Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Н. П. Задорожная. Рабочая тетрадь: зачем она нужна?

 

«Учительница сказала, что нужно купить рабочую тетрадь по русскому языку. Мы купили. Однако сын практически не работает с этим пособием. Зачем покупали? Только деньги потратили». Такую реплику я услышала от знакомой мамы ученика, который учится в 4 классе. «Почему не работает?» – удивилась я. Но потом задумалась: рабочая тетрадь – нечто новое в нашем образовательном пространстве. Возможно, ни учитель, ни ученики, ни тем более родители, ещё не осознали, как воспользоваться этим ресурсом.

 

Что отличает рабочую тетрадь от сборника дидактических материалов?

 

Раньше в качестве дополнительных ресурсов для учителя выпускались сборники дидактических материалов.

 

Если возникала необходимость заменить какие-то задания в учебнике, на помощь учителю приходили дидактические сборники. Порой заданий в учебнике было недостаточно: ученики быстро справлялись с упражнениями, и в этом случае дидактический материал опять-таки оказывался кстати. Школьникам было интересно работать не только по учебнику, но и с предлагаемыми учителем заданиями на карточках. При оценке качества работы учителя на уроке одним из критериев было обязательное использование им, помимо учебника, дополнительных средств.

 

В современных учебниках по русскому языку, к примеру, в учебнике для 5 класса киргизской школы [8], заданий в рамках каждого урока достаточно. На встречах с авторами этого учебника учителя отмечают даже некоторую избыточность заданий и упражнений. Вот и возникает недоумение: а зачем нужна ещё и рабочая тетрадь? И почему собственно «рабочая»?

 

Смена видов дополнительных ресурсов к урокам вызвана, очевидно, изменением направленности обучения. Сегодня любой учитель в ответ на вопрос об особенностях современного образования скажет, что важен индивидуальный, личностно-ориентированный, деятельностный подход, смена характера взаимодействия учителя и ученика. В стандартах по русскому языку для киргизской школы отмечается, что это «такой способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при котором они сами активно участвуют в учебном процессе, а также плодотворное сотрудничество «учитель – ученик», «ученик – ученик» для решения поставленных проблемных задач при познавательной деятельности учащихся» [12]. Н. Ф. Коряковцева, специалист по проблемам обучения иностранным языкам, подчёркивает: «Центральными категориями парадигмы личностно-ориентированного образования являются личность ученика и деятельность учения. При этом субъективный характер личности определяет эффективную учебную деятельность как самостоятельную, самоуправляемую, продуктивную» [10, с. 9].

 

Как видим, современный учитель должен направлять деятельность ученика, поддерживая его самостоятельность, формируя у него ответственность за результаты обучения. В этом и кроется ответ на вопрос, почему сегодня предлагается не просто дидактический материал, а рабочая тетрадь.

 

Методисты выделяют несколько видов этих пособий «по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради» [2]. В настоящее время наибольшую популярность при обучении языку получил смешанный тип рабочих тетрадей. Они содержат и информацию о языковых явлениях, и задания по формированию грамматических компетентностей, и задания по развитию речи.

 

Отметим, прежде всего, что материал в рабочей тетради представлен поурочно, и задания, которые в ней предлагаются, соотносимы с заданиями в учебнике по русскому языку. Например, в учебниках русского языка для 4–6 классов школ с киргизским языком обучения [6; 8; 9] определённая часть каждого урока отводится лексической работе, и в рабочих тетрадях для этих классов также есть данный компонент в комплексе заданий к каждому уроку. В учебниках вводится новый грамматический материал – и в рабочих тетрадях есть такая рубрика с соответствующими заданиями. В учебниках предлагается работа по развитию речи – и в рабочих тетрадях комплекс заданий по каждому уроку завершают установки, нацеливающие на работу с информацией, на развитие коммуникативных компетентностей. Такая соотнесённость материалов учебников и рабочих тетрадей по содержанию даёт возможность полноценно реализовать в процессе обучения языку личностно-ориентированный подход. Остановимся на этом подробнее.

 

Когда на встречах с учителями задаёшь вопрос, с какими трудностями они сталкиваются в своей работе, то очень часто упоминается проблема разноуровневого владения русским языком как вторым учащимися одного класса. Такая ситуация объяснима: кто-то из детей учится в одной школе постоянно у одного и того же учителя, а кто-то сменил не одну школу и учителя; кто-то имеет возможность общаться на изучаемом языке вне школы, а кто-то был недавно переведен в городскую школу из сельской, где такого общения не было. Кроме того, дети отличаются своими способностями к изучению языка. Всё это и создаёт ситуацию разноуровневого владения русским языком как вторым учащимися одного класса. Учителю нужно уделять внимание каждому ученику, направлять его индивидуальную познавательную и речевую деятельность. Вот здесь и приходит на помощь рабочая тетрадь, поскольку задания в ней позволяют осуществлять дифференцированный подход в работе с детьми. Напомним, что дифференцированный подход в обучении – это «общий методический принцип обучения, предполагающий использование различных методов и приёмов обучения в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала, возраста учащихся и др.» [1, с. 75].

 

Отмеченная выше соотнесённость заданий в учебнике и в рабочей тетради помогает учителю достичь гибкости в управлении деятельностью учащихся. Задания в рабочей тетради соотносимы с материалами учебника по целевой направленности, но отличаются степенью сложности, что и позволяет учителю давать индивидуальные задания отдельным ученикам, подключая материалы рабочей тетради. Эти задания могут предлагаться ученикам как во время урока, так и в качестве домашней самостоятельной работы. Единственное условие – учитель должен знать, как продвигаются его ученики в освоении русского языка, какие у них есть проблемы и какие материалы учебника и рабочей тетради помогут тому или иному учащемуся преодолеть имеющиеся у него трудности.

 

Покажем возможности использования рабочей тетради на примере одного из её фрагментов, связанного с лексической работой.

 

Как известно, лексическая работа – неотъемлемая составляющая каждого урока русского языка как неродного. Учителю в течение довольно сжатого промежутка времени нужно ввести новые слова, предложить ученикам выполнить ряд лексических упражнений, чтобы они усвоили значение новых слов, их правильное произношение и написание и смогли употреблять их в типичных языковых конструкциях. Также нужно включить новые слова в речевую тему урока.

 

Например, в 5 классе на уроке 9 учащиеся сталкиваются с довольно сложной темой: употребление слов, включающих мягкие согласные. При написании таких слов возникают трудности: в одних случаях мягкость обозначается мягким знаком, а в других – гласным звуком. Чтобы снять эту трудность, в учебнике учащимся предлагается следующее задание:

 

 

Ученикам для быстрого и успешного выполнения задания нужно:

– прочитать и понять содержание предложений с пропусками;

– знать значения слов, представленных в правом столбике; увидеть, чем они отличаются по звучанию и значению, и сделать выбор;

– записать восстановленные предложения в тетрадь.

 

Возможно, что это задание будет под силу не всем ученикам в классе. Тогда на помощь может прийти рабочая тетрадь, где есть задание, нацеливающее на работу над словами с мягким знаком. В этом случае ученикам нужно просто найти эти слова. Задание дано в занимательной форме – «Четвёртый лишний», с которой ученики хорошо знакомы.

 

 

Этот пример показывает, что рабочая тетрадь позволяет придать урокам русского языка гибкость, дает учителю возможность учесть способности учащихся, их уровень владения языком. В целом использование рабочей тетради придаёт обучению бóльшую личностную ориентированность: каждый ученик продвигается на своём уровне.

 

Соотнесённость заданий рабочей тетради с учебником выдержана не только на уровне лексической работы, но и в работе над грамматикой, в работе по развитию речи. Авторы рабочих тетрадей для 4–6 классов киргизской школы [7; 5; 13], а создавались они уже после того, как учебники были сданы в печать, стремились к тому, чтобы задания к каждому уроку в них не повторяли задания учебников, а дополняли их, позволяя учителю и ученику выбирать индивидуальную траекторию обучения. 

 

В среде преподавателей русского языка в киргизской школе постоянно поднимается вопрос об издании в республике отдельных учебников для ребят с русскоязычным окружением и для тех, у кого такого окружения нет. Подобной дифференциации при создании учебников пока не существует, но то, что есть учебно-методический комплекс для определённого класса, включающий рабочую тетрадь, в какой-то мере снимает эту проблему. Просто учителю надо хорошо ориентироваться в материалах учебника и рабочей тетради и выстраивать урок с учётом уровня владения русским языком его учениками. Возможности для этого есть. Причём, можно двигаться не только в сторону облегчения заданий, но и в сторону их усложнения, поднимая планку для тех учеников, кто готов к выполнению задач (грамматических, речевых) повышенной трудности. В связи с этим хочется обратить внимание учителей на задания по развитию коммуникативных компетентностей. Так, уже в первом уроке учебника по русскому языку для 5 класса предлагается задание на восстановление текста. Перед учениками стоит задача включить в связный текст пропущенные слова, среди которых есть и новые.

 

Цель задания – закрепление новых слов. Но если в классе есть ученики, которым эта работа покажется слишком простой, то варианты заданий более сложного уровня можно найти в рабочей тетради (см. урок 1).

 

 

Нетрудно представить, как в этом случае будет выстраиваться работа на уроке. Пока основная часть учеников работает над заданием 2 по учебнику, два-три ученика выполняют индивидуальное задание 3 в рабочей тетради. Его можно предложить и как работу в малой группе. В итоге на этом этапе урока прозвучат два небольших рассказа: один – по Ю. Ковалю, другой – как результат творческой работы учащихся.

 

Задания, предлагаемые в рабочей тетради, можно использовать для самостоятельной работы учащихся дома, реализуя дифференцированный подход. Тогда  на следующем уроке обмен результатами домашней работы будет интереснее.

 

Конечно, дифференцированный подход в обучении может осуществляться и с помощью индивидуальных карточек. Но речь идёт о том, чтобы облегчить работу учителя, дать ему дополнительный ресурс. А для ученика рабочая тетрадь становится личным инструментом в овладении русским языком. Она наглядно демонстрирует результаты его работы, его движение вперёд. В конце учебного года можно провести в классе конкурс на лучшую ученическую рабочую тетрадь.

 

Чем рабочая тетрадь отличается от обычной тетради в линейку?

 

Неотъемлемая составляющая урока русского языка – выведение учащихся на самостоятельную работу.

 

Учащиеся должны научиться самостоятельно добывать знания, оперировать ими, осуществлять творческую деятельность на изучаемом языке. Научиться этому можно только в том случае, если ученик чётко понимает, какой цели он хочет достичь и почему, когда он знает, как это сделать, и видит конечный результат своих усилий. Главным условием движения к самостоятельности является внутренняя мотивация, личностная заинтересованность ученика в предстоящей работе. К примеру, мы, взрослые, не раз удивлялись достижениям ребёнка – самостоятельно научился кататься на скейте, нарисовал яркий, запоминающийся рисунок, приготовил вкусное блюдо и т. п. Как это происходит? Ребенок хотел это сделать, он нашел путь, как достичь желаемоемого, он рад поделиться своим успехом. Так и в изучении языка. Но у учителя всего 2–3 учебных часа в неделю на обучение школьников русскому языку, и ему за эти короткие встречи нужно пробудить интерес к изучению языка и поддерживать его, вовлечь учащихся в самостоятельную деятельность, сформировать в них чувство личной ответственности за успехи в овладении языком. «За результаты обучения ученик отвечает так же, как и учитель, который может подсказать, но научиться должен сам ученик», – подчеркивается в Предметном стандарте по русскому языку для 5–9 классов школ с киргизским, таджикским, узбекским языками обучения [12]. Вот здесь и приходит на помощь тетрадь, и не просто тетрадь, в которой ученик чаще всего работает действительно самостоятельно, а рабочая тетрадь. Она помогает рутинную повседневную работу сделать интересной самостоятельной деятельностью, результат которой хорошо виден, его легко оценить и самому ученику, и тем, кто с ним рядом, – учителю, одноклассникам, родителям.

 

В рабочей тетради, в отличие от простой школьной тетради в линейку, есть чёткие ориентиры:

– задания представлены под определёнными рубриками, соотносимыми с рубриками в учебнике;

–  ученику дан чёткий алгоритм действий;

– задания зачастую построены с использованием опор (зрительных, графических).

 

Благодаря этим ориентирам ученик успешнее справляется с заданиями, причём с теми, которые отвечают его уровню. При этом он может сам оценить результат своей работы.

 

Приведём примеры.

В учебниках для 5 и 6 классов грамматический материал представлен правилами-инструкциями. Учащийся должен постоянно держать их в голове, чтобы пользоваться грамотно языковыми конструкциями в речи, пока не достигнет в этом уровня автоматизма.  Вот как, например, даётся в учебнике русского языка для 5 класса правило-инструкция для обозначения предмета, который находится рядом с другим предметом (урок 34).

 

 

А в рабочей тетради учащимся предлагается задание, которое направлено на облегчение запоминания правила-инструкции.

При этом учащимся предлагается дополнительная информация на случай, если они забыли окончания имён существительных в творительном падеже. Это дополнительная справочная информация, её нет в учебнике.

 

 

Таким образом стандартное задание учителя выучить правило наполняется, благодаря рабочей тетради, новым содержанием – подспорьем для тех, кто пока ещё испытывает трудности в усвоении правил русского языка.

 

Непросто для учащихся запомнить и новые слова. Именно поэтому в рабочих тетрадях есть особая рубрика – «Работаем над словом».

 

Например, в уроке 34 в учебнике для 5 класса ученикам предлагается составить словосочетания с новыми и изученными ранее словами. Чтобы  составить словосочетание, ученик должен:

– соотнести звучание/написание слова с его лексическим значением;

– вспомнить те слова, которые, возможно, сочетаются с указанным словом;

– сделать выбор варианта сочетания одного слова с другим.

 

Порой ученики даже и не осознают, какие действия они осуществляют, чтобы выполнить такое задание. Но это те, у кого данные действия уже автоматизированы. Чаще же учащимся бывает необходима помощь, и её предлагает рабочая тетрадь (рубрика «Работаем над словом).

 

 

В приведённом задании из рабочей тетради часть действий представлена в виде опоры, и ученику легче пройти весь путь в составлении словосочетаний, который со временем, конечно же, автоматизируется.

 

Хочется обратить внимание и на формулирование заданий в рабочей тетради. Здесь нет традиционных формулировок типа «Вставьте пропущенные слова…», «Составьте словосочетания (или предложения)…». Авторы пособия старались вести диалог с учеником. Напомним, что «личностно-ориентированное образование носит диалогический характер. В связи с этим, как известно, изменяется роль учителя, который становится партнёром, сотрудником ученика» [10, с. 9]. Именно поэтому зачастую установка на выполнение задания заменяется вопросом, он адресуется владельцу рабочей тетради. Отвечая на вопрос, ученик вступает в диалог с авторами пособия, с учителем, с самим собой, актуализируя свои знания.

 

В качестве ориентиров авторы рабочей тетради предлагают различные схемы. Так, уже в самом начале курса русского языка в 5 классе ученикам для продолжения разговора, начатого на уроке, предлагается творческая работа с опорой на кластер [см. об этом подробнее: 3, с. 142–145; 4, с. 71–84]. Учителям русского языка, работающим в киргизской школе, хорошо знаком этот графический организатор. В рабочей тетради представлен опыт его использования на этапе самостоятельной работы учащихся. В частности, кластер служит опорой для ученика при самостоятельном написании им связного текста. В чём преимущество такой схемы?

Кластер помогает сделать видимыми те речевые действия, которые ученик осуществляет при написании эссе:

– определение границ темы – кластер их очерчивает;

– определение микротем будущего эссе – в кластере они обозначены ключевыми словами;

– определение логики изложения истории – она подсказывается схемой расположения ключевых слов и постановкой речевой задачи: «Напиши рассказ о том, как Айнура заклеила в книге  случайно порванную страничку».

 

Таким образом, опоры в самостоятельной творческой работе помогают ученику увидеть процесс написания текста, сделать его осязаемым и вполне достижимым (см. уроки 2–3 в рабочей тетради).

 

 

Написание рассказа тесно увязывается с тем, что было во время занятия в классе. Скорее всего, учителя, которые уже поработали над этим заданием с детьми,  почувствовали комфортность в его оценке. Думается, что и ученику будет легко сделать самооценку:

– Все ли ключевые слова я использовал в рассказе?

–Соотносится ли последовательность моих предложений  со схемой?

– Что может улучшить мой рассказ?

– Как его воспримут одноклассники?

 

Мы говорим о том, что рабочая тетрадь помогает формировать у учащихся навыки самостоятельной работы. Вот почему в тетради есть ещё один ориентир – это чётко обозначенное пространство для выполнения задания. Это те самые линеечки, но не как в обычной тетради, а столько, сколько примерно и нужно для выполнения каждого письменного задания. Таким образом снимается вечный вопрос учеников: «На сколько страниц, строчек писать сочинение?» Учащиеся приходят к пониманию, что важен не только объем текста, но и его содержание.

 

В связи с обсуждением вопроса о формировании у учащихся навыков самостоятельности в освоении русского языка и роли рабочей тетради в этом процессе следует особо сказать о рубрике «Работаем над информацией». Эта рубрика важна тем, что нацелена на формирование у школьника универсальной компетентности – способности работать с информацией. Современный ученик должен уметь самостоятельно перерабатывать информацию, в том числе на изучаемом языке, представлять результаты работы над ней в виде того или иного речевого продукта. Н. В. Кулибина в своей монографии «Зачем, что и как читать на уроках» отмечает, что «обучение речевому общению – это обучение порождению и пониманию/восприятию текстов» [11, с. 7]. И в рабочих тетрадях, о которых идёт речь, этому направлению отведено особое место. Не надо думать, что это задача уроков русского языка только в старших классах. Умение работать с информацией формируется на всех этапах изучения этого предмета. И именно рабочая тетрадь – это тот ресурс, который наиболее комфортен для учителя и ученика, поскольку даёт то, что так важно в этом процессе – время, пространство, самостоятельность.

 

Хочется надеяться, что в новом учебном году в стопке тетрадей в линейку у наших учащихся будет и рабочая тетрадь по русскому языку.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: Златоуст, 1990.
  2. Данилов О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучамоего как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 4(51). – С. 552–555. – URL: https://moluch.ru/archive/51/6462/ (дата обращения: 06.05.2020).
  3. Задорожная Н. П. Кластер в формировании навыков построения научного текста // Критическое мышление в Кыргызстане: от знания к оценке: Материалы Респ. научно-практ. конф. (25 ноября 2001 г.) / Под общ. ред. Н. П. Задорожной. – Б.: ОФЦИР, 2003.
  4. Задорожная Н. П. Тема, проблема, текст в культуре письма студента // Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные технологии университетского образования». – Вып. 5. – Мн.: Пропилеи, 2007.
  5. Задорожная Н. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. шк. с кырг. яз. обучения. В 2 ч. – Б.: Аркус, 2019.
  6. Задорожная Н. П., Мусаева Ч. М., Таирова Г. К. Русский язык: Учебник для 4 кл. шк. с кырг. яз. обучения. – Б.: Аркус, 2015.
  7. Задорожная Н. П., Мусаева Ч. М., Таирова Г. К. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. шк. с кырг. яз. обучения. – Б.: Аркус, 2019.
  8. Задорожная Н. П., Таирова Г. К. Русский язык: Учебник для 5 кл. школ с кырг. яз. обучения. – Б.: Аркус, 2018.
  9. Задорожная Н. П., Таирова Г. К. Русский язык: Учебник для 6 кл. школ с кырг. яз. обучения. – Б.: Аркус, 2018.
  10. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2002.
  11. Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроках: Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. – СПб.: Златоуст, 2015.
  12. Предметный стандарт по русскому языку для 5–9 классов школ с кыргызским, таджикским, узбекским языками обучения (проект). – Министерство образования и науки Кыргызской Республики. – Б., 2019.
  13. Таирова Г. К. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. шк. с кырг. яз. обучения. В 2 ч. – Б.: Аркус, 2019.