Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2021, № 2

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

            Н. С. Джусупбекова. Подходы и перспективы изучения русского языка

в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики…………………………… 3

 

Лингводидактика. Литературодидактика

            С. М. Юбурова. Сложноподчинённое предложение с союзным словом «который»

в предложном падеже на базовом уровне обучения русскому языку как неродному……….. 9

А. М. Капалова. Изучение зарубежной литературы в среднем звене обучения

(на примере сказок Вильгельма Гауфа)…………………………………………………………… 18

 

Наши раритеты

            Л. Ф. Илеева. Опыт педагогической интерпретации произведений литературной классики

(Читаем повесть Н. В. Гоголя «Шинель»)………………………………………… 22

 

Научно-популярный отдел

            А. С. Кацев, И. В. Крапивина. Язык – вместилище души…………………………. 33

А. О. Орусбаев. Язык как средство воспитания духовности………………………. 43.

Б. Маматкаримова, Н. М. Мурадымов. Дорогами кавказского пленника

(К 200-летию поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»)…………………………………. 50.

 

Наши юбиляры

            Б. Т. Койчуев, С. С. Данабаева. Художественный мир Анэса Зарифьяна, или

К юбилею мэтра……………………………………………………………………………………. 59

 

Хроника

            Л. И. Гарающенко, О. С. Войтова. Круглый стол «Русская литература в Кыргызстане:

состояние и перспективы» (Презентация сборника избранных научных трудов

Г. Н. Хлыпенко)………………………………………………………………….………………. 67.

 

Остаются с нами

            «…Но не исчезнет след их никогда, пока мы помним и не забываем»

(О Калмамате Раупбековиче Абдиеве)…………………………………………………. 72

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

С. М. ЮБУРОВА. Сложноподчинённое предложение с союзным словом «который»

в предложном падеже на базовом уровне обучения русскому языку как неродному

 

 Юбурова Сания Марсуевна старший преподаватель кафедры русского языка и литературы факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. E-mail: yuburova@mail.ru

Аннотация. В статье представлена разработка урока по теме «Сложноподчинённое предложение с союзным словом „который“ в предложном падеже», изучаемой на базовом уровне обучения русскому языку как неродному. Показаны последовательность работы на уроке и возможное использование современных образовательных технологий и средств обучения. Для закрепления темы подготовлены презентация и видеоигра (опубликована на: https://youtu.be/Np-h9GDCMDE).

Ключевые слова: сложноподчинённое предложение, определительное придаточное предложение, союзное слово «который», предложный падеж.

 

Орус тилин бөтөн тил катары окутуунун негизги деңгээлинде чыгыш жөндөмөсү учурда «кайсы» деген союздук сөз менен татаал сүйлөм

Юбурова Сания Марсуевна – И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин гуманитардык факультетинин орус тили жана адабияты кафедрасынын ага окутуучусу. E-mail: yuburova@mail.ru

Аннотация. Макалада орус тилин бөтөн тил катары окутуунун базалык деңгээлинде изилденген «Бирикме сөз менен кошмо сүйлөм» темасы боюнча сабакты иштеп чыгуу сунушталат. Сабакта иштин ырааттуулугу жана заманбап билим берүү технологияларын жана окуу куралдарын колдонуу мүмкүндүгү көрсөтүлгөн. Теманы оңдоо үчүн презентация жана видео оюн даярдалган (жарыяланган: https://youtu.be/Np-h9GDCMDE).

Түйүндүү сөздөр: татаал сүйлөм, багыңкы аныктооч, бириктирүүчү сөз «кайсы», чыгыш жөндөмөсү.

 

 A complex sentence with the union word «which» in the prepositional case at the basic level of teaching Russian as a non-native language

Yuburova Saniya Marsuevna – Senior Lecturer, Department of Russian Language and Literature, Faculty of Humanities, Kyrgyz State University, named  after I. Arabaeva. E-mail: yuburova@mail.ru

Annotation. The article presents the development of a lesson on the topic “Compound sentence with the union word «which» in the prepositional case”, studied at the basic level of teaching Russian as a non-native language. The sequence of work in the lesson and the possible use of modern educational technologies and teaching aids are shown. To fix the topic, a presentation and a video game were prepared (published at: https://youtu.be/Np-h9GDCMDE).

Keywords: complex sentence, attributive subordinate clause, union word «which», prepositional case.

 

Литература

  1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык. – М.: Логос, 2002.
  2. Вариченко Г. В. Русский язык как иностранный (базовый уровень): Учебное пособие / Г. В Вариченко, Е. В. Кишкевич, Ж. В. Проконина. – Минск: БГУ, 2012.
  3. Миллер Ц. Г., Розентретер Е. А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием. – М.: Просвещение, 1982.
  4. Практический курс русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2116 «Русский язык и литература в национальной школе». Ч. II / А. Г. Хмара, Э. М. Ецкова, Э. Н. Кушлина и др.; Под ред. Г. Г. Городиловой, А. Г. Хмары. – Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1987.
  5. Русский язык как иностранный: элементарный уровень: Учебное пособие / Е. В. Михалёва, А. К. Майер, А. А. Фрицлер, Л. И. Ярица, С. И. Шевелёва, А. С. Рустамова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 378 с.

 

 

А. М. КАПАЛОВА. Изучение зарубежной литературы в школе в среднем звене обучения (на примере сказок Вильгельма Гауфа)

  

Капалова Алина Марсатовна – магистрант Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. E-mail: kapalova.alina@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос изучения зарубежной литературы в школах Кыргызстана с русским языком обучения (среднее звено). Предлагается включить в школьный курс литературы сказки немецкого писателя эпохи романтизма Вильгельма Гауфа для внеклассного чтения. Эти произведения, по мнению автора статьи, будут способствовать, нравственному и эстетическому развитию учащихся, обогащению их представлений о гуманистических ценностях, а также о культуре разных народов.

Ключевые слова: зарубежная литература, сказка, эпоха, культура, Восток, нравственность, эстетический идеал, толерантность.

 

Окутуунун мектеп орто звеносунда чет элдик адабиятты окуу (Вильгельм Гауфтун жомокторунун мисалында)

Аннотация. Макалада Кыргызстандын орус тили окуткан мектептеринде (орто деңгээл) чет эл адабияттарын окутуу маселеси талкууланат, романтизм доордун өкүлү немец жазуучу Вильгельм Гауфтун жомокторун мектептин курсуна (класстан тышкаркы окуу) кошуу сунушталат. Бул чыгармалар, макаланын авторунун айтымында, окуучулардын адеп-ахлактык жана эстетикалык өркүндөөсүнө, алардынгуманистик баалуктар жана ар кандай элдердин маданияттары жөнүндө түшүнүктөрүн тереңдетет.

Түйүндүү сөздөр: чет элдик адабият, жомок, доор, адеп, эстетикалык идеал, маданият, стиль, Чыгыш, окуу процесси.

 

The study of foreign literature in the middle school (on the example of the fairy tales of Wilhelm Hauff)

Annotation. The article discusses the issue of teaching foreign literature in schools of Kyrgyzstan with Russian as the language of instruction (middle level), where it is proposed to add to the school course (extracurricular reading) the study of the work of the writer of the romantic era, Wilhelm Hauff. The choice of this writer is due to the fact that his works, according to the author of the article, are capable of instilling high moral qualities in readers, forming and enriching their views, acquainting them with the life and traditions of different peoples, instilling in readers the most important humanistic values that constitute the essence of the writer’s aesthetic ideal.

Keywords: foreign literature, fairy tale, era, morality, aesthetic ideal, culture, style, Еast, learning process.

 

Литература

  1. Герлован О. К. Русская литературная сказка XVIII – начала XIX в.: Понятие. Истоки. Типология [Электронный ресурс]: дис. …канд. филол. наук: 10.01.01 / Ин-т мировой литературы. – М., 1996. – 27 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/russkaya-literaturnaya-skazka-xviii-nachala-xix-v-ponyatie-istoki-tipologiya (дата обращения: 20.08.2021).
  2. Морозов А. А. Немецкие волшебно-сатирические сказки. – Л., 1972.
  3. Гауф В. Сказки / Пер. с нем. – М.: Худож. лит., 1991.
  4. Маймин Е. А. О русском романтизме. – М., 1975.
  5. Артемьева О. А. Литературные и фольклорные традиции в сказках В. Гауфа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. – 1983. – № 5.
  6. Чернышова М. В. Новеллистика Вильгельма Гауфа в контексте литературы его эпохи [Электронный ресурс]: дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 2010. – 24 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/novellistika-vilgelma-gaufa-v-kontekste-literatury-ego-epokhi (дата обращения: 29.08.2021).

 

 

Б. МАМАТКАРИМОВА, Н. М. МУРАДЫМОВ. Дорогами кавказского пленника

(К 200-летию поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник»)

 

УДК: 809.1/553.23

Маматкаримова Бегимай – учитель лицея «Сема», г. Ош, магистрант Ошского государственного университета.

Мурадымов Николай Мифтякович – кандидат филологических наук, доцент Ошского государственного университета. E-mail: muradymov@gmail.com

Аннотация. В статье освещается предыстория создания А. С. Пушкиным поэмы «Кавказский пленник»; рассматривается образ главного героя этого произведения в аспекте критических материалов о проблеме формирования героя времени; приводятся примеры трансформации мотива кавказского пленника в литературе и его рецепции в кино, на сцене и в произведениях других видов искусства. Обозначен эстетико-педагогический потенциал пушкинского текста в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: русская литература, литература народов содружества, поэма, герой, традиции, диалог культур, плен, неволя, свобода.

 

КАВКАЗ ТУТКУНДУН ЖОЛДОРУ МЕНЕН

(А. С. Пушкиндин «Кавказ туткуну» поэмасынын 200-жылдыгына карата)

Маматкаримова Бегимай – «Сема» лицейдин мугалими, Ош ш., Ош мамлекеттик университетинин магистранты.

Мурадымов Николай Мифтякович – филология илимдеринин кандидаты, Ош мамлекеттик университетинин доценти. E-mail: muradymov@gmail.com

Аннотация. Макалада А. С. Пушкиндин «Кавказ туткуну» поэмасынын жаралышы жана иштелишинин тарыхы, мезгил баатырынын адабиятта калыптанышы, кавказ туткуну мотивинин кинодо, сахнада жана искусствонун башка түрлөрүндө трансформациялынышынын мисалында, анын көйгөйлөрү жөнүндө сын материалдарды талдоо призмасы аркылуу каралат. Пушкин текстинин жаш муундарды окутууда жана тарбиялоодо эстетикалык жана педагогикалык мүмкүнчүлүктөрү көрсөтүлөт.

Түйүндүү сөздөр: орус адабияты, шериктеш элдердин адабияты, поэма, баатыр, салт, маданияттардын диалогу, туткун, эркиндик.

 

ROADS OF THE CAUCASIAN PRISONER

(Тo the 200th anniversary of the creation of the poem «Prisoner of the Caucasus» by A. S. Pushkin)

Mamatkarimova В. – teacher of the «Sema» lyceum, Osh city, Master student of Osh State University

Muradymov N. М. – Assoc. Osh State University. E-mail: muradymov@gmail.com

Annotation. The article examines the history of the creation and functioning of the poem by A. S. Pushkin «Prisoner of the Caucasus» through the prism of analyzing critical materials about the problem of the formation of the hero of the time, the development of the poet’s traditions, its reception in the cinema, on stage and other types of art. The aesthetic and pedagogical potential of the Pushkin text in teaching and upbringing of the younger generation is indicated.

Keywords: Russian literature, literature of the peoples of the commonwealth, poem, hero, tradition, dialogue of cultures, captivity, capture, freedom.

 

Литература

  1. Пушкин А. С. Кавказский пленник // Пушкин А. С. Сочинения. В 3 т. – М.: Художественная литература, 1986. – Т. 2. – С. 3–24.
  2. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 17 т. – М.: Воскресенье, 1994–1995.
  3. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 т. / Под ред. В. В. Григоренко. – М.: Художественная литература, 1974.
  4. Багратион-Мухранели И. Л. Концепт кавказского пленника в русской литературе // Новое прошлое. – 2019. – № 3. – С. 178–201.
  5. Белинский В. Г. Литературные мечтания // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 9 т. – М.: Художественная литература, 1981. – Т. 1. – С. 47–127.
  6. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 9 т. – М.: Художественная литература, 1981. – Т. 6. С. 74–361.
  7. Вяземский П. О «Кавказском пленнике», повести соч. А. Пушкина // Сын отечества. – 1822. – № 49. (В сб.: Русская критика ХVIII–ХIХ вв. – М.: Просвещение, 1978. – C. 74–83.)
  8. Городецкий Б. П. К истории издания «Кавказского пленника» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. – М.–Л., 1936. – С. 290–324.
  9. Дебрецени П. Общественное расслоение литературного вкуса в эпоху Пушкина // Вестник Московского ун-та. – 1997. – № 2.
  10. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. В 2 т. / Сост., биографические очерки, прим. В. В. Кунина. – М.: Правда, 1987.
  11. Назарова Л. Н. «Кавказский пленник» // Лермонтовская энциклопедия / Под ред. В. А. Мануйлова. – М., 1981.
  12. Н. М. Кавказский пленник. Быль // Библиотека для чтения. – 1838. – Т. ХХХI.
  13. Некрасов А. И. К вопросу о литературных источниках «Кавказского пленника» А. С. Пушкина // Сборник статей к 40-летию учёной деятельности акад. А. С. Орлова. – Л.: АН СССР, 1934. – С. 153–160.
  14. Погодин М. П. О «Кавказском пленнике» // Вестник Европы. – 1823. – № 1. (В кн.: Русская критика ХVIII–ХIХ вв. – М.: Просвещение, 1978. – С. 130–135.)
  15. Смирнов Б. Лжекапитан Платов – «кавказский пленник» // Тайны ХХ века. – 2021. – № 10.
  16. Сооронкулов Г. У. Кыргызы и лейтмотив «Восток–Запад» в художественной аксиологии Пушкина. – Бишкек, 2012.
  17. Токтомушев А. Чыгарманын күчү // Ленинчил жаш. – 1949. – 6 июня.
  18. Урушадзе Т. Л. В плену у горцев // Войны и население юга России в ХVIII–ХIХ веках. –2017. – № 2. – С. 210–222.
  19. Шейман Л. А. Лейтмотив Восток–Запад в мире Пушкина // Гений русской словесности / Междунар. научно-практич. конференция, посвящённая 200-летию А. С. Пушкина. – Бишкек, 2000. – С. 15–20.
  20. Эшмамбетов К. В чём значение Пушкина // Кызыл Кыргызстан. – 1937. – 11 февраля.