Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Л. Г. Гинзбург. Творческие задания на уроках русской литературы

Важнейшая задача уроков русской литературы – формирование у школьников личностно-мотивированного, сотворческого отношения к тому, о чём они читают.

 

Этому могут служить самые разные формы учебной работы, которые роднит одно: они активизируют самостоятельные наблюдения читателей-учеников и помогают обрести некоторые навыки анализа материала каждой изучаемой темы. Прежде всего, конечно, – самого художественного текста.

 

Таковы и предлагаемые нами специальные творческие задания.

 

Несколько предварительных замечаний.

Творческие задания необходимо постоянно чередовать, исключая однотипные образцы в течение нескольких уроков подряд. Вместе с тем выделяется ряд типов таких заданий, сгруппированных нами следующим образом: задания общие, не связанные с конкретной темой урока, призванные развивать общелитературную грамотность учащихся, их филологическую эрудицию и культуру (I); задания конкретно-практические, предполагающие текстовую работу учащихся с изучаемым произведением (II); задания эмоционально-оценочные, выполняя которые учащиеся должны высказать свою личную точку зрения о писателе, произведении, литературном герое, возможно и не совпадающую с общепринятой, уметь поставить себя на место героя, интерпретируя события с новых позиций (III); задания, активизирующие фантазию, творческое мышление учащихся, осуществляющие связь литературы с другими видами искусств (IV).

 

Исходя из этой классификации, нами разработаны – в помощь учителю – следующие конкретные творческие задания по школьному курсу русской литературы.

 

I

  1. Вспомните и запишите в тетрадь по литературе названия произведений, состоящих из одного слова. (Например: «Мать», «Гамлет», «Муму», «Накануне», «Воскресение» и т. д.)
  2. Вспомните те произведения, в названиях которых имеются имена собственные. (Например: «Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Каштанка», «Дубровский».)
  3. Вспомните те произведения, в названиях которых имеются числительные. (Например: «Пётр I», «Два капитана», «Три сестры», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать стульев», «Сорок первый» и т. д.)
  4. Вспомните те произведения, в названиях которых упоминается цвет. (Например: «Белый Бим Чёрное Ухо», «Белый пароход», «Голубая чашка», «Синие листья», «Зелёный Шум» и т. д.)
  5. Вспомните те произведения, в которых литературные герои носят ваше имя. (Например: Маша – «Дубровский», «Капитанская дочка», «Война и мир»; Анна – «Анна Каренина», «Анна на шее», «Анна Снегина», «Отцы и дети»; Евгений – «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Отцы и дети»; Владимир – «Евгений Онегин», «Дубровский».)
  6. Придумайте другие, свои, названия к известным произведениям. (Например: «Песня о Соколе» – «О, счастье битвы»; «Кем быть?» – «Все работы хороши!»; «Бородино» – «Недаром помнит вся Россия…»; «Мёртвые души» – «Рыцари копейки»; «Кому на Руси жить хорошо» – «В поисках правды»; «Легенда о Данко» – «Что сделаю я для людей?».)
  7. Назовите литературные произведения, в заглавии которых заключён вопрос. (Например: «Что делать?», «Кто виноват?», «Когда же придёт настоящий день?», «Кому на Руси жить хорошо», «Кем быть?» и т. д.)
  8. Какой основной цвет вы определили бы для каждого писателя? Произведения? (Например: Е. Н. Ильин своё личностное цветовое восприятие писателей определил так: М. Горький – чёрно-белый, С. А. Есенин – жёлто-зелёно-голубой, А. А. Блок – лиловый, В. В. Маяковский – красный и т. д.)
  9. В каких произведениях русской литературы в центре изображения судьба русской женщины? (Например: «Анна Каренина», «Что делать?», «Русские женщины», «Гроза», «Дама с собачкой», «Хождение по мукам», «Любовь Яровая» и т. д.)
  10. Вспомните названия литературных произведений, в основе которых известные исторические события и исторические личности. (Например: «Тарас Бульба», «Полтава», «Бородино», «Пёрт I», «Чингисхан» и т. д.)
  11. Вспомните характерные для литературных героев детали, по которым мы легко можем их узнать. (Например: Беликов – зонтик и галоши; Тарас Бульба – папаха и трубка; Плюшкин – связка ключей на поясе и т. д.)
  12. Фамилии каких литературных героев являются «говорящими»? (Скотинин, Молчалин, Стародум, Правдин, Собакевич, Кабаниха и др.)
  13. Фамилии каких литературных героев стали нарицательными, а какие не стали? Почему? (Обломов, Хлестаков, Плюшкин и др.– стали; Дубровский, Гринёв, Безухов и др. – не стали.)
  14. Проведите заочное «родительское собрание» литературных героев. Каковы они как родители? (Например: Каковы родители Митрофана («Недоросль»), Гринёва и Маши («Капитанская дочка»), Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, каковы Фамусов-отец, Кабаниха-мать, родители Ростовы, Николай Болконский-отец, Ниловна-мать и т. д.)
  15. Рассмотрите иллюстрации на обложках тех книг, которые изучаются в школе. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее удачны, более всего соответствуют названию и содержанию книги? А какие бы нарисовали вы сами? (Ответ дать приёмом устного словесного рисования.)
  16. Выпишите из текста изучаемого произведения:

а) строки, где автор пользуется антитезой (противопоставлением) в описании поступков и характеров действующих лиц (Онегин и Ленский, Ольга и Татьяна, Базаров и Кирсанов);

б) фразы, ставшие крылатыми: из «Горя от ума» и «Евгения Онегина»;

в) афоризмы, которые произносит Базаров в романе «Отцы и дети»;

г) пословицы, которые использует И. А. Крылов в своих баснях;

д) сказочные выражения, которые встречаются в сказках Н. Е. Салтыкова-Щедрина;

е) военные термины из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», сравните их с теми, которые сохранились до наших дней;

ж) народные выражения, присказки, используемые Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»;

з) сатирические имена, которые даёт Н. А. Некрасов своим героям;

и) лозунги и неологизмы из стихотворений В. В. Маяковского;

к) политические термины из речи Павла Власова на суде;

л) прибаутки деда Щукаря из романа «Поднятая целина»;

м) яркие метафоры, с помощью которых М. Горький рисует картины морской бури в «Песне о Буревестнике».

  1. Отметьте на географической карте места, связанные с литературными событиями:

а) где родились известные писатели, в каких городах жили, учились, были в ссылке и т. д.;

б) места, связанные с судьбами литературных героев.

  1. Вспомните те названия произведений русской литературы, которые особо выразительны, на ваш взгляд, с точки зрения своей афористичности. Объясните их переносный смысл. (Например: «Горе от ума», «Мёртвые души», «Отцы и дети», «Герой нашего времени», «Луч света в тёмном царстве», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Хождение по мукам» и т. д.)
  2. Почти все герои русской литературы ХIХ века – образы собирательные. Если бы вам пришлось охарактеризовать каждого литературного героя только одним, но самым ёмким определением, какое бы слово вы подобрали к его характеристике? (Например: Татьяна – мечтательная; Ольга – ветреная; Плюшкин – скупой; Беликов – осторожный; Печорин – холодный; Чичиков – предприимчивый; Ларра – высокомерный; Данко – самоотверженный и т. д.)
  3. Вспомните и соберите по парам сходные и различные по характеру литературные образы. (Например: Чацкий – Онегин, Онегин – Печорин, Базаров – Рахметов, Татьяна Ларина – Наташа Ростова, Чичиков – Остап Бендер (по сходству); Ольга – Татьяна, Базаров – Кирсанов, Остап – Андрий, Данко – Ларра (по различию) и т. п.)
  4. Назовите произведения, в которых поднимается тема воспитания молодого поколения. (Например: «Недоросль», «Капитанская дочка», «Что делать?», «Война и мир» и т. д.)
  5. Назовите произведения, в которых одной из главных становится «мысль семейная». (Например: «Что делать?», «Анна Каренина», «Война и мир», «Три сестры», «Детство. Отрочество. Юность», «Гроза» и т. д.)
  6. После рассказа учителя о писателе на уроке прочитайте самостоятельно дополнительную литературу о нём и выпишите те факты и события, которые являются как бы «крупным планом» в его жизни, т. е. самыми важными, значимыми, отличающими его биографию от биографий других писателей. (Например: поездка А. П. Чехова на остров Сахалин; «гражданская казнь» Н. Г. Чернышевского; жизнь за границей в течение 20 лет И. С. Тургенева; путешествие по Руси М. Горького и т. д.)
  7. В художественном произведении слова и выражения часто употребляются не только в прямом, но и в переносном значении. Найдите такие слова и объясните их смысл. (Например: «Есть разгуляться где на воле…», «И думал: угощу я друга…» («Бородино»), «Ты сер, а я, приятель, сед…» («Волк на псарне»), «Ах, ты, чёртов сын!» («Тарас Бульба») и др.)
  8. В русской литературе бывали случаи, когда писателями предпринимались попытки «дописать» те литературные произведения, которые не содержали логического завершения. Как бы вы закончили роман «Евгений Онегин», повесть «Дубровский», роман «Герой нашего времени», поэму «Мёртвые души»?
  9. Читая многочисленные диалоги, происходящие между героями литературных произведений, мы не всегда обращаем внимание на авторские описания их манеры держаться, мимики, жестов, оттенков интонации, с которыми они говорят. А между тем, это очень важные средства раскрытия характера героев. Не забывайте при изучении каждого произведения выписывать в тетрадь такие описания. (Например: «Отцы и дети»: «Павел Петрович воскликнул с внезапным порывом», «Базаров отвечал с невыразительным спокойствием», «с особенной дерзостью» и т. д.)

 

II

  1. Выпишите из текста:

а) строчки, которые выражают отношение А. С. Пушкина к Онегину;

б) эпитеты, «рассыпанные» автором по всему роману, характеризующие Татьяну, «милый» идеал поэта;

в) цитаты, которыми М. Ю. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа Печорина;

г) определения, которые использует Н. В. Гоголь, характеризуя своих «мёртвых душ»;

д) высказывания различных персонажей романа «Отцы и дети» о Базарове;

е) слова, характеризующие Рахметова и подтверждающие, что, действительно, такими «расцветает жизнь всех»;

ж) стихотворные строчки из произведений Н. А. Некрасова, которые могли бы стать комментарием к картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».

  1. Найдите в тексте:

а) комедии «Горе от ума» – то место, с которого Чацкий начинает разочаровываться в Софье;

б) романа «Евгений Онегин» – тот эпизод, с которого, по вашему мнению, начинается духовное возрождение главного героя;

в) романа «Евгений Онегин» – те места, где пейзажные зарисовки даны автором в связи с настроением героев;

г) повести «Капитанская дочка» – подтверждение пушкинским словам из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…»;

д) романа «Герой нашего времени» – тот поступок Печорина, который стал первым в превращении его в «нравственного калеку»;

е) комедии «Ревизор» – те фразы Хлестакова, которые передают свойственную ему «лёгкость мыслей»;

ж) романа «Отцы и дети» – главу, которая является идейным центром романа;

з) романа «Что делать?» – те признаки, по которым мы можем считать его публицистическим;

и) романа «Мать» – тот эпизод, с которого начинается духовное перерождение Нилованы;

к) «Легенды о Данко» – ту фразу, которая заставила людей идти вслед за Данко.

  1. «Татьяна любит не шутя». Как отличить «нешуточную» любовь от мнимой? Подтвердите это примерами из текста.
  2. В тексте своего романа в стихах А. С. Пушкин высказывает разные предположения о возможной судьбе Ленского. Найдите их в тексте, выпишите. Какое из этих предположений вам кажется наиболее вероятным и почему?
  3. Подумайте, как бы вы расположили части романа «Герой нашего времени»: по времени происходящих действий, по действиям главного героя, по географическому принципу. Почему? А как располагает их автор? Почему?
  4. Д. И. Писарев писал о романе «Отцы и дети», что И. С. Тургенева «не удовлетворяли ни “отцы”, ни “дети”». Докажите это на основе самого тургеневского текста.
  5. Как известно, роман «Что делать?» двупланов. Первый план в нём – внешний, «подцензурный». Второй план – скрытый, связанный с революционными идеями автора. Найдите в тексте места, где эта двуплановость «проступает» наиболее отчётливо, и расшифруйте её.
  6. Проследите по тексту романа «Отцы и дети», как проявляются переживания героев в их словах, мимике, жестах.
  7. Тихона, персонажа драмы «Гроза», можно охарактеризовать словами с приставкой «без»: безвольный, бесхарактерный. Продолжите список этих слов.
  8. Проследите по тексту рассказа «Шинель» за одним рабочим днём Акакия Акакиевича. Интересен ли он? Сравните его с одним днём жизни «праздного» Евгения Онегина.

 

III

  1. Сравните:

а) два варианта стихотворения А. С. Пушкина «Памятник». Какой, на ваш взгляд, удачнее? Почему автор выбрал именно его?

б) описание кабинета Онегина в Петербурге и в усадьбе. Как отражается в нём изменение личности героя?

в) описание внешности и характера двух героинь А. С. Пушкина: Маши Троекуровой и Маши Мироновой. Случайно ли они носят одно имя?

г) сравните описание дуэли Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого, Базарова и Кирсанова, Безухова и Долохова. Везде ли одинакова авторская позиция по отношению к своим героям?

д) сравните эпизоды рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре», в которых повторяется фраза: «Как бы чего не вышло». Одинаковы ли ситуации, в которых они звучат?

е) роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия» начинается с описания цветка лилии. Случайно ли это? Подумайте, с каким цветком вы могли бы сравнить Улю Громову и с каким — Любу Шевцову?

ж) сравните описание внешности литературного героя (любого произведения) с его изображением на иллюстрации к тексту, что совпадает, а в чём художник передаёт своё, а не авторское видение героя?

  1. Подумайте, что вам нравится, а что нет, в каждом из перечисленных литературных героев. Есть ли у вас что-то общее с ними и что именно: Ленский, Хлестаков, Вера Павловна, Одинцова, Катерина, Тихон, Марья Болконская, Раневская?
  2. Как вы относитесь:

а) к тому, что Софья предпочла тихого, услужливого Молчалина рассуждающему и всех критикующему Чацкому?

б) к тому, что Чацкий проповедует свои передовые взгляды перед теми, кто его не понимает?

в) к резким суждениям Базарова по отношению к членам семьи Кирсановых, в гостях у которых он находится?

г) к Одинцовой, стремящейся разбудить в сердце Базарова любовь и испугавшейся, когда это произошло?

д) к словам Николая Болконского, отправляющего своего сына служить: «Если тебя убьют, мне будет больно. Но если ты поведёшь себя не так, как следует мужчине, мне будет стыдно»?

 

IV

  1. Придумайте конец комедии «Горе от ума» в двух вариантах: а) Софья выбирает Чацкого; б) Софья выбирает Молчалина.
  2. «Гроза» заканчивается словами Кабанихи Тихону: «Ну, я с тобой дома поговорю». Но пьеса закончилась, разговор не состоялся. Каким вы представляете этот разговор? Напишите об этом.
  3. Придумайте линию жизни Веры Павловны, если бы она осталась с Лопуховым.
  4. Подумайте, что сделали бы вы, чтобы помочь выйти из сложной жизненной ситуации: Владимиру Дубровскому? Мцыри? Катерине?
  5. Сочините свою басню в прозе (т. е. придумайте конкретную жизненную ситуацию) по предложенной готовой морали: «А Васька слушает, да ест»; «А ларчик просто открывался», «Услужливый дурак опаснее врага»: «Сильнее кошки зверя нет».
  6. Если бы вы могли написать письмо Андрею Болконскому, Родиону Раскольникову, Дмитрию Инсарову, о чём бы оно было? Напишите его.
  7. Кого из литературных героев вы хотели бы иметь своим другом? Кому хотели бы подражать и в чём?
  8. Если бы вы были художником, как нарисовали бы вы картины: «Владимир Дубровский в роли Дефоржа», «Печорин и Бэла», «Крестьяне ищут счастливого человека на Руси», «Вера Павловна, Лопухов и Кирсанов», «Наташа Ростова – жена Пьера», «Раневская прощается с вишнёвым садом» и т. д.
  9. Представьте себе, что вы режиссёр. Опишите своё режиссёрское видение тех пьес, тех героев, которые изучаются в школьной программе («Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Гроза», «Вишнёвый сад»). Как выглядят эти герои, как одеты, их возраст, характер? Кого из известных актёров вы представляете себе исполнителями этих ролей?
  10. После изучения романа «Война и мир» напишите сочинение на тему «Мои находки в “Войне и мире”», где укажите те свои открытия, проблемы, вопросы, которые родились у вас под впечатлением этого чтения. (Такую работу можно осуществлять после разбора каждого изученного произведения.)
  11. Придумайте свой сюжет (рассказ) под известным литературным названием, но на современную тему: «Горе от ума», «Бедность не порок», «Свои люди — сочтёмся», «Что делать?», «Отцы и дети», «Как закалялась сталь», «Судьба человека».

Предложенные нами творческие вопросы и задания охватывают, понятно, не все изучаемые в школьном курсе литературные произведения.

Нашей целью было дать лишь возможные образцы таких заданий – с тем чтобы творчески работающий учитель мог самостоятельно проводить аналогичную работу, которая, как мы думаем, должна стать основой подготовки подлинно творческого читателя русской классики.

 

(РЯЛШК, 1992, № 5–6, с. 20–23)