Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Е. В. Дмитриева. Современные методы и приемы преподавания русского языка и литературы в школе (цифровые ресурсы)

 

Настоящее время выдвигает перед учителем новые требования. Современному педагогу уже мало просто быть грамотным и хорошо знать предмет, который он преподает. Очень важно увлечь ученика, заинтересовать его, показав, что учиться – совсем не скучно и что приобретенные знания действительно пригодятся ему в будущем.

 

На фоне бурного развития технического прогресса и информационных технологий у учеников все меньше мотивация к изучению школьных предметов. Часто им кажется, что можно вырасти и стать успешными, не имея за плечами школьного или вузовского образования. В Интернете пред глазами детей много подобных примеров, когда 12-летний подросток зарабатывает большие деньги, создавая низкокачественный видеоконтент и выкладывая его на ютуб-канале. Детям кажется, что для того, чтобы стать блогером, мелким предпринимателем или даже специалистом по SMM*, учиться совсем не обязательно.

 

Не случайно поэтому в последнее десятилетие в мировой педагогике наблюдаются две тенденции: переориентирование учебного предмета в практическое русло и использование интерактивных методов обучения в преподавании. Поколение ХХI века отличается от своих предшественников в первую очередь тем, что оно согласно учиться при условии, что это пригодится в будущем и если интересен сам процесс получения знаний.

 

Перед педагогом стоит нелегкая задача – так заинтересовать ребенка своим предметом, чтобы у него появилась мотивация учиться. Большую помощь школьному учителю оказывают в этом различные цифровые ресурсы, которые предназначены именно для того, чтобы сделать процесс обучения в школе интересным и приятным. Хотелось бы рассказать о 3-х из них.

 

  1. Interneturok.ru – здесь можно найти библиотеку видеоуроков по любому из школьных предметов. Сайт полезен как для ученика, пропустившего урок (можно изучить тему самостоятельно), так и для учителя (есть подробный конспект урока к любой изучаемой теме, тесты и тренажеры).

 

  1. videouroki.net – этот сайт я довольно часто использую в своей работе. Здесь есть все, что нужно современному учителю.

 

На главной странице сайта размещены очень хорошие и качественные видеоуроки по самым различным предметам. Они бесплатны, интересны и информативны. Их можно использовать как во время основных уроков, так и на классных часах.

 

Отдельно хотелось бы сказать о замечательных играх («Знатоки», «Эрудиты» и прочее), предназначенных для проведения различных мероприятий (некоторые можно использовать и на уроках). Как показала практика, детям подобные интерактивные игры очень нравятся.

 

Благодаря разделу «Курсы» учитель может повысить свою квалификацию или пройти переподготовку, не выходя из дома. То же самое касается и раздела «Вебинары».

 

Вкладка «Олимпиады» предназначена для участия школьников в олимпиадах по школьным предметам. Все участники, учителя и администрация школы получают свидетельства об участии в олимпиаде (полезный бонус учителю для портфолио), а ученики, набравшие хорошие баллы, – приятные призы.

 

Однако все вышеперечисленное не является главным преимуществом данного сайта. Его основная ценность, на мой взгляд, в очень хороших комплектах уроков. Каждый комплект рассчитан на весь учебный год и включает видеоуроки, презентации и набор тестов к каждой изучаемой теме. Видеоуроки помогут существенно сократить время объяснения нового материла. Учитель может воспользоваться предлагаемыми к урокам презентациями, изменяя их по своему усмотрению. Готовые тесты для распечатки помогут сэкономить время при подготовке к уроку, если в учебном кабинете нет возможности использовать компьютер.

 

Уроки станут интереснее и разнообразнее благодаря смене видов деятельности. Улучшается качество проверки знаний – максимально быстрой и объективной. На уроках с использованием интернет-ресурсов легче поддерживать дисциплину за счет продуманности и наполнения каждого этапа работы. Учащимся просто некогда отвлекаться. Обучение максимально доступно, поскольку при объяснении задействованы все основные каналы восприятия.

 

Особенность работы учителя русского языка и литературы состоит в том, что ему приходится тратить большое количество времени не только на подготовку к урокам, но и на проверку работ учеников. Приходится часто находить и распечатывать различные тесты и проверочные работы. Помочь учителю в этом призвана доступная в каталоге «электронная тетрадь».

 

Электронная тетрадь – это компьютерная программа, содержащая интересные задания различных типов и уровней сложности с самопроверкой.

 

В школьной практике сейчас обычно используются печатные рабочие тетради, в которых учащиеся записывают свои ответы, соединяют те или иные компоненты, закрашивают и выполнять другие действия, работая над заданиями. В электронной тетради у ученика намного больше возможностей и всё более ярко, красиво и точно. А учитель имеет возможность воспользоваться автоматической проверкой всех ответов и быстро и объективно оценить результативность ученика.

 

Задания тетради можно использовать так часто, как педагог считает нужным. Если в школе нет специально оборудованных кабинетов русского языка, то можно проводить уроки в кабинете информатики хотя бы раз в 2–3 недели, это все равно будет для учеников хорошей мотивацией изучать русский язык.

 

Учебный материал данного электронного пособия составлен в соответствии с программой школьного учебного курса русского языка. В главном меню сверху указаны темы уроков и номера упражнений. Каждая тема включает 10 упражнений, расположенных в порядке возрастания уровня сложности.

 

Упражнения электронной тетради содержат разнообразные иллюстрации; различаются по способу выполнения задания и введения ответов, что позволяет не только проверить усвоение учащимися учебного материал, но и разнообразить учебный труд учащихся, сделать его более увлекательным.

 

Программа сама подводит итоги после выполнения заданий. Перейдя на вкладку «Итоги», можно увидеть количество верно и неверно выполненных заданий, а также процент качества.

 

Ученикам очень нравится работать в электронных тетрадях, они настолько увлечены процессом, что даже просят не помогать им во время выполнения заданий. Детям хочется все сделать самостоятельно.

 

Использование данного ресурса помогло мне существенно сократить время на подготовку к урокам.

 

  1. Программа для создания викторин, дидактических игр и тестов Kahoot.

Kahoot – это один из моих самых любимых инструментов. Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста.

 

Использование этого инструмента является прекрасной заменой дорогостоящих пультов для системы обратной связи в классе. Все, что понадобится – это компьютер у учителя, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания темы или обсуждение какого-либо вопроса превратятся в настоящую увлекательную игру!

 

Все это опять же позволяет учителю сэкономить много времени. Научиться пользоваться сервисом довольно легко.

 

Пошаговая инструкция

  1. Зайдите на сайт kahoot.com и создайте аккаунт, нажав на кнопку «Sign Up» (если он уже имеется – Log In). Не пугайтесь того, что сайт на английском языке. Процесс регистрации быстрый и совсем не сложный, полей для заполнения мало. Во время регистрации вам будет предложено выбрать версию Кахут. Их три: бесплатная, платная и профессиональная. Я использую последнюю, потому что в ней больше возможностей, чем в первых двух, стоит недорого. Но если вы не хотите тратиться, то спокойно выбирайте бесплатную версию. Создавать игры и играть в них можно и не тратя средств.
  2. После регистрации у вас откроется окно вашего профиля. В верхней части страницы вы увидите кнопку «Create» (создать). Нажимаете на нее для создания игры. Замечу, что процесс создания игры очень легкий и намного быстрее, чем делать стандартную презентацию.
  3. Выберите, какой из видов Kahoot вам подходит: тест – Quiz, дискуссия – Discussion, анкетирование – Survey или последовательность – Jumble. Я обычно использую первый.
  4. Когда тип задания выбран, заполните основные данные о нем и нажмите «Ok, go».
  5. Перед вами откроется окно программы, очень похожей на известный всем Power Point. Чтобы начать и создать слайд, просто нажмите «Add question».
  6. В появившемся слайде вводите вопрос (можно вводить на любом языке, печатаете как обычно) и варианты ответа. Правильный ответ необходимо отметить. Для этого в поле правильного варианта ответа нажимаете на галочку, чтобы она стала зеленой. В поле посередине (после вопроса) можно вставить фотографию или ссылку на видео.
  7. Таким же образом создаете необходимое количество вопросов. Когда викторина готова, сверху в поле «Title» печатаете ее название и сохраняете, нажав «Save».

Викторина будет храниться на вашей странице в разделе «My kahoots».

 

Теперь о главном. Как играть

Перед игрой убедитесь, что у всех учащихся есть телефоны с работающим мобильным Интернетом. Желательно предупредить учеников за день до проведения подобного урока, чтобы у всех был баланс на телефоне.

 

  1. Вы захόдите в программу со своего компьютера, подключенного в классе к телевизору или проектору, выбираете заранее созданную игру, нажав на нее, и затем после того, как игра открылась, в левом углу нажимаете «Play» для запуска.
  2. Указываете, как будет организована игра: классическим способом, где каждый за себя, или в командах (в этом случае перед тем, как запускается время для дачи ответа, у команд есть 5 дополнительных секунд для совместного обсуждения). После выбора вы увидите окно с pin кодом.
  3. Учащиеся со своего смартфона заходят на сайт kahoot.it (обратите внимание: адрес сайта отличается от вашего!), вводят код игры и затем свое имя. Вы будете видеть на своем компьютере (или экране), сколько учеников зашли в игру. Когда все учащиеся вошли под своими именами в игру, учитель запускает тест, нажав «Start».
  4. Ответы на вопросы викторины учащиеся отмечают на своих мобильных телефонах (или компьютерах). Ученику удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты ответов представлены геометрическими фигурами.
  5. После каждого вопроса вы будете видеть статистику – количество правильных ответов и рейтинг учащихся. Не забудьте напомнить ученикам, что важно не только правильно, но и как можно быстрее отвечать на вопросы, потому что от этого зависит количество распределяемых баллов.
  6. После окончания игры вы увидите, кто из учеников были лучшими в своих ответах (первые три места) и сможете посмотреть всю итоговую таблицу. Оценки ученикам выставляются исходя из результатов. Все результаты также сохраняются в вашем профиле, в случае надобности их можно будет просмотреть в любой момент.

 

При использовании Kahoot в учебной работе важно понимать, какую задачу вы ставите, создавая викторину, и, исходя из этого, составлять учебные вопросы. Именно вопросы, а не сам инструмент, делают Kahoot  прекрасным подспорьем учителя.

 

Все вышеупомянутые ресурсы были созданы специально для того, чтобы помочь учителю в его нелегком каждодневном труде. Попробуйте применить их в работе, и вы увидите, что ваши уроки станут для детей более интересными и любимыми.

 

 

* SMMспециалист или SMM-менеджер занимается продвижением компании, ее бренда, товаров и услуг в социальных сетях – Facebook, Twitter, Instagram, Google+, Одноклассники, Youtube, Telegram и др. – Прим. ред.

 

(РЯЛШК, 2019,  № 3, с. 47-53)