Анна Петровна Селивёрстова родилась в 1932 году на юге Киргизии, в селе Михайловка, выросла в интернациональной среде и после окончания сельской школы без колебаний поступила в Ошский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Получив диплом, вернулась в родную школу. Проработала там с 1956 по 1963 год. Последовательно – учителем, завучем, директором. Но в любой должности оставалась, прежде всего, педагогом-русистом.
Талантливого педагога, активную участницу педагогических чтений и конференций не могли не приметить. Её пригласили в Ошский педагогический институт в качестве преподавателя. А четыре года спустя, в 1967, рекомендовали к поступлению в аспирантуру Киргизского научно-исследовательского института педагогики.
Здесь её тоже хорошо знали. Именно в научно-методическом журнале этого института («Русский язык в киргизской школе») еще за год до того появилась ее первая статья «Комментированное чтение на уроках литературы (На материале поэмы “Мцыри”)».
Так началось многолетнее творческое сотрудничество Анны Петровны с сектором (отделом) русского языка и литературы КиргизНИИПа, впоследствии Кыргызского института образования (ныне это Кыргызская академия образования). Оно крепло, развивалось, углублялось после того, как она успешно окончила аспирантуру и вернулась в свой Ошский пединститут (ныне ОшГУ). Вскоре, в 1971 году, Анна Петровна возглавила в этом институте кафедру методики преподавания русского языка и литературы и заведовала этой кафедрой 30 лет, до последнего дня своей жизни.
За короткое время А. П. Селивёрстова становится одним из ведущих методистов-словесников Кыргызстана. В центре её внимания – проблемы и пути взаимосвязанного речевого и нравственно-эстетического развития учащихся на уроках русскоязычного литературного чтения в киргизской школе. Превосходно зная повышенные трудности, с которыми сталкивается учитель-русист, она ищет и находит систему методических приемов и средств обучения, содействующих преодолению этих трудностей. Ею разработаны циклы педагогических опор: «изомонтажей»; словарей-плакатов; «партитур» выразительного чтения поэтического текста. Одной из первых обратилась она к комбинированным таблицам, сочетающим элементы языковых моделей и речевых образцов. Оригинальны её наглядные пособия, обучающие навыкам характеристики литературного героя, в том числе сравнительной; схематичные образцы рассказа-рассуждения; опорные листы, сочетающие простой и цитатные планы текста с элементами оценки прочитанного.
А. П. Селивёрстова разработала оригинальные приёмы нравственно-эстетического воспитания на уроках объяснительного и литературного чтения (цикл работ, обобщённых в кандидатской диссертации, 1974), экспериментально доказав педагогическую эффективность использования системы языковых моделей и речевых образцов на уроках русского чтения в киргизской школе; создала новые разновидности специфических форм наглядных, соответствующих особенностям учебного освоения русских художественных текстов в национальной школе, – «монтажи-характеристики», «монтажи-рассказы» и др.
Всё это становилось компонентами подробнейших поурочных методических разработок по ключевым темам русскоязычного литературного курса. А. П. Селивёрстова приобщала учеников киргизской школы, начиная с пятого (по нынешней нумерации – шестого) класса, к вдумчивому чтению произведений И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю.Лермонтова, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Л. Н.Толстого, А. П. Чехова, А. А. Блока, А. М. Горького, С. А. Есенина и многих других замечательных русских писателей.
Большая часть разработок Анны Петровны была опубликована в журнале «Русский язык в киргизской школе», в продолжающихся изданиях «Вопросы преподавания русского языка и литературы в киргизской школе» и «О преподавании русского языка и литературы в киргизской школе». В содружестве с методистами-исследователями отдела русского языка КирНИИПа она участвовала в разработке основных учебно-нормативных документов курса – программ для массовой киргизской школы и для классов углублённым изучением предмета; примерных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся; проспектов курса по выразительному чтению и рассказыванию на русском языке.
Работы А. П. Селивёрстовой получили признание за пределами Кыргызстана. Она успешно участвовала во всесоюзных педагогических чтениях в межреспубликанских научно-практических конференциях. Защита кандидатской диссертации проходила в 1976 году в Москве, в Научно-исследовательском институте преподавания русского языка и литературы в национальной школе (НИИ ПРЯНШ АПН СССР). В зале заседания НИИ ПРЯНШа, где проходила защита, стены были увешаны опорными таблицами Анны Петровны. Защита увенчалась полным успехом: за присуждение ей учёной степени голосовали все, без исключения, члены диссертационного совета, в том числе и директор института, известный лингвист – академик Н. М. Шанский.
А. П. Селиверстова начинает активно сотрудничать и с этим институтом, участвует в подготовке таких изданий, как «Практикум по методике преподавания русской литературы в национальной школе» (под ред. 3. С. Смелковой, 1983); «Программа по методике преподавания литературы в педагогических вузах союзных республик» (М.: Минпрос СССР, 1985) и др. Она становится членом методических комиссий НИИ ПРЯНШ АПН СССР, Министерства просвещения СССР, различных вузов Кыргызстана.
Но главным своим делом, жизненным призванием она считала повседневную работу преподавателя и заведующей кафедрой Ошского пединститута, ставшего с 1992 года университетом. Она создала здесь методический центр, где учитель-словесник всегда мог получить квалифицированную консультацию, а также в помощь – разработки уроков с оригинальными пособиями.
Все её методические находки, как и разработки её учеников, неизменно до публикации проходили проверку в школах Оша, Ошской и Джалал-Абадской областей. Под её руководством проводилась здесь педагогическая практика.
Многие годы ее книга «Уроки русского чтения в 5 классе…» (1980) была настольным пособием для творчески работающих учителей-русистов Кыргызстана, как и другие ее книги и статьи.
В 2001 году за заслуги в области образования она была награждена орденом «Данакер».
Список основных изданных работ А. П. Селивёрстовой
- Нравственное воспитание и развитие речи учащихся киргизской восьмилетней школы на уроках чтения: Автореф.канд.-дис. – М., 1976. – 25 с. (НИИ ПРЯНШ АНН СССР. – Работа выполнена в Кирг. НИИ педагогики).
- Уроки русского чтения в 5 классе киргизской школы: Методическое пособие. – Фрунзе: Мектеп, 1980.
- Практикум по методике преподавания русской литературы в национальной школе» / Под ред. 3. С. Смелковой. – М.: Просвещение, 1983.
- Программа по методике преподавания литературы в педагогических вузах союзных республик. – М.: Минпрос СССР, 1985.
Публикации на страницах журнала «Русский язык и литература
в школах Кыргызстана»
- Комментированное чтение на уроках литературы (На материале поэмы «Мцыри») // РЯКШ. – 1966. – № 1-2. – С. 13–28.
- Это можно перенять/ / РЯКШ. – 1968. – № 2. – С. 32–33.
- Басня «Стрекоза и Муравей» в 5 классе // РЯКШ. – 1969, № 2. – С.9–18.
- Изучение вступительных очерков на уроках русского чтения в 5 классе // РЯКШ. – 1973. – № 5-6. – С.27–39.
- Селивёрстова А.П. Шарина Н.И. Выразительное чтение художественного текста как средство эстетического развития учащихся // РУКШ. – 1976. – № 3. – С. 26–30.
- Примерное планирование уроков по теме «Н.А. Островский» в 5 классе // РЯЛКШ. – 1979. – № 6. – С. 46–47.
- Специфика работы над образом-персонажем в киргизской школе // РЯЛКШ. – 1980. – №1. – С. 20–30.
- Пути нравственно-эстетического развития пятиклассников-киргизов // РЯЛКШ. – 1981. – № 1. – С. 18–26.
- «Железная дорога» Н.А. Некрасова в 7 классе // РЯЛКШ. – 1983. – № 1. – С. 17-20.
- Комментированное чтение фрагментов из романа «Война и мир» // РЯЛКШ. – 1985. – № 5. – С. 21-26.
- Селивёрстова А.П., Масальская Н.И., Нехорошева С.В. Есенин в киргизской школе // РЯЛКШ. – 1985. – № 4. – С. 56–60.
- Эффективные средства обучения русской речи // РЯЛКШ. – 1986. – № 2. – С. 15.
- Проект основных требований к знаниям, навыкам и умениям учащихся по объяснительному и литературному чтению на русском языке // РЯЛКШ. – 1987. – № 6. – С. 41–46.
- Комментированное чтение фрагментов из романа «Война и мир» // РЯЛКШ. – 1988. – № 6. – С. 36–42.
- Об «Основных требованиях к знаниям, навыкам и умениям учащихся» в перспективной программе для 6-8 классов // РЯЛКШ. – 1988. – № 1. – С. 42–45.
- Проект основных требований к знаниям, навыкам и умениям учащихся по объяснительному и литературному чтению на русском языке // РЯЛКШ. – 1991. – № 3. – С. 33–36.
- Об «Основных требованиях к знаниям, навыкам и умениям учащихся» в перспективной программе для 6-8 классов // РЯЛКШ. – 1990. – № 4. – С. 35–39.
- Неугасимые символы («Песня о Соколе» М. Горького в 8 классе киргизской школы) // РЯЛШК. – 2000. – № 1-2. – С. 73–84.
- О пушкинском послании в Сибирь // РЯЛШК. – 2000. – № 5-6. – С. 36–56.
- О стихотворении Александра Блока «Пушкинскому Дому» // РЯЛШК. – 2001. – № 1. – С. 25–48.
Данный материал об А. П. Селиверстовой подготовлен Т. М. Джакыповым на основе следующих источников:
-
- Многолетний творческий труд // РЯЛКШ. – 1982 – № 6. – С. 60.
- Приобщившая сотни кыргызстанцев к прекрасному Русскому Слову // РЯЛШК. – 2002. – № 2. – С. 122–124.
- Памяти Анны Петровны Селивёрстовой // РЯЛШК. – 2004. – № 1. – С. 115–116.