Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2023, № 1

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Нашему журналу – 65 лет!

М. Дж. Тагаев. Три важнейших события 2023 года ………………………..…………. 3

Н. М. Мурадымов. Во имя содружества языков и культур …………………………… 4

А. Б. Шабданова, Г. У. Соронкулов. Материалы о творчестве Чингиза Айтматова

на страницах научно-методического журнала «Русский язык и литература

в школах Кыргызстана» с 1970 по 1975 г. ………………………………………………. 9

 

Олимпиады, конкурсы, семинары

И. А. Низовская. Олимпиада начинается с урока

(Статья вторая. Услышать «голос» ученика)……………………………………… 15

 

            Научно-популярный отдел

Д. А. Крутиков. Педагогическое значение нравственных воззрений Л. Н. Толстого

(На примере нехудожественного наследия писателя и мемуаров о нём) …..…. 33

Н. Х. Бекмухамедова. Женские образы эпоса «Манас» …………………….………. 40

 

Из ближнего и дальнего зарубежья

Е. В. Канищева, Т. Ф. Семьян. Ритмико-композиционные особенности

русской прозы рубежа XIХ-ХХ вв…………………………………………………….… 53

 

Книжная полка

А. Р. Галимова. Рецензия на монографию Э. М. Афанасьевой

«Молитвенная лирика русских поэтов» ………………………………………………. 57

 

К 90-летию со дня рождения А. П. Селивёрстовой

Н. А. Ешенова. Учитель учителей, методист, личность ……………………………. 62

 

Хроника

Н. А. Ешенова. V Международная научно-практическая конференция

«Инноватика в образовательном пространстве: филологический аспект»……… 67

 

Объявления

Информационное письмо ……………………………………………………………….. 69

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

  •  А. Б. ШАБДАНОВА, Г. У. СОРОНКУЛОВ.  Материалы о творчестве Чингиза Айтматова на страницах научно-методического журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» с 1970 по 1975 г.

 

Шабданова Асель Борисовнамагистрант факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. E-mail: shabdanovaasel46@gmail.com

Соронкулов Гульжигит Умарович – доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. E-mail: soronkulov52@mail.ru

Аннотация. Данная статья является частью магистерской диссертации первого автора об использовании материалов о творчестве великого киргизского писателя Ч. Т. Айтматова учителями русского языка и литературы на уроках, а также составителями учебников и учебно-методических пособий. Рассматриваются, в частности, материалы, опубликованные на страницах научно-методического журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» в период с 1970 по 1975 г. По мнению авторов, эти материалы имеют огромное значение для улучшения общепедагогической и литературоведческой работы учителей, методистов, исследователей, студентов вузов республики.

Ключевые слова: научно-методический журнал, Чингиз Айтматов, русский язык, разработки уроков, литературно-читательские интересы, повесть «Первый учитель», адаптация текста, словарная работа.

 

Чынгыз Айтматовдун чыгармачылыгы тууралуу материалдар 1970–1975-жж. «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» илимий-методикалык журналынын беттеринде

Шабданова Асель Борисовна – И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин гуманитардык билим берүү факультетинин магистранты. E-mail: shabdanovaasel46@gmail.com

Соронкулов Гулжигит Умарович – филология илимдеринин доктору, доценти, И. Арабаев атындагы КМУнун гуманитардык билим берүү факультетинин орус тили жана адабияты кафедрасынын башчысы. E-mail: soronkulov52@mail.ru

Аннотация. Бул макала улуу кыргыз жазуучусу Ч. Т. Айтматовдун чыгармачылыгы жөнүндө материалдарды орус тили жана адабияты мугалимдери, ошондой эле окуу китептерин жана окуу-методикалык колдонмолорду түзүүчүлөр тарабынан колдонуу жөнүндө биринчи автордун магистрдик диссертациясынын бир бөлүгү болуп саналат. 1970-1975-жылдар аралыгында «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» илимий-методикалык журналынын беттеринде жарыяланган материалдар каралат. Авторлордун пикири боюнча, бул материалдар республиканын ЖОЖдорунун мугалимдеринин, методисттеринин, изилдөөчүлөрүнүн, студенттеринин жалпы педагогикалык жана адабият таануу ишин жакшыртуу үчүн зор мааниге ээ.

Түйүндүү сөздөр: илимий-методикалык журнал, Чыңгыз Айтматов, орус тили, сабактарды иштеп чыгуу, адабий-окурмандык кызыкчылыктар, «Биринчи мугалим» повести, текстти адаптациялоо, сөздүк иши.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Айтматов Ч. Кто полюбит Пушкина, тот полюбит и русский язык // Русский язык в киргизской школе. – 1962. – № 1. – С. 6.
  2. http://gramota.ru/lenta/news/8_766
  3. Шейман Л. А. Русская и киргизская литература в читательских ориентациях школьников-киргизов // Русский язык в киргизской школе. – – № 1–2. – С. 27–47.
  4. Варич Н. М. Эпизоды из «Первого учителя» в VI классе // Русский язык в киргизской школе. – 1970. – № 3. – С. 7–13.
  5. По ленинскому пути // Русский язык в киргизской школе. – 1970. – № 5– 6. – С. 58– 59.
  6. Саралинов М. У. Техника проведения эксперимента по выявлению закономерностей усвоения третьего по счёту языка // Русский язык в киргизской школе. – 1971. – № 1. – С. 18– 21.
  7. Сартбаев К. К. Из опыта языкового строительства в Советском Киргизстане // Русский язык в киргизской школе. – 1971. – № 1. – С. 21–25.
  8. Тимофеева Л. Ф. Формирование детского коллектива в школах интернациональной дружбы // Русский язык в киргизской школе. – 1975. – № 2. – С. 12–14.
  9. Орусбаев А. О. В школах Тянь-Шаня // Русский язык в киргизской школе. – 1972. – № 5–6. – С. 12–16.
  10. Межнациональная, ведущая и объединяющая духовная сила // Русский язык в киргизской школе. – – № 5 . – С. 50–59.
  11. Семёнова Е. Е. Углубляя изучение русского языка и литературы // Русский язык в киргизской школе. – – № 5. – С. 20–22.
  12. Кудлай А. Г. Где сейчас Алтынай? // Русский язык в киргизской школе. – 1970. – № 3. – С. 2–3.

 

  • Д. А. КРУТИКОВ. Педагогическое значение нравственных воззрений Л. Н. Толстого (На примере нехудожественного наследия писателя и мемуаров о нём)

УДК 82.0+37.0

Крутиков Денис Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы КНУ им. Ж. Баласагына. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. В статье освещаются некоторые аспекты нравственных воззрений Л. Н. Толстого, имеющих непреходящее педагогическое значение. Приводятся наиболее значимые в гуманно воспитывающем отношении фрагменты из его статей, писем, сборников изречений, которые автор статьи рекомендует для педагогов и учащихся. Нравственные воззрения великого писателя и мыслителя основаны на фундаментальных духовно-нравственных идеалах и ценностях, гуманизирующих сознание читателей. В ряду таких ценностей можно назвать любовь к людям, непротивление злу насилием, нравственное самосовершенствование. Мемуары о Л. Н. Толстом в этом отношении также имеют большое значение, поскольку отражают особенности нравственных воззрений писателя через восприятие его современников.

Ключевые слова: нехудожественная проза, нравственные ценности, доброта, любовь, самосовершенствование.

 

Л. Н. Толстойдун адептик көз караштарынын педагогикалык мааниси (Жазуучунун көркөм эмес мурасынын ЖАНА ал жөнүндөгү эскерүүлөрдүн мисалдарынын негизинде)

Крутиков Денис Александрович – филология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун Орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макалада туруктуу педагогикалык мааниге ээ болгон Л. Н. Толстойдун моралдык көз караштарынын айрым жактары баса белгиленди. Макаланын автору мугалимдер менен студенттерге сунуштап жаткан Л. Н. Толстойдун сүйлɵгɵн сɵздɵрүнүн жыйнактарынан, макалаларынан, каттарынан алынган гумандык тарбия жагынан эң маанилүү болгон фрагменттер келтирилди. Улуу жазуучунун жана ойчулдун адеп-ахлактык көз караштары окурмандардын аң-сезимин натыйжалуу гумандаштырган фундаменталдык руханий-адептик идеалдарга жана баалуулуктарга негизделген. Мындай баалуулуктардын арасында адамдарга болгон сүйүү, жамандыкка зордук-зомбулук аркылуу каршылашпоо, моралдык жактан өзүн-өзү өркүндөтүү бар. Бул жагынан Л. Н. Толстой жөнүндөгү эскерүүлөрдүн да мааниси чоң, анткени аларда жазуучунун нравалык көз карашынын өзгөчөлүгү жазуучунун замандаштарынын кабылдоосу аркылуу чагылдырылган.

Түйүндүү сөздөр: көркөм эмес проза, адеп-ахлактык баалуулуктар, мээримдүүлүк, боорукердик, өзүн-өзү өркүндөтүү.

 

The pedagogical significance of Leo Tolstoy’s moral views (On the example of the writer’s non-fiction legacy and memoirs about him)

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The article highlights some aspects of L. N. Tolstoy’s moral views that have enduring pedagogical value. The most significant in the humanity educating relation fragments from articles, letters, collections of sayings of Leo Tolstoy are presented, which the author recommends for teachers and students. Moral views of the great writer and thinker are based on the fundamental spiritual and moral ideals and values that effectively humanize the minds of readers. Such values include love for people, non-resistance to evil by violence, moral self-improvement. The memoirs that is devoted to Leo Tolstoy are also important in this respect, as they reflect the peculiarities of the moral views of the writer through the perception of his contemporaries.

Keywords: non-fiction prose, moral values, kindness, love, self-improvement.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений [Текст]: в 90 т. / Л. Н. Толстой; под общ. ред. В. Г. Черткова. – М.; Л.: Гос. изд-во, 1928–1964.
  2. Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904–1910. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого: в 4 кн. / ред.: В. Р. Щербина (гл. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1979. – Кн. 2: 1906–1907. – 687 с. – (Литературное наследство / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; т. 90).
  3. Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904–1910. «Яснополянские записки» Д. П. Маковицкого: в 4 кн. / ред.: В. Р. Щербина (гл. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1979. – Кн. 1: 1904–1905. – 544 с. – (Литературное наследство / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; т. 90).
  4. Сергеенко А. П. Рассказы о Л. Н. Толстом: Из воспоминаний. – М.: Сов. писатель, 1978. – 263 с.
  5. Басинский П. В. Лев Толстой: Бегство из рая [Электронный ресурс] // Предание.ру. – URL: https://predanie.ru/book/217516-lev-tolstoy-begstvo-iz-raya. – Загл. с экр.

 

  • Е. В. КАНИЩЕВА, Т. Ф. СЕМЬЯН. Ритмико-композиционные особенности русской прозы рубежа XIХ-ХХ вв.

Канищева Е. В. – доцент кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета.

Семьян Т. Ф. – заведующая кафедрой русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета.

Аннотация. В данной статье предложен анализ ритмико-композиционных особенностей писателей, которые своим творчеством представляют ключевые тенденции рубежной эпохи, с её интересом к синкретичным феноменам, выраженным в том числе во взаимодействии стиха и прозы. На материале анализа творчества В. Короленко, А. Белого, М. Цветаевой сделана попытка представить ритмические особенности русской прозы рубежа XIX–XX вв. Авторы работы используют методику поуровневого анализа текста, которая позволяет выявить взаимосвязь уровней ритмической организации произведения.

Ключевые слова: ритм прозы, методика поуровневого анализа прозы, В. Короленко, А. Белый, М. Цветаева.

 

19-20-КЫЛЫМДЫН БАШЫНДАГЫ ОРУС ПРОЗАСЫНЫН РИТМИКАЛЫК ЖАНА КОМПОЗИЦИЯЛЫК ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ

Аннотация. Бул макалада чыгармачылыгы менен этап доорунун негизги тенденцияларын чагылдырган жазуучулардын ритмикалык жана композициялык өзгөчөлүктөрүнө талдоо сунушталып, анын синкреттик кубулуштарга болгон кызыгуусу, анын ичинде ыр менен прозанын өз ара байланышында чагылдырылган. В. Короленконун, А. Белыйдын, М. Цветаеванын чыгармаларын талдоонун негизинде 19–20-кылымдын башындагы орус прозасынын ритмикалык өзгөчөлүктөрүн көрсөтүүгө аракет жасалган. Чыгарманын авторлору чыгарманын ритмикалык уюштурулушунун деңгээлдеринин ортосундагы өз ара байланышты ачууга мүмкүндүк берген текстти деңгээлдик талдоо ыкмасын колдонушат.

Түйүндүү сөздөр: проза ритми, прозаны деңгээлдик талдоо ыкмасы, В. Короленко, А. Белый, М. Цветаева.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Белый А. Избранное. – СПб., 1978. –304 с.
  2. Бродский И. Поэт и проза // Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. – М.: Независимая газета, 1998. – С. 56–78.
  3. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. – М.: Советский писатель,
  4. Чичерин А. В. Ритм образа. – М.: Советский писатель,