(На примере изучения имени прилагательного в VI классе)
Наблюдения показывают, что в работе учителей-русистов киргизской школы установка на обучение русскому языку как практическому средству общения все еще остается не до конца реализованной. Одной из причин этого является то, что работа по развитию русской речи киргизских школьников зачастую подменяется различного рода грамматическими разборами.
Кыргызстанский методист, кандидат педагогических наук Елена Ивановна Герасимова видела решение проблемы в представлении каждой грамматической темы русскоязычного курса темой «смысловой», текстом и занимательными заданиями к нему, выполняя которые ученики осваивают собственно грамматический материал урока в процессе самостоятельной, ситуативно-мотивированной русской речи. Подготовленные ею в данном методическом направлении разработки уроков русского языка в шестом классе школ с киргизским языком обучения по теме «Имя прилагательное» были впервые опубликованы на страницах нашего журнала в 1987 году (№ 3, с. 28–32; № 4, с. 31–34). В настоящее время этот раздел русской морфологии изучается в седьмом классе.
Коммуникативная направленность обучения русскому языку в национальной школе предполагает овладение изучаемым языком как практическим средством общения. Такая постановка вопроса обусловливает необходимость выработки у обучаемых определенного речевого поведения, связанного с их деятельностью в различных жизненных обстоятельствах, умения говорить и понимать речь собеседника на различные темы, общаться в ситуациях, определенных той или иной темой, выражать свое отношение к различным проблемам. Другими словами, достижение практических целей обучения русскому языку предопределяется эффективностью работы над связной речью учащихся.
Между тем в киргизской школе эта работа, если и осуществляется на имеющем смысловую законченность материале, то нередко ограничивается сравнительно узким кругом тем и ситуаций. Вследствие этого в реальной жизни русская речь учащихся-киргизов бывает порой довольно беспомощна. Ученики не научаются пользоваться русским языком для восприятия и передачи каждый раз новой информации – в новых контекстах и жизненных ситуациях; не приобретают умений и навыков общения на русском языке в процессе коммуникативной деятельности. Сфера практического использования программного языкового материала на таких уроках обедняется, установка на освоение смыслового содержания речи не вырабатывается, т. е. сама цель обучения языку как средству общения не реализуется в достаточной степени. Причина такого положения, на наш взгляд, заключается прежде всего в несоответствии используемого учебного материала уроков и самого процесса обучения реальной коммуникации на русском языке. Здесь, думается, нужна определенная перестройка. Эта перестройка необходима, естественно, в первую очередь в направлении педагогического моделирования на уроке условий реальной коммуникации на русском языке. А отсюда, как следствие, формирование иного подхода к отбору дидактического содержания урока – с целью максимального сближения работы в классе с потребностями практического общения.
Один из возможных путей осуществления сказанного лежит в русле тематического способа организации уроков русского языка. Как убеждает практика, тематический подход придает уроку смысловое единство; обеспечивает более широкий фронт работ по усвоению коммуникативно ценного речевого материала; создает условия для реализации принципа «от содержания – к форме его языкового выражения»; организует учебный процесс в соответствии с практическими целями каждого урока; активизирует речевую деятельность учащихся, повышает их интерес к предмету.
Однако в условиях национальной (в том числе и киргизской) школы принятое описание русского языка в современных программах и учебниках вступает в определенное противоречие с тематическим способом группировки материала. Обусловлено это тем, что грамматика здесь является организующим звеном обучения речевой деятельности на русском языке, пронизывает весь процесс овладения русской речью. Поэтому последовательная реализация тематического способа подачи учебного материала возможна тут, на наш взгляд, лишь при коренной перестройке всей системы обучения русскому языку в киргизской школе. А это, естественно, процесс длительный и сложный.
Как же, таким образом, совместить тематический принцип организации учебного материала с принятой системой грамматического описания русского языка в учебных целях? Ответ на этот вопрос может быть следующим: «До тех пор, пока не будет составлена функциональная грамматика, представляется методически оправданным связывать определенные грамматические темы с выполнением определенного типа коммуникативных задач»1, приспосабливая тематический подход к лингвистическому способу предъявления материала, когда речевая тема, ситуация обслуживают грамматику, а не наоборот. Грамматические формы обладают определенной текстоорганизующей функцией, участвуют в построении цельного высказывания. Поэтому в качестве иллюстративного материала при подаче и закреплении в речи учащихся тех или иных грамматических форм целесообразно использовать, как то уже не раз отмечалось, связные тексты. Следовательно, реализация тематического способа организации обучения может осуществляться в настоящее время лишь посредством учета соответствий тем и ситуаций, моделируемых на уроке, изучаемому грамматическому материалу, «подгонки» их под конкретные грамматические задачи урока.
В связи со сказанным методически целесообразным нам представляется отбор наиболее актуальных смысловых тем, которые могут повторяться при изучении различных разделов школьного курса грамматики и раскрываться во множестве наиболее важных жизненных ситуаций постепенно, от урока к уроку, с той или иной степенью полноты и точности. Другими словами, при таком подходе работа на уроке организуется вокруг проблем (вопросов, предметов обсуждения), составляющих содержательную сторону общения. Такой урок будет представлять собой единое грамматическое и смысловое целое, где каждое последующее задание вытекает из предыдущего, дополняет и усложняет его, предусматривая как выработку определенных коммуникативных умений и навыков учащихся, так и расширение кругозора, сведений содержательного характера.
Как организовать такой урок?
Приступая к подготовке урока, учитель тщательно продумывает его вводную часть. Цель ее – актуализация полученных ранее знаний и навыков учащихся, необходимых для решения новой коммуникативной задачи, возбуждение интереса к теме, создание нужного настроя, мобилизация внимания, активизация речевой деятельности учащихся на русском языке путем создания контакта в общении, постановка проблемы или формулировка задач урока.
Предварительная работа учителя предполагает отбор лексического и грамматического материала для повторения и изучения, разработку структурных элементов урока. В структуре урока особое место отводится тексту. В соответствии с избранной смысловой и грамматической темами учитель подбирает информационно насыщенный текст, который будет служить ядром всего урока. Одновременно данный текст будет и базой творческой мыслительной деятельности учащихся, осуществляемой как в процессе переработки информации, так и в процессе создания самостоятельного речевого произведения на основе изменяющихся учебных ситуаций.
Материал связного текста целесообразно использовать и для анализа новых языковых конструкций с последующим введением их в речь учащихся. При этом текст, на котором осуществляется работа по «выведению» учениками закономерностей русской грамматики, естественно, должен содержать необходимый и достаточный для обобщений лексико-грамматический материал по теме.
Очевидно, что формирование у учеников грамматического навыка связано с овладением ими изучаемой формой не в отрыве ее значения от функции, а наоборот, в их нераздельном единстве. «Формировать грамматический навык надо в речевых условиях, по крайней мере таких, когда имеется речевая задача, когда грамматическая форма усваивается вместе с ее функцией»2. Поэтому оптимальная организация процесса обучения нерусских русскому языку предполагает усвоение школьниками функций изучаемых форм, осознание закономерностей их употребления в связном тексте и тренировку в составлении ими развернутых и аргументированных высказываний при выполнении коммуникативно-направленных упражнений. Использование связного текста на этапе ознакомления учащихся с новыми грамматическими формами и категориями позволит представить эти формы и категории как средство формирования и выражения смысла высказывания, определить сферу их употребления, а также реализовать принцип единства «линейного» и «концентрического» подхода в изучении языковых явлений. А также – обеспечит органическое сочетание работы над морфологией с усвоением синтаксических, лексических, орфоэпических и орфографических закономерностей языка.
Связный текст является смысловой основой для развития речи учащихся. Исходя из его темы, учитель формулирует вопросы и задания по анализу содержания текста, выделяет возможные ситуации, связанные с его пониманием и расширением сведений по теме высказывания, отбирает лексику для усвоения.
Характер произведений, используемых на уроке русского языка в качестве текстового материала, определяется конкретными воспитательными задачами урока, проблемностью, интересами учащихся определенного возраста, новизной информации, служащей развитию познавательных запросов учащихся.
Давно замечено, что язык как практическое средство общения лучше осваивается в условиях осмысленных реальных речевых ситуаций, которые требуют непринужденного, естественного употребления определенных грамматических конструкций, позволяют «творить» ученику собственную речь, вызванную потребностями общения. Успешное обучение неподготовленной русской речи во многом зависит от того, насколько ситуации, предложенные на уроке учителем, соответствуют лингвистическим и педагогическим нуждам, являются стимулом к говорению, понуждают учащихся к определенным самостоятельным речевым актам.
Чтобы «спровоцировать» учащихся на творческую речевую деятельность, учителю следует подбирать такие тематические ситуации, которые могут реально встретиться в жизни школьников. То есть, важно поставить обучающихся в такие условия, чтобы они говорили не потому, что обязаны говорить, а прежде всего потому, что им интересно рассказать о чем-то, выразить свое отношение к каким-то событиям, предмету обсуждения, дополнить имеющуюся или получить новую информацию, чтобы удовлетворить свою любознательность. В таких условиях речевые задачи первоначально все-таки как бы «навязываются» учителем, однако если они соответствуют интересам учащихся и организуются должным образом, то, в дальнейшем, их условность быстро забывается и речевые действия обучаемых приобретают мотивированный характер. У учащихся создается впечатление, что они просто беседуют на русском языке, а не выполняют задание учителя. Достоинство таких задач заключается еще и в том, что они позволяют школьникам почувствовать практическую значимость изучаемых тем непосредственно на самом уроке и использовать актуализуемые грамматические формы и модели в самостоятельной речи.
Тематическое единство урока предполагает не только использование связного текста и работу по нему, но и подчинение всех этапов урока, всей системы упражнений продуцированию самостоятельных высказываний учеников, формированию у них речевого поведения, адекватного определенной смысловой теме и ситуации. К сожалению, во многих методических пособиях и учебниках упражнения часто построены на изолированных предложениях, работа над которыми с точки зрения коммуникативной функции языка себя обычно не оправдывает.
Построение же упражнений на единой смысловой основе будет способствовать организации тематической и языковой целостности урока, созданию его «коммуникативной атмосферы». И хотя часть упражнений для тренировки по новой грамматической теме может при этом лишь частично базироваться на материале текста, между смысловым содержанием упражнений и текста все же должна быть если не прямая, то косвенная, опосредованная связь. Построить урок по тематическому принципу – значит обеспечить тексту и материалу упражнений смысловое или ассоциативное единство, другими словами, – создать единый лексико-грамматический план урока. Система упражнений при этом позволит осуществлять поэтапную отработку нового учебного материала в едином тематическом ключе, не накладывая трудностей усвоения нового плана выражения на план содержания, а лишь увеличивая самостоятельность учащихся в решении единой коммуникативной задачи урока. <…>
Работа на уроке завершится творческим продуцированием, созданием учениками самостоятельных речевых произведений, обусловленных конкретной темой и ситуациями.
Описанную выше систему работы конкретизируем на примере отдельных методических разработок уроков по теме «Имя прилагательное» в VI классе киргизской школы.
УРОК 1
Грамматическая тема. Повторение изученного ранее о прилагательном. Два типа основы прилагательных. Зависимость окончания прилагательных от типа основы.
Смысловая тема. По следам Красной книги.
Цели урока. Расширение понятия «признак предмета» прилагательными, характеризующими качества и повадки животных. Усвоение окончаний прилагательных, обусловленных типом основы. Выработка умений соотносить признаки с конкретными животными, характеризовать животных с учетом заданных целей высказывания и ситуаций. Привитие бережного отношения, любви к «братьям нашим меньшим».
Содержание урока
I. Актуализация прежних знаний, умений и навыков учащихся, формирование их интереса к теме осуществляется в форме вопросно-ответной беседы по смысловой теме урока. Перед учениками ставятся вопросы:
– Любите ли вы книги о животных? Какие рассказы о животных вы читали?
– Какими вам запомнились четвероногие герои прочитанных рассказов? Попробуйте их описать.
– Какому отношению к животным учат писатели?
Суммируя ответы учащихся, учитель проводит примерно следующую беседу:
– Тысячи лет человек привыкал к тому, что срубить дерево, убить животное может каждый. Но время шло. Перед людьми всей планеты встала задача: надо охранять природу. Охранять все живое. И ученые стали составлять особые книги – Красные книги. В них описываются животные и растения, к которым нужно относиться особенно бережно. Потому что их нужно сохранить для будущих поколений. Есть такая Красная книга, составленная для вас, школьников. Она так и называется – «Твоя Красная книга»3. В ней описываются животные и растения, которые еще можно встретить в лесу, в поле. Но их так мало, что они вообще могут исчезнуть навсегда. Вот об этих животных и будет наш сегодняшний разговор на уроке. Какие же это животные?
Учитель показывает картинки с изображениями животных – белки, ежа, крота, ласки, барсука. Ученики называют их и отвечают на вопросы:
– Какими словами вы передадите размеры, окраску животных?
– Как, по каким признакам вы узнали этих животных?
– Как называются слова, которые обозначают признаки предмета, лица? На какие вопросы они отвечают?
(Если учащиеся не знакомы с названием какого-то животного, учитель дает соответствующее пояснение.)
Затем учитель формулирует тему и цели урока:
– Сегодня мы вспомним и повторим все известное вам об имени прилагательном, познакомимся с двумя типами основы прилагательных. Наша задача – научиться различать окончания прилагательных в зависимости от типа основы, употреблять эти прилагательные в связной речи. Материалом урока будут тексты о животных.
Вниманию учащихся предлагается загадка:
Клубок, да не пушистый,
Колючий, да ершистый.
Когда дотронешься – поймешь,
Что это не клубок, а … (еж).
– По каким признакам вы определили, что это еж?
– Какой еж? Опишите его.
После ответов учащихся учитель заключает:
– Вы назвали лишь некоторые внешние признаки ежа. Чтобы составить полное описание, надо знать его повадки, поведение, привычки. С ними мы познакомимся при чтении рассказа «Еж». Много интересного о ежах вы узнаете и из «Твоей Красной книги».
Еж
Серый колючий зверек на коротких лапках может встретиться вам в лесу или роще. Глазки любопытные, рыльце длинное, темный носик блестит. Это еж. Взрослого ежа нелегко взять голыми руками. Колючие иглы надежно защищают его от врагов. А маленькие ежата совсем мягкие, слепые, глухие и голенькие. Твердые иголочки появляются у них позже.
Слух у ежа очень тонкий, а зрение слабое, так как охотится он ночью. Ежи очень полезные. Они уничтожают вредных насекомых, улиток, мышей. Внесли ежа в Красную книгу потому, что люди нередко ловят их и держат в неволе. Пойманный зверек может заболеть и погибнуть. Останови того, кто хочет поймать доверчивое животное!
Вопросы к тексту:
- Какие новые сведения о еже вы получили из текста?
- Как можно иначе озаглавить текст? Ответ обоснуйте.
- Почему это животное внесено в Красную книгу?
- По каким внешним признакам можно узнать ежа? Найдите слова, передающие размеры, окраску животного. Как автор описывает его слух, зрение?
Задания к тексту:
- Прочитайте текст, пропуская имена прилагательные. Скажите, можно ли узнать животное по оставшемуся описанию, в измененном варианте? (При выполнении этого задания выясняются изобразительные качества прилагательных. Ученики обнаруживают, как обеднел текст без прилагательных и насколько неярко представляется описание животного.)
- Выпишите существительные с прилагательными, характеризующими ежа, выделите их окончания. Определите род и число существительных и связанных с ними прилагательных.
II. Понятие о твердой и мягкой основах прилагательных формируется на материале этих же словосочетаний. По заданию учителя ученики выделяют основы прилагательных, определяют качество их конечной согласной по твердости-мягкости. Зависимость окончания прилагательных от типа основы и рода устанавливается в ходе беседы и изучения таблицы учебника4.
III. Закрепление сведений о грамматике, выработка навыков и умений использовать прилагательные для описания животных осуществляются при выполнении следующих упражнений:
- Дополните таблицу учебника прилагательными из текста.
- Подберите антонимы к прилагательным в следующих словосочетаниях: маленький зверек; голый, короткий хвост; короткий, тупой носик; короткий мех; доверчивое животное; неповоротливое животное. Выделите окончания, определите основу прилагательных, их род. Скажите правило. Какое животное можно описать подобранными вами антонимами?
В случае затруднения учитель предлагает учащимся загадку:
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала.
А петуха она унесла в леса.
Кто это? (Лиса)
– Какие прилагательные в загадке дополняют описание лисы?
(К работе над описанием учитель может привлечь известный учащимся рассказ А. Кононова «Красивая лиса», из которого на слух выписываются прилагательные, характеризующие лису. Воспитательная ценность текстового материала усиливается вопросами: «Можно ли при оценке животного говорить только о его полезности? О чем заставляет задуматься этот рассказ?»)
- Представьте, что ваш младший брат никогда не видел лисы. Опишите ему, какая она – лиса. Расскажите о лисе все, что знаете. Не забудьте в рассказе напомнить брату о необходимости бережного отношения к животному миру.
- Как вы понимаете выражение хитрый как лиса? Придумайте ситуацию, в которой его можно использовать.
- Вы прочитали следующее объявление о пропаже собаки: «Потерялся маленький щенок по кличке Шарик. Он любит молоко и не умеет лаять. Помогите найти Шарика». Как вы думаете, можно найти собаку по такому описанию? Чем его нужно дополнить? Помогите хозяину составить объявление, которое поможет отыскать его четвероногого друга. (Учитель показывает картинку с изображением щенка.)
- Представьте, что вы гуляли по лесу и вдруг встретили зайца (лису, ежа). Расскажите о своей действительной или предполагаемой встрече с одним из животных, обитающих в Киргизии. Опишите это животное, его поведение при встрече с вами. Чем закончилась эта встреча? В рассказе используйте словосочетания затаив дыхание, и след простыл, что есть духу (они семантизируются учителем).
- Игра «Угадай животное». Учитель или подготовленные заранее ученики держат в руках картинки с изображением животных. Не показывая картинки классу, они говорят: «Угадайте, кто нарисован на картинке?» Учащиеся задают наводящие вопросы, пытаясь угадать животное на картинке. (Примерные вопросы: «Это домашнее животное или дикое? Где оно живет? Какого оно цвета? Что оно ест?» и т. п.) Если ученики не угадали, о каком животном идет речь, то ведущий сам рассказывает о нем или загадывает загадку.
IV. Подведение итогов урока и задание на дом.
– Поинтересуйтесь, какие животные Киргизии внесены в Красную книгу. Подготовьте сообщение об одном из них. В выступлении скажите о своем отношении к животным и о необходимости бережного отношения к животному миру Земли.
УРОК 2
Грамматическая тема. Согласование прилагательных в роде и числе с существительными именительного падежа.
Смысловая тема. Времена года.
Цели урока. Отработка навыка согласования прилагательных с существительными именительного падежа в роде и числе. Расширение словаря учащихся прилагательными, характеризующими природу. Описание природы на основе личных наблюдений. Развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру.
Содержание урока
I. Актуализация полученных на предыдущем уроке знаний, умений и навыков учащихся.
- Прослушивание подготовленных учащимися выступлений и фронтальный опрос. Примерные вопросы:
– Какая часть речи использована вами для описания животных?
– Какие признаки обозначает имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает эта часть речи?
– Как изменяется имя прилагательное?
- Выполнение упражнения из учебника с заданием: «Укажите прилагательные, характеризующие животных, и определите – каких. Составьте словосочетания и выделите окончания существительных и прилагательных. Определите тип основы прилагательных».
- Составление словесного описания картины по первому абзацу рассказа К. Ушинского «Орел и кошка», с которым ученики познакомились в IV классе:
За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, маленькая семья была очень счастлива.
Вопросы к учащимся:
– Какими бы вы нарисовали животных по этому отрывку?
– Опишите кошку, котят, их поведение, которое говорило бы о покое, счастье кошачьей семьи.
Возможная запись в тетрадях: На травке лежит рыжая большая кошка, а около нее три котенка. Самый маленький, курносый, косолапый и весь белый, влез матери на спину, серый котенок играет с хвостом матери. Самый старший, рыжий, трогает кошку лапой.
Далее ученики отвечают на вопросы учителя:
– О каком времени года пишет Ушинский?
– Какими прилагательными можно описать день, небо, солнышко, траву в рассказе?
Учитель формулирует цель урока (научиться описывать природу) и предлагает учащимся составить словесное описание весеннего дня по приведенному выше абзацу. (Примерная запись в тетради: Теплый, ясный день. Небо чистое, голубое. Ярко светит ласковое весеннее солнышко. Зеленая травка покрывает землю.)
II. Работа над грамматикой осуществляется на материале составленного описания. Учитель предлагает учащимся выделить в рассказе прилагательные, задать к ним вопросы от существительных, определить род, число, падеж существительных и прилагательных, вводит понятие согласования. Затем правило читается учащимися по учебнику, новый материал обобщается.
III. Задания для отработки навыка согласования прилагательных с существительными и выработки умения использовать прилагательные в связном описании природы.
- Замените прилагательные в составленном вами описании природы антонимами. Запишите полученные предложения. Ответьте на вопросы:
– Какое время года вы изобразили?
– Всегда ли осень такая хмурая, унылая?
– Назовите осенние месяцы.
– В каком месяце в Киргизии бывает такая погода?
– Какими прилагательными можно еще назвать осень по вашему описанию? (Учитель дополняет ответы учащихся и вводит прилагательные поздняя, пасмурная, ненастная, дождливая, выясняя их значение с учениками.)
– Какая осень в Киргизии в сентябре?
– Какие вы знаете стихи об осени? Расскажите.
- Игра по рядам «Кто укажет больше признаков?». Учитель называет существительные осень, лес, трава, день, погода, небо, а ученики подбирают как можно больше прилагательных, характеризующих раннюю осень.
После устной работы ученики повторяют правило согласования прилагательных с существительными и записывают соответствующие словосочетания. (Возможная запись в тетрадях: осень теплая, золотая, сухая, дождливая; лес нарядный, красивый, сказочный; трава желтая, сухая; воздух теплый, прозрачный; день ясный, солнечный, тихий; погода сухая, теплая, безветренная; небо голубое, безоблачное, чистое; лист красный, багряный; ветер легкий, тихий, свежий.)
- Определите, какое время года описывается в каждом стихотворном отрывке. В ответах выразите свое настроение, которое вызывают у вас каждое из этих описаний природы.
Мороз и солнце, день чудесный!
(А. С. Пушкин)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(В. Жуковский)
Скрипит, скрипит валежник,
Зима уходит в лес.
Голубенький подснежник
Вдруг на пригорок влез.
(В. Симонов)
Роняет лес багряный свой убор…
(А. С. Пушкин)
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А. С. Пушкин)
- Посмотрите в окно и составьте связное описание сегодняшнего дня. Опишите свое настроение, вызванное осенним пейзажем.
- Представьте, что вы метеоролог и ведете наблюдение за погодой. Какую запись вы сделали бы в журнале, описывая сегодняшний день? Что бы вы написали о небе, облаках, воздухе, ветре? Отличается ли это описание от предыдущего? Чем? (Работа проводится на основе предварительного знакомства учащихся с прогнозом погоды в местной газете.)
- Вы разговариваете с товарищем о временах года. Ему нравится осенняя пора, и он объясняет вам, за что он любит осень. Какое время года любите вы? Почему? Примите участие в диалоге и выразите свое восхищение любимым временем года.
- Докажите своему воображаемому собеседнику, что в каждом времени года есть что-то хорошее.
Подведение итогов урока и задание на дом.
На основе личных наблюдений написать сочинение на тему «Осень в моем родном крае». Подчеркнуть окончания прилагательных, определить их род, число.
УРОК 3
Грамматическая тема. Степени сравнения качественных прилагательных. Прилагательные сравнительной степени.
Смысловая тема. В мире интересного.
Цели урока. Введение понятия «степени сравнения прилагательных». Усвоение значения и способов образования сравнительной степени прилагательных. Выработка навыка образования сравнительной степени и умения использовать ее в сравнительном описании животных. Составление связных высказываний по теме. Расширение кругозора учащихся.
Содержание урока.
I. Вступительное слово учителя.
– Каждый день мы являемся свидетелями новых открытий, объясняющих загадки и тайны природы. Даже всесторонне образованный человек не в состоянии овладеть всеми знаниями, поступающими к нам из книг, газет, телевизионных передач. Какие вы знаете специальные телепередачи, которые знакомят нас с новостями в различных областях жизни: географических открытий, науки и техники, животного мира? (Ученики называют передачи «Очевидное – невероятное», «Клуб путешественников», «В мире животных».)
– Смотрите ли вы передачу «В мире животных»? Расскажите о том, что вы видели в одной из передач, что нового и о каких животных вы узнали.
После ответов учащихся учитель продолжает:
– Сегодня на уроке мы тоже постараемся пополнить свои знания, расширить кругозор знакомством с интересными фактами из жизни животного мира. Вот некоторые из них. (Учитель предлагает вниманию учащихся предложения, записанные на переносной доске.)
У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык (почти 60 см).
Передние ноги жирафа длиннее задних.
Самая длинная змея на территории нашей страны – гюрза (1 – 1,5 м).
На этих примерах закрепляются сведения о качественных прилагательных, раскрываются понятия сравнительной и превосходной степени. Учитель говорит, что сравнения делают нашу речь богаче, помогают ярче выразить мысль, глубже изучить предметы и явления, и сообщает грамматическую тему и цель урока – научиться образовывать и употреблять в речи сравнительную степень прилагательных.
II. Усвоение значения сравнительной степени прилагательных и способов ее образования осуществляется по вопросам к таким парам предложений:
- Днем у кошки зрение слабое. Оно слабее, чем у человека, в пять раз. 2. У льва сердца маленькое. Оно меньше, чем у других хищников.
Вопросы:
– Какое зрение у кошки? А у человека?
– С чьим зрением сравнивается зрение кошки?
– Где прилагательное сравнительной степени? Укажите в нем основу, суффикс.
– Как образована сравнительная степень?
Запись в тетради: сильный – сильн-ее.
Подобная работа проводится и со второй парой предложений.
Вывод об образовании сравнительной степени прилагательных помогает сделать учитель, привлекая таблицу учебника. Самостоятельная работа над правилом по учебнику позволяет ученикам пополнить свои знания сведениями о неизменяемости прилагательных сравнительной степени по родам и числам.
III. Выработка навыков и умений образовывать сравнительную степень и употреблять ее в связной речи.
Учитель показывает картинку с изображением ворóны и спрашивает учащихся:
– Кто это? Как называется эта птица?
Затем показывает изображение вóрона и задает те же вопросы. Ученики затрудняются ответить на второй вопрос или отождествляют оба изображения. Знакомство с новым текстом позволит ученикам определить, разные это птицы или одна и та же. Текст проецируется на экран с помощью кодоскопа или предлагается на карточках. При чтении текста учитель акцентирует внимание учащихся на ударении в словах ворóна – вóрон.
Люди часто путают вóрона и ворóну. А их можно различить даже по внешнему виду. Вóрон крупнее ворóны. Оперение у него плотное, черное. Зрение острое, слух тонкий. Ворóна размером поменьше. Ворóна не черная. У нее черная только голова, крылья да хвост, а туловище серое. Ее так и называют – серая ворóна. Вóроны очень осторожны и боятся человека. А ворóны смелее, и их часто можно увидеть у человеческого жилища. Вóрон стал редкой птицей, во многих местах его совсем истребили. Теперь его охраняют.
Вопросы и задания к тексту:
- О каких птицах рассказано в тексте? Разные это птицы?
- Что нового вы узнали о вóроне? Опишите его.
- Опишите ворóну.
- По каким внешним признакам различают вóрона и ворóну?
- Сравните повадки этих птиц. Какие прилагательные вы использовали в ответе? В какой степени?
- С какой целью вы употребили прилагательные в сравнительной степени?
- Выпишите из текста прилагательные в сравнительной степени, укажите, как они образованы.
Задания для закрепления умения употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени:
- Образуйте от прилагательных в скобках сравнительную степень и запишите предложения. (Текст упражнения дан на карточках.)
Белый медведь (крупный) бурого. 2) Дельфины (сообразительный) обезьян и собак. 3) Стрекоза (прожорливый) птиц: за два часа она съедает 40 мух, комаров или мошек. 4) Верблюд (выносливый) многих других животных.
- Работа по картинкам. Сравните петуха и фазана по красоте оперения, лошадь и осла по величине, медведя и волка по силе, белку и лису по цвету шерсти. Предложения запишите и объясните образование сравнительной степени прилагательных.
- Вспомните сказки «Мужик и барин», «Умный декханин», «Морозко», «Лиса и волк». Кого и по каким признакам можно сравнить в них? Составьте предложения, в которых сравните героев сказок по одному или по нескольким признакам.
- Объясните значение пословиц: Лису поймаешь хитростью, а волка мужеством. Волк меняет шерсть, но не меняет повадки.
- Придумайте ситуации, в которых можно употребить выражения голодный как волк, хитрый как лиса. Разыграйте диалоги с соседом по парте.
- Волк и собака нередко похожи друг на друга по внешнему виду. Представьте, что ваш младший брат, никогда прежде не видевший волка, в зоопарке назвал его собакой. Докажите брату, что он ошибся. Опишите ему волка, сравнивая его с собакой по величине, густоте шерсти, силе, повадкам.
Подведение итогов урока и задание на дом:
– У вас в доме живут кот и собака. Подготовьте рассказ о том, что общего между этими животными и в чем их различие.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Замковая Н. В., Моисеенко И. М., Штейнфельдт Э. А. Специфика коммуникативных заданий при обучении речевому общению. – РЯЛКШ, 1985, № 3, с. 53.
2 Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков. М.: Просвещение, 1978, с. 6.
3 Дмитриев Ю. Д., Пожарицкая Н. М. Твоя Красная книга. М.: Молодая гвардия, 1986.
4 Здесь и далее: Тагаев М. Дж., Симонова О. Г. Русский язык. Учебник для 5–6 классов киргизской школы. Фрунзе: Мектеп, 1985.