Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Рано ушедший талант (Сергей Витальевич Щербаков, 1957–1998)

 

Ему не было и сорока двух лет, когда он ушел из жизни. Возраст Владимира Высоцкого, Василия Шукшина…

 

Он был сыном двух известных в Кыргызстане филологов-русистов. Отец, Виталий Степанович Щербаков, – лингвист. Мать, Лия Васильевна Михайлова, – литературовед. Оба – кандидаты филологических наук, доценты. От родителей Сергей унаследовал подлинную интеллигентность, высокую филологическую культуру, вкус к серьезной научно-исследовательской работе. Как профессионального лингвиста его сформировал Киргизский государственный университет.

 

По окончании университета, с 1979 года, он стал работать в журнале «Русский язык и литература в киргизской школе». В первые годы – научным редактором, а с 1987 гола до начала 1995 – заместителем главного редактора. Параллельно вел преподавательскую работу в столичных вузах, последние годы – в родном университете.

 

С первых же месяцев работы в журнале Сергей Щербаков обнаружил прекрасные редакторские способности. Лингвист высокого класса М. И. Задорожный, ранее являвшийся научным редактором журнала, сразу же признал, что на этот пост пришел его достойный преемник. И действительно: тот лингводидактический уровень, который  обеспечил журналу в 1980–1990-е годы достаточно стабильное признание у специалистов, был в большой степени заслугой С. В. Щербакова. Он бережно и изящно обрабатывал рукописи школьных учителей, вузовских педагогов, академических ученых. Акцентировал то главное, что определяло ценность каждой статьи, в редакционных «вводках» оттеняя позиции журнала в контексте развития современной филологической и педагогической науки. Поддерживал «планку» на должной высоте и в обзорных статьях, и в рецензиях, и в материалах, подводивших итоги дискуссиям, которые развертывались на страницах журнала.

 

Будучи сначала внештатным, а впоследствии и штатным научным сотрудником отдела русского языка КирНИИПа (ныне – Кыргызская академия образования), С. В. Щербаков проявил себя и как оригинальный лингвометодист-теоретик. В проблемных статьях, опубликованных в журнале «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», он выдвинул и обосновал ряд плодотворных идей о путях оптимизации преподавания языковых предметов: о функциональном подходе при использовании межъязыковых сопоставлений в этой области («Сопоставительное изучение языков и актуальные проблемы лингводидактики Киргизии», 1985, № 6, с. 1–5); о компоненте «культура речи» в системе обучения школьников-киргизов (1986, № 6, с. 1–8); о дифференцированном подходе к этому обучению с учетом типологии социоязыковых ситуаций в Кыргызстане («Учебник: абстракция или реальность? Об учете социологических факторов в обучении киргизских школьников русскому языку», 1990, № 6, с. 1–9);  о путях совершенствования лексического минимума («О лингвистическом обеспечении курса и проблеме словарного минимума: В русской лингводидактике Киргизии», 1992, № 2–4, с. 1–7). Сергеем Витальевичем разработаны основы общей концепции обновления обучения школьников-киргизов русскому языку в современных условиях (в сб.: Концепции предметного обновления предметного образования в Кыргызской Республике. – Бишкек: КИО, 1995, с. 31–49, в соавт.)

 

Уже после первых выступлений Щербакова-младшего в печати коллеги стали называть его «генератором идей».

 

Сергею Витальевичу принадлежат также очень интересные собственно лингвистические публикации. Например, по типологии атрибутивных конструкций в русском и киргизском языках, о звукоподражательных словах в этих языковых системах (об ономатопее) и по другим актуальным проблемам языкознания. Близилась к завершению его работа над кандидатской диссертацией.

 

С. В. Щербакова с увлечением слушали учителя, студенты, ученые. Пленяли неординарность его мыслей, глубокая эрудиция, ясная логика, убедительность аргументации. Он не любил громких фраз, риторических побрякушек, ложного пафоса. Тем сильнее впечатляла его сдержанная эмоциональность…

 

Он не успел сделать очень и очень многое из того, что соответствовало масштабам его дарования. Но то, что он сделал, будет долго стимулировать развитие перспективных тенденций в науке и практике русистики Кыргызстана.

 

По материалам публикации в РЯЛШК 1998 г. (№ 5–6)