Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Н. Г. Каменецкая. Изобразительные материалы на уроках русской литературы

 

В 60–80-х гг. известный в Кыргызстане методист Нина Григорьевна Каменецкая  (1931-2009) занималась экспериментально-исследовательской работой по использованию произведений изобразительного искусства на уроках литературы в школах с киргизским языком обучения. Промежуточные результаты этой работы постоянно освещались на страницах журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» и в различных сборниках. Итогом этой работы явилось методическое пособие Н. Г. Каменецкой «Изобразительные материалы на уроках русской литературы» (Фрунзе: Мектеп, 1982), фрагменты из которого публикуются ниже.

 

В настоящее время учителя русской словесности обладают значительно бóльшими возможностями в привлечении произведений изобразительного искусства для работы с учащимися, чем это было в 60–80-е годы прошлого века, когда Н. Г. Каменецкая занималась данной проблемой. Благодаря современным электронно-техническим средствам и Интернету можно найти и продемонстрировать в классе практически любое произведение изобразительного искусства, использовать самые разнообразные инновационные формы работы с наглядными материалами. Но рекомендации и установки методиста Н. Г. Каменецкой остаются по-прежнему актуальными; их ключевой смысл видится в следующем: произведения изобразительного искусства расширяют границы освоения школьниками изучаемых литературных текстов и русского языка и должны органично вписываться в учебные цели урока, а не служить только лишь иллюстративным материалом.

 

 

<…>Первоначальным и притом фундаментально существенным моментом наших знаний об окружающем объективном мире является живое созерцание, т. е. наглядное восприятие этого мира. Целью учебного процесса в школе является познание, хотя и познание особого рода – педагогически организованная познавательная деятельность учащихся. Следовательно, использование средств наглядности в процессе обучения не только желательно, но и необходимо. <…>

 

На уровне такого звена человеческого сознания, как художественное мышление на неродном языке, обращение к наглядным аналогам особенно необходимо. Наглядность благоприятствует тому, чтобы явления языка, за которыми стоят факты действительности, воспринимались учащимися в яркой и живой форме. <…>

 

Рассматривая изобразительное искусство, кино и телевидение как разновидности наглядности в процессе преподавания литературы в школе и отдавая должное двум последним, мы особо выделяем произведения изобразительного искусства.

 

Вызвано это следующими соображениями. Во-первых, запечатлевая «кусок» жизни в определенный момент, художник создает зрительный образ, менее протяженный во времени, чем двигательный, слуховой и словесный, которые не возникнут в представлении зрителя и читателя, пока произведение не просмотрено, не прослушано, не прочитано до конца. Изобразительное искусство рождает мгновенную реакцию, моментальный эмоциональный отклик на увиденное.

 

Это, разумеется, не означает, что достаточно такого «мгновенного» общения с произведением живописи или графики для того, чтобы по достоинству оценить его. Даже незамысловатые, на первый взгляд, картины типа «Прибыл на каникулы» или «Опять двойка» требуют дополнительного возвращения к ним и последовательной остановки  внимания наблюдателя на опорных точках их композиции при осмыслении сюжета. Что же говорить о таких сгустках человеческих мыслей и чувств, о накале страстей и страданий, запечатленных на таких художественных полотнах, как «Утро стрелецкой казни», «Над вечным покоем», произведения Рембрандта?! Они требуют многократного вдумчивого всматривания, глубокого осмысления, сердечной отзывчивости. Однако тот факт, что зрительный процесс предполагает все же мгновенное «схватывание», «быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта»[1], позволяет широко привлекать произведения живописи и графики как подсобное, но во многом незаменимое методическое средство при изучении художественной литературы в школе.

 

Во-вторых, имеется нечто общее в самой природе литературного и пластического образа. Каждый из них не только запечатлевает, воссоздает действительность, но и приобщает к духовному миру художника, обогащает вызываемыми ассоциациями. Последнее качество для нас особенно существенно: произведения изобразительного искусства, привлекаемые при освоении курса литературы в школе, способны вызвать в сознании учащихся множество ассоциаций, которые содействуют углубленному интересу к изучаемому явлению, развитию эстетического чувства. <…>

 

Искусство, в том числе изобразительное, широко использующее большую впечатлительность человека, овладевает его чувствами и мыслями, вызывает у него эмоциональный отклик гораздо быстрее и действеннее, чем факты и доводы. Это тем более важно в условиях национальной школы, где такие факторы, как историческая отдаленность, языковой барьер и инонациональный характер литературы оказывают тормозящее действие на воссоздающее воображение и эмоциональный отклик. <…>

 

Знакомясь с произведениями, например, русских писателей первой половины XIX века, школьники-киргизы приобщаются к нравственно-эстетическим идеалам, которые вот уже свыше полутора столетий продолжают волновать каждого, кто соприкасается с великой русской литературой. Это идеалы равенства людей, высокого гуманизма, самоотверженного служения отечеству, гражданского мужества, поиска достойного человека места в жизни народа. <…> А для того, чтобы открытие учащимися-киргизами этих идей и образов состоялось при обстоятельствах, по возможности наименее осложненных языковым и национально-культурным барьером, чтобы встреча с ними стала событием в жизни школьников, необходимы  наглядные образы действительности. <…>

 

 

Изобразительные материалы на уроках о жизненном и творческом пути русского писателя-классика

 

В ряду проблем освоения курса русской литературы в национальной, в том числе киргизской, школе как одна из первостепенно важных стоит проблема изучения жизненного и творческого пути русского писателя-классика, ибо «…биография дает на основе фактического материала картину жизни человека, развития его личности в связи с общественной действительностью эпохи. Биография помогает понять формирование личности, направление, характер и процесс творческой и общественной деятельности человека»[2]. В то же время биография выдающегося писателя оказывает большое нравственное и эстетическое воздействие на учащихся.

 

Однако изучение жизни и творчества русского писателя-классика в киргизской школе сопряжено с трудностями, вызванными, во-первых, тем, что он – представитель инонациональной культуры; во-вторых, тем, что его творчество является фактором иноязычной литературы; в-третьих, тем, что этот жизненный и творческий путь отдален от наших сегодняшних дней; в-четвертых, тем, что в этих условиях специфичны особенности психологии восприятия русской литературы киргизскими учащимися. Помочь ученикам увидеть русского писателя «через хребты веков», показать, чем «любезен народу» великий художник слова, на его примере воспитать у школьников  «чувства добрые», вызвать интерес к личности автора – значит подготовить почву для дальнейшего самостоятельного знакомства учащихся с жизнью и творчеством классика, сделать многократное обращение к его произведениям в будущем жизненной потребностью. Поэтому во время эксперимента нами выявлялась педагогическая роль изобразительных материалов на уроках о жизненном и творческом пути русского классика-писателя.

 

Эти материалы применялись:

а) для заострения внимания учащихся на тех важнейших исторических событиях в жизни страны и соответственно тех моментах передовой национальной общественно-литературной традиции, которые сыграли решающую роль в формировании мировоззрения и личности того или иного писателя;

 

б) с целью приобщения к эмоциональной атмосфере наиболее значительных событий жизни писателя, в которых особенно ярко воплотились некоторые стороны его «пафоса» (В. Г. Белинский), и в интересах формирования у школьников речевой базы для выражения соответствующих эмоций на русском языке;

 

в) для выявления основных черт личности художника слова, в которых воплощены и его индивидуальное своеобразие, и то, что характерно для национального типа русского писателя-гражданина.

 

Проиллюстрируем сказанное примером изучения биографии А. С. Пушкина.

 

Приступая к работе над этой темой, мы прежде всего установили, какие изобразительные материалы являются общими, а значит, и обязательными для контрольных и экспериментальных классов. В соответствии с программой по русской литературе для VIII класса киргизской школы* при изучении биографии поэта должны быть показаны учащимся рисунки Пушкина – автопортрет и виселица с пятью повешенными, портрет А. С. Пушкина, выполненный В. А. Тропининым, картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» и Н. Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», памятники великому писателю работы А. М. Опекушина и М. К. Аникушина. Затем мы наметили произведения для дополнительного использования в экспериментальных классах. Это картины «Пушкин на берегу моря» И. К. Айвазовского и И. Е. Репина, «А. С. и Н. Н. Пушкины на придворном балу» Н. П. Ульянова, «Дуэль Пушкина с Дантесом» А. А. Наумова, «На большой дороге. Отступление, бегство» В. В. Верещагина, «Декабристы в Сибири» А. В. Моравова, акварель К. Кольмана «Восстание декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади», портрет А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского. Как видим, изобразительный материал, предназначавшийся для использования в экспериментальных классах, в целом обширнее по количеству и разнообразнее по темам, чем материал, привлекавшийся в контрольных классах.

 

Однако педагогическая целесообразность привлечения такого значительного количества художественных репродукций требовала проверки практикой: методика, как известно, предостерегает от перегрузки уроков  наглядными пособиями, тем более, что в условиях национальной школы каждая новая картина зачастую нуждается в дополнительном комментарии на неродном для учащихся языке. Анализ особенностей темы и меры соответствия названных изобразительных материалов этим особенностям давал основания рассчитывать на полезный педагогический эффект.

 

Рассмотрим каждый из трех указанных выше случаев применения произведений изобразительного искусства при изучении биографии Пушкина.

 

I. Изобразительные материалы привлекались для того, чтобы под особым, литературным углом зрения сосредоточить внимание учащихся на двух основных эпизодах истории России пушкинского периода: Отечественной войне 1812 года и восстании декабристов. Оба эти события, ставшие фактами жизни поэта, явились в то же время вехами его идейного и творческого роста. Они же особенно ярко демонстрируют ту передовую национальную общественную традицию русской литературы – традицию теснейшей связи художественного творчества с политической жизнью страны, – традицию, которая проявила себя в деятельности уже знакомых восьмиклассникам писателей: Радищева, Грибоедова, поэтов-декабристов.

 

Произведения художников при решении названной задачи использовались по-разному: одни рассматривались менее подробно, другие – более детально. Однако независимо от этого делался вывод, с одной стороны, непосредственно относившийся к изображенному историческому событию, а с другой – проливавший свет на отношение к нему Пушкина, на присущие ему черты.

 

При этом количество привлекавшихся на уроке произведений изобразительного искусства не было постоянным. Оно зависело от конкретных условий. Во-первых, учитывалось, обзорно или текстуально будут изучаться произведения писателя, связанные с тем или иным историческим событием, и соответственно упоминаемые при изучении биографии автора. Во-вторых, принималось во внимание, как изложен и какое место в учебнике занимает материал, посвященный этому событию.

 

Опишем в связи со сказанным, как подбирались картины на историческую тему, предназначенные к использованию на уроке по биографии А. С. Пушкина.

 

В учебнике по русской литературе для VIII класса киргизской школы нет специального раздела или параграфа о войне 1812 года. Но на его страницах учащиеся встречаются с яркими откликами на это историческое событие. Тема войны 1812 года представлена здесь небольшими фрагментами из воспоминаний Бестужева, Якушкина, Пущина и стихами Пушкина «Вы помните: текла за ратью рать…».

 

Таким образом, в учебник включен выразительный, содержательный материал о героизме и мужестве, проявленных русским народом во время Отечественной войны 1812 года. Но материал этот очень краток<…> А надо было сделать так, чтобы исторический факт победы не только русского оружия, но и русского духа не стал одним из «проходных», рядовых для учащихся фактов. При таких обстоятельствах особенно остро ощущалась необходимость в использовании изобразительного искусства. Привлечь несколько произведений живописи не представлялось возможным из-за соображений экономии времени. Нужно было, следовательно, подобрать картину, которая наиболее полно могла бы поведать о крахе завоевателей, об их постыдном финале. Этим требованиям, на наш взгляд, отвечает полотно известного русского художника-баталиста В. В. Верещагина «На большой дороге. Отступление, бегство»[3].

 

Заснеженные просторы России. Стужа. Уходящая вдаль большая дорога. Но это не та обыкновенная дорога, каких в русском государстве тысячи, а тяжкая дорога войны. По обеим сторонам ее из-под снежных сугробов торчат штыки, жерла теперь уже молчащих орудий, треуголки, кивера, кибитки. Под снегом погребены люди и кони: вмерзшие в землю тела захватчиков говорят о бесславном конце нашествия. Смерть властвует над этими просторами. По трупам отступает, бежит из России с остатками своей армии Наполеон. В шубе, в теплой шапке, он идет, опираясь на палку, во главе колонны. За ним, кутаясь в теплые шубы, идут генералы, движется карета императора, длинной лентой тянутся войска. В ожидании страшного пира слетается, кружит над колоннами воронье. Ничего от былого блеска «великой армии» <…>

 

Сюжет картины, конкретность изображения, художественное мастерство живописца, выявленные в ходе беседы с классом, позволили сконцентрировать внимание учащихся  на героических страницах русской истории, озаривших своим светом юность Пушкина-лицеиста и запечатленных впоследствии Пушкиным-поэтом.

 

Иным в количественном отношении был изобразительный комментарий ко второму историческому событию, которое оставило неизгладимый след в жизни и творческой деятельности Пушкина, – к восстанию декабристов. Изобразительными материалами о декабристах и великом поэте, использованными в экспериментальных классах в связи с изучением его биографии, явились акварель К. Кольмана «Восстание декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади», картина А. Моравова «Декабристы в Сибири» и рисунок А. С. Пушкина на рукописи «Полтавы» – виселица с пятью повешенными, – сделанный им в 1828 году.

 

Некоторое увеличение количества произведений изобразительного искусства в данном случае вызвано тем, что в программе и учебнике выделена для рассказа о декабристах самостоятельная тема, а, следовательно, отведены и специальные учебные часы для ее усвоения, текстуально изучаются стихотворения «И. И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный…») и «Арион». В самой же теме имеется несколько узловых моментов, требующих особого, подкрепленного зрительным образом, акцентирования.

 

К акварели Кольмана мы обратились повторно: она уже знакома учащимся по демонстрации на уроке о первом этапе освободительного движения в России. Поэтому на занятиях по биографии Пушкина не было необходимости в детальном рассмотрении этого произведения. Важно было другое: с его помощью начать разговор с учащимися о высоких целях, которыми руководствовались восставшие, о благородном облике героев 14 декабря. Именно это в конечном итоге могло объяснить ученикам верность Пушкина идеалам декабристов, дружбе с ними, которую поэт пронес через всю свою жизнь.

 

– Александр Иванович Герцен, – обращается к классу учитель, – сказал о декабристах: «…цвет всего, что было образованного, истинно благородного в России» (Декабристтер «Россиядагы бардык билимдүү чыныгы асыл адамдардын сыймыгы боло алышты»). Еще раз внимательно посмотрите на произведение художника Кольмана и объясните, почему Герцен так сказал.

 

Ставя перед учащимися экспериментальных классов такую задачу, мы учитывали, что на уроках, предшествовавших описываемому, школьники приучались не только отвечать на вопросы по картине, но и строить связный рассказ по ней. Привычными для ребят стали отдельные специфичные для изобразительного искусства понятия (передний и задний план, поза, колорит, выражение лица и т. д.). В работе по картине к ученикам предъявлялось как обязательное требование употреблять соответствующую оценочную лексику. Поэтому к данному занятию учащиеся имели определенный словарный запас и речевые навыки.

 

– На картине изображен памятник Петру I. Вокруг него построились войска. У них решительный вид. Все готово к смелым действиям против царя. На Сенатскую площадь вышли настоящие патриоты.

 – Декабристы хотели освободить крестьян от крепостного права. Это благородная идея. Поэтому Герцен назвал декабристов благородными людьми.

 – Декабристы получили хорошее образование. Во время войны 1812 года многие из них героически защищали родину. Они любили свой народ, поэтому выступили против самодержавия. Так могли поступить только смелые, благородные люди.

 

Из ответов учащихся ясно, что они правильно поняли оценку, которую дал декабристам Герцен. Продолжение беседы велось так, чтобы направить мысль учеников к Пушкину, показать, что в истории русского освободительного движения имена дворянских революционеров и величайшего поэта России стоят рядом.

 

– Из уроков литературы в VII классе вы знаете, что во время следствия по делу декабристов в бумагах многих из них были найдены стихи Пушкина. Как вы думаете, о чем это говорит?

– Многие декабристы были друзьями Пушкина, например, Пущин, Пестель.

– Пушкин писал вольнолюбивые стихи. Декабристы боролись за свободу. Поэтому стихи Пушкина были им близки.

– Вы правы, – обобщает учитель, – Александр Сергеевич Пушкин был человеком передовых, свободолюбивых взглядов. К нему, другу декабристов, в полной мере относятся слова Герцена.

 

Еще один вопрос требовал к себе пристального внимания: сохранил ли поэт «дум высокое стремленье», остался ли верен своим убеждениям после разгрома восстания? Продолжить разговор о Пушкине и декабристах позволила репродукция картины  А. В. Моравова «Декабристы в Сибири»[4]. Она помогла учащимся составить представление о тяжких условиях каторги, понять, как жизненно важно было услышать там голос дружеского участия, ободряющее слово. Именно таким, дружеским и ободряющим, было послание «В Сибирь».

 

Это стихотворение знакомо учащимся из VII класса. Перед описываемым занятием ученики получили задание повторить его. На уроке восьмиклассники читали пушкинское послание после беседы по картине. Она находилась у них перед глазами и во время чтения. Это создавало тот эмоциональный настрой, который помогал глубже проникнуть в содержание текста, правильнее понять его идейную направленность, давало возможность не только осознать, но и прочувствовать значение самого факта посвящения и отправки такого произведения людям, которых официально именовали «государственными преступниками», «каторжниками».

 

В том, что судьба и дело декабристов продолжали и в дальнейшем волновать поэта, учащиеся могли убедиться при изучении стихотворений «И. И. Пущину», «Арион» и в процессе демонстрации рисунка Пушкина на рукописи «Полтавы», изображающего виселицу с пятью казненными декабристами[5]. Сочетание знаний, полученных из учебника и рассказа учителя, с впечатлениями от работы с изобразительными материалами, позволило киргизским школьникам из экспериментальных классов прийти к выводу: А. С. Пушкин остался верен своим убеждениям. Поэт мог с полным правом заявить: «Я гимны прежние пою».

 

Этот же вывод сделали и ученики из контрольных классов, которые почерпнули знания из учебника и сообщений учителя. Кроме того, и здесь на уроке был показан тот же рисунок А. С. Пушкина, что и в экспериментальных классах. Репродукции произведений Кольмана и Моравова здесь не демонстрировались.

 

По окончании изучения темы «Пушкин и декабристы» решено было проверить, улавливают ли учащиеся взаимосвязь между историческим событием, творчеством и личностью писателя. Для выяснения этого ученикам из контрольных и экспериментальных классов предложили ответить на два вопроса: 1. Как восстание 14 декабря 1825 года отразилось в жизни и творчестве А. С. Пушкина? 2. Как характеризует Пушкина отправка декабристам послания «В Сибирь»?

 

На первый вопрос все учащиеся из тех и других классов ответили правильно, перечислив известные им факты биографии поэта, созданные им литературные произведения и рисунок на полях «Полтавы». Ответы же на второй вопрос оказались разными по глубине содержания. Приведем в качестве примера наиболее характерные.

 

Учащиеся из контрольных классов: «А. С. Пушкин послал декабристам свое стихотворение “В Сибирь”». Этот факт говорит о том, что он был свободолюбивым поэтом»; «В Сибирь сослали многих друзей Пушкина. Пушкин был настоящим другом. Поэтому он передал декабристам свое стихотворение. Поэт продолжал быть верным их делу».

 

Учащиеся из экспериментальных классов: «Жизнь на каторге в Сибири была очень тяжелой. Декабристы работали в цепях, а рядом стояли и следили за ними жандармы. Пушкин хорошо понимал, как нужна ссыльным помощь. И он отправил в далекую Сибирь свое послание. Он поступил так потому, что был чутким, добрым другом. Пушкин думал как декабристы, остался верен идеям свободы»; «Пушкин был единомышленником декабристов. И когда друзей сослали в Сибирь на каторгу, поэт отправил им свое послание. Это показывает, что поэт не изменил своим убеждениям. Тачки, носилки, лопаты, цепи, безрадостный край. Это было у декабристов каждый день. Пушкин поддержал их своими стихами, как истинно благородный человек».

 

Сравнение ответов учеников показывает, что более развернутыми, полными, насыщенными впечатлениями являются высказывания школьников из экспериментальных классов. Влияние изобразительного искусства на ответы учащихся здесь очевидно. Не из учебника, а из картины вошли в рассказ ребят описания природы Сибири, внешнего вида декабристов, условий их труда и жизни на каторге. Живое зрительное впечатление способствовало также концентрации русской лексики и фразеологии, особо нужной для данного рассказа.

 

Итак, с помощью произведений изобразительного искусства наглядно, а потому  и особенно убедительно удалось показать учащимся экспериментальных классов, что теснейшая связь русских писателей с освободительным движением –  не случайное явление, а историческая закономерность. В центре политических событий и интересов страны находились такие литературные предшественники Пушкина, как Радищев, Грибоедов, поэты-декабристы. Жил важнейшими событиями и интересами своего времени, всем сердцем и творчеством откликался на них А. С. Пушкин. <…>

 

II. Изобразительный материал привлекался, далее, для того, чтобы запечатлеть в сознании учащихся наиболее значительные факты биографии писателя, приобщить школьников к эмоциональной атмосфере этих событий и создать речевую базу для рассказа о них на русском языке. Таким, например, фактом при изучении жизненного и творческого пути А. С. Пушкина явился публичный экзамен по русской словесности, проводившийся в январе в 1815 года в Царскосельском лицее в присутствии Г. Р. Державина. Экзамен, о котором идет речь, представлялся заслуживающим специального внимания в цепи других важных событий творческой биографии Пушкина: именно здесь, на этом экзамене, началось общественное признание юного лицеиста как поэта.

 

В учебнике этому событию посвящено всего девять строк, включая знаменитые стихи из романа «Евгений Онегин»: «…Успех нас первый окрылил, Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил».

 

В создавшихся педагогических условиях нужен был импульс, способный активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся. Таким импульсом и в то же время зрительной опорой для работы воссоздающего воображения и для речевого процудирования учащихся экспериментальных классов стала картина Е. П. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»[6].

 

Перед нами было два пути: 1) познакомить учеников с событием того памятного дня непосредственно по картине; 2) сначала рассказать об этом эпизоде из жизни Пушкина, а потом закрепить узнанное работой над полотном Репина. Мы избрали первый. Новизна и яркость впечатлений от увиденного, эмоциональный отклик на картину, не лекция учителя, а вопросно-ответная беседа по содержанию произведения, непременными активными участниками которой должны были стать школьники, – все это, полагали мы, должно оставить глубокий след в душах ребят.

 

Покажем, как работа по названному произведению живописи «вписалась» в урок, посвященный лицейскому периоду жизни Пушкина<…>

 

Репродукция большого формата появилась перед учащимися из экспериментальных классов после того, как учительница процитировала имеющиеся в учебнике стихи юного поэта «И знай, мой жребий пал, я лиру избираю…» и разъяснила, что Пушкин избрал поэзию как главное дело всей своей жизни.

 

– Картина, которую вы сейчас увидите, – сообщил педагог, – называется «Пушкин на лицейском экзамене». Написана она великим русским художником Ильей Ефимовичем Репиным в 1911 году. Событие, которому посвятил свое произведение живописец, произошло 8 января 1815 года. (Вывешивается репродукция. Ученики рассматривают ее.)

 – Вдумайтесь в название этой картины и скажите, где происходит действие?

 – Действие происходит в Царскосельском лицее, где учился Пушкин.

– Опишите зал. Нравится ли он вам?

– Это огромный светлый зал с колоннами. Большие окна, высокие потолки, светлые стены, паркет, длинный стол накрыт тяжелой красной скатертью. Все это делает зал очень красивым.

– Еще какие слова мы могли бы употребить? Зал…

– Торжественный, праздничный, нарядный.

– Кто находится в этом зале?

– В зале много людей.  Это богатые, знатные дворяне, вельможи, придворные.

– Почему вы решили, что это вельможи, знатные дворяне?

– Они красиво, богато одеты. Женщины в нарядных платьях, мужчины в мундирах, шитых золотом, с орденами и лентами. Здесь сидит генерал.

– Для чего собрались эти люди?

– Они пришли на экзамен, который сдавали лицеисты.

 

Не случайно на уроке уделялось внимание обстановке, в которой проходил экзамен. Нам хотелось, чтобы учащиеся почувствовали значительность момента, особую торжественность, сопутствовавшую ему.

 

Центральной фигурой в ходе беседы по картине Репина стал А. С. Пушкин. При этом важно было всё: и поза юного поэта, и то, что он делает, и как к этому относятся присутствующие в зале.

 

– Кто стоит в центре зала, кто изображен на переднем плане картины? – спрашивает учитель.

– В центре зала стоит юноша.

– На переднем плане картины изображен юный лицеист, будущий поэт А. С. Пушкин.

– Что он делает?

– Он читает стихи.

– Опишите позу Пушкина, выражение его лица.

– Юный поэт стоит, широко расставив ноги. В левой руке он держит листки, на которых написаны стихи. Правую руку энергично поднял вверх.

– Всмотритесь в лицо поэта. Какое оно? Что выражает?

– Его лицо выражает волнение.

– У Пушкина вдохновенное, взволнованное лицо. Глаза сияют, блестят. Пушкин радостно смотрит на тех, кто сидит в зале.

– Расскажите, как слушают начинающего поэта гости, как они относятся к его чтению?

– Одни слушают с удивлением, как сидящий за столом священник. Другие – с улыбкой и интересом.

– Обратите внимание на человека, поднявшегося из-за стола. Это Гавриил Романович Державин, знаменитый русский поэт. Он был уже очень стар, но по-прежнему интересовался литературой. Державин знал стихи Пушкина, которые уже тогда печатались. Старый поэт внимательно следил за талантливым юношей. Скажите, как Державин слушает юного поэта и почему?

– Державин встал, наклонился вперед, приложил руку к лицу, чтобы лучше рассмотреть и услышать Пушкина.

– Державину нравятся стихи юноши-лицеиста, поэтому он его так внимательно слушает.

 

После этого естественно прозвучали в чтении учителя приведенные выше стихи из «Евгения Онегина» о встрече Пушкина с Державиным.

 

Однако свести всю беседу по картине только к выяснению ее содержания даже в условиях киргизской школы явно недостаточно. Поэтому, как и в других подобных случаях, мы старались привлечь учеников к размышлению о художественных достоинствах произведения. Заключительная часть бесед строилась именно в таком плане.

 

– Какое настроение взывает у вас эта картина?

– Она волнует, вызывает радостное настроение.

– Подумайте, как, какими средствами художник передал это настроение? Какими красками написана картина?

– Экзамен принес Пушкину большой успех. Он стал для него праздником, настоящим торжеством. Пушкина заметил, обратил на него внимание Державин. Илья Ефимович Репин передал это праздничное настроение богатством красок.

– И улыбками гостей, их яркой одеждой.

– В высоком нарядном зале много света, солнца.

– Как подчеркнул художник, что Пушкин является главным действующим лицом?

– Пушкин изображен на переднем плане. Стоит в центре зала.

– У Пушкина энергичный жест.

– Все гости и комиссия смотрят на юного поэта, слушают его.

 

Обобщая сказанное учащимися, учительница предложила им запомнить дату и эпизод из биографии А. С. Пушкина, о которых поведал своим современникам и потомкам художник Репин.

 

– Это необычная дата и не рядовой эпизод в жизни великого человека, – сказала учительница. – В этот день получил общественное признание талантливый юноша, который стал основоположником русской классической литературы, величайшим поэтом России – Александром Сергеевичем Пушкиным.

 

<…> И в контрольных классах решено было познакомить учащихся с картиной «Пушкин на лицейском экзамене». Во время беседы ученики правильно определили момент из жизни поэта, изображенный живописцем: они уже знали об этом событии из учебника, да и название произведения пришло на помощь. По ответам школьников можно было судить о том, что они поняли содержание картины. Следует, однако, отметить, что если ученики из экспериментальных классов были активными участниками беседы о содержании и художественных достоинствах произведения, то в контрольных классах инициатива в основном принадлежала учителю. Очевидно, сказалось отсутствие опыта работы с произведениями изобразительного искусства.

 

Задание, которое предлагалось в качестве проверочной письменной работы, было одинаковым для экспериментальных и контрольных классов: описать картину Е. П. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». При этом давался ряд оценочных слов, которыми могли воспользоваться учащиеся как опорными для описания обстановки экзамена и рассказа о Пушкине и Державине, для передачи своего отношения к произведению в целом: знатный, знаменитый, торжественный, праздничный, радостный, веселый, взволнованный, вдохновенный, счастливый, талантливый, энергичный, яркий, красивый, внимательно.

 

О степени использования этих слов учащимися позволяет судить таблица:

 

 

 

Слова

 

Классы

Контрольн. (127 уч-ся) Эксперим. (123 уч-ся)
знатный

знаменитый

торжественный

праздничный

радостный

веселый

взволнованный

вдохновенный

счастливый

талантливый

энергичный

яркий

красивый

внимательно

29

36

7

43

98

106

4

3

81

12

2

95

127

108

105

84

116

109

104

102

118

121

97

72

99

118

110

117

 

Как явствует из приведенной таблицы, данные о количестве словоупотреблений в контрольных и экспериментальных классах не совпадают: учащиеся из экспериментальных классов использовали  больше слов и большее число раз повторили их. <…>

 

Полученные результаты объясняются тем, что «количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка»[7]. Сумма «впечатлений и представлений», а с ними «и поводов к обогащению языка», как свидетельствует выполненная работа, оказалась более весомой у учащихся экспериментальных классов, где постоянное обращение к произведениям живописи стало системой. <…>

 

Работы, выполненные в экспериментальных и контрольных классах, несмотря на различие в передаче содержания картины и в эмоциональной окраске сочинений, свидетельствуют в пользу привлечения изобразительного материала при изучении биографии и творчества писателя: учащиеся надежно усвоили изученное, в их сознании запечатлелся один из важнейших дней в творческой судьбе А. С. Пушкина. В этом можно было убедиться даже спустя много времени, при закреплении темы в целом. Рассказывая о становлении Пушкина как поэта, ученики экспериментальных и контрольных классов обязательно вспоминали о лицейском экзамене и говорили о нем, мысленно опираясь на изображение этого события художником Репиным.

 

Особо следует подчеркнуть, что именно работа по картине обеспечила ту речевую базу, без которой рассказ учащихся о важном факте биографии писателя был невозможен на русском языке. Произведение живописи создало также необходимый эмоциональный настрой, помогло школьникам перенестись в иную эпоху, приобщиться к значительному событию в жизни великого художника слова.

 

III. Следующий случай применения изобразительного материала в нашем эксперименте был связан с характеристикой основных черт личности писателя России. При этом мы старались показать ученикам важность как совокупности основных, так и отдельных, как будто частичных компонентов произведения живописи для понимания чувств и настроений, мыслей и действий мастера русского слова. Специфический пейзаж, окружающие, характерные для определенного национального и социально-исторического быта предметы, в чем-то необычная обстановка комнаты могут многое поведать о человеке, о том, каков он. Так, работа по репродукции Е. И. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин на берегу моря» позволила учащимся понять, что изображенный художниками пейзаж созвучен настроению поэта периода его ссылки на юг, что произведение в целом передает его страстную любовь к свободе и что все эти чувства свойственны его поэзии того времени. Композиция картины Н. П. Ульянова «А. С. и Н. Н. Пушкины на придворном балу», поза и взгляд поэта помогли ученикам увидеть автора стихотворений «В Сибирь» и «Памятник» негодующим, презирающим светскую толпу. Постепенно ребята привыкали к вдумчивому всматриванию в картину, приучались выявлять в изображенном художником событии материал для характеристики писателя.

 

Эффективность целевой установки на взаимосвязь между изображенным в произведении живописи и обликом писателя-гражданина при изучении биографии классика русской литературы в киргизской школе проверялась в числе других выполнением работы по картине Н. Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском»[8]. Почему в качестве контрольного было выбрано именно данное произведение? Репродукция этого полотна художника знакома учащимся еще по VII классу, где они в общих чертах изучали биографию Пушкина. Правда, тогда знакомство с картиной носило преимущественно иллюстративный, информационный характер. Теперь же перед нами стояла иная цель – с помощью произведения живописи выявить ряд человеческих и гражданских качеств поэта. Произведение Ге в этом отношении открывает широкие возможности. Оно позволяет говорить о А. С. Пушкине как о певце свободы, о необыкновенном трудолюбии поэта, о его непритязательности в быту, о верности в дружбе, о подлинном демократизме.

 

На уроке в VIII классе в связи с изучением материала о ссылке поэта в Михайловское репродукция вновь была показана учащимся контрольных и экспериментальных классов. Ученики сразу вспомнили это произведение живописи. Многие ребята правильно назвали его, знали фамилию автора. Этот факт еще раз показал, что зрительное впечатление оказалось устойчивым: между первой и новой встречей с картиной прошел почти год, а ученики помнили ее.

 

К занятиям по картине «Пушкин и Пущин в селе Михайловском» учащиеся контрольных и экспериментальных классов подошли, таким образом, спустя одинаковый промежуток времени, освоив по учебнику один и тот же текстовый материал, те же задания. В этом отношении классы поставлены в одинаковые условия. Разница же состояла в том, что ученики из экспериментальных классов до описываемого занятия систематически работали с произведениями живописи, а из контрольных классов – нет. Учащимся было предложено самостоятельно выполнить задание по картине: написать, какой момент из жизни поэта изображен на полотне Н. Н. Ге и каким предстает перед нами Пушкин. <…>

 

При проверке контрольных работ выяснилось, что все учащиеся контрольных и экспериментальных классов правильно определили момент из жизни поэта, запечатленный на картине. Каждый ученик сумел передать содержание полотна Н. Н. Ге. В этом показатели проверки совпали. Они оказались разными в другом – в характере описания картины, в раскрытии личности А. С. Пушкина. Остановимся на сказанном подробнее.

 

В контрольных классах работу выполняли 124 учащихся. 22 из них описали обстановку, в которой происходило изображенное художником событие, отметили такую деталь, как одежда поэта. Ребята употребили термины «передний» и «задний план», «поза», обратили внимание на краски, преобладающие на полотне. В 37 работах присутствуют некоторые из этих компонентов. В остальных 65 сочинениях названные моменты вообще отсутствуют.

 

Между тем в экспериментальных классах нет ни одной из 120 работ, в которой не были бы представлены если не все, то хотя бы отдельные элементы. Показателен и тот факт, что даже слабо подготовленные ученики из экспериментальных классов проявили большую наблюдательность и более подробно изложили содержание картины, чем многие среднеуспевающие учащиеся из контрольных классов. И это не случайно. «Наблюдательность развивается в процессе упражнений в наблюдении…»[9].

 

Заметной становится и разница в содержании и качестве работы, если проанализировать их с точки зрения характеристики личности поэта.

 

Подавляющее большинство учащихся контрольных классов – 107 из 124 – ограничилось пересказом содержания картины. Выводов о том, каким предстает поэт на живописном полотне, эти ученики не сделали. Авторы лишь 17 сочинений отказались от простой констатации запечатленных художником моментов и воспользовались ими для того, чтобы выделить ту или иную черту Пушкина. При этом характерно, что 12 учащихся отметили свободолюбие или трудолюбие поэта, его дружбу с лицеистами и только 5 восьмиклассников написали о душевной привязанности Пушкина к простым людям.

 

Гораздо более содержательными в плане раскрытия личности писателя оказались сочинения учащихся экспериментальных классов. Во-первых, во всех без исключения 120 работах встречаются места, позволяющие судить о том, что запечатленный живописцем эпизод из биографии Пушкина, многие детали произведения рассматриваются не сами по себе, а в непосредственной связи с рассказом о поэте, со сложившимися у школьников представлениями о нем как о человеке и писателе. Во-вторых, диапазон рассказа о писателе шире у учащихся из экспериментальных классов. Они многограннее восприняли писателя и рассказали о нем. Так, самый факт пребывания А. С. Пушкина в Михайловском послужил 103 восьмиклассникам поводом для того, чтобы в своих сочинениях сказать о Пушкине еще и как о смелом, мужественном человеке, выступившем против царского самодержавия. То есть они не просто зафиксировали факт: причина ссылки – вольнолюбивые стихи, но и сделали вывод о том, что только действительно мужественный человек мог писать такие стихи в условиях самодержавно-крепостнической России и стойко переносить удары судьбы.<…>

 

«За свободолюбивые стихи Пушкина сослали в Михайловское. Но он мужественно переносил ссылку, много работал, радовался встречам с друзьями. Об этом периоде жизни поэта написана картина Ге». <…>

 

Характерны и следующие фрагменты ученических работ, выполненных в экспериментальных классах, – о демократизме поэта. Из учебника и рассказа учителя ребята знали, что А. С. Пушкин горячо любил свою няню, знали так же, как и их сверстники из контрольных классов. Но если там, где изобразительный материал демонстрировался время от времени, большинство учащихся лишь засвидетельствовали факт присутствия няни при свидании двух друзей – Пушкина и Пущина, то здесь тот же самый факт вызвал совершенно иной отклик: учащиеся увидели в этом проявление демократизма поэта.

 

«Художник показал на своей картине няню Пушкина Арину Родионовну. Этим он хотел сказать, что поэт любил простой русский народ. Няня как равная сидит в комнате, вяжет и слушает Пушкина и Пущина».

 

Подобные примеры, думается, достаточно убедительно говорят о целесообразности применения изобразительного материала для раскрытия личности русского писателя-классика.

 

Сделаем некоторые выводы.

В работе по изучению жизни и творчества русского писателя-классика в киргизской школе надежным помощником учителя, как показал наш эксперимент, является изобразительное искусство.

 

Произведения живописи и графики создают реальные предпосылки для приобщения школьников к эмоциональной атмосфере наиболее значительных событий жизни и творчества русского писателя и для обеспечения лексико-фразеологической базы, которая позволила бы выразить соответствующие эмоции по-русски.

 

Изобразительный материал помогает выявить основные черты личности, характерные для данного автора, а также присущие русскому писателю-гражданину как выразителю национально-общественной традиции русской литературы в целом.

 

Эксперимент также показал, что использование большого количества педагогически организованных произведений изобразительного искусства оправдано: широкое привлечение изобразительного материала способствует поэтапному освоению жизненного и творческого пути русского писателя, содействует осмыслению взаимосвязи между общественно-литературной деятельностью автора и политической жизнью страны, создает базу для речевого и духовного обогащения учащихся.

 

[1] Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974, с. 56.

[2] Краткая литературная энциклопедия, т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1962, с. 620.

* Речь идет о 8 классе десятилетней школы. С переходом на одиннадцатилетнее обучение данная тема стала изучаться и изучается в настоящее время в 9 классе. – Прим. ред.

[3] Железняк В. С. Художник Верещагин. Вологда: Северо-запад. кн. изд-во, 1967; Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество. 2-е перераб. и доп. изд. под ред. А. В. Солодовникова. М.: Искусство, 1972.

[4] Моравов А. В. Избранные произведения. Текст И. Ростовцевой. М.: Сов. Художник, 1961; Пикулев И. Александр Викторович Моравов. М.: Искусство, 1950.

[5] Цявловская Т. Рисунки Пушкинаю Изд. 2-е. М.: Искусство, 1980.

[6] Голубев В. Пушкин в изображении Репина. Предисловие И. И. Бродского. М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

[7] Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. М.: ГИХЛ, 1949, т. XV, с. 428. Из письма к М. О. Меньшикову 12 октября 1892 г.

[8] Арбитман Э. Н. Жизнь и творчество Н. Н. Ге. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1972; Зограф Н. Г. Николай Николаевич Ге. Л.: Художник РСФСР, 1968; Порудоминский В. И. Николай Ге. М.: Искусство, 1970.

[9] Кузин В. С. Психология. М.: Высш. школа, 1974, с. 121.

 

(РЯЛШК,  2016, № 2, с. 48-60)