Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2025, № 4

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Хроника

Л. И. ГАРАЮЩЕНКО. «Русский язык объединяет!»……………………….……………….. 3

 

Олимпиады, конкурсы, семинары

Задания IV (заключительного) этапа Республиканской олимпиады-2025

по русскому языку и литературе…………………………………………………..…….… 13

И. А. НИЗОВСКАЯ. Вопросы и ответы: к проблеме эффективного

взаимодействия на уроках литературы и подготовки учащихся к олимпиаде……… 28

 

Опыт учителя

 В. ПТУШКИНА. Современный урок русского языка и чтения 

в начальной школе: от традиции к инновации………………………………. 33

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Э. А. КАРЫПКУЛОВА. Работа над лексической избыточностью речи учащихся

(на материале тавтологий и плеоназмов)…………………………………………………36

 

Из ближнего и дальнего зарубежья

И. М. СЛОБОДЧИКОВ. Разговор о потенциале кыргызской и русской литературы

в воспитании учащихся…………………………………………………..……..………….. 40

А. А. НЕМЫКА, А. А. БАЖАН. Поэтический мир С. А. Есенина как средство

формирования ценностных ориентиров и языковой компетенции учащихся

на уроках русского языка и литературы (РКИ/РКН)…………………………….……… 42

 

            Наши раритеты

З. С. СМЕЛКОВА. Игровые формы общения на уроках словесности

(Продолжение)……………………………………………………………….……….……… 47

 

Правильно ли мы говорим?

С. А. КУНДУЗАКОВА. Раскрываем секреты прилагательных и причастий………….…. 53

 

Календарь знаменательных дат на 2026 год……………………………….………….… 63

Указатель статей, опубликованных в нашем журнале в 2025 году……………….….. 69

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

А. А. НЕМЫКА, А. А. БАЖАН. Поэтический мир С. А. Есенина как средство формирования ценностных ориентиров и языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы (РКИ/РКН)

 

УДК 81’243:82-1

Немыка Анна Анатольевна доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка как иностранного Кубанского государственного университета. E-mail: annemyka@yandex.ru

Бажан Алина Андреевна аспирант Кубанского государственного университета. E-mail: bazhan1607@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению поэтического мира С. А. Есенина как важного средства формирования ценностных ориентиров и языковой компетенции учащихся при обучении русскому языку как иностранному/неродному и литературе. Раскрывается воспитательный и культурологический потенциал текстов поэта, описываются методические подходы, приёмы и формы работы, способствующие развитию языковой личности учащегося, осмыслению универсальных человеческих ценностей и формированию эмоционально-ценностного отношения к русской культуре.

Ключевые слова: Есенин, поэзия, русский язык как иностранный (РКИ), русский как неродной (РКН), лингводидактика, языковая личность, воспитание, урок литературы.

 

THE POETIC WORLD OF S. A. YESENIN AS A MEANS OF FORMING VALUE ORIENTATIONS AND LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE CLASSES (RFL/RNL)

Anna Anatolyevna Nemyka – Doctor of Philology, Associate Professor, Professor at the Department of Russian as a Foreign Language, Kuban State University. E-mail: annemyka@yandex.ru

Alina Andreevna Bazhan – Postgraduate Student, Kuban State University. E-mail: bazhan1607@gmail.com

Annotation. The article examines the poetic world of S. A. Yesenin as an important means of shaping students’ value orientations and developing their language competence in the process of teaching Russian language and literature as a foreign (RFL) and as a non-native (RNL) language. The educational and cultural potential of Yesenin’s works is revealed. The paper describes methodological approaches, techniques, and forms of classroom work that contribute to the development of the learner’s linguistic personality, understanding of universal human values, and the formation of an emotional and value-based attitude toward Russian culture.

Keywords: Yesenin, poetry, Russian as a foreign language, Russian as a non-native language, linguodidactics, linguistic personality, education, literature lesson.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дронсейка Р. П. Языковая личность С. Есенина сквозь призму концептуального пространства русской деревни // Гуманитарные исследования. – 2016. – № 2 (11). – С. 51–53.
  2. Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного. – СПб.: Златоуст, 2001. – 264 с.
  3. Немыка А. А. Метаязык лингвистики в художественном дискурсе: монография. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – 152 с.
  4. Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 568 с.
  5. Соколовская Л. А. Когнитивный аспект деятельности читателя-инофона в процессе знакомства с художественным текстом // Русский язык в современном Китае: IV Международная научно-практическая конференция: сб. науч.-метод. ст. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2015. – С. 53–56.
  6. Стурикова М. В. Использование художественных текстов русских поэтов на занятиях с учащимися-инофонами // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – № 4. – С. 37–40.
  7. Швецова В. М., Манохина А. А. Проблематика изучения поэзии С. А. Есенина на уроках литературы // Наука и образование. – 2022. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-izucheniya-poezii-s-a-esenina-na-urokah-literatury (дата обращения: 12.11.2025).