Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Н. М. Мурадымов. Царскосельский лицей как феномен русской культуры

 

 

История этого учебного заведения неразрывно связана с именем великого русского поэта А. С. Пушкина и его лицейских друзей. В Царском Селе прошли отроческие годы юного Пушкина. На целых шесть лет (1811–1817) лицей стал его вторым домом. В свое время академик Я. К. Грот писал: «Имена Лицея и Пушкина неразрывно связаны между собою в культурной истории России, и трудно сказать, кто кому более обязан – Пушкин Лицею или Лицей Пушкину» («Пушкинский лицей»). Об этой прочной связи говорят и пушкинские строки: «Отечество нам Царское Село».  Исследователь Э. Голлербах называет Царское Село «городом муз»1. А литературовед С. В. Федорова считает, что город Пушкин (Царское Село) и Лицей стали  полноправными «героями» русской литературы2.

 

Пушкинская тема в киргизской школе – одна из самых интересных для учащихся. Школьников привлекают материалы о городе, лицее, связанные с именем великого русского поэта. Об этом говорят публикации на страницах журнала «РЯЛШК»3. Словесники республики творчески используют большой научно-методический материал о Царском Селе как об одном из многозначных культурных концептов в мемориальной истории русской культуры. Учителя практикуют различные формы презентации подобного материала (лекция, рассказ, беседа, видеоурок, заочная экскурсия и др.).

 

Рассказ о Царскосельском лицее открывает хорошие возможности для страноведческого дискурса о «России молодой», уверенно вошедшей в ХVIII веке в ряд крупных держав. Уместно рассказать учащимся о реформах Петра Великого, когда благодаря его энергии и труду тысяч людей на финских берегах возник «юный град, полнощных стран краса и диво» (А. С. Пушкин. «Медный всадник»).

 

Существует несколько версий о происхождении названия Царское Село. Самая распространенная точка зрения (не безошибочная): этот населенный пункт был назван так потому, что в нем располагалась летняя резиденция русских царей (место, где живет царская семья). Вроде бы логично. Но ряд лингвистов (А. С. Никольский, Я. К. Грот, М. Фасмер и др.) полагают, что до начала ХVIII века на этом месте располагалось финское поселение Сарово, Сарская мыза4. Стало традиционным объяснение, что под влиянием народной этимологии первичная форма Сарское село  превратилось  в Царское село. Действительно, это название село получило в 1708 году, когда Петр Первый подарил его царице5.

 

Здесь и был открыт Царскосельский лицей, с целью обучения детей родовитых дворян.  Открытие лицея состоялось 19 октября 1811 года.  Первыми лицеистами были А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, К. К. Данзас, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и др., позже ставшие гордостью русской истории и культуры.

 

Демократизм директора лицея В. Ф. Малиновского, педагогический такт наставников – А. П. Куницына, Н. Ф. Кошанского, А. И. Галича способствовали тому, что в этом учебном заведении царил дух вольномыслия.

 

В воспоминаниях И. И. Пущина говорится, что лицеист Пушкин, «живой мальчик, курчавый, быстроглазый», сразу обратил на себя внимание. Он поражал всех своим творческим горением, звучными одами, меткими эпиграммами, запечатлевшими имена друзей, наставников. Пущин замечает: «Все мы видели, что Пушкин нас опередил». Писали стихи многие, но наиболее удачными были опыты Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера. На лицейском экзамене Пушкин поразил стихотворением «Воспоминания в Царском Селе» (1814) патриарха русской поэзии Г. Р. Державина.  В этом произведении, исполненном патриотического пафоса, юный поэт вспоминает  «прекрасный Царскосельский сад».

 

Как известно, Царскосельский лицей за 33 года существования окончили 286 человек. Многие его выпускники  вписали свои имена в историю России. И в первую очередь называют А. С. Пушкина, А. А. Дельвига,  В. К. Кюхельбекера, И. И. Пущина и др. Достойны памяти и другие выпускники – А. В. Головин, А. М. Горчаков, А. К. Гирс, Д. Н. Замятин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Д. А. Толстой и др. Лицей по праву гордился академиком Я. К. Гротом – это крупный русский ученый, филолог, редактор, составитель академического Словаря русского языка. В историю этого учебного заведения вписано имя  великого русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, историка Н. Я. Данилевского и др. С 1844–1845 гг. учебное заведение (в связи с переездом в Петербург) стало называться Александровский лицей. Закрыли лицей в 1917 году.

 

После революции и городок получил новое название – Детское Село (до 1937 года). В юбилейном году гибели великого поэта России Детское Село переименовано в город Пушкин.

 

История Царского села и лицея, отраженная в работах К. Я. Грота «Пушкинский лицей» (СПб, 1911), Д. Ф. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы» (СПб, 1911), Н. С. Верховского «Здесь жил Пушкин» (1963), М. И. Андреевской «Пушкинские места» (1971) и др., будет неполной без учета многочисленных видеоматериалов. Учителя республики творчески используют рисунки, картины («Пушкин на Лицейском экзамене» И. Репина, «Пушкин – лицеист» В. А. Фаворского, работы Н. Н. Ге  и др.). Сейчас рядом со зданием лицея располагается памятник Пушкину работы А. Л. Бернштама (1937). Первый памятник поэту был сооружен в 1900 году (скульптор Р. Р. Бах).

 

Весомый вклад в освещение роли Царскосельского лицея в истории русской культуры внесли критики, ученые-пушкинисты ХIХ–ХХ веков (С. А. Венгеров, Ю. Н. Тынянов, Д. Д. Благой, Г. А. Гуковский, Б. В. Томашевский, С. М. Бонди, Б. А. Модзалевский, Н. В. Измайлов, Б. С. Мейлах, Ю. Г. Оксман, М. А. Цявловский и др.).

 

Традиционно первым биографом Пушкина было принято называть П. В. Анненкова (1813–1887), известного русского критика, историка литературы, мемуариста. Действительно, это им было подготовлено первое посмертное собрание сочинений великого поэта в семи томах (1848). Значима заслуга Анненкова в издании «Материалов для биографии А. С. Пушкина» (1853). К сожалению, биография Пушкина увидела свет уже после гибели поэта.

 

Отметим, что первые сведения из биографии Пушкина дали Н. И. Греч (1787–1867) и Н. А. Полевой (1796–1846), правда, с некоторыми ошибками. Русский филолог, журналист Греч, один из первых авторов истории русской литературы, в 1821 году дал маленькую справку о поэте: «Александр Сергеевич Пушкин, коллежский секретарь, родился в Санкт-Петербурге (?) 26 мая 1799 года, воспитывался в Царскосельском лицее, из коего выпущен в 1817 году и определен в Коллегию иностранных дел. В 1820 году перешел  в Канцелярию генерал-лейтенанта Инзова, полномочного наместника в Бессарабии. Пушкин писал разные лирические стихотворения, послания и пр., но важнейшее его сочинение есть романтическая поэма «Руслан и Людмила», напечатанная в СПб 1820 года: в ней видны необыкновенный дух пиитический, воображение и вкус, которые, если обстоятельства им будут благоприятствовать, обещают принести драгоценные плоды» (Краткая история русской литературы). Этот ученый, которого в советской печати было принято больше критиковать, одним из первых сделал попытку создать образ Пушкина как человека и поэта.

 

Русский писатель, критик Н. А. Полевой часто полемизировал с Пушкиным, но и чаще других выступал с рецензиями на его романтические поэмы («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»), трагедию «Борис Годунов», роман «Евгений Онегин». Еще при жизни Пушкина Полевой дал  развернутую биографию поэта на страницах «Живописного обозрения» (1835). Любопытны такие строки: «Александр Сергеевич Пушкин, родился в Петербурге (?) 26-го мая 1799 года. Первый из современных поэтов русских, превосходный прозаик и единственный после Державина поэт лирический…»

 

И Греч, и Полевой допустили ошибку, называя местом рождения Пушкина Петербург. А. С. Курилов считает, что Греч допустил эту ошибку по простой причине: он не имел возможности расспросить самого Пушкина, тот находился в ссылке. Видимо, историк рассуждал так: если бы Пушкин родился в Москве, то скорее всего его отдали бы на учебу в Московский университет. А раз он учился в Царскосельском лицее, то и, надо полагать, родился в столице. А Полевой просто пошел по стопам предшественника. Ошибку исправил в марте 1841 года отец поэта, Сергей Львович Пушкин, запоздало заметивший оплошность Полевого. В письме в редакцию он сообщал: «Александр Пушкин родился не в Петербурге, а в Москве, в 1799 году мая 26; скончался в Петербурге не 26 января, а 29 января 1837 года».

 

Почему мы акцентируем внимание на этих публикациях? Дело в том, что Греч, Полевой, Белинский  уже при жизни Пушкина назвали его «великим поэтом». Именно Н. Полевой в статье «Пушкин» (1837) впервые дает ему высокую оценку («великий русский поэт»). Примечательно, что эта оценка со временем стала общепризнанной. Затем появились биографии поэта, написанные П. А. Плетневым (1838), К. А. Полевым (1841), Д. Бантыш-Каменским (1847) и др. Во всех этих источниках особое внимание уделялось Царскосельскому лицею, сыгравшему огромную роль в формировании личности поэта.

 

Для более обстоятельного разговора о Царском Селе и лицее учителя могут использовать книги Юрия Тынянова «Кюхля» (1938) и Бориса Лавренева «Комендант Пушкин» (1937). В произведении Б. Лавренева описываются события гражданской войны. В трудном девятнадцатом году (Юденич идет на Петроград) бывшего кочегара, моряка Александра Семеновича Пушкина назначают комендантом укрепрайона в городе Детское Село (бывшее Царское Село).

 

Знакомясь с укрепрайоном, комендант видит «императорское поместье», «парадные ворота дворца», «дворцовую церковь». Матрос «не доверяет пышным постройкам, деревьям, накладному золоту, он чувствует за ними притаившегося врага». Герой замечает за низкой чугунной оградой памятник – это «бронзовая фигура», у которой «склоненная курчавая голова». Александр Семенович Пушкин подходит ближе и вдруг читает на постаменте: Александр Сергеевич Пушкин! Он потрясен этим совпадением имен и фамилий. Разглядывая памятник, матрос видит строки: «Друзья мои, прекрасен наш союз! // Он как душа неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен // Срастался он под сенью дружных муз…» Многое в этих строках матросу-кочегару непонятно! Обратил он внимание и на последние строки: «Отечество нам Царское Село». От этих строк повеяло на моряка «дыханием чужого и невидимого мира». Матрос зол на памятник и на того, кого здесь поставили. «Так вот ты кто такой»! – Царское! – повторил он с нажимом. – Царя все помните!» Не понравился коменданту города этот памятник! А бронзовый юноша смотрел ему вслед с чуть заметной усмешкой.

 

Матросу Пушкину не все нравится и в его предшественнике, бывшем полковнике Густаве Максимилиановиче Воробьеве, особенно не нравятся его интеллигентские словечки. А вот Густав Максимилианович изумлен тем, что матрос Александр Пушкин не знает поэта Пушкина. Но им приходится заниматься вместе вопросами укрепления города от врага.  В перерывах Воробьев читает коменданту Пушкину стихи поэта Пушкина. Матроса взволновали строки: «И долго буду тем любезен я народу…»  Беседы Густава Максимилиановича не прошли даром.  Кочегар Пушкин принял поэта Пушкина, даже с его Царским Селом.  В минуты откровенности он признается Воробьеву: «Надо же было мне попасть в Детское, к Александру Сергеевичу в гости! … От него я другим человеком стал. Понял я, какие мы жили темные, словно слепые щенки.  А вот  с Александром Сергеевичем повстречался, и ныне ясно мне стало, как много человеку знать нужно…»

 

Матрос Пушкин пал в боях, защищая город Детское Село от солдат и офицеров, желающих вернуть городу название Царское Село. Его похоронили в братской могиле Александровского парка. Произведение Б. Лавренева стало, наряду с романом Тынянова, первой серьезной попыткой «художественной реабилитации»  Царского Села  в советской литературе.

 

В ХХ веке появилось много новых книг, в которых освещалась проблема «Пушкин и Лицей, Пушкин и Царское Село». Книги В. Вересаева «Спутники Пушкина» (1937), Л. Зилова «Возвращенный Пушкин» (1938), «Пушкин в воспоминаниях современников» (1950), А. Слонимского «Детство и юность» (1957), Вс. Рождественского «Читая Пушкина» (1957), А. И. Гессен «Все волновало нежный ум. Пушкин среди книг и друзей» (1965), Н. Я. Эйдельмана «Прекрасен наш союз…» (1982), В. В. Кунина «Друзья Пушкина» (1987) и  др. источники позволили полнее представить картину лицейской поры Пушкина и его окружения. Здесь ценны факты о судьбах не только самого Пушкина, но и его друзей по лицею – Дельвига,  Кюхельбекера, Пущина и др.

 

Облик Царского Села и лицеистов встает со страниц содержательной повести Марианны Яковлевны Басиной «В садах Лицея» (1988). Эта книга, оформленная со вкусом художником Г. Губановым, с редкими фотографиями М. Величко, Г. Савина, фоторепродукцией А. Короля, повествует о том, как зародился и как работал Царскосельский лицей. Писательница интересно рассказывает  юным читателям об архитекторах Василии Стасове, Илье Неелове, директоре лицея В. Ф. Малиновском и др., стоявших у истоков этого учебного заведения, о достопримечательностях Царского Села – его улицах, площадях, зданиях, парках. Автор использует  литографии В. Лансере и других мастеров резца, кисти, воссоздавших виды Павловского парка, Екатерининского парка, Камероновой галереи, Чесменской колонны, Садовой набережной, Большого пруда, Крестового канала и других  достопримечательностей. Облик директора лицея В. Ф. Малиновского и других наставников запечатлели художники П. Иванов, А. Мартынов, А. Тон и др. Есть в книге портреты Дельвига, Кюхельбекера, Пущина, Горчакова, Матюшкина, Корсакова и других, о ком поэт сказал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Не случайно книга М. Я. Басиной стала надежной помощницей словесников на занятиях о лицейских годах Пушкина.

 

Переиздана книга-антология Э. Голлербаха «Город муз» (СПб, 1993), опубликована работа В. В. Кудасовой «Сады и парки Царского Села А. А. Ахматовой» в сборнике «Истоки, традиция, контекст в литературе» (М., 1992), вышла в свет книга С. В. Федоровой «Отечество нам Царское Село» (2001) и др.

 

Темой отдельного разговора может стать  художественная (особенно поэтическая) литература о Царском Селе и Царскосельском лицее. У  истоков этих культурных мемориалов России стояли Г. Р. Державин («Прогулка в Сарском селе»), М. В. Ломоносов («Ода на милость…»). Эту линию продолжили русские поэты В. А. Жуковский, И. Ф. Богданович и др. Яркую страницу в поэтическую летопись Царскосельского лицея вписали А. С. Пушкин, его современники П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер и др.

 

Первое опубликованное стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» посвящено лицейскому товарищу поэта Кюхле. В этом стихотворении поэт выразил важную мысль: «Хорошие стихи не так легко писать…» В стихотворении «Разлука» Пушкин говорит Кюхельбекеру: «Лицейской жизни милый брат, делю с тобой последние мгновенья…» О другом близком товарище – И. И. Пущине – поэт скажет: «Мой первый друг, мой друг бесценный…»   Именно Пущин навестил опального Пушкина в Михайловском, озарив его заточенье «лучом лицейских ясных дней». В новом варианте «Воспоминаний в Царском Селе» (1829) поэт писал: «Воображаю день счастливый, когда средь вас возник лицей». На всю жизнь Пушкин сохранил светлые чувства к Царскому Селу, лицею: «Волшебные места, где я живу душой, // Леса, где я любил, где чувство развивалось…» (1823).

 

Любимому лицею посвятил теплые строки и В. К. Кюхельбекер: «Места прелестные, где возвышенных муз, и дивный пламень их, и радости святые, порыв к великому, любовь к добру – впервые узнали мы…» («Царское Село»).

 

«Царскосельская тема» нашла оригинальное художественное воплощение в поэзии Ф. И. Тютчева, И. Ф. Анненского, представителей русского модернизма – А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, И. Северянина и др. Э. Голлербах Анну Ахматову называет Музой царскосельских мест. В стихотворении «Городу Пушкина» (1952) Ахматова  признается, что на каждом шагу  этого городка для нее «лицейские гимны все так же заздравно звучат».

 

Юному лицеисту Пушкину Ахматова  посвятила одно из лучших своих стихотворений «Смуглый отрок бродил по аллеям» (1911), вошедшее в цикл «В Царском Селе».

 

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный  шелест шагов.

 

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

 

Для автора этих строк память о Пушкине особенно дорога, значительна. Анна Горенко (Ахматова) сама училась в одной из царскосельских гимназий. В юности она много раз бывала в тех местах, которые любил посещать лицеист Пушкин. Психологическая достоверность, реальность деталей облика лицеиста, помноженные на романтические штрихи (потрепанный том Парни), преобладание глагольных форм (бродил, грустил, лелеем, устилают, лежала), аллитераций (И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов) – все напоминает пушкинскую манеру разговора о сокровенном6.

 

Как поэт, Ахматова до последних лет жизни ощущала свою неразрывную связь с царскосельскими садами, с пушкинским лицеем, как частью ее Родины:

 

Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою,

Я в беспамятстве дней забывала теченье годов, –

И туда не вернусь! Но возьму и за Лету с собою

Очертанья живые моих  царскосельских садов.

(Городу Пушкина. 1957)

 

Поэтический гений Державина и Пушкина, Жуковского и Тютчева, Вяземского и Анненского, Гумилева и Ахматовой навеки определили литературный образ Царского Села как города не царей, а поэтов. Об этом поэтично сказал Э. Голлербах в цикле «Царскосельские стихи» (1922): «Здесь Пушкина родилось вдохновение и выросло в певучей тишине…»

 

Тема Царскосельского лицея, Царского Села нашла творческое художественное воплощение в стихах поэтов ХХ века – Н. С. Гумилева («Памяти Анненского»), О. Э. Мандельштама («Царское Село»), Вс. Рождественского («Город Пушкина», «Сад поэта», «Городок») и др. Эти поэты явились наследниками пушкинской музы, ярко воспевшей Царское Село и Царскосельский лицей. Они отобразили в своих стихах сложность и многогранность облика любимого «города муз», груз его трехвековой истории и вечной молодости.

 

Имя Пушкина в Кыргызстане стало символом единения двух культур. В дни большого юбилея, 200-летия со дня рождения великого поэта, в Кыргызстане был сооружен памятник А. С. Пушкину (установлен перед зданием КРСУ). В республике изданы десятки книг, альбомов, посвященных памяти поэта. Это книги «Пушкин в Кыргызстане» (Б., 1998; 2008), «Наследники пушкинского пера» (Б., 1999), «Пушкин и его современники» (Б., 2000), «Пушкинские чтения» (Б., 2004), «Пока свободою горим» (Б., 2006).

 

Концепты Царского Села и Царскосельского лицея, как явлений русской культуры трех веков, несут в себе весьма богатое содержание. Мы и сегодня воспринимаем их как памятники российской культуры и источник муз. Здесь учился, «бродил по аллеям»  курчавый лицеист с томиком Парни, у озерных берегов стояли юные Аня Горенко и Николай Гумилев. Царскосельская тема – одна из самых ярких страниц в русской поэзии ХVIII–ХХ веков. Тема Пушкина жива в литературе, культуре народов Кыргызстана7.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Голлербах Э. Город муз: Царское Село в поэзии. – СПб., 1993. – С. 6.

2 Федорова С.В. «Отечество нам Царское Село…» (Образ Царского Села в русской поэзии) // Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе. Русская литература ХХ века. Планы, конспекты, материалы. – М.: Московский лицей, 2001. – С. 139.

3 См.: Семкина С. С. Литературный вечер «Лицея день заветный» // РЯЛКШ. – 1980. – № 5. – С. 22–31; Овсеенко Г. В. Заочные экскурсии, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина // РЯЛКШ. – 1998. – № 3. – С.74–85; Манликова М. Х. Царское Село // РЯЛШК. – 2003. – № 4. – С. 115–117; Дубинина Е. Б. Юный Пушкин о поэте и поэзии… // РЯЛШК. – 2004. – № 1. – С. 60–81 и др.

4 Фасмер М. Царское Село // Этимологический словарь русского языка. В 4-х тт. т. IV. – М.: Прогресс, 1987. – С. 290.

5 Царскосельский лицей // БСЭ. Т. 28. – С. 1304–1306.

6 Жирмунский В. В. Творчество Анны Ахматовой. – Л.,1973; Дмитриева А. Л. А. С. Пушкин и язык поэзии Анны Ахматовой // РЯШ. – 1987. – № 3. – С. 64–68; Тименчик Р. Д. Ахматова и Пушкин (о стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…») // Пушкинский сборник. – Рига, 1968.

7 Книги Пушкина на кыргызском языке // Пушкиниана в Кыргызстане. – Б., 1999. – С. 14–58; Михайлова Л. В. Пушкинский вечер в Славянском // РЯЛКШ. – 1997. – № 3–4; Низовская И. А. В гостиной пушкинской поры // РЯЛШК. – 1999. – № 3–4. – С. 55–56; Волжская С. и др. Пусть горит свеча: в БГУ прошел конкурс чтецов, посвященный 200- летию А. С. Пушкина // РЯЛШК. – 1999. – № 3–4; Касмалиев А. Родословная А.С. Пушкина  и история его дуэли на занятиях старшеклассников // РЯЛШК. – 2002. – № 3. – С.33–45.

 

Доклад, представленный автором на IV Шеймановских чтениях (ноябрь 2011 г., г. Бишкек, КАО).