. У. Соронкулов, – в дипломах записана специальность «Учитель русского языка и литературы». Круг участников нашего круглого стола был бы шире, если бы здесь присутствовали и специалисты по литературе.
В последнее время в Кыргызстане наметились изменения в школьном образовательном пространстве, продиктованные требованиями Государственного образовательного стандарта школьного общего образования КР и сменой парадигм, при которой акцент с преподавательской активности учителя смещается на учебную деятельность учащихся. Об этом подробно рассказала главный специалист отдела многоязычного образования Кыргызской академии образования, соавтор линейки национальных учебно-методических комплексов по русскому языку для 5–7 классов с русским языком обучения Т. А. Матохина. Её доклад «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка средствами национальных учебников для классов с русским языком обучения» был очень ярким и содержательным.
Одним из эффективных методов в преподавании русского языка является диалог-спор. Он основывается на постановке проблемы по изучаемой теме и активном общении обучающихся. Кандидат педагогических наук, доцент Самаркандского государственного университета им. Шарафа Рашидова В. В. Зикратов раскрыл особенности использования данного метода в учебной практике в своём обстоятельном докладе «Дискуссия „Спор-диалог“: как её реализовать?».
Доклад кандидата филологических наук, доцента Международного университета «Ала-Тоо» Л. В. Алимпиевой «Система Мoodle как средство активизации учебного процесса» был посвящён одной из самых популярных в мире систем электронного обучения. Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) переведена более чем на 100 языков. Её активно используют крупные университеты мира, школы и частные компании. Эта платформа облегчает доступ к учебному материалу и его последующее усвоение. Докладчик поделилась с участниками круглого стола результатами активного использования системы Moodle в обучении студентов Международного университета «Ала-Тоо», внедрённой здесь ещё в 2012 году.
Прозвучавшие на круглом столе доклады вызвали у его участников живой интерес. В результате обсуждения поднятых проблем было подчеркнуто, что совершенствование форм преподавания русского языка в школе и в вузе является в настоящее время первоочередной задачей системы образования. Особое внимание было уделено вопросу связи школы с вузом как двух звеньев одной цепи.
По итогам работы круглого стола были выдвинуты следующие предложения:
– изменить подходы к обучению русскому языку с учётом сложившейся геополитической ситуации в мире и требований современности;
– для достижения высокого качества обучения русскому языку, а также для повышения учебной мотивации необходим переход от традиционных педагогических технологий к передовым, в частности, к использованию в учебном процессе предметно-языкового интегрированного обучения;
– активнее разрабатывать и публиковать методические материалы, включая мультимедийные, для обобщения и распространения лучшего опыта преподавания;
– способствовать сохранению и активному использованию русского языка в сфере образования.
Круглый стол оказался плодотворным, поскольку на нём были не только обсуждены «новые вызовы» преподавания русского языка, но и намечены некоторые пути совершенствования преподавания предмета. В связи с этим коллектив русистов Международного университета «Ала-Тоо» выступил с инициативой ежегодно проводить подобные продуктивные встречи преподавателей вузов, учителей школ, других образовательных учреждений и специалистов в области современной русистики.
Г. С. ЧОКУШЕВА, А. К. ОРОЗОВА