Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2018, № 4

CОДЕРЖАНИЕ

 

Опыт учителя

Ю. В. Герасименко. Эффективные педагогические приемы формирования

компетенций учащихся………….…… 3

А. С. Шабалина. Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе

как способ развития коммуникативной компетенции школьников………… 6

 

Преподавание в вузе

И. Ю. Егорова, А. Б. Мацута. Формирование у студентов-иностранцев

исследовательских компетенций (Из опыта работы)………….. 10

И. А. Низовская. Развитие концептуального мышления студентов…………. 15

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Н. И. Дорцуева. Перифразы и фразеологизмы в олимпиадных заданиях

по русскому языку……………………. 21

Э. А. Шакарян. Развитие критического и креативного мышления на уроках

русской литературы………………. 28

Л. Э. Яковлева. Вдумчивое чтение, озарение и рефлексия на занятиях

по русской литературе……………. 35

 

Из новых и вариативных учебников

Н. П. Задорожная. Академическое письмо: от предложения к тексту (Продолжение)……. 40

 

К 90-летию со дня рождения Ч. Т. Айтматова

Ж. Бокошев. Художественный мир Айтматова и фундаментальная

онтология Хайдеггера…………………. 50

К. Касымалиева, Н. Чулкина, Б. Касымалиев. Этноидиоглосса «конь-иноходец»

в повести Ч. Айтматова «Прощай, Гульсары!»………… 59

 

Календарь знаменательных дат на 2019 год…………. 64

Указатель статей, опубликованных в нашем журнале в 2018 году…… 69

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К СТАТЬЯМ, БИБЛИОГРАФИЯ

 

Ю. В. ГЕРАСИМЕНКО. Эффективные педагогические приемы формирования компетенций учащихся

 

Герасименко Юлия Владимировна – заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы Учебно-воспитательного комплекса школы-гимназии № 17 им. А. С. Пушкина г. Бишкека.

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные педагогические приемы, направленные на развитие языковой компетенции, речемыслительных умений, самостоятельной исследовательской деятельности школьников.

Ключевые слова: мастерская письма, компетенции, творческая интерпретация, инновация.

 

ОКУУЧУЛАРДЫН КОМПЕТЕНЦИЯСЫН ТҮЗҮҮЧҮ ЭФФЕКТИВДҮҮ ПЕДАГОГИКАЛЫК ЫКМАЛАРЫ

Герасименко Юлия Владимировна — Бишкек шаарындагы А. С. Пушкин атындагы № 17 мектеп-гимназиясынын илимий-усулдук иштеринин директорунун орус басары, орус тили жана адабият мугалими.

Аннотация. Макалада окуучулардын тил компетенциясын, сөз ой жүгүртүү ыкмасын, өз алдынча изилдөө иш-аракетин өстүрүүгө багытталган натыйжалуу педагогикалык ыкмалары каралган.

Түйүндүү сөздөр: жазуу устаканасы, компетенциялар, чыгармачылык чечмелөө, инновация.

 

Литература

  1. Еремина Т. Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – СПб.: Просвещение, 2013.
  2. Мерзлякова Н. В. Текст малой формы как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка: Автореф. дис. …канд. пед. наук: 130002. – Рязань, 2004.
  3. Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или… – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2001.
  4. Педагогические мастерские «Франция-Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой. – М.: Новая школа, 1997.
  5. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Сост. И. А. Мухина. – СПб, 1995.
  6. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.

 

А. С. ШАБАЛИНА. Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе как способ развития коммуникативной компетенции школьников

 

Шабалина Анастасия Сергеевнаучитель русского языка и литературы Учебно-воспитательного комплекса школы-гимназии № 12 г. Бишкека. E-mail: nazorna@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются формы внеклассной работы по предмету «Русский язык и литература», осуществляемой в школе-гимназии № 12 города Бишкека, обосновывается влияние внеурочной деятельности на развитие коммуникативной компетенции учащихся, приводятся примеры внеклассных мероприятий, повышающих интерес школьников к изучению предмета.

Ключевые слова: русский язык, коммуникативная компетенция, компетентность школьника, внеклассная работа, исследовательский проект, интеллектуальная игра.

 

ОРУС ТИЛИ ЖАНА АДАБИЯТ САБАГЫНЫН КЛАССТАН ТЫШКАРКЫ ИШ-ЧАРАЛАРЫ ОКУУЧУЛАРДЫН КОММУНИКАТИВДИК КОМПЕТЕНЦИЯСЫН ӨСТҮРҮҮ ЖОЛУ

Шабалина Анастасия Сергеевна — Бишкек шаарынын № 12 мектеп-гимназиясынын орус тили жана адабияты мугалими. E-mail: nazorna@gmail.com

Аннотация. Макалада «Орус тили жана адабияты» предметинин класстан тышкаркы иштеринин формалары каралган, окуучулардын коммуникативдик компетенциясын өстүрүүгө класстан тышкаркы иштеринин оң таасири негизделген, окуучулардын предметке окуу кызыгуусун өстүрүүчү сабактан тышкаркы иш-чараларынын үлгүлөрү көрсөтүлгөн.

Түйүндүү сөздөр: орус тили, коммуникативдик компетенциясы, окуучунун компетентүүлүгү, класстан тышкаркы иштери, изилдөө долбоору, интеллектуалдык оюн.

 

Литература

  1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программа по русскому языку к учебникам для 5–9 классов // Программно-методические материалы: Русский язык: 4–9 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Богоявленский Д. Н. Развивающее обучение и приемы умственной деятельности школьников // Рус. яз. в школе. – – № 5. – С. 59–64.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  4. Дудковская Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-v-usloviyah-realizatsii-fgos
  5. Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; Под ред. Е. А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

 

И. Ю. ЕГОРОВА, А. Б. МАЦУТА. Формирование у студентов-иностранцев исследовательских компетенций (Из опыта работы)

 

Егорова Ирина Юрьевна – старший преподаватель Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Мацута Анна Борисовна – старший преподаватель Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

Аннотация. В статье говорится о значении исследовательской деятельности студентов, изучающих русский язык как иностранный; анализируются методы обучения, формирующие исследовательские компетенции, навыки поиска, критического отбора и анализа необходимой информации; обобщается опыт личностно-ориентированного подхода к обучению, направленного на проявление творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: русский язык как иностранный (РКИ), компетентностный подход, иноязычная компетенция, исследовательская деятельность, кумулятивный, коммуникативная компетенция, пропедевтический этап, системный этап.

 

ЧЕТ ӨЛКӨЛҮК СТУДЕНТТЕРДИН ИЗИЛДӨӨ КОМПЕТЕНЦИЯСЫН ТҮЗҮҮ (ИШ ТАЖРЫЙБАДАН)

Егорова Ирина Юрьевна – Ж. Баласагын атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин улук мугалими.

Мацута Анна Борисовна – Ж. Баласагын атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин улук мугалими.

Аннотация. Макалада орус тилин чет тили катары окуган студенттеринин изилдөө жумуштарынын мааниси айтылат; изилдөө компетенциясын түзчү, керектүү маалыматты критика аркылуу тандап алуу жана талдоо окутуу методдору анализденет. Окуучулардын чыгармачылык жөндөмдүүлүгүн көргөзүүгө багытталган ык-амалдары жалпыланат.

Түйүндүү сөздөр: орус тили чет тили катары, компетентүүлүк ык-амал, бөтөн тил, компетенциясы, изилдөө ишмердүүлүгү, коммуникативдик компетенциясы, пропедевтикалык этабы, системалык этабы.

 

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994.
  2. Карл Роджерс // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. — URL: http://si-sv.com/board/rodzhers/9-1-0-101
  3. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — URL: https://studopedia.info/5-101767.html

 

И. А. НИЗОВСКАЯ. Развитие концептуального мышления студентов

 

Низовская Ирина Анатольевнакандидат педагогических наук, доцент Международного университета в Центральной Азии. E-mail: irniz@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития концептуального мышления студентов с помощью картирования информации. Автор рассказывает о своей методике создания карты концепции, приводит образцы карт, составленных студентами.

Ключевые слова: развитие мышления, концептуальное мышление, понимание, картирование информации, карта концепции.

 

СТУДЕНТТЕРДИН КОНЦЕПТУАЛДЫК ОЙ ЖҮГҮРТҮҮСҮН ӨСТҮРҮҮ

Низовская Ирина Анатольевнапедагогика илимдеринин кандидаты, Борбордук Азиядагы эл аралык университетинин доценти. E-mail: irniz@mail.ru

Аннотация. Макала маалыматтык карта түзүү менен студенттердин концептуалдык ой жүгүртүүсүн өстүрүү маселесине арналат. Автор өзүнүн карта түзүү концепциясынын методикасын айтып, студенттер түзгөн карталардын үлгүлөрүн келтирет.

Түйүндүү сөздөр: ой жүгүртүүнү өстүрүү, концептуалдык ой жүгүртүү, түшүнүү, маалыматты карта түрүнө салуу, концепциялык карта.

 

Литература

  1. Брудный А. А. Другому как понять тебя? / А. А. Брудный. – М.: Знание, 1990. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Лекторское мастерство; № 3).
  2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление / Пер. с англ. Е. А. Самсонова. – Минск: Попурри, 2008.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Гусева А. В., Кравцова Н. А. Характеристики мышления у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «лечебное дело» // Молодой ученый. – – №2. – С. 690–693. – URL: https://moluch.ru/archive/136/38055/ (Дата обращения: 09.05.18).
  5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской. – М.: Совершенство, 1997.
  6. Микешина Л. А. Категоризация // Гуманитарная энциклопедия (Последняя редакция: 16.03.2018). – URL: http://gtmarket.ru/concepts/6881 (Дата обращения: 05.2018).
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  8. Солсо Р. Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. Н. Ю. Спомиор; Под общ. ред. В. П. Зинченко. – М.: Тривола, 1996.
  9. Теслинов А. Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем / А. Г. Теслинов. – СПб.: Питер, 2009. – URL: http://iknigi.net/avtor-andrey-teslinov/81175-konceptualnoe-myshlenie-v-razreshenii-slozhnyh-i-zaputannyh-problem-andrey-teslinov/read/page-1.html (Дата обращения: 05.18).
  10. Халперн Д. Психология критического мышления / Пер. с англ. Н. О. Малыгиной, С. Е. Рысева, Л. Л. Царук. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

 

Н. И. ДОРЦУЕВА. Перифразы и фразеологизмы в олимпиадных заданиях по русскому языку

 

Дорцуева Наталья Ивановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка КРСУ им. Б. Н. Ельцина. E-mail: natali_umu@mail.ru

Аннотация. В статье автор анализирует вторичные номинации и фразеологические единицы научно-популярных текстов; рассматривает задания интернет-олимпиад по русскому языку и культуре речи, включающие данные средства выразительности; предлагает упражнения, закрепляющие у школьников и студентов навыки использования в речи перифраз и фразеологических оборотов.

Ключевые слова: интернет-олимпиада, вторичная номинация, перифраза, фразеологизм.

 

ОРУС ТИЛИ БОЮНЧА ОЛИМПИАДАЛЫК ТАПШЫРМАЛАРДА ПЕРИФРАЗАЛАР ЖАНА ФРАЗЕОЛОГИЗМДЕР

Дорцуева Наталья Ивановна – филология илимдеринин кандидаты, Б. Н. Ельцин атындагы КОСУнун орус тили кафедрасынын доценти. E-mail: natali_umu@mail.ru

Аннотация. Макалада автор илимий-популярдуу тексттердеги кошумча көрсөткүч жана фразеологиялык бирдиктердин талдоосун берет; окуучулардын жана студенттердин кебинде перифразалар менен фразеологиялык бирдиктерди колдонууда көндүмдөрдү бекемдөөчү көнүгүүлөрдү сунуштайт; интернет-олимпиадалык тапшырмаларда көркөмдүк каражаттарын камтыган бирдиктерди карайт.

Түйүндүү сөздөр: интернет-олимпиада, кошумча көрсөткүч, перифраза, фразеологизм.

 

PERIPHRASES AND PHRASEOLOGICAL UNITS IN THE TASKS OF THE RUSSIAN LANGUAGE OLYMPIAD

Dortsueva Natalya Ivanovna Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Russian Language, KRSU named after B. N. Yeltsin. E-mail: natali_umu@mail.ru

Annotation. In the article the author analyzes secondary nominations and phraseological units in popular science texts; revises the tasks of Internet Olympiads in Russian language and speech culture including these means of expression; offers some exercises to reinforce the skills of school and University students in using periphrases and phraseological units in their speech.

Keywords: Internet Olympiad, secondary nomination, periphrasis, phraseological unit.

 

Литература

  1. АИФ. Про здоровье. – Электронная версия журнала: www.aif.ru/health/pro
  2. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. – 2-е изд. – М.: Детгиз, 1963. – URL: https://www.otrezal.ru
  3. Новиков А. Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). – М.: Рус. яз., 2004.
  4. Перифраз // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Перифраз
  5. Шепелева Г. П., Бреусенко Л. М., Дорцуева Н. И. Культура речи: Учеб. пособие. – Бишкек: КРСУ, 2014.
  6. Шепелева Г. П., Дорцуева Н. И. Стилистика русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. мед. спец. – Бишкек: КРСУ, 2012.

 

Э. А. Шакарян. Развитие критического и креативного мышления на уроках русской литературы

 

Шакарян Элина Альбертовна – заведующая кафедрой иностранных языков, преподаватель русского языка и литературы Международного научно-образовательного комплекса «Лицей Ширакаци» (Республика Армения).

Аннотация. В статье представлен разработанный автором эффективный алгоритм учебных действий при осуществлении анализа художественного текста в условиях изучения русского языка как иностранного. Особое внимание уделено развитию критического и креативного мышления учеников, чему, по мнению автора, способствуют: вдумчивое чтение, выделение в тексте ключевых элементов, вовлечение в работу над текстом в интернет-пространстве, визуализация художественных образов, создание учащимися собственных текстов разного формата на основе прочитанных литературных произведений и др.

Ключевые слова: критическое и креативное мышление, литературоведческий анализ, Международный бакалавриат, алгоритм учебных действий, визуализация, разные форматы текста.

 

КРИТИКАЛЫК ЖАНА КРЕАТИВТҮҮ ОЙ ЖҮГҮРТҮҮНҮ «ОРУС АДАБИЯТЫ» САБАКТАРЫНДА ӨСТҮРҮҮ

Шакарян Элиза Альбертовна – чет тил кафедрасынын бышчысы, «Лицей Ширакаци» аттуу Эл аралык илим жана билим комплексинин орус тили жана адабият мугалими.

Аннотация. Макалада орус тили чет тил катары окулган сабактарында көркөм тексттин талдоосун автор иштеп чыккан натыйжалуу окуу ишинин алгоритми баяндалган. Окуучулардын критикалык жана креативдүү ой жүгүртүүсүнө өзгөчө көңүл бурулган. Автордун ою боюнча ага терең окуу, текстин негизги элементтерин белгилөө, образдарды көркөм элестетүү, окуган адабият чыгармаларынын негизинде ар кандай форматта текст түзүү ж. б. түрткү болот.

Түйүндүү сөздөр: критикалык жана креативдүү ой жүгүртүү, адабий талдоо, Эл аралык бакалавриаты, окуу ишинин алгоритми, көркөм элестетүү, ар кандай форматтага тексттер.

 

Литература

  1. «Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения» (Critical Thinking: A Statement of Expert Consensusf or Purposes of Educational Assessment and Instruction. Executive Summary) // Peter A. Facione (Dean of the College of Arts and Sciences, Santa Clara University) / Перевод Е. Н. Волкова.
  2. Лапшова О. В. Презентация – развитие творческого мышления. – URL: https: ru/files/priezientatsiia-razvitie-tvorchieskogho-myshlieni.html
  3. Линдсей Г., Халл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во Московского университета, 1981.
  4. Ногалес Кирилл. Критическое мышление // 4BRAIN. – URL: https://4brain.ru/critical/#1
  5. Diploma Programme Language A: literature guide. International Baccalaureate. Aug. 2013.

 

Л. Э. ЯКОВЛЕВА. Вдумчивое чтение, озарение и рефлексия на занятиях по русской литературе

 

Яковлева Лариса Эмильевнастарший преподаватель Киргизского национального университета им. Ж. Баласагына.

Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска эффективных приемов чтения художественных текстов на занятиях по русской литературе в школе и в вузе, а также поиску в литературных произведениях «кладов» – деталей, которые могут стать для учащихся моментом озарения и основой для глубокого осмысления прочитанного. Предлагаемые автором приемы позволяют превратить чтение в интеллектуально-познавательный процесс, способствуют развитию у учащихся эстетического чутья и повышению их интереса к художественной литературе.

Ключевые слова: виды чтения (вдумчивое, медленное, смысловое), момент озарения (инсайта), рефлексия; М. Ю. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива…» (анализ).

 

ТЕРЕҢ ОЙЛОНУП ОКУУ, КӨЗ АЧЫЛУУ ЖАНА ОЙ ЖҮГҮРТҮҮ ОРУС АДАБИЯТ САБАКТАРЫНДА

Яковлева Лариса Эмильевна – Ж. Баласагын атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин улук мугалими.

Аннотация. Макала мектептерде жана ЖОЖдордо көркөм чыгармаларды натыйжалуу окуу ыкмаларын издөө маселесине арналган. Адабият чыгармаларынан «эң негизгисин» издөө окуучуларды текстти терең түшүнүүгө жардам берет. Автор сунуштаган ыкмалар окууну интеллектуалдык билим алуу процессине айлантат, окуучулардын көркөм адабиятка эстетикалык сезиминин өнүгүшүнө жана алардын көркөм адабиятка кызыкчылыгын көтөрүүгө түрткү болот.Түйүндүү сөздөр: окуу түрлөрү (терең (олуттуу) окуу, жай окуу, маанилик (маанилүү) окуу), инсайт, ой жүгүртүү (рефлексия); М. Ю. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива … » ырын талдоо.

 

Литература

1. Ильин И. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М.:    Даръ, 2005.

  1. Литература. 7 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. В. Я. Коровина. – 10-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
  3. Соловьева Н. М. Чтение программной литературы и первые беседы по произведению // Сб.: Преподавание литературы в старших классах. – М.: Просвещение, 1964.
  4. Тихомирова И., Иванова Г. Психология чтения школьников. — URL: https://books.google.kg/books?isbn=504106282X
  5. Технологии и методики обучения литературе: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Кохановой. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011.
  6. Эйдельман Н. Я. Учитесь читать // Страница Натана Эйдельмана. – URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM