Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Музы педагогической русистики Кыргызстана Валентина Григорьевна и Нина Григорьевна Каменецкие (1931-2009)

 

Друзья, коллеги, ученики, знакомые и не очень знакомые называли их необычным именем – Камены.  Поначалу это, возможно, было просто сокращением их фамилии – Каменецкие. Но уже тогда, скорее всего, таился здесь и иной, более глубокий смысл. Ведь Камены, как называли своих мифологических героинь древние римляне, или Музы, на древнегреческий лад, – это девять божественных сестёр, покровительниц поэзии, искусств и наук. Дочери самого Зевса и богини памяти – Мнемозины… Сёстры Каменецкие, как и их прославленные тёзки, соединяли в своём лице и науку, и поэзию, и искусства.

 

Так было уже тогда, когда они, окончив в 1953 году Киргизский государственный университет, начинали свой трудовой – а вернее сказать, творческий (потому что их труд всегда был творческим!) путь в Тянь-Шане, в Нарынском учительском институте, позднее преобразованном в педагогическое училище. И лекция, и практическое занятие, и встреча кружковцев немыслимы были для них без целой россыпи многоцветных репродукций шедевров русского, киргизского, мирового искусства. Без грамзаписей классической вокальной и инструментальной музыки или замечательных народных и современных песен. Без художественного чтения стихов и прозы – благо, в этом они могли «посоревноваться» и с мастерами концертного исполнения литературных произведений. Ведь Мнемозина одарила их феноменальной памятью, а Аполлон, спутницами которого, согласно мифам, всегда были Музы, внушил сестрам Каменским пламенную любовь к высокому художеству, глубокое его понимание. До сих пор жива на Тянь-Шане благодарная память о яркой педагогической и общественной деятельности сестёр Каменецких, об их удивительных лекциях.

 

Всё это продолжилось – на новом уровне – и тогда, когда они вернулись во Фрунзе, с 1956 года, когда сёстры близнецы стали работать в институтах-близнецах – в Киргизском научно-исследовательском институте педагогики и Республиканском институте усовершенствования учителей.

 

Отныне ареной их деятельности становится уже вся республика. Они едут в самые отдалённые уголки Кыргызстана, проводят там интереснейшие семинары, участвуют в августовских совещаниях учителей-русистов. А сколько уроков они посетили, подготовили вместе с учителями или сами провели!

 

Педагогов-курсантов, приезжавших в столицу на учёбу, сёстры Каменецкие водили в мастерские художников и скульпторов, приглашали в аудиторию института таких корифеев искусства, как, например, прославленный художник Семён Афанасьевич Чуйков. Незабываемы встречи учителей и учащихся в народном университете Лебединовской школы, которым по существу руководили сёстры, и в иных аудиториях с Чингизом Айтматовым, с народными артистами Бакен Кыдыкеевой, Леонидом Ясиновским и другими звёздными мастерами сцены; с зачинателями киргизской документальной кинематографии Юзом и Изей Гернштейнами; с чудесным скульптором и удивительнейшим человеком Ольгой Максимилиановной Мануйловой; с народными художниками Лидией Александровной Ильиной и Андреем Николаевичем Михалёвым; с таким рафинированным представителем старинной, ведущей свой род от декабристов, российской интеллигенции, как музыковед Александр Юрьевич Кологривов: с видным учёным-биологом и талантливым живописцем-любителем Михаилом Ивановичем Лущихиным… Эти и другие встречи, организованные сёстрами Каменецкими, стали ярчайшими событиями духовного развития многих и многих учителей-русистов Киргизии. Такими же событиями были проводившиеся ими посещения музыкальных вечеров в филармонии, столичных музеев, спектаклей и репетиций в республиканском русском драматическом театре.

 

Союз поэзии, науки и искусства многое определял в деятельности Каменецких как методистов-литераторов, авторов учебников, учебных и учебно-методических пособий, многочисленных статей в помощь учителю.

 

Более полувека ученики киргизских школ занимались по их учебнику «Русское слово»  для пятого (четвёртого – по более ранней нумерации, при десятилетнем обучении) класса. Эта книга, которая от издания к изданию постоянно совершенствовалась, общепризнанно считалась – и учителями, и методистами Кыргызстана – лучшим учебником русского языка для киргизской школы. О ней с восхищением отзывались коллеги из других республик. А главное – её любили и с увлечением читали сами ученики. Она приобщала детей к живой русской речи, к размышляющему и сопереживающему чтению страниц русской классической и современной детской литературы. И эта книга была действительно доступна для детей-киргизов. Благодаря тонкому искусству бережной адаптации, благодаря филигранному мастерству проведения каждого активного слова через тексты всей книги, благодаря подлинно научному учёту возрастных потребностей и возможностей детей-киргизов 11–12 лет. И благодаря сдержанному, но глубокому одушевлению авторов и их героев, рождённому любовью к детям и к великому русскому слову. Каменецкие доказали, что чтение художественных текстов на русском языке уже на этом этапе обучения в нерусской школе и возможно, и благотворно.

 

«Двигателем двигателей» и в этом учебнике, и в пособиях, образующих вместе с ним целостный учебно-методический комплекс, и в поурочных разработках, и в сборнике упражнений для 11 класса, и в материалах, посвященных оптимальным путям организации фестивалей «Русский язык – язык мира и дружбы» – научным  стержнем всей этой педагогической системы была идея обеспечения органической, неразрывной, гармоничной взаимосвязи духовного и речевого развития учащихся.

 

А одним из доминирующих средств осуществления этой идеи был опять-таки союз поэзии, науки и искусства… Достаточно познакомиться с изобразительными материалами в их учебнике «Русское слово» и с их методическим сопровождением.

 

Союз, которому служили Каменецкие, – в лучших традициях русской классической культуры. «Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия», – писал ещё в 1921 году Александр Блок.

 

Многое можно было бы сказать о том, что обычно называют общественной деятельностью сестёр Каменецких. Но вернее говорить об их неиссякаемой, деятельной человечности, о стремительно-безоговорочной готовности помочь отставшему, попавшему в беду, обиженному, недооцененному, неопытному – не дожидаясь просьб о поддержке.

 

Они шефствовали над молодыми коллегами, «вывозили» всю работу по подготовке и проведению республиканских олимпиад по русскому языку и литературе.

 

Самоотверженный творческий труд сестёр Каменецких в большой мере определил вклад Киргизского научно-исследовательского института педагогики (позже – Киргизский институт образования, ныне – Кыргызская академия образования) в оптимизацию образовательной системы Кыргызстана.

 

Без Каменецких трудно было представить себе и журнал «Русский язык и литература в школах Кыргызстана». Когда он назывался чуть иначе – «Русский язык в киргизской школе», Валентина Григорьевна  – на общественных началах, не получая ни копейки ни за редактирование, ни за свои статьи! – в течение 17 лет была ответственным секретарём редакции журнала. Ей во всём помогала Нина Григорьевна. На страницах журнала из года в год печатались материалы Каменецких, которые, по свидетельству читателей – школьных учителей-русистов, были нужны им как воздух, как хлеб насущный.

 

По материалам публикации  в РЯЛШК в 2001 г. (№ 2)