Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Чтение и понимание информационных текстов (Материалы для тестирования учащихся 4 класса)

 

Современный человек живет в условиях постоянного увеличения текстовой информации, чему в последние десятилетия способствовало широкое распространение в мире сети Интернет. Для того чтобы извлекать из огромного информационного потока нужную информацию, необходимо уметь ее находить, понимать, анализировать, оценивать ее достоверность, запоминать, преобразовывать, систематизировать и т. п. При этом значительно возрастают требования к скорости смысловой переработки текстов, в связи с чем становятся все более востребованными навыки смыслового понимания текста, навыки смыслового чтения. Владеют ли этими навыками школьники? Обеспечивает ли школьное образование формирование таких навыков и умений? Эти вопросы вот уже более двух десятилетий волнуют теоретиков и практиков образования в разных странах мира.

 

С целью определения так называемой грамотности чтения (качества чтения и понимания текста учащимися) и совершенствования процесса обучения чтению периодически проводятся международные исследования PIRLS (ПИРЛС), в которых участвуют дети, завершающие начальное обучение, и PISA (ПИЗА), где оцениваются образовательные достижения 15-летних подростков.

 

В названных исследованиях оцениваются в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации. Для этого учащимся предлагаются соответствующие тексты и вопросы/задания к ним. Цель предлагаемых вопросов и заданий – проверить следующие умения школьников: 1) умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; 2) умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде; 3) умение интерпретировать текст и делать выводы; 4) умение размышлять о содержании текста; 5) умение анализировать и размышлять о форме текста (языковые средства, стиль, жанр и т. п.).

 

В Кыргызстане подобный вид оценивания способности читать и понимать текст пока еще мало используется. С заданиями по чтению и пониманию наши учащиеся сталкиваются только на Общереспубликанском тестировании, и значительная часть выпускников оказывается совершенно не подготовленной к их выполнению.

 

Обучение чтению исходя из трактовки его только как способности понимать письменный язык и отсутствие систематической работы по формированию у учащихся навыков смыслового чтения приучает их воспринимать текст поверхностно. В мире в образовательной практике принято более широкое толкование чтения – как способности понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое и развиваться, а также участвовать в жизни общества. Таким образом, акцент делается не только на понимании и запоминании различных частей текста, но и на их интерпретации, оценке и практическом применении.

 

Следует заметить, что у школьников Кыргызстана имеется определенный опыт чтения художественных текстов, приобретаемый ими (конечно, в разной степени в каждом индивидуальном случае) на уроках литературы. Что же касается обучения чтению и пониманию информационных текстов, то, как показывает практика, этим видам текстов в школах республики уделяется недостаточно внимания. Хотя именно с текстами информационного характера школьникам приходится иметь дело, изучая школьные предметы, в числе которых и математика, и физика, и биология, и география. и др. Однако на уроках по этим дисциплинам школьников не учат читать, так как считается, что этим умением они овладевают на уроках родного языка, чтения, литературы. Особую трудность вызывает у учащихся работа одновременно с несколькими разными текстами, содержащими информацию по определенной теме.

 

Ниже мы публикуем тексты и вопросы к ним, которые предлагались учащимся четвертых классов в одном из исследований PIRLS. Наши учителя могут использовать их для диагностирования уровня развития у своих учеников умения читать и понимать информационные тексты, с тем чтобы в дальнейшем скорректировать работу в этом направлении.

 

Включение подобных заданий в учебный процесс (как в начальных, так и в средних и старших классах, с подбором текстов, соответствующих интеллектуально-возрастному развитию учеников), несомненно, должно способствовать формированию у школьников навыков смыслового чтения, а также приобретению ими успешного опыта участия в подобного рода тестировании их читательских умений.

 

Антарктида: Ледовый континент

 

          Знакомство с Антарктидой

 

          Что такое Антарктида?

 

            Антарктида – это континент, который находится на самом юге планеты. Если ты попытаешься найти Антарктиду на глобусе, то увидишь, что она расположена внизу.

Антарктида занимает одну десятую поверхности Земли. Она покрыта слоем льда, толщина которого иногда достигает 1500 метров и более. Южный полюс находится в самом центре Антарктиды.

Антарктида – самый холодный континент нашей планеты, а также самый сухой, самый высокий и самый ветреный. Очень мало людей живет в Антарктиде круглый год. Учёные находятся там лишь короткие промежутки времени, живя на специально построенных исследовательских станциях.

Лето в Антарктиде длится с октября по март. В это время там постоянно светло. Зимой, с апреля по сентябрь, всё наоборот: Антарктида на шесть месяцев погружается в постоянную темноту.

 

Погода в Антарктиде

           

            В Антарктиде гораздо холоднее, чем ты можешь себе представить, даже летом! Южный полюс является самой холодной частью Антарктиды. Средняя температура в январе, а это середина лета, составляет минус 28 градусов по Цельсию (– 28 С°). Минус означает, что температура ниже температуры замерзания воды, которая равна 0 С°.

В течение зимы, с апреля по сентябрь, средняя температура на Южном полюсе опускается до – 89 С°. Когда наступают такие холода, то только что вскипевшая вода, вылитая из кружки на открытом воздухе, замерзает прежде, чем коснётся льда. Иногда учёным приходится хранить образцы в холодильнике, чтобы они не замёрзли!

 

Пингвины в Антарктиде

 

            В Антарктиде пингвинов больше, чем каких-либо других птиц.

Пингвины не умеют летать, но используют свои короткие крылья в качестве плавников. Они великолепные пловцы, но по суше ходят вперевалку или передвигаются короткими прыжками.

У пингвинов много перьев, которые наложены друг на друга. Вместе с очень тёплым пухом и толстым слоем жира перья защищают птиц от холодного воздуха, ветра и воды. Чтобы лучше согреться, пингвины собираются в группы.

 

          Письмо из Антарктиды

 

            Сара Вилер работает в Антарктиде вместе с другими учёными. Прочитав её письмо к племяннику Даниэлю, ты сможешь узнать о её жизни в Антарктиде.

 

            Антарктида

Пятница, 9 декабря

 

Дорогой Даниэль!

Вот и письмо, которое я обещала написать тебе, и фотография.

Представь себе, как я счастлива оказаться наконец здесь вслед за многими известными исследователями.

Жизнь здесь сильно отличается от той, к которой я привыкла. Здесь нет свежих продуктов, поэтому мы вынуждены есть сухие, законсервированные или замороженные продукты (их не нужно хранить в холодильнике – их просто оставляют на улице). Мы готовим на маленьких газовых плитках, приготовление пищи занимает больше времени, чем дома. Вчера я приготовила лапшу с томатным соусом и консервированными овощами, а затем на десерт – сушёную клубнику, которая по вкусу напоминала картон.

Я скучаю по свежим яблокам и апельсинам – жаль, что ты не можешь мне их прислать!

С любовью, Сара.

 

            Вопросы

 

  1. Где можно найти Антарктиду на глобусе?

 

  1. Антарктида – самое холодное место на Земле. Чем ещё она замечательна?

 

А   самое сухое и самое облачное место

Б    самое мокрое и самое ветреное место

В    самое ветреное и самое сухое место

Г    самое облачное и самое высокое место

 

  1. Какая часть Антарктиды является самой холодной?

 

  1. Подумай о том, что говорится в статье об Антарктиде. Приведи две причины, по которым большинство людей, которые приезжают в Антарктиду, не желают этого в период с апреля по сентябрь.

 

  1. Для чего в статье говорится, что «только что вскипевшая вода, вылитая из кружки на открытом воздухе, замерзает прежде, чем коснется льда»?

 

А   чтобы рассказать о том, какая горячая вода в Антарктиде

Б    чтобы показать, что пьют в Антарктиде

В    чтобы рассказать о работе учёных в Антарктиде

Г    чтобы показать, как холодно в Антарктиде

 

  1. Что говорится в статье о том, для чего пингвины используют свои крылья?

 

А   чтобы летать

Б    чтобы плавать

В    чтобы согревать птенцов

Г    чтобы ходить прямо

 

  1. Что помогает пингвинам не замерзнуть в Антарктиде? Приведи три примера.

 

  1. Что ты узнал о продуктах питания в Антарктиде из письма Сары? Приведи два примера.

 

  1. Подумай о том, хотел бы ты побывать в Антарктиде или нет. Объясни, почему бы тебе хотелось или не хотелось побывать там. Воспользуйся для этого прочитанным в текстах «Знакомство с Антарктидой» и «Письмо из Антарктиды».

 

  1. В каком разделе говорится о толщине льда в Антарктиде?

 

А   «Что такое Антарктида?»

Б    «Погода в Антарктиде»

В    «Пингвины в Антарктиде»

Г    «Письмо из Антарктиды»

 

  1. В этой статье представлены два разных способа изложения сведений об Антарктиде:

«Знакомство с Антарктидой»

«Письмо из Антарктиды».

Какой из этих способов изложения тебе кажется более интересным? Объясни, почему ты так думаешь.

 

Правильные ответы

 

Отвечая на вопросы, ученики должны опираться и оперировать только той информацией, которая есть в тексте, а не известна им из других источников (или кажется им известной). Об этом учащиеся должны быть предупреждены заранее – перед началом чтения и работы с текстами.

 

  1. Формулировки ответа на первый вопрос могут быть такими: «Внизу», «Внизу глобуса», «В нижней части глобуса», «Антарктиду можно найти на глобусе в его нижней части» и т. п. В таких случаях, когда ученик самостоятельно формулирует ответ, а не выбирает из предложенных вариантов, желательно, чтобы он давал полный ответ.
  2. Ответ на этот вопрос ученик сам не формулирует. Он должен выбрать правильный ответ из предложенных четырех. В данном случае это ответ В.
  3. Варианты ответа: «Южный полюс», «Самая холодная часть Антарктиды – Южный полюс», «Самой холодной частью Антарктиды является Южный полюс». Допустим ответ «Самой холодной частью является центр Антарктиды» (так как в тексте говорится, что «Южный полюс находится в самом центре Антарктиды»).
  4. В ответе должны быть отражены две причины, по которой большинство людей не хотят приезжать в Антарктиду с апреля по сентябрь: 1) сильный холод в этот период времени в Антарктиде и 2) постоянная темнота. Ответ «Люди не хотят приезжать с апреля по сентябрь в Антарктиду, потому что там в это время зима» недостаточен, так как в нем не упоминается о чрезвычайном холоде и постоянной темноте.
  5. Правильный ответ Г.
  6. Правильный ответ Б.
  7. Учащиеся должны отметить, что пингвины не мерзнут благодаря тому, что у них 1) много перьев, наложенных друг на друга; 2) теплый пух и 3) толстый слой жира.
  8. Варианты ответов: «Из письма Сары я узнал о том, что в Антарктиде нет свежих продуктов. Там используют сухие, законсервированные или замороженные продукты»; «Из письма Сары я узнал, что в Антарктиде есть только сухие, законсервированные или замороженные продукты и что для хранения замороженных продуктов не нужен холодильник, их хранят на улице».
  9. Здесь формулировки ответов могут быть достаточно разнообразными, но обязательно увязанными с содержанием текстов «Знакомство с Антарктидой» и «Письмо из Антарктиды». Например: «Я хотел бы побывать в Антарктиде, потому что интересно увидеть своими глазами жизнь на самом холодном континенте Земли (…на самом юге планеты, … на континенте, покрытом толстым слоем льда)»; «Мне хотелось бы побывать в Антарктиде, в которую стремилось попасть столько исследователей (…чтобы принять участие в исследовании этого континента)» или «Мне не хотелось бы побывать в Антарктиде, потому что там очень холодно, а я люблю теплый климат (…потому что жизнь там сильно отличается от той, к которой я привык)» и др.
  10. Правильный ответ А.
  11. Здесь ученик должен не только отметить, какой раздел и, следовательно, способ изложения, он считает более интересным, но и объяснить свой выбор. Например, «Я считаю способ изложения в разделе «Знакомство с Антарктидой» более интересным, потому что в нем приводится много научных фактов, сведений об этом континенте» или «Мне кажется более интересным способ изложения в «Письме из Антарктиды», потому что письмо написано человеком, который живет и работает там и который очень простым и эмоциональным языком рассказывает об этом».

 

(РЯЛШК,  2015, № 4, с.  17-20)