Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Шестые Шеймановские чтения

(Научно-практическая конференция «Русское слово в образовательном пространстве Кыргызстана»)

30 мая 2019 года в Кыргызском государственном университете имени Ишеналы Арабаева состоялись VI Шеймановские чтения, традиционно проводимые в формате научно-практической конференции. Мероприятие было приурочено к 60-летию научно-методического журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» и к 95-летию со дня рождения его основателя Льва Аврумовича Шеймана.

 

Проведение Шеймановских чтений стало для научно-педагогической общественности доброй традицией: это не только дань памяти великому ученому, методисту, литературоведу, пушкинисту, создателю учебников по русской литературе для киргизских школьников, но и современное осмысление его теоретических и практических, во многом новаторских научных идей, нашедших свое воплощение в многочисленных трудах профессора и получивших продолжение в работах его учеников.

 

В конференции приняли участие преподаватели вузов Кыргызстана и Казахстана, научные сотрудники Кыргызской академии образования, учителя кыргызстанских школ, магистранты КГУ им. И. Арабаева, коллектив редакции журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана».

 

Пленарное заседание

С приветственным словом к участникам VI Шеймановских чтений обратился ректор Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева Толобек Абылович Абдырахманов. Он поблагодарил главного редактора журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» и его коллег за идею проведения и организацию этой конференции, потому что, по его словам, подобные мероприятия способствуют популяризации русского языка в Кыргызстане.

 

– Лев Аврумович Шейман, – сказал Т. А. Абдырахманов, – был для всех проводником в мир русского языка и литературы, он был создателем методики преподавания русской литературы в школах Кыргызстана. А это значительный вклад в распространение русского языка в Кыргызстане. Л. А. Шейман был одним из тех, кто вырастил целое поколение киргизских интеллектуалов, один из тех начинателей, усилиями которых киргизская русскоязычная литература стала явлением мировой культуры.

 

Ректор также отметил, что русский язык в Кыргызстане пользуется большим спросом, особенно у молодежи есть потребность в его изучении.

 

– В связи с этим, еще 3–4 года назад мы, предвидя, что в скором времени в Кыргызстане наступит нехватка русскоязычных учителей, инициировали создание в Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева условий для обучения на русском языке будущих учителей физики, химии, биологии, географии, – рассказал Т. А. Абдрахманов. – Тогда всего по нескольку человек было, а сейчас мы принимаем на первый курс по две группы студентов – по химии, по биологии, по другим предметам – с киргизским языком обучения и с русским языком обучения. Сейчас из многих бишкекских школ к нам поступают запросы: математиков, физиков, химиков, биологов не хватает. В этом году первый выпуск будет. Самое удивительное, что к нам в группы с русским языком обучения поступают ребята из далеких аилов. Очевидно, они тоже чувствуют потребность в языке межнационального общения.

 

В заключение своего выступления ректор КГУ им. И. Арабаева пожелал всем участникам конференции интересной и плодотворной работы.

 

Далее взял слово главный редактор журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» Гульжигит Умарович Соронкулов. Он внес предложение вспомнить на пленарном заседании о Льве Аврумовиче как о человеке и ученом: рассказать о знакомстве с ним, о совместной работе, об интересных случаях из жизни, связанных с ним, а подготовленные к конференции доклады участников заслушать на секционных заседаниях.

 

– Молодежь, которая его не застала, должна знать, что это был за человек и почему мы его всегда помним и с благодарностью вспоминаем, – подчеркнул он.

 

Директор Инновационного научно-образовательного центра русского языка при Кыргызско-Российском Славянском университете Валентин Корнеевич Янцен рассказал собравшимся о роли Л. А. Шеймана в своей жизни.

 

– Лев Аврумович в моей личной судьбе сыграл большую роль, – сказал он. – В моем дипломе об окончании Киргизского государственного университета стоит подпись Льва Аврумовича. Он был председателем комиссии, когда я сдавал государственные экзамены. Это была, видимо, наша первая встреча с ним, и впоследствии мы тесно сотрудничали.

 

По мнению профессора, Льву Аврумовичу Шейману удалось создать образ наставника, очень внимательного и требовательного; ему всегда удавалось достигать баланса между требовательностью и доброжелательностью, в чем и заключалось его искусство педагога. Благодаря этому свойству он сумел воспитать такую многочисленную армию своих сторонников.

 

Профессор также отметил, что у Льва Аврумовича всегда были высокие требования, и к своей работе, и к работе других. Он ставил высокую планку перед учителями, и они стремились ее преодолеть. Конечно, не все учителя могли достичь и преодолеть этот предел, но это была хорошая мотивация к совершенствованию педагогического мастерства и методики преподавания русского языка.

 

– Сегодня, к сожалению, ряды методистов русского языка шеймановской школы поредели, – посетовал В. К. Янцен. – Время тоже вносит свои изменения в наши планы. Но, тем не менее, я очень надеюсь, что сегодняшняя встреча как-то будет стимулировать каждого из нас и наших учеников, наших студентов, глубже вникать в проблемы и вопросы преподавания русского языка в школе.

 

Милана Исааковна Лазариди, доктор филологических наук, профессор КРСУ, напомнила участникам конференции, что Лев Аврумович Шейман был создателем лучшего в Советском Союзе журнала по русскому языку. Также она сообщила, что в Кыргызстане планируется установить памятник Учителю русского языка. Вероятнее всего, Лев Аврумович – одна из наиболее подходящих кандидатур. Надо об этом подумать, – заключила она.

 

Выступление одной из учениц Л. А. Шеймана, а ныне – доктора педагогических наук, Миновар Халиковны Манликовой было посвящено воспоминаниям об Учителе.

 

– О Льве Аврумовиче невозможно говорить в прошедшем времени. Он всегда остается с нами, – сказала она. – Долгое время я работала рядом с ним в маленьком кабинете. Мне посчастливилось стать его ученицей, поступить в аспирантуру и осуществлять свое научное исследование под руководством гениального ученого, мастера, профессионала своего дела. Мне посчастливилось общаться с таким великим Человеком, великим Педагогом. Лев Аврумович проработал в Академии образования (тогда это был Институт педагогики) с 1951 года по 2005-й. Это 50 с лишним лет, – пояснила М. Х. Манликова. – Он основал не просто школу русского языка и литературы, он основал центр русского языка и литературы в Кыргызстане. Центр, с которым считались на всесоюзном уровне, который привлекал к себе всю педагогическую общественность Кыргызстана, других республик. На страницах журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», созданного Львом Аврумовичем, публиковались разработки ведущих специалистов Советского Союза. Опубликовать статью в этом журнале тогда было очень сложно из-за высочайших требований к содержанию научной статьи.

 

Миновар Халиковна внесла предложение возродить отдел русского языка и литературы в Кыргызской академии образования, который ранее там существовал.

 

– Нет этого отдела, который выстраивался, как гнездо ласточки, благодаря Льву Аврумовичу и его соратникам, сестрам Каменецким, делался кузницей кадров, кузницей научно-педагогической и методической мысли, – с горечью сказала она. – Раньше туда целыми группами приезжали учителя, директора школ, консультировались, учились, обсуждали монографии, диссертации, рабочие программы, стандарты, новые учебники. Нет ни одного вуза в нашей республике, ведущие специалисты которого не прошли бы через обсуждение в Отделе русского языка и литературы в Академии образования. Благодаря Льву Аврумовичу повышался профессиональный уровень специалистов, возрастало качество научных трудов. А сейчас, к большому сожалению, нет такого отдела, куда учителя могли бы прийти и получить профессиональный совет.

 

М. Х. Манликова отметила способность Льва Аврумовича отыскивать по всему Кыргызстану одаренных учителей, талантливых людей, среди которых известные ныне русисты, такие как М. Дж. Тагаев, К. З. Зулпукаров, Г. У. Соронкулов и многие другие, а также его уникальную научную интуицию, благодаря которой многие идеи Льва Аврумовича, высказанные еще много лет назад, стали актуальными и востребованными в наши дни. Так, например, Л. А. Шейман является основоположником научно-педагогического, научно-методического инновационного направления «Учебное этнокультуроведение».

 

– Не каждого ученого можно назвать основоположником какого-то научного направления, – заметила М. Х. Манликова. – Начиная с 70-х годов Лев Аврумович Шейман его разрабатывал. Тогда еще не все понимали, что это такое, но он все равно делал свое дело, предвидя всё на годы вперед. Он реализовал это в государственных стандартах, в программах, в учебниках. Это направление сейчас вылилось в смежные направления в области «язык – культура – человек – этнос»: лингвострановедение, лингвокультурология, этнопсихолингвистика, этнолингвистика, этнопедагогика и так далее. Сейчас все это преподается в вузах, защищаются диссертации, но Лев Аврумович предвидел это еще тогда, в 70-е годы, что это сопряжение языков и культур, диалог культур, как мы сейчас говорим, должно присутствовать в нашем образовании, в наших учебниках, на каждом уроке, поскольку мы живем не в изолированном обществе. Конечно, мы могли бы предотвратить многие конфликты, если бы с первого класса обучали наших детей этому сотрудничеству, диалогу культур.

 

Приветствуя участников Шеймановских чтений, главный редактор газеты «Кут билим» Кубатбек Асангазиевич Чекиров отметил, что созданный и долгое время возглавляемый Львом Аврумовичем Шейманом журнал «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», издаваемый на протяжении уже 60 лет, остается его великим наследием.

 

– Мне отрадно отметить, – сказал К. А. Чекиров, – что мы служим одному делу, одной общей цели. Сегодня у нас есть хорошая возможность поздравить коллег с юбилеем журнала от имени всех сотрудников нашей редакции. Я убежден, что богатый опыт и профессионализм вашего коллектива позволит журналу оставаться нужным и важным для отечественных учителей изданием. Желаю вам новых успехов, плодотворной работы, творческого вдохновения и содержательных публикаций талантливых авторов.

 

Доктор филологических наук, профессор Мамед Джакыпович Тагаев в своем выступлении раскрыл личность Л. А. Шеймана как ученого-просветителя и патриота Кыргызстана.

 

– Лев Аврумович – это человек необыкновенный, – выразил свое мнение М. Дж. Тагаев, – он не просто литературовед, а человек энциклопедических знаний. Он внес огромный вклад не только в изучение русской литературы киргизскими школьниками, но и в киргизскую литературу. Он удачно проводил параллели русской и киргизской литератур. Вспомните его работы. Я благодарен судьбе за то, что мне посчастливилось быть его учеником.

 

Профессор глубоко убежден, что бесценный вклад Льва Аврумовича Шеймана и его соратников (П. И. Харакоза, сестёр Каменецких и многих других) в разработку методики преподавания русского языка и литературы в киргизской школе позволил многим поколениям киргизов, вплоть до наших дней, уверенно владеть прекрасным русским языком. В качестве подтверждения своих слов он привел фрагмент статьи, размещенной на одном из московских сайтов, под названием «Киргизов отрывают с руками», где опубликован репортаж с первой московской ярмарки вакансий для мигрантов.

 

– Как оказалось, среди всех мигрантов в Москве больше всего ценят киргизов: «Это самый хороший трудовой резерв на нашем рынке. Киргизы работают просто отлично. Их реально с руками отрывают», – процитировал М. Дж. Тагаев. – Возникает вопрос: откуда у киргизов хороший русский по сравнению с таджиками и узбеками? Я считаю, что всё дело в той научно-методической концепции русского языка и литературы, которую разработал в 60-е годы прошлого века Лев Аврумович Шейман и его соратники, – заключил он. – К сожалению, сейчас эта система ломается, и я не знаю, к чему это может привести…

 

Вслед за М. Дж. Тагаевым выступила старший научный сотрудник лаборатории государственного языка и многоязычного образования КАО Макиль Токтогуловна Иманкулова. Она выразила одобрение тому, что пленарное заседание посвящено памяти Льва Аврумовича Шеймана и проходит в «неформальной» обстановке, потому что у каждого из присутствующих есть свои особые воспоминания о нем. Также она внесла предложение тем людям, кто близко знал ученого, написать свои воспоминания, чтобы в дальнейшем включить их в собрание сочинений Л. А. Шеймана.

 

– Человек ушел, но у меня остается впечатление, что он все время рядом. Потому что остались его ученики, остались его последователи, – сказала она. – Я думаю, что есть большие заделы, которые предстоит еще разработать. Один из таких заделов – это публикация собрания его сочинений. Я думаю, что эта мечта должна осуществиться.

 

М. Т. Иманкулова поблагодарила организаторов конференции за то, что они расширили границы Шеймановских чтений, объединив в этот день Кыргызскую академию образования и Кыргызский государственный университет имени Ишеналы Арабаева.

 

После небольшого перерыва участники научно-практической конференции  обсудили актуальные вопросы изучения и преподавания русского языка и литературы в рамках двух секций: 1. «Русский язык в образовательном пространстве Кыргызстана» и 2. «Русская литература в образовательном пространстве Кыргызстана».

 

По завершении работы каждой секции участникам Шеймановских чтений были вручены сертификаты.

 

О. П. УЛЫБЫШЕВА