Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

О. П. Улыбышева. Использование мультфильмов на уроках русского языка как неродного

 

 

Оснащение учебных аудиторий современным техническим оборудованием (компьютерами, видеомагнитофонами, электронными досками и т. п.) позволяет учителям использовать для обучения школьников различные аудиовизуальные средства. Так, в практике преподавания русского языка как неродного все более широкое применение находят мультипликационные и художественные фильмы. Эти аудиовизуальные средства обучения имеют немалый образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

 

Следует отметить, что во время просмотра учащимися фильма на изучаемом языке происходит одновременное воздействие на их основные каналы восприятия – зрительный и слуховой. Видеоряд позволяет вникнуть в суть разворачиваемого в фильме действия, а звуковой ряд помогает связать происходящее на экране с определенным набором слов и выражений. Погружение в речевую ситуацию фильма способствует лучшему запоминанию учениками новых слов и выражений и, впоследствии, активному их употреблению в собственной речевой практике. Кроме того, фильмы, несущие идеи доброты, крепкой дружбы, взаимопомощи, бескорыстной любви и т. п., благотворно влияют на нравственное развитие учащихся.

 

На уроках русского языка как неродного учитель может использовать, например, мультфильмы «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», «Кот Леопольд», «Маугли», «В стране невыученных уроков» и др. Выбор того или иного мультфильма зависит от целей и задач урока.

 

Цели могут быть следующими:

  1. Развитие у учащихся навыков аудирования. Как показывает практика, ученики, для которых русский язык не является родным, лучше воспринимают на слух речь своего учителя, голос которого они слышат на каждом уроке (как правило, это женский голос). Русскую речь, произнесенную другим (мужским, детским, старческим) голосом, ученикам понять гораздо сложнее. Поэтому просмотр мультфильма может стать для них интересным и эффективным упражнением по распознаванию на слух русской речи, произносимой на разные лады персонажами мультфильма.
  2. Коррекция произношения. Неоднократное прослушивание и повторение отдельных фраз мультфильма помогут ученикам улучшить свое произношение на русском языке.
  3. Закрепление той или иной грамматической темы. Мультфильм может быть занимательным упражнением по закреплению знаний школьников в процессе изучения сложных грамматических тем. Например, мультфильм «Ну, погоди!» демонстрируется после знакомства учащихся с темой «Глаголы движения в русском языке». Во время просмотра этого мультфильма ученики называют способы перемещения главных героев (например: волк побежал, заяц убежал и т. п.).
  4. Обогащение словарного запаса учащихся. Каждый мультфильм, помимо общеупотребительной, содержит тематически обусловленную лексику, знакомство с которой также необходимо учащимся. Например, посмотрев мультфильм «Маугли», школьники познакомятся с названиями животных, птиц и других существ, населяющих джунгли, узнают об особенностях поведения диких животных. Учителю следует помнить, что не все слова, обозначающие те или иные предметы, явления, представленные в мультфильме, бывают озвучены в нем. Надо обязательно обращать внимание учеников на то, каким словом в русском языке обозначается тот или иной предмет (явление, живое существо), показанный в мультфильме.
  5. Развитие речи. Мультфильм может быть эффективным средством развития речи учащихся. Наличие в нем занимательного сюжета, ярких персонажей, тонкого юмора способно заинтересовать учеников, вызвать у них разнообразные эмоции и впечатления, желание выразить свои мысли и чувства по поводу увиденного на экране. Благодаря такой мощной мотивации ученики, забывая о своем страхе сказать что-то по-русски неправильно, с удовольствием рассуждают о характере героев мультфильма, об их поступках, предполагают, как сложится дальнейшая судьба полюбившихся им персонажей. Эти рассуждения, по усмотрению учителя, ребята могут изложить и письменно, в виде небольшого сочинения, выполненного непосредственно на уроке или дома.

 

При подготовке занятия по развитию речи, предполагающего просмотр мультфильма, учителю необходимо учесть несколько аспектов:

  • содержание мультфильма должно быть интересным для учащихся;
  • незнакомая ученикам лексика должна составлять в мультфильме не более 50%;
  • работа с мультфильмом осуществляется поэтапно и предполагает проведение нескольких учебных занятий.

 

Перечислим основные этапы работы с мультфильмом на уроках развития речи.

 

  1. Подготовительный этап.

 

Учитель знакомит учащихся со словами, словосочетаниями и фразами, которые встретятся в мультфильме, используя различные способы семантизации (подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, краткое толкование, демонстрация картинок). Некоторые слова можно дать с переводом на родной язык учащихся. При достаточном уровне подготовленности класса возможна самостоятельная семантизация слов учениками в качестве домашнего задания либо непосредственно на уроке под руководством учителя.

 

Также подготовительный этап включает комплекс упражнений и заданий, направленных на усвоение учащимися лексического значения слов и их сочетательных возможностей, на отработку определенных грамматических форм и конструкций.

 

  1. Основной этап.

 

Мультфильм демонстрируется по частям, с остановками между эпизодами. После просмотра каждого эпизода учитель задает ученикам вопросы по его содержанию, выясняя, правильно ли они поняли просмотренный материал; просит повторить отдельные реплики героев, поделиться своими впечатлениями об увиденном. В случае недостаточного понимания учащимися содержания эпизода учитель показывает его еще раз, останавливая, при необходимости, видеозапись для того, чтобы ребята могли понять и воспроизвести ту или иную услышанную реплику.

 

  1. Заключительный этап.

 

После просмотра всего мультфильма учитель просит учащихся выразить свои впечатления об увиденном, прокомментировать поступки героев, их характеры. Учителю необходимо заранее продумать вопросы, которыми он будет направлять ребят в их устных высказываниях.

 

Учащимся можно также предложить выполнить творческое письменное задание (индивидуально или в группе). Например, письменно передать содержание одного из эпизодов мультфильма (разные эпизоды для каждого ученика или группы); придумать и записать продолжение истории, показанной в мультфильме; написать эссе по его мотивам.

 

Рассмотрим на примере мультфильма «Трое из Простоквашино» содержание каждого этапа.

 

Подготовительный этап

 

До начала просмотра мультфильма учащиеся осваивают лексико-грамматический материал, необходимый для понимания содержания мультфильма. Дается ряд заданий и упражнений.

 

  1. Запомните слова, словосочетания и фразы, которые встретятся в мультфильме[1].

 

Чердак – помещение между потолком и крышей дома.

Прогонять/прогнать (кого?) = выгонять/выгнать (кого?) – заставить кого-либо уйти откуда-нибудь. Например: прогнать кошку из дома.

Заступаться/заступиться (за кого?) – защитить кого-нибудь. Например: заступиться за младшего брата.

Кошачьим духом пахнет. = Чувствуется запах кошки.

Польза = выгода, прок. Например: Собака приносит пользу, потому что она охраняет дом.

Заводить/завести зверей (животных) – взять к себе домой какое-либо животное (животных). Например: завести собаку.

Обзавестись (чем?) – приобрести нужное для жизни, хозяйства, работы. Например: обзавестись мебелью.

Экономить/сэкономить – расходовать деньги бережно, не тратить лишнего.

Занимать/занять деньги (у кого?) = брать/взять деньги в долг (у кого?) – взять деньги у кого-нибудь и вернуть их через некоторое время.

Проводить (делать) опыты – проводить исследования, эксперименты.

Клад – деньги, золото, драгоценности, спрятанные где-нибудь (обычно зарытые в земле).

Избаловаться – стать избалованным, т. е. капризным, своенравным.

Приятелей целый мешок (перен.) – много друзей.

Премия – вознаграждение (обычно денежное) за какую-либо работу или услугу.

Линять (о животных) – здесь: менять шерсть.

Шелковистый – похожий на шёлк, такой же гладкий и мягкий. Например: шелковистые волосы, шелковистая кожа.

Лохматость – существительное, образованное от прилагательного лохматый, т. е. покрытый густой шерстью.

Поить/напоить (кого?) (чем?) – давать пить. Например: напоить ребенка молоком.

Хвастаться/похвастаться = хвалиться/похвалиться – 1) высказываться преувеличенно о своих достоинствах. Например: Мальчик хвастается, что умеет водить машину; 2) хвалиться чем-либо. Например: Ребенок хвастается новой игрушкой.

Шастать (прост.)ходить туда-сюда просто так, без дела.

Доводить/довести (кого?) (до чего?) (перен.) – привести кого-либо в какое-нибудь состояние (обычно негативное). Например: довести девушку до слёз.

Возражать/возразить (кому?) – высказать собеседнику свое несогласие; высказать противоположное мнение.

Вредный – 1) причиняющий вред, опасный. Например: вредная еда; 2) о недоброжелательном, злом человеке. Например: вредный сосед.

 

Одним из персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино» является галчонок, птенец галки. Эта птица в Кыргызстане обитает в основном в горных зонах, поэтому многие дети не знают, как она выглядит. Учителю нужно подготовить карточку с изображением галки и показать ее ученикам.

 

  1. Запомните типичные фразы, употребляемые в разговорной речи.

 

Не иначе как… – употребляется говорящим для выражения уверенности в сообщаемом. Пример из мультфильма: Не иначе как дядя Фёдор кота притащил. (= Конечно, это дядя Фёдор кота притащил.)

Ну и что. – Фраза используется 1) при выражении говорящим своего безразличия к сообщаемому. Синонимичное выражение – Мне всё равно; 2) в значении «это не проблема». Синонимичное выражение – Ничего страшного. В мультфильме фраза употребляется во втором значении.

Ещё чего! – Эмоциональное выражение несогласия с кем-, чем-либо.

Будьте здоровы! (Будь здоров! Будь здорова!) – пожелание человеку здоровья. Обычно произносится после того, как человек чихнул.

Тебе делать нечего? – Фраза выражает недовольство говорящего тем, что его собеседник занимается ненужным делом.

– Ясно тебе? = Тебе понятно?

– Не горюй! = Не грусти! Не расстраивайся!

 

  1. Вместо точек поставьте предлог в или на.

 

     … чердаке

     … деревне

Жить               … городе

     … лесу

     … берегу моря

 

  1. Со словами из двух колонок составьте словосочетания.

 

заступиться

возразить

завести

довести

занять (деньги)

обзавестись

корову

за младшую сестру

до слёз

у соседа

холодильником

другу

 

  1. В следующих словах выделите корень. Рядом запишите как можно больше однокоренных слов. Образец: польза – корень -польз-; однокоренные слова: полезный, бесполезный, полезно, бесполезно, использовать, пользоваться, воспользоваться.

 

Вред – …

Звери – …

Опыты – …

Ум – …

 

  1. В каждом из вариантов найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

 

а) Корова, кошка, собака, зебра.

б) Бегать, бродить, ходить, шастать.

в) Окно, чердак, огород, потолок.

 

  1. С помощью суффикса -онок-/-ёнок- образуйте названия детенышей животных и птиц. Образец: галка – галчонок.

 

Кот – …

Тигр – …

Ворон – …

Утка – …

Курица – …

Слон – …

Лев – …

Заяц – …

 

  1. Продолжите цепочку по модели: Два – двое – вдвоём.

 

Три – …

Четыре – …

Пять – …

Шесть – …

Семь – …

 

С любым словом из первого, второго и третьего столбиков составьте по одному предложению (всего 3 предложения).

 

  1. Подберите к данным словам синонимы.

 

Собака – …

Прогнать – …

Заступиться –…

Вредный – …

Клад – …

Польза – …

 

  1. Подберите к данным словам антонимы.

 

Полезный – …

Избалованный – …

Купить –

Город – …

Премия – …

 

Основной этап

 

На данном этапе осуществляется просмотр мультфильма по эпизодам (всего в мультфильме «Трое из Простоквашино» можно выделить 15 эпизодов). Учитель проводит с учениками беседу по содержанию каждого эпизода, предлагает им различные задания речеразвивающего характера.

 

Приведем ряд примеров.

 

Первый эпизод. «Знакомство дяди Фёдора с котом».

 

– Как зовут мальчика и кота? – начинает беседу учитель.

– Мальчика зовут дядя Фёдор, а кота – Матроскин, – говорят ученики.

– Как вы думаете, почему кота так зовут? Давайте найдем корень в слове «Матроскин», – предлагает учитель.

– Корень «матрос», – отвечают ребята.

– Кто такие матросы? Вспомните, какую одежду они носят.

 

(После ответов ребят учитель показывает им картинку, на которой изображен матрос в тельняшке.)

 

– Обратите внимание: у матроса полосы на одежде, и кот полосатый…

– Поэтому кота зовут Матроскин! – догадываются ученики.

– А где живет кот Матроскин?

– На чердаке. Но сейчас чердак ремонтируют, и коту негде жить.

– Что вы узнали о дяде Фёдоре?

– Он живет в квартире с родителями. Он добрый мальчик, потому что предложил коту жить вместе.

– Как вы думаете, почему этого мальчика зовут дядя Фёдор?

 

Ученики затрудняются ответить на этот вопрос, так как дядей обычно называют старшего по возрасту родственника мужского пола, обычно брата матери или отца.      Учитель помогает ребятам:

 

– Вот как это объясняет детский писатель Эдуард Успенский, автор повести-сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот», на основе которой был создан мультфильм «Трое из Простоквашино» (учитель читает отрывок из рассказа):

 

У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. Он был очень хороший мальчик.

 

– Что теперь вы можете сказать о дяде Фёдоре? – спрашивает учитель.

– Ему 6 лет. Его зовут дядя Фёдор, потому что несмотря на свой возраст он очень серьезный и самостоятельный, – отвечают ученики.

 

Второй эпизод. «Родители не разрешают сыну завести кота».

 

– Что делали дядя Фёдор и кот, пока не пришли родители? – интересуется у ребят учитель.

– Дядя Фёдор читал журнал «Мурзилка», а кот ел бутерброды с колбасой и пил молоко, – отвечают ученики.

 

Отдельного комментария учителя требует журнал «Мурзилка», так как на территории Кыргызстана он уже не распространяется.

 

«Мурзилка» популярный детский литературно-художественный журнал, издающийся с 1924 года. Назван по имени вымышленного сказочного существа Мурзилки пушистого зверя желтого цвета, который является постоянным персонажем каждого номера журнала.

 

– Как мама догадалась, что в квартире появился кот? – продолжает беседу учитель.

– По запаху. Она сказала: «Что-то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Фёдор кота притащил», – отвечают ученики.

– Почему мама не хочет, чтобы кот жил в квартире?

– Потому что она считает, что от кота нет пользы.

– А что думает папа?

– Он думает, что от кота есть польза, потому что кот умеет ловить мышей. Папа не против того, чтобы кот жил с ними.

– Что в итоге решили родители?

– Папа согласился с мамой, что кот не может жить у них в квартире.

– Как вы думаете, что дядя Фёдор сделает дальше?

 

Третий эпизод. «Дядя Фёдор и кот собираются в деревню».

 

– Что сделал дядя Фёдор, когда родители не разрешили ему завести кота? – спрашивает учитель.

– Он решил уехать в деревню и жить там вместе с котом, – отвечают ребята.

– Что написал в письме родителям дядя Фёдор? (Ученикам надо передать содержание письма.)

– Что делал кот, пока дядя Фёдор писал письмо?

– Собирал вещи.

– Какие вещи он положил в мешок? (Важно, чтобы ученики назвали по-русски каждый предмет, который кот положил в мешок. Если некоторые слова им незнакомы, учитель помогает назвать эти предметы.)

– Сковородку, чайник, кружку, термос, кастрюлю и поварешку (половник).

 

Четвертый эпизод. «Знакомство с деревенским псом Шариком».

 

– Как называется деревня, куда приехали дядя Фёдор и кот? – задает вопрос учитель.

– Деревня называется «Простоквашино».

– Название деревни происходит от слова «простокваша», – поясняет учитель. – Вы знаете, что это такое?

 

Если ученики не знают, учитель объясняет, что простокваша – это кисломолочный напиток, который делают из закисшего молока.

 

– С кем дядя Фёдор и кот познакомились по дороге в деревню?

– С псом Шариком.

 

– Давайте сейчас разыграем сценку их знакомства и дальнейшего разговора, – предлагает ребятам учитель.

 

Ученики еще раз просматривают эпизод знакомства героев с Шариком, затем трое из них по желанию исполняют роли дяди Фёдора, Шарика и Матроскина, произнося фразы из мультфильма…

 

Работа по эпизодам является довольно объемной, поэтому лучше разделить ее на 2–3 урока. При этом домашним заданием для учеников может стать письменный пересказ (желательно подробный) просмотренных эпизодов.

 

Учитель может выборочно проверить выполнение этого задания в начале следующего урока, попросив учеников прочитать написанные ими пересказы просмотренных эпизодов мультфильма, выставить отметки. В результате все ученики вспомнят содержание увиденных ранее фрагментов и будут настроены на дальнейшую работу с мультфильмом.

 

Заключительный этап

 

Вопросы для обобщающей беседы:

  1. Кто из героев мультфильма вам запомнился больше всех? Почему?
  2. Есть ли у вас домашние животные? Кто и как за ними ухаживает?
  3. Почему дядя Фёдор так хотел завести какое-нибудь домашнее животное?
  4. Почему мама дяди Фёдора не хотела заводить домашних животных? Почему в итоге она передумала?
  5. Как вы считаете, обязательно ли домашние животные должны приносить пользу?
  6. Кто из героев мультфильма обладает таким душевным качеством, как доброта? Подтвердите свое мнение примерами из мультфильма.
  7. Как вы понимаете пословицы: «Без друга в жизни туго», «Дерево держится корнями, а человек – друзьями», «Доброе братство милее богатства»?
  8. Какие пословицы и поговорки о дружбе есть в вашем родном языке?
  9. Какие выводы можно сделать, посмотрев этот мультфильм?

 

Для написания творческих работ учащимся могут быть предложены следующие темы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Лучшее место для жизни – город или деревня?», «Трое из Простоквашино. Продолжение».

 

[1] Приведенный здесь список слов, словосочетаний и фраз из мультфильма, является примерным. Учитель может опираться на него в процессе работы, расширяя его или сокращая, в зависимости от уровня подготовленности класса.

(РЯЛШК, 2015, № 3, с. 35-40)