Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Л. И. Пущина. Прилагательные цвéта (Урок с использованием инновационных технологий)

 

Каждый учитель задумывается над тем, как сделать урок интересным, увлекательным и вместе с тем дать ученикам необходимые знания. Урок не должен сводиться только к заучиванию правил и выполнению упражнений из учебника. Наряду с традиционной методикой учитель должен применять и новые или, как принято говорить, инновационные технологии. Термин инновация в педагогической практике трактуется главным образом как «новшество», «новизна». Но в точном переводе с латинского языка инновация означает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное обучение» Дж. Боткин, наметивший основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способностей ученика, его стремлений к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, совместной деятельности с другими учениками или с учителем в новой ситуации [1; 2].

 

Актуальность инновационного обучения объясняется тем, что оно соответствует концепции гуманизации образования; обеспечивает преодоление формализма и авторитаризма в системе преподавания; базируется на использовании личностно-ориентированного подхода и необходимости создания условий для раскрытия творческого потенциала ученика; отвечает социокультурным потребностям современного общества и способствует самостоятельной творческой деятельности учащихся.

 

В основе инновационного обучения лежат такие технологии, как развивающее обучение, проблемное обучение, развитие критического мышления, создание ситуации успеха на уроке и др.

 

Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество), усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков, использование наглядности. Заметим, что само по себе использование наглядности не является инновационным принципом – таблицы, карточки и прочий «раздаточный материал» (как наглядность) применялись учителями всегда. Но сейчас появились новые возможности использования наглядности – благодаря компьютерным технологиям.

 

Инновационные технологии в обучении русскому языку (как и другим предметам) успешно реализуются с помощью различных приемов. Назовем некоторые из них, достаточно полно описанные методистами: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговой штурм, групповая дискуссия, чтение с остановками, кластер, синквейн, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, лингвистическая аллюзия (намек), исследование текста, тесты, нетрадиционные формы домашнего задания.

 

Как не потеряться в море традиционных и инновационных методик, приемов и технологий? Как это совместить в рамках одного урока? Ответ прост: нужен адаптивный урок. Адаптивный урок – это сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока (Н. Н. Караховская) [3].

 

Приведем в качестве примера разработанный нами урок по теме «Прилагательные цвéта». В учебных программах на изучение прилагательных, обозначающих цвет, не выделяются отдельные часы. Между тем в преподавании русского языка иностранцам такой урок необходим. Нужен он и в классах, где русский язык изучается в качестве второго, неродного языка.

 

Ход урока

 

Учитель заранее готовит и раздает учащимся на уроке разноцветные карточки (цвета: красный, синий, голубой, зеленый, желтый, лимонный, оранжевый, белый, черный, серый, коричневый, фиолетовый, сиреневый, розовый, малиновый, рыжий). Из цветной бумаги лучше вырезать разные геометрические фигуры: круг, овал, ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию, параллелограмм. Это будет способствовать запоминанию учениками не только названий цветов, но и названий геометрических фигур. Таким образом осуществляется межпредметная связь, что очень важно в школьной практике.

 

В начальных классах дети уже узнали, что такое квадрат, круг, прямоугольник. Если ученики еще не знают, что такое ромб, трапеция и параллелограмм, то они познакомятся с этими фигурами на уроке в игровой форме и таким образом усвоят новые слова.

 

Обязательно надо уточнить, все ли цвета знают учащиеся. Если какой-то цвет им не знаком, преподаватель скажет, как он называется. Работа с наглядностью (разноцветные карточки) в данном случае облегчит понимание оттенков цвета: зеленый и салатный или розовый и малиновый и т. д., а также сэкономит время на поиск нового слова в словаре при необходимости перевода на другой язык (в иноязычной аудитории). Кроме того наглядно будут показаны различия в названии цветов в русском и родном для учащихся языках. Так, например, в английском языке голубой и синий цвета обозначаются одним словом blue (blue seaсинее море, blue eyesголубые глаза). В киргизском языке прилагательное көк может обозначать и синий, и голубой, и зеленый, и даже серый цвета. Например: көк асман – голубое небо, көк деңиз – синее море, көк чай – зелёный чай, көк ат – серая лошадь. В русском же языке синий и голубой – это названия двух разных цветов.

 

Если урок проводится в компьютеризированном классе, то начать его можно следующим образом: предложить учащимся начертить (нарисовать), используя программу Microsoft Power Point, разные геометрические фигуры и раскрасить их. Здесь попутно проверяется, какие геометрические фигуры знает ученик.

 

Урок представляет собой практическое занятие, в ходе которого учащиеся знакомятся с прилагательными, обозначающими цвет в русском языке, и учатся употреблять их в устной и письменной речи.

 

 Задание 1.  Назовите цвет своей карточки (геометрической фигуры).        Спросите у одного из учеников, какой у вас цвет, а какой – у другого одноклассника (работа «по цепочке»).

Образец:

– У меня розовый цвет. Какой у меня цвет?

            – У тебя розовый цвет.

            – А какой у Аиды цвет?

            – У нее малиновый цвет.

 

В ходе выполнения задания учащимися учитель записывает называемые ими прилагательные цвета на доске.

 

При работе с компьютерной программой ученики говорят, какие фигуры они нарисовали (начертили) и в какой цвет их раскрасили. По просьбе учителя учащиеся набирают названия цветов на компьютере, размещая их рядом с нарисованной фигурой.

 

Задание 2.

  1. Повторите изменение прилагательных по родам и числам; вставьте вместо точек свои примеры.

 

Какой? – красный, синий, …; какая? – красная, синяя, …; какое? – красное, синее, …; какие? – красные, синие, ….

 

2. Повторите (запомните) окончания существительных и прилагательных в родительном падеже.

 

У Марата (Андрея) ромб красного цвета. У Люды (Юли) трапеция синего цвета.

 

Задание 3.  Придумайте словосочетание «существительное + прилагательное, обозначающее цвет вашей карточки». Например: зеленый – зеленая ель; желтый – желтое солнце.

 

При работе с компьютером можно предложить учащимся заполнить таблицу, вставив пропущенные окончания и вписав в скобки подходящие существительные:

 

Мужской род Женский род Средний род
бел… (…) зелен… (…) красн… (…)

 

Задание 4.

  1. Назовите, какая геометрическая фигура у каждого из учеников.

Образец:

 – У Марата красный квадрат. У Аиды синяя трапеция.

 

2. Спросите, какого цвета геометрические фигуры у ваших одноклассников. Пусть они ответят вам. Эту работу можно проводить в парах.

Образец:

– У тебя квадрат какого цвета?

            – У меня квадрат красного цвета.

            – У Тани овал какого цвета?

            – У нее овал белого цвета.

 

 Задание 5.  Скажите (напишите), от каких существительных (названий растений) образованы следующие прилагательные цвéта: малиновый, розовый, абрикосовый, персиковый, гранатовый, вишневый, фиалковый, лимонный, земляничный, апельсиновый, арбузный, васильковый. Например: васильковый – васильки (василек).

 

Учитель напоминает учащимся, что если основа слова (часть слова без окончания) заканчивается на согласный н и при образовании прилагательного прибавляется суффикс -н-, то прилагательное пишется с —нн- (с двумя буквами «н»). Например: лимон – лимонный.

 

При работе с компьютером учитель выводит на мониторы учащихся заранее подобранные картинки (рисунки) фруктов, цветов и ягод (роза, василек, малина, персик, абрикос, вишня, гранат, лимон, апельсин, земляника, арбуз, фиалка). Ученикам предлагается образовать от названий этих цветов, фруктов и ягод прилагательные цвета и записать их. Например: арбуз – арбузный.

 

Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные малиновый, розовый, абрикосовый, персиковый, гранатовый, вишневый, лимонный, арбузный могут обозначать цвет, а также могут называть сорт сока или джема (варенья).

 

 Задание 6.  Образуйте от данных существительных прилагательные и запишите те из них, которые образуются с помощью суффикса -н-.

 

Сон, район, блин, лимон, баня, экран, трон, абрикос, вишня, гранат, француз, Россия, Турция, Китай.

 

При работе на компьютере учащимся предлагается образовать от данных существительных прилагательные и записать в один столбик те из них, в которых пишется -нн, а в другой столбик – все остальные, выделив в образованных прилагательных корень и суффикс.

 

            Задание 7.  Спишите, раскрывая скобки.

Образец: Лариса купила (гранат) сок. – Лариса купила гранатовый сок.

 

1) Мама приготовила (вишня) сок. 2) Бабушка варит (абрикос) варенье. 3) Очень полезен (апельсин) сок. 4) Сестра сварила (персик) компот. 5) Я пью чай с (малина) вареньем. 6) Борис сделал (лимон) напиток. 7) Из мякоти арбуза получается (арбуз) сок. 8) Очень кислый (лимон) сок.

 

            Задание 8. (Работа в парах.)

1. Прочитайте диалог.

 

– Мария, где ты была?

– Я была в магазине.

–Что ты купила?

– Я купила минеральную воду и гранатовый сок.

– Ты любишь гранатовый сок?

– Да. Он очень полезный.

 

2. Составьте свои диалоги. Замените выделенные курсивом слова аналогичными словосочетаниями. Поговорите.

 

            Задание 9.

  1. Прочитайте текст.

 

Вы не были на Иссык-Куле? Я расскажу вам о нем. Иссык-Куль – это озеро в Кыргызстане. Оно находится высоко в горах. Небо над озером голубое. Вода в озере синяя и очень чистая. Вокруг озера высокие зеленые горы. Весной там цветут красные маки. А на вершинах гор даже летом лежит белый снег.

 

2.  Задайте вопросы к предложениям, в составе которых есть прилагательные.

 

3. Выпишите из текста словосочетания «существительное + прилагательное».

 

При работе с компьютером текст выводится на экран. Также можно показать картинку, фотографию озера или даже небольшой видеофрагмент об Иссык-Куле. После рассмотрения картинки или просмотра видеофрагмента учитель просит учеников рассказать об озере. Для составления рассказа предлагаются вопросы: Где находится озеро? Какие горы? Какие маки на горах? Что лежит на вершинах гор? Какое небо над озером? Какая вода в озере?

 

Задание 10. Хотите запомнить цвета радуги? Выучите фразу: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первая буква в каждом слове приведенной фразы является первой буквой в названии цвета: К – красный, О – оранжевый, Ж – желтый, З – зеленый, Г – голубой, С – синий, Ф – фиолетовый. Именно в таком порядке расположены цвета в радуге.

 

Задание 11. Разложите цветные карточки в таком порядке, в каком расположены цвета в радуге.

 

При работе с компьютером ученики рисуют радугу в программе Microsoft Power Point.

 

Задание 12. Прослушайте предложение и запишите его: Однажды звонарь Жак сломал как-то городской фонарь. Переставьте слова в предложении так, чтобы по первым буквам этих слов можно было назвать порядок цветов в радуге. Напишите получившееся предложение.

 

Задание 13.

1. Прочитайте текст.

 

Цвет вещей и характер человека

Цвет, который предпочитает человек, может многое рассказать о его характере. Люди, которые любят теплые цвета (красный, оранжевый, желтый), обладают сильным, властным характером. Они очень общительны. Те, кто предпочитают синий, голубой, зеленый (холодные цвета), отличаются выдержкой и хладнокровием, добродушием. Коричневый и желтый цвета выбирают люди, уравновешенные во всех отношениях. Пессимисты любят фиолетовый и черный цвета. Серый цвет любят безынициативные. Но серый цвет успокаивает.

Цвет влияет и на аппетит. Посуда красного цвета вызывает аппетит. Если хотите похудеть, ешьте с синих тарелок.

 

2. Соедините цвета с соответствующими им характеристиками человека:

 

красный цвет             человек безынициативный

синий цвет                  человек активный

серый цвет                  человек добродушный

голубой цвет               человек общительный

зеленый цвет               человек с сильным характером

желтый цвет               человек властный

 

Задание 14. Прочитайте стихотворение. Найдите в нем все слова, обозначающие цвет. Выпишите прилагательные цвета, являющиеся синонимами. Какие слова-обозначения цвета есть в вашем языке, а каких нет?

 

Разноцветное стихотворение

На фоне красного заката

Цветочек аленький сияет.

И песни звонкие цикада

В вечерней дымке рассыпает.

Шиповник розовый душистый

С бордовой розой тихо спорит:

Кто всех красивее, пушистей,

Природой кто искусней скроен?

Пурпурный занавес на солнце

Сиреневый накинул вечер.

Какой же день он нам пророчит?

С дождем? Оранжево ль беспечный?

Опустит полог свой вишневый

Ночная мгла на город спящий,

И елей голубых ряд стройный

От снов прогонит чудищ страшных.

Цвет фиолетовый бессонниц

Рассеет утра лучик добрый.

И апельсином сочным солнце

На синем небе всходит бодро.

Багровый край листочка клена

Напомнит об ушедшем лете.

И золотая осень скоро

Леса в червонный цвет оденет.

(И. Расулова)

 

Домашнее задание. Составьте 5–6 предложений с прилагательными цвета.

В более подготовленной аудитории можно предложить написать эссе с использованием прилагательных цвета. Например, описать летнюю ночь, восход или закат солнца, Иссык-Куль в солнечный день, горы, опушку леса и т.  д.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Кенжегулова А. А. Инновационные методы преподавания русского языка и литературы. – Режим доступа: https://articlekz.com//article/12306
  2. Боткин Дж. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. Вопросы образования. – Париж. – 1983. – № 1. – 39–47.
  3. Караховская Н. Н. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: https://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/
  4. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: Учебно-методическое пособие. – Бишкек: ОФЦИР, 2003.
  5. Резник С. Д. Студент вуза: технологии и организация обучения. – М.: ИНФА, 2010.

 

(РЯЛШК, 2017, № 4, с. 10-15)