Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2022, № 1

Содержание

 

                   

Олимпиады, конкурсы, семинары

            Г. С. Тагаева, Г. У. Соронкулов. По следам Республиканской олимпиады школьников

по русскому языку и литературе……………………………………………………………………….…. 3

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Е. С. Буряченко, Т. И. Буряченко. Практические примеры обучения русскому языку

как неродному: формирование культуроведческой компетенции……………..…………………… 16

Н. А. Ешенова. Пути приобщения восьмиклассников к образу России (по страницам

учебной хрестоматии «Литературное чтение»)……………..………..………….…………………… 19

 

Наши раритеты

Р. Ш. Табаева. Обращение к родному языку учащихся в связи с изучением русского

(Проблемы, аспекты, компоненты)………………………………………..…………….…………….. 24

А. С. Агапова. «Не надо людям с людьми на земле бороться» (Тема войны

в творчестве Марины Цветаевой)…………………………………………………………..…………. 30

 

Научно-популярный отдел

            А. Т. Пазылова, В. К. Сабирова. Образы киргизов в очерке Ильи Эренбурга «Киргизы»………………………………………………………………………………………….…………. 35

М. Б. Каменева. Ключевые тексты русской и мировой культуры в заголовках

в русскоязычных СМИ Кыргызстана……………………………..…………………….………….…….. 38

 

К 90-летию со дня рождения А. П. Селивёрстовой

            Л. И. Гарающенко. Публикации А. П. Селивёрстовой на страницах журнала

русистов Кыргызстана…………………………………………………………………..…………………. 42

 

Остаются с нами

            В. Е. Ковский. О времени и о себе…………………………………………………………….. 46

«Первооткрыватель Страны Гринландии» (Из переписки В. Е. Ковского

и Л. А. Шеймана)……………………………………………………………………….………………….. 51

Из книги В. Ковского «Романтический мир Александра Грина»………..…………..……… 62

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА  И БИБЛИОГРАФИЯ

 

Е. С. БУРЯЧЕНКО, Т. И. БУРЯЧЕНКО.  Практические примеры обучения русскому языку как неродному: формирование культуроведческой компетенции

Буряченко Е. С.учитель русского языка и литературы Школы-гимназии гуманитарно-правового направления № 4 г. Бишкека.

Буряченко Т. И. – доцент межфакультетской кафедры русского языка Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Аннотация. Развитие языковой личности связано с формированием её компетенций. В этой связи одним из действенных подходов в преподавании русского языка как неродного является культуроведческий подход. В статье приводится пример обучения русскому языку с использованием текста и заданий, содержание которых отвечает задаче формирования у учащихся культуроведческой компетенции.

Ключевые слова: обучение общению, культуроведческий текст, поликультура, языковое образование.

 

Маданий компетенцияны калыптандырууда орус тилин эне тил катары окутуунун практикалык мисалдары

Буряченко Е. С. – Бишкек шаарынын №4 гуманитардык-укуктук багыттагы гимназия мектебинин орус тили жана адабияты мугалими.

Буряченко Т. И – Баласагын атындагы Кыргыз улуттук университетинин орус тили факультеттер аралык кафедрасынын доценти.

Аннотация. Тилдик инсандын өнүгүшү анын компетенттүүлүгүнүн калыптанышы менен байланышкан. Мына ушуга байланыштуу орус тилин эне тили эмес катары окутуунун эффективдуу ыкмаларынын бири — маданий ыкма. Макалада орус тилин текст жана тапшырмалар аркылуу окутуунун мисалы келтирилген, анын мазмуну окучуулардын маданий компетенттүүлүгүн калыптандыруу милдетине жооп берет.

Түйүндүү сөздөр: байланыш түзүгөө даярдоо, маданий текст, поликультура, тил билими.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Буряченко Т. И. «И дым отечества нам сладок и приятен»: учебное пособие по русскому языку как неродному. – Бишкек, 2005.
  2. Ветчинова М. Н., Дунаева А. С. Язык и культура. – 2014. – № 3 (27). – С. 138–146.
  3. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина. – М., 2003.
  4. Краевский В. В. Педагогические аспекты диалога культур // Диалог культур и партнёрство цивилизаций: VIII Международные Лихачёвские чтения, 22–23 мая 2008 г. – СПб., 2008. – С. 404–406.
  5. Краевский В. В. «Человеческий фактор» в жизни и в педагогике // Педагогика. – 2006. – № 3.

 

Н. А. ЕШЕНОВА.  Пути приобщения восьмиклассников к образу России (по страницам учебной хрестоматии «Литературное чтение»)

Ешенова Нина Александровна – доцент кафедры методики русского языка и литературы Ошского государственного университета.

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования на уроках литературного чтения в школе с киргизским языком обучения художественных текстов, включённых в программу, для раскрытия неповторимого образа России. Имена писателей, значимые исторические события, образы-символы воссоздают особенности культуры русского народа. Важно использовать интерактивные приёмы работы над текстом, создать благоприятную среду, вести диалог культур с помощью художественного слова.

Ключевые слова: образ России, диалог, этнокультуроведческий, пушкинская тема, образы-символы, интерактивные приёмы.

 

Сегизинчи класстын окуучуларын Россиянын образы менен тааныштыруунун жолдору («Адабий окуу» окуу хрестоматиясынан)

Ешенова Нина Александровна – ОшМУнун орус тили жана адабиятынын методикасы кафедрасынын доценти.

Аннотация. Макалада Россиянын кайталангыс образын ачуу үчүн кыргыз тилинде окуткан мектепте адабий окуу сабактарында программага киргизилген көркөм тексттерди колдонуунун мүмкүнчүлүктөрү талкууланат. Жазуучулардын ысымдары, орчундуу тарыхый окуялар, образ-символдор орус элинин маданиятынын өзгөчөлүктөрүн кайра жаратат. Тексттин үстүндө иштөөдө интерактивдүү ыкмаларды колдонуу, жагымдуу чөйрө түзүү, көркөм сөздүн жардамы менен маданияттардын диалогун өткөрүү маанилүү.

Түйүндүү сөздөр: Россиянын образы, диалог, этномаданияты, Пушкин темасы, образ-символдору, интерактивдүү ыкмалар.

 

Introducing students to the image of Russia in literary reading lessons in a school with Kyrgyz language of instruction

Eshenova N. A. – Osh State University.

Annotation. The article discusses the possibilities of using educational texts included in the program in literary reading lessons at a school with the Kyrgyz language of instruction to reveal the unique image of Russia. The names of the writers, significant historical events, images-symbols recreate the peculiarities of the culture of the Russian people. It is important to choose interactive techniques for working on the text, to create a favorable environment, with the help of an artistic word from heart to heart to conduct a dialogue of cultures.

Keywords: the image of Russia, the Pushkin theme, images-symbols, visualization, interactive techniques, enthusiasm.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Айтматов Ч. В соавторстве с землёю и водою… Очерки, статьи, беседы, интервью. – Фрунзе: Кыргызстан, 1978. – С. 222.
  2. Ахматова А. Сочинения. В 2-х т. – М.: Правда, 1990. – 432 с.
  3. Лихачев Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. – СПб.: Logos, 1999. – 672 с.
  4. Павловский А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой. – Л.: Советский писатель, 1989. – 352 с.
  5. Соронкулов Г. У., Ешенова Н. А. Литературное чтение: Учебник-хрестоматия для 8 кл. киргизской школы. – Бишкек: Билим-компьютер, 2013. – 320 с.
  6. Шейман Л. А. Основы методики преподавания русской литературы в киргизской школе: Пособие для учителей. – Ч. II. – Фрунзе: Мектеп, 1982. – 216 с.
  7. Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной… Система пейзажных образов в русской поэзии. – М.: Высшая школа, 1990. – 303 с.

 

А. Т. ПАЗЫЛОВА, В. К. САБИРОВА.  Образы киргизов в очерке Ильи Эренбурга «Киргизы»

Пазылова А. Т.магистрант Ошского государственного университета.

Сабирова В. К. доктор филологических наук, профессор Ошского государственного университета.

Аннотация. Авторы статьи размышляют о роли киргизов как представителей одной из этнических групп в числе других национальных общностей, составлявших единый советский народ, во время Великой Отечественной войны, изображённых в публицистическом очерке русскоязычным писателем еврейского происхождения Ильёй Эренбургом, вернувшимся накануне войны из эмиграции в Европу.

Ключевые слова: война, герои, произведение литературы, этничность.

 

Илья Эренбургдун «Кыргыздар» очеркиндеги кыргыздардын образы

Пазылова А. Т. – магистрант, Ош мамлекеттик университети.

Сабирова В. К. – филология илимдеринин доктору, Ош мамлекеттик университети.

Аннотация. Макаланын авторлору еврей тектүү орус тилдүү жазуучу Илья Эренбургдун, Европадан эмиграциядан бир күн мурун кайтып келген, публицистикалык эссесинде сүрөттөлгөн Улуу Ата Мекендик согуш жылдарында бирдиктүү совет элин түзгөн башка улуттук жамааттардын арасында кыргыз этникалык тобунун өкүлү болгон кыргыздардын ролу жөнүндө ой жүгүртүшөт.

Түйүндүү сөздөр: согуш, баатырлар, адабият чыгармасы, улут.

ЛИТЕРАТУРА

 Война: от героев былых времён. Хрестоматия-учебник / Сост. А. С. Кацев, Н. Л. Слободянюк, А. В. Куликовский. – Бишкек, 2017.

  1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972.
  2. Молчанов В. Время как приём мистификации читателя в современной западной литературе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974.
  3. Полякова Е. А. Образ человека и времени в средневековых таджикско-персидских произведениях: дис. … канд. филол. наук. – Душанбе, 1986.
  4. Сабирова В. К. Императивы вечных ценностей в общенациональном диалоге культур // Вестник ОшГУ. – 2010. –№ 1. – С. 165–169.
  5. Сабирова В. К. Очерковая литература периода Великой Отечественной войны. Форум молодых учёных. – 2018. – № 1. – URL: http://forum-nauka.ru/_may_2018
  6. Эренбург И. «Красная звезда», СССР (№ 259 [5323]). 3 ноября 1942 года. – URL: http://Ognev.livejourmal.com/tag

 

М. Б. КАМЕНЕВА. Ключевые тексты русской и мировой культуры в заголовках в русскоязычных СМИ Кыргызстана

Каменева М. Б.кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Н. Ельцина.

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые тексты русской и мировой культуры, использующиеся в русскоязычных средствах массовой информации Кыргызстана для создания заголовков, анализируется частота применения прецедентных текстов, а также способы реализации в заголовке его базовых функций – коммуникативной функции и функции воздействия.

Ключевые слова: ключевые тексты, прецедентные тексты, СМИ Кыргызстана, заголовок, функция воздействия, коммуникативная функция.

 

Кыргызстандын орус тилдүү массалык маалымат каражаттарынын макалаларынын аталыштарында орус жана дүйнөлүк маданияттын негизги тексттери

 

Каменева М. Б.филология илимдеринин кандидаты, Б. Н. Ельцин атындагы Кыргыз-Орус Славян университетинин орус тили кафедрасынын доценти.

Аннотация. Макалада Кыргызстандын орус тилдүү массалык маалымдоо каражаттарында макалалардын аталышын түзүү үчүн колдонулган орус жана дүйнөлүк маданияттын негизги тексттери талкууланып, прецеденттик тексттердин колдонулуш жыштыгы талдоого алынган, ошондой эле анын негизги функцияларын ишке ашыруу жолдору – рубрикадагы коммуникативдик функция жана таасир кылуу функциясы.

Түйүндүү сөздөр: негизги тексттер, прецеденттик тексттер, Кыргызстандын массалык маалымат каражаттары, аталышы, таасирлүү функциясы, коммуникативдик функциясы.

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Битехтина Н. Б. Ключевые тексты русской речевой культуры в аспекте преподавания РКИ // Традиция и новации: юбилейный сборник научных трудов кафедры теории и практики преподавания РКИ / Сост. канд. пед. наук, проф. Н. А. Метс; д-р пед. наук, проф. В. И. Шляхов; отв. ред. Т. Л. Тихонова. – М., 2010. – С. 17–28. – URL: https://webinar. pushkininstitute.ru/webinar.php?webinarld=148
  2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – 7-е изд. – М., 2013.
  3. Лемяскина Н. А. «Ключевые тексты текущего момента» в речи младших школьников // Языковое и литературное обозрение в современном обществе – 2016: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – СПб., 2016. – С. 362–367.
  4. Нешатаева В. О. Культурные ценности: цена и право. – М., 2013.
  5. Тортунова И. А. Анализ языковых функций заголовков печатных СМИ как основа методики обучения базовым филологическим дисциплинам // Гуманитарные науки. – 2016. – № 3 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-yazykovyh-funktsiy-zagolovkov-pechatnyh-smi-kak-osnova-metodiki-obucheniya-bazovym-filologicheskim-distsiplinam