Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

И. А. Низовская. Олимпиада начинается с урока

 

Олимпиада школьников по русскому языку и литературе насчитывает не один десяток лет. Участие в олимпиаде – значимое событие как для учащихся, так и для их наставников.

 

В секторе русского языка и литературы Кыргызской академии образования всегда уделялось особое внимание разработке заданий для олимпиад, подбору текстов для их анализа участниками состязаний, разработке критериев оценки олимпиадных работ. Традиции, заложенные в этом профессором Л. А. Шейманом и сестрами В. Г и Н. Г. Каменецкими, живы до сих пор.

 

По-прежнему олимпиадные задания разрабатываются отдельно для учащихся школ с киргизским языком обучения и для учащихся школ с русским языком обучения, осуществляется тщательный отбор произведений, не изучаемых в школе на уроках литературы (с учётом языковой подготовки учащихся киргизской школы), с целью выявления уровня самостоятельности школьников в осуществлении литературного анализа текста и его оценке. Олимпиадные задания – это задания повышенной сложности, и на олимпиаду традиционно отправляют лучших учащихся, имеющих высокие достижения в изучении русского языка и литературы.

 

Члены жюри говорят о том, что за каждым олимпийцем виден учитель и та работа, которую он проводит ежеурочно, из года в год.

 

Обзор ученических работ последней олимпиады (2019 г.) многое рассказал об учителях, чьи воспитанники продемонстрировали хороший уровень грамотности, умение вчитываться в текст произведения, видеть позицию автора и выражать свою, используя опыт участия в школьных спектаклях и опираясь на опыт самостоятельного чтения, умение оперировать теоретико-литературными понятиями, проводить аналогии с изученными ранее произведениями, включёнными в школьную программу. Именно урок позволяет выявить учащихся, готовых и способных подняться на уровень выполнения заданий повышенной сложности.

 

Однако при всём положительном впечатлении от работ учащихся олимпиада показала и подтвердила наличие ряда проблем в преподавании литературы как  в школах с киргизским языком обучения, так и в школах с русским языком обучения. Далее мы обозначим наиболее важные, по нашему мнению, проблемы в области литературного развития учащихся, приведём неудачные моменты в работах олимпийцев и образцы интересной интерпретации произведений, а также предложим учителям некоторые методические рекомендации по проведению уроков литературы.

 

Подготовка к олимпиаде, на наш взгляд, начинается с работы учителя с учащимися на уроке. Разбор произведений, беседы, дискуссии, письменные работы – всё это шаги к литературному развитию учащихся и формированию их читательской компетентности.

 

Понятие читательская компетентность, закреплённое в предметном стандарте, подразумевает способность читателя (в нашем случае – читателя-школьника) эмоционально откликаться на художественное произведение; понимать образное слово, раскрывать его художественную многозначность, информативность, ассоциативность, оценивать его на личностном уровне; выражать представление о теоретико-литературных понятиях и их роли в художественном произведении.

 

Рассмотрим, как и на каком уровне продемонстрировали свою читательскую компетентность участники олимпиады 2019 года, и выделим при этом некоторые общие проблемы, нашедшие отражение в работах учащихся, а значит, и некоторые методические просчёты, упущения в работе учителя.

 

Напомним, что на республиканском этапе последней олимпиады учащимся школ с киргизским языком обучения предлагалось написать отзыв о литературном произведении, в частности – о рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №…», а учащимся школ с русским языком обучения – сравнить рассказ Ю. Я. Яковлева «Реликвия» и стихотворение Р. И. Рождественского «На Земле безжалостно маленькой…»*.

 

Проблема 1. Работа с текстом

 

Олимпиады по русскому языку и литературе актуализируют проблему, которую давно поднимают исследователи – проблему потери читателя-школьника. Учащиеся отвечают на вопросы, пишут сочинения, «минуя текст произведения» [2, 17]. Это проявилось и в работах участников последней олимпиады. Даже в хороших работах мы увидели общие размышления, штампы, бездоказательные декларативные высказывания, далёкие от смыслового содержания произведений, предложенных для написания отзыва.

 

Перелистываем тетради с выполненными олимпиадными заданиями по литературе, читаем ученические «письмена»: «Стиль текста – художественный. Тип речи – повествование с элементами диалога… Связь между предложениями параллельная. Средства параллельной связи: лексический повтор, союзы а, и, когда, местоимения… Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из 75 предложений… Орфограммы…» И так далее. Более двух третей работы посвящены лингвистическому анализу текста.

 

Похвально, что учащиеся школ с киргизским языком обучения занимаются лингвистическим анализом текста, однако олимпиадные задания по литературе требовали иного.

 

Ещё одна крайность – общие размышления «по поводу». Авторы работ обозначают тему, а затем сосредотачиваются на примерах из собственной жизни, делают необоснованные ссылки на другие произведения и героев и в итоге только несколько строк посвящают произведению, на которое нужно было написать отзыв.

 

Следует напомнить, что введению и заключению в письменной работе (сочинении, отзыве, эссе и др.) отводится суммарно лишь 1/3 часть, а 2/3 должно быть посвящено раскрытию темы, в нашем случае – собственным рассуждениям о конкретном произведении.

 

Проблема 2. Передача на письме восприятия и понимания произведения

 

Замена собственных рассуждений пересказом фактов из произведения: воспроизведение того, что, где, когда и с кем произошло, – частая ошибка в письменных работах школьников. Для 10–11 классов подобные письменные работы – свидетельство низкого уровня литературного развития учащихся. Этот уровень литературного развития методисты называется констатирующим [2]. Пересказ в письменных работах в жанре отзыва на литературное произведение нужен для введения в тему или для описания проблемы, но это должен быть краткий пересказ, сопровождаемый комментариями, рассуждениями, уточнениями, собственной реакцией. Подробный пересказ произведения вместо размышлений над ним простителен для учащихся 1–2 классов, а уже в 3–4 классах школьники, как считают методисты, способны (с учётом возрастных особенностей) подняться до других высот восприятия и глубин понимания литературного произведения. И уж тем более возрастные возможности старшеклассников в восприятии литературного произведения позволяют им осуществлять осмысление авторской позиции и художественной идеи. Однако этому, как считают специалисты, школьников необходимо учить.

 

Проблема 3. Понимание целостности произведения

 

Понимание целостности литературного произведения означает, что читатель осознаёт, что каждый элемент, каждая деталь в тексте «работают» на основную мысль и представлены как части целого.

 

Художественная деталь – выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Такой подробностью может быть элемент пейзажа или портрета, отдельная вещь, поступок, обозначение в тексте психологического состояния персонажа и др.

 

Учащиеся часто обращают внимание на детали, которые не связаны с идеей произведения, не направлены на его общий смысл. Так, в одной из работ по рассказу Ю. Я. Яковлева читаем: «То, что автор называет Настасью „бабой, говорит о том, что она была уже довольно стара».

 

В рассказе Ю. Я. Яковлева «Реликвия» есть такие детали, на которые не сразу обратит внимание читатель. Например: когда дети ушли, Настасья «увидела ребячьи штемпеля на половицах». Заметим: не «следы», а «штемпеля». Почему? Стоит поразмышлять над этим, ведь штемпель – это почтовая печать на письмах, посылках. Полевая почта, письмо, штемпель… Детали вступают в смысловые отношения одна с другой. След от письма с фронта и след от ребячьего визита. Так соединились эти детали в рассказе. Современным старшеклассникам слово «штемпель» может быть не знакомо, поэтому тем более следует выявить его значение и почему именно оно использовано автором, как связано с его замыслом.

 

Школьники имеют поверхностное представление о художественной детали, относятся к ней как к подробности, которая несёт лишь дополнительную информацию в тексте,  не связывают её с художественной идеей произведения.

 

Например, участники олимпиады обратили внимание на ключевой образ в стихотворении Р. И. Рождественского и его определение словом «маленький», но далее констатации этого в своих работах не пошли, ограничившись общими фразами: «Слово „маленький играет здесь большую роль»; «Автор концентрирует внимание на этом слове»; «…так нам легче представить героя»; «Этот повтор (повтор слова «маленький». – И. Н.) раскрывает всю суть стихотворения».

 

Если мы хотим, чтобы учащиеся доходили до глубины понимания литературного произведения и поднимались на высоту его эстетического восприятия, то стоит поразмышлять над словом «маленький» в стихотворении Р. И. Рождественского, ведь этот словообраз – основа для построения произведения: герой – «маленький», но «не хватило мрамора» для создания памятника ему. Здесь важен и смысл выражения «полный рост» этого маленького человека на войне. В этих словах и память, и величие подвига военных будней.

 

В отдельных работах школьников есть такое понимание, мы увидели это в их размышлениях, в некоторых фразах их сочинений: «…значимость и ценность „маленького человека. Слово „маленький повторяется шесть раз, однако сам поэт не считает этого человека каким-то ненужным, заурядным» (Аурууке Токторалиева, школа-гимназия № 4 г. Майлуу-Суу; учитель Елена Борисовна Дубинина); «…используется повтор слова „маленький с целью подчеркнуть ничтожность обыкновенности и обыденности всех предметов и явлений по сравнению с истинным героизмом и смелостью, проявленными в войне» (Айке Мырзабраимова, школа Агахана г. Оша; учитель Айжамал Эргешовна Раимова).

 

Работа с художественной деталью на уроках литературы заключается как минимум в следующем: 1) обнаружение значимой детали; 2) объяснение её в контексте; 3) использование учащимися в собственной речи, в высказываниях о произведении.

 

Одним из ориентировочных вопросов для учащихся в олимпиадном задании был вопрос о смысле названия произведения. Специалисты отмечают, что «заголовок – это „входная“ дверь текста», и «обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора» [4, 32].

 

В отзывах учащихся смысл слова, вынесенного в заголовок рассказа, даётся в общем плане: «Смысл названия рассказа „Реликвия заключается в том, что нужно почитать ценности прошлого»; представлено его прямое значение: «„Экспонат №… – это название автор выбрал не случайно. Ведь все вещи, животные, которые находятся в музеях, называются экспонатами».

 

Однако многие участники олимпиады, размышляя о названии рассказа, увидели его смысловую нагрузку и дали интересные объяснения (содержание и стиль приводимых ниже высказываний в основном сохранены):

 

«Б. Л. Васильев назвал так рассказ, потому что за словом экспонат следует неизвестная посетителям история и много несказанных слов» (Айдай Джумакеева, СШ «Тилекмат» с. Чон-Арык Чуйской области; учитель Бурулбубу Эсенжановна Мураталиева).

 

«Для Анны Федотовны письма её сына были больше, чем просто бумаги, были частью души и воспоминаний, а в музее они станут экспонатами. Больше всего меня огорчает, что письма оказались в запаснике школьного музея, так и не став полноценным экспонатом. Это подтверждает и само название рассказа „Экспонат №…. Письма не получили даже номера» (Бегимай Жунусова, УВК ШГ № 38 г. Бишкека; учитель Кульжан Алыпбековна Сманкулова).

 

«Экспонат №… Много людей посещают этот музей, но ни один из посетителей не осознáет сокровенность и значимость этих писем, которые важны и дороги были их адресатам» (Аида Токтосунова, лицей им. Курманжан Датки г. Оша; учитель Чинара Апызовна Коккозова).

 

«Само название рассказа Ю. Я. Яковлева „Реликвия поясняет, что рассказ про что-то очень ценное и редкое. Не обязательно, чтобы это были драгоценности, дорогие вещи. Для героини рассказа это письмо с фронта от мужа» (Гульзат Ганиева, СШ № 1 г. Кызыл-Кии; учитель Р. А. Верхотурова).

 

«Главная мысль этого рассказа, я думаю, заключена в слове „реликвия. Хоть дети и искали ценные вещи, но не смогли их увидеть. Старое письмо с фронта самая настоящая реликвия» (Ажар Жыргалбекова, СШ № 4 г. Нарына; учитель Динара Асановна Асанова).

 

Методисты считают, что на уроке литературы работа с названием должна проводиться до начала чтения произведения с помощью постановки вопросов: «Что уже известно об этом?»; «Что можно предположить, исходя из названия произведения?»; «О чём можно судить по названию?» И даже если прогнозы относительно названия произведения у учащихся не оправдались, можно сравнить их с содержанием произведения и поразмышлять об авторском замысле.

 

Учителю-словеснику необходимо вести работу над заголовками текстов и на уроках русского языка: предложить учащимся придумать заголовок для изложения или диктанта (тексты их даются без названия); дать тексту разные названия (по событию, по персонажу, по главной мысли, в форме вопроса) и др. [4, 32]

 

Особое значение для понимания смысла названия и в целом всего произведения имеет словарная работа (выявление значения слова, сначала прямого, а затем переносного) и учёт контекста, т. е. той части текста, общий смысл которой позволяет уточнить значение отдельных входящих в неё слов, выражений. В литературном произведении слово – это средство создания образа, цель его – разбудить воображение читателя, побудить его к сопереживанию, размышлению, поиску смысла, интерпретации [2].

 

Контекст включает различные факторы, необходимые для понимания, объяснения образа, авторской идеи. В художественной литературе контекст определяет конкретное содержание, выразительность и стилистическую окраску не только отдельных слов, фраз, высказываний, но и различных художественных средств.

 

Проблема 4. Понимание роли изобразительно-выразительных средств

 

В большинстве олимпиадных работ школьники правильно называют использованные авторами произведений тропы и стилистические фигуры, однако часто ограничиваются их простым перечислением, а попытка осмыслить изобразительно-выразительные средства ведёт к стилистическим неточностям: «Обильное содержание эпитетов усиливает эмоциональную красочность стихотворения»; «Эпитеты придают оживлённое настроение картине»; «…использованы различные художественные средства, чтобы читатель мог ощутить всё то, что происходит, чтобы придать рассказу атмосферу»; «Используя сравнения, писатель хотел помочь нам более детально понять текст».

 

Красочность, настроение, наглядность, воздействие на читателя – это верно уловили школьники, однако они не продемонстрировали, как понимают смысл и цель использования изобразительно-выразительных средств в конкретном произведении, в конкретном месте текста, т. е. не определили, какую смысловую нагрузку несёт художественное средство. Как видим, анализ изобразительно-выразительных средств вызывает у школьников трудности, носит формальный характер.

 

Изобразительно-выразительные средства используются писателем с разными целями: характеризуют поведение, речь персонажа или выражают отношение автора к нему, представляют оценку явления, поясняют один предмет с помощью другого.

 

Следует уже в младших классах учить школьников опознавать изобразительно-выразительные средства, понимать их значение в выражении авторского замысла (зачем автор их использует?) и использовать  в собственной речи.

 

На уроках литературы следует предлагать учащимся задания для анализа эстетической функции языка:

  • Словесное рисование: какая картина представляется при чтении этих строк?
  • Внимание к звукописи: какие звуки удалось воспроизвести автору в стихотворении? Зачем автор использует звукопись?
  • Внимание к описанию поведения персонажа: какие слова и выражения (эпитеты, сравнения…) помогают понять…? И др.

Создание копилки таких упражнений и заданий (из учебников, пособий, методичек) позволит учителю собрать необходимый арсенал методических средств и приёмов.

 

Проблема 5. Соответствие содержания письменной работы обозначенному жанру

 

Отзыв – это один из видов сочинения, предполагающий высокий уровень самостоятельности, отражение собственного мнения ученика (или группы учеников, если отзыв пишется коллективно) [5, 136]. Это жанр самостоятельного высказывания о художественном произведении на основе эмоционального переживания прочитанного. Содержание отзыва – оценочные суждения, поэтому важной особенностью отзыва является аргументированность оценок, обоснование собственного мнения, выдвинутых положений. Это приближает отзыв по структуре к тексту-рассуждению. Главная задача при рассуждении – обосновать выдвигаемое положение, представленное мнение, позицию по рассматриваемому вопросу, объяснить причины какого-либо явления, события, определить его сущность.

 

Настоящий читатель тот, кто может рассказать о произведении, не пересказывая подробно его содержание, выразить своё мнение о прочитанном, дать оценку книге, автору, героям – в этом и заключается содержание отзыва.

 

Отзыв о произведении может отражать:

– общее впечатление о произведении;

– эмоциональный отклик на произведение;

– выражение собственного отношения к произведению;

– личностное понимание главной мысли произведения;

– оценку героев и их поступков;

– оценку художественных средств, используемых автором в данном тексте;

– оценку позиции автора.

 

Как уже было отмечено, часто учащиеся заменяют собственные размышления пересказом содержания произведения. Многие включают в свою работу объёмные цитаты из текста. При этом собственное мнение остаётся на уровне декларации, а те или иные интерпретации произведения оказываются не связанными с его содержанием, а иногда просто некорректными: «Но дети, которые расстроили Анну Федотовну, с одной стороны, тоже были правы»; «Она, божий одуванчик, который никому не желает зла» (из отзывов на рассказ Б. Л. Васильева «Экспонат №…»).

 

В 2019 году олимпиадное задание для учащихся школ с русским языком обучения предполагало написание отзыва особого рода – сравнительного эссе: нужно было сравнить рассказ и стихотворение.

 

Эссе – это сочинение, выражающее собственное мнение пишущего на основе его личного отношения к прочитанному произведению. В эссе важно поделиться своими раздумьями и переживаниями. Сравнительное эссе так же, как и отзыв, строится как текст-рассуждение.

 

Анализ результатов олимпиады выявил, что учащиеся не вполне владеют навыками написания сравнительного эссе. Они пошли по пути написания отзыва сначала на одно произведение, а затем – на другое. При этом учащиеся бóльшую часть своей письменной работы посвятили одному произведению – рассказу Ю. Я. Яковлева «Реликвия», и во многих работах ребята лишь поверхностно коснулись стихотворения Р. И. Рождественского «На Земле безжалостно маленькой…». Олимпиадное задание предполагало выявление сходства этих двух произведений, однако, даже при выделении схожих сторон, нельзя обойтись без выявления отличий. Сравнение двух произведений было растворено в письменных работах: учащиеся выделяли общее, а затем подробно останавливались на одном из произведений, потом вновь пытались найти общее. А сравнительное эссе требует параллельного сопоставления, для чего следует выделить параметры для сравнения. Они позволяют увидеть и сходство, и различие произведений, найти в них параллели, которые и должны стать основой сравнительной работы.

 

Параметры для сравнения

 

№ п/п Параметры Проявление в содержании эссе
1. Тема

 

Сравнение по сходству или по противоположности.

Обоснование, примеры, цитаты

2. Герои Сходство или различие персонажей и способы их изображения.

Обоснование, примеры, цитаты

3. Изобразительно-выразительные средства Художественная форма, жанр, средства изображения.

Обоснование, примеры, цитаты

4. Позиция автора Единство или различие позиции авторов.

Обоснование, цитирование

 

Для сравнения требуются определённые слова и фразы: «оба произведения», «в центре внимания обоих авторов…», «тема раскрывается авторами на примере…», «не случайно авторы изображают…», «как.., так и…», «так же, как и…», «сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…».

 

Хотя у ребят не получилось написать цельное сравнительное эссе, в их работах встречаются удачные, на наш взгляд, моменты:

 

«Войне посвящено множество литературных произведений… Яркими примерами могут служить рассказ Ю. Я. Яковлева „Реликвия и стихотворение Р. И. Рождественского „На Земле безжалостно маленькой…. Рассказ и стихотворение во многом схожи. К примеру, в рассказе, как и в стихотворении, главной идеей является неприметность настоящего подвига… Как и в рассказе, в стихотворении маленький человек жертвует своей жизнью… Оба произведения произвели на меня сильное впечатление. Особенно запомнились слова: „Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не нужно им утешения» (Айке Мырзабраимова, школа Агахана г. Оша; учитель Айжамал Эргешовна Раимова).

 

«Многие считают, что герои – это физически сильные люди с развевающимся плащом сзади. А героем может оказаться обычный, ничем не приметный человек. О таких обычных, „маленьких людях пишут Ю. Я. Яковлев в рассказе „Реликвия и Р. Рождественский в стихотворении „На Земле безжалостно маленькой……И Ю. Я. Яковлев, и Р. И. Рождественский считают, что „маленький человек достоин внимания, уважения. У меня дедушка воевал, я видела эти письма, свёрнутые в треугольник. Дедушка был простой рабочий, с „маленькой работой. Он точно не писал: „Умру, но не отступлю!, но если было бы нужно, то он с твёрдостью отдал бы свою жизнь за Родину» (Аурууке. Токторалиева, школа-гимназия № 4 г. Майлуу-Суу; учитель Елена Борисовна Дубинина).

 

Как видно из приведённых фрагментов олимпиадных работ, их авторы старались выявить общее в произведениях, привести примеры и цитаты из текстов, привлечь собственный опыт для поддержки своих размышлений.

 

В сочинениях-отзывах олимпийцы стремились выразить и эмоции, возникшие у них при прочтении произведений, но, к сожалению, не всем это удалось: «Эти произведения вызвали у меня уйму эмоций»; «Этот рассказ произвёл на меня грустное впечатление»; «Мне жаль, что люди уже почти не люди»; «Произведение заставило вздрогнуть моё сердце и испытать глубокие чувства»; «Поступок детей вызвал у меня чувство ненависти».

 

Учащимся не хватает слов, точно обозначающих эмоции, поэтому появляются штампы типа «заставило вздрогнуть моё сердце». Ребята не ориентируются и в многообразии чувств, не распознают их, не всегда способны сформулировать проявление эмоционального отклика в своих высказываниях, не владеют лексикой, передающей оттенки эмоций, используют в основном общеэмоциональную лексику.

 

Проявление эмоциональной отзывчивости, эмоциональный отклик – важная сторона восприятия любого художественного произведения, этому следует учить школьников на уроках литературы. Важно задавать им вопросы, активизирующие эту сферу при восприятии литературного произведения: «Какое настроение передаёт автор в стихотворении?»; «Какие чувства возникли у вас при чтении этого отрывка?»; «Кому вы сочувствовали, кого осуждали?»; «С какой интонацией персонажи произносят свои реплики в диалоге? Какие чувства они проявляют в интонации?»; «Какие чувства проявляют герои в том или ином эпизоде?» и т. п.

 

Обязательно нужно задавать ученикам вопрос «Почему?», предлагать им объяснять свою эмоциональную реакцию, опираясь на текст, доказывая своё мнение примерами, словами и выражениями из текста. Необходимо наблюдать за эмоциональными реакциями школьников, проверять, насколько этот отклик адекватен авторскому замыслу.

 

Разнообразие эмоций и чувств и их оттенков заключено в богатстве лексики. Так, удивление можно выразить словами поражён, изумлён, сбит с толку, потрясена, в недоумении и др.; радость можно передать словами чудесный, восторженный, головокружительный, победный, ликующий и т. д.; гнев – словами возмутительный, вопиющий, ужасный, неуважительный, презренный. Следует развивать у школьников умение выстраивать синонимические ряды для выражения эмоций и умение выбирать из ряда слов наиболее точное и ёмкое.

 

В процессе чтения и разбора произведений необходимо обращать внимание на описание эмоционального состояния персонажей (ведь ту же радость и другие эмоции герои произведения могут выразить мимикой, жестом, возгласом, восклицанием, криком), вести работу по пополнению эмоционально-оценочного словаря учащихся и запоминанию ими слов, обозначающих различные эмоции.

 

То, что в олимпиадных работах мы увидели удачные моменты, зрелые размышления о теме, которая принадлежит истории и далека от современности, непосредственного опыта и интересов современных юношей и девушек, – заслуга их учителей-подвижников, которые на каждом уроке, создавая на примере литературных произведений условия для размышлений о человеке, его поступках, о жизни, ведут их к вершинам духа и глубинам познания мира и, значит, себя.

 

Основная цель урока литературы – создание учителем условий для полноценного восприятия учащимися изучаемого произведения. Для достижения этой цели учителю необходимо осуществить постановку соответствующих задач урока, а для этого важно определить для себя следующее:

– какова специфика литературного произведения (тема, проблема, идея, жанровые особенности, замысел-концепция автора);

– какие наблюдения над спецификой данного произведения необходимо сделать в ходе разбора на уроке;

– какие теоретико-литературные знания и понятия понадобятся учащимся;

– какие приёмы разбора произведения следует отобрать с точки зрения их целесообразности;

– как связать данное произведение с прочитанными ранее книгами, с опытом учащихся;

– на какие знания и какой опыт будут опираться учащиеся, как они должны отвечать на вопросы, поставленные учителем, откуда брать материал для ответов: из текста, из приобретённых ранее знаний и собственного опыта или из дополнительных источников;

– какая работа по пополнению и расширению словарного запаса учащихся и развитию речи необходима.

 

Каждый вопрос или задание, представленные на уроке, – это шаг на пути освоения учащимися идеи произведения. Учителю важно предварительно самому хорошо проработать эти пункты и ясно представлять, какие компетентности развивают у школьников отобранные для урока вопросы и задания, в какой последовательности их предлагать. Не следует слепо использовать и копировать методические разработки  уроков, предлагаемые в тех или иных пособиях и статьях; следует прочесть критические статьи, литературоведческие материалы для понимания концепции, заложенной в литературном произведении, а также методические рекомендации, в которых обосновывается целесообразность того или иного приёма или подхода.

 

Уровень литературного развития учащихся (низкий или высокий) определяется по степени их самостоятельности в оценке произведения, по качественным изменениям в восприятии художественного текста. И обеспечивает литературное развитие учащихся, как утверждает методист Н. Д. Молдавская, именно учитель, способствующий развитию у них «наблюдательности, воссоздающего воображения, способности к сопереживанию, эмоциональной и логической памяти, чувства поэтического слова», т. е. он учит их «мыслить литературно» [9]. Поэтому прошедшая олимпиада послужила поводом для этого разговора с учителем не только об ошибках и недочётах в работах учащихся, показывающих в процессе обучения на уроках литературы отличные результаты и считающихся лучшими по сравнению с другими, а ещё и о том, как учителю сделать работу на каждом уроке литературы более эффективной, направленной на основную цель преподавания литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Айзерман Л. С. Дар души и дар глагола. – М.: Педагогика, 1999.
  2. Воюшина М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность [Электронный ресурс] // Refdb.ru. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2851815.html Дата посещения 20.01.2021.
  3. Граник Г. Г. Концепция курса «Русская филология». Почему нужны учебники нового типа. – М.: Мой учебник, 2007.
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Шаповал С. А. Литература: Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум: 8–11 классы. – М.: ООО «Издательство „Астрель“», 2001.
  6. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Маранцман В. Г. Труд читателя. – М.: Просвещение, 1986.
  8. Меркин Г. С. Выразительные средства художественной речи. – М.: Русское слово, 2002.
  9. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976.
  10. Сосновская И. В. Литературное развитие учащихся 5–8 классов в процессе анализа художественного произведения: Автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.02 / Моск. гос. пед. ун-т. – М., 2004.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Олимпиадное задание по литературе для учащихся школ с киргизским языком обучения

 

Прочитайте рассказ Б. Л. Васильева «Экспонат №…». Напишите сочинение-отзыв об этом тексте. Используйте вспомогательные вопросы для написания сочинения-отзыва.

 

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Как вы оцениваете поступок детей?

Какое значение имели военные письма для Анны Федотовны?

Какими словами автор описывает письма?

Объясните смысл названия рассказа. Изложите своё мнение, опираясь на текст.

Какие мысли и чувства вызвал у вас этот текст?

 

Б. Л. Васильев

 

Экспонат* №…

(В сокращении)

 

– Бабуля, это к тебе, – громко и радостно объявила Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух очень серьёзных девочек и одного ещё более серьёзного мальчика. – Ты покажи им всё и расскажи, ладно? А я побежала, я в музыкальную школу опаздываю…

А слепая Анна Федотовна осталась на пороге кухни, не видя, но точно зная, что трое ребятишек застенчиво жмутся у порога.

– Раздевайтесь, – сказала. – И проходите в комнату прямо по коридору… Садитесь, кому где удобнее. И говорите, зачем пришли, по какому такому делу.

Кажется, дети так и не сели, но долго шушукались, подталкивая друг друга. Наконец, мальчика, видать, вытолкнули в ораторы.

– Ваша внучка Таня со своей музыкальной школой выступала на сборе нашей школы… Она тогда сказала, что у вас фашисты убили сына Игоря, и что он вам писал письма.

Мальчик выпалил всё единым духом и замолчал. Анна Федотовна… уточнила:

– Игорь успел написать всего одно письмо. А второе написал после его смерти его товарищ…

…Открыла шкатулку, бережно достала бесценные листочки.

– Вот, можете посмотреть. Здесь письмо моего сына Игоря, письмо его друга… И похоронка. Так называлось тогда официальное уведомление о гибели человека на войне.

Дети долго разглядывали документы, шептались…

– Вы должны передать эти документы нам. Пожалуйста.

– То есть как это? – почти весело удивилась она. – Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?

– Потому что у нас в школе организуется музей.

– Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

– А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вклинилась вдруг девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос десятилетней девочки. – Нет, это даже очень интересно! Ведь копии – это же так просто, это же бумажка.

Анне Федотовне очень не понравился этот… тон… она была расстроена и обижена…

– Верните мне в руки документы.

– Бабушка, – впервые заговорила самая маленькая, и голосок у неё оказался совсем ещё детским. – Вы ведь очень, очень старенькая, правда ведь? А нам предстоит жить и воспитываться на примерах. А вдруг вам станет нехорошо, и тогда все ваши патриотические примеры могут для нас пропасть.

– Вот когда помру, тогда и забирайте, – угрюмо сказала Анна Федотовна.

…Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– Мальчик, поставь эту шкатулку в левый ящик комода. И плотно ящик задвинь. Плотно, чтобы я слышала.

…Она вскоре позабыла о визите…, но чем ближе к вечеру…, тем всё более явно ощущала она некую безадресную тревогу.

– Переутомление, – определила Римма, когда по возвращении услышала смутную жалобу Анны Федотовны. – Ложись в постель.

Анна Федотовна… перечитывала перед сном заветные письма. Так же неторопливо, так же внимательно, так же слыша голоса двух из трёх полученных ею весточек с войны, живший в ней голос Игорька и второй – его друга… Они были очень похожи, эти два голоса: их объединяли молодость и дружба, война и опасность, общая жизнь и, как подозревала Анна Федотовна, общая смерть, которая настигла одного чуть раньше, другого – чуть позже, только и всего… Но год от года зрение всё ухудшалось, мир тускнел, уходя в черноту.

Каждый вечер перед сном она брала письма и неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса…, обычно… просила того, кто был посвободнее, десять минут почитать ей перед сном.

– «Я здоров, всё нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка?..»

…Анна Федотовна вдруг привстала на кровати.

– Римма, загляни в шкатулку. Загляни в шкатулку…

Не очень ещё понимая, но и не споря, Римма встала, выдвинула ящик комода, открыла шкатулку. Старуха напряжённо ждала, подавшись вперёд в судорожном напряжении.

– Нету? Ну? Что ты молчишь?

– Нету, – тихо сказала Римма. – Похоронка на месте, фотографии, значки, а писем нет.

«Я вернусь, мама»… Она ясно помнила, где, как и когда произнёс их Игорь…

Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, затаила дыхание, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.

А письма оказались в запаснике школьного музея… Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

 

Олимпиадное задание по литературе для учащихся школ с русским языком обучения

 

Прочитайте рассказ Ю. Я. Яковлева «Реликвия» и стихотворение Р. И. Рождественского «На Земле безжалостно маленькой…».

Напишите сочинение-отзыв об этих произведениях. Используйте вспомогательные вопросы для написания сочинения-отзыва.

 

Какие проблемы поднимает Ю. Я. Яковлев в рассказе?

Какова позиция автора? Как она выражена?

В чем смысл названия рассказа?

Что сближает рассказ Ю. Я. Яковлева и стихотворение Р. И. Рождественского?

 

Ю. Яковлев

Реликвия*

(В сокращении)

 

На исходе прозрачного апрельского дня к бабе Настасье пожаловали незваные гости. Подталкивая друг друга и спотыкаясь о высокий порожек, в дом вошли ребята.

– Здрасте!

Баба Настасья поджала губы и спросила:

– Чего надо-то?

Стоявший впереди других скуластый парнишка в высоких сапогах… тут же отозвался:

– Реликвии есть?

Баба Настасья непонимающе уставилась на него и спросила:

– Старые газеты, что ли?

– Старые газеты – это макулатура, – тут же пояснил соседский мальчик Лёня. – А нам нужны реликвии войны.

– Может быть, у вас есть штык или немецкая каска? – спросила стоявшая в дверях конопатенькая девочка в платке, соскользнувшем на плечи.

– Нет у меня немецкой каски. И штыка нет, – призналась баба Настасья.

– Она не воевала, – пояснил соседский мальчик Лёня, который на правах соседа выступал как бы в роли посредника. – У неё муж воевал.

– Может быть, красноармейская книжка, пробитая пулей, хранится? – спросил скуластый мальчик; судя по всему, он был в этой компании старшим.

– Или пилотка со звёздочкой? – сказала конопатенькая.

Баба Настасья покачала головой.

…Ребята переглянулись, засопели, затоптались на месте, не зная, уходить или ещё что- нибудь спросить. И тут девочка сказала:

– Фото тоже годится.

– Годится! – обрадованно подхватил Лёня: ему, видимо, очень хотелось, чтобы у его соседки бабы Настасьи нашлась хоть какая-нибудь реликвия, пусть фото.

…Баба Настасья исподлобья посмотрела на ребятишек.

– Ходите тут без дела, полы пачкаете!..

– Мы не без дела, – обиженно пробурчал старший, косясь на свои высокие грязные сапоги, – мы собираем музей войны.

…Такой поворот дела озадачил бабу Настасью…

– Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича, – сказала она неуверенно, наугад. Само как-то сказалось. – Годится?

– Что же он не прислал фото? – с тихим упреком отозвалась конопатенькая.

…И вскоре ребята увидели в руках бабы Настасьи какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, баба Настасья исподлобья посмотрела на него и нехотя отдала письмо.

Он покрутил странное письмо в руках и спросил:

– А где конверт с марочкой? Потерян?

– Ничего я не теряла! Разве тогда были конверты и марочки? Треугольник, полевая почта, печать. Вот и все дела.

– Не было тогда конвертов и марочек, – принял сторону бабы Настасьи соседский Лёня.

Но остальные отнеслись к словам старухи с недоверием: потеряла, старая, а теперь выдумывает. Они были убеждены, что раз есть письмо, то был конверт и была марка… И опять конопатенькая спросила:

– Муж был героем войны?

Бабе Настасье надоело любопытство гостей… Сердитой скороговоркой произнесла:

– Никаким он не был героем. Давайте сюда письмо!

– Подождите, баба Настасья, – примирительно сказал Лёня. – Надо ведь почитать письмо!

– Надо почитать, – поддержали его остальные, и вся честная компания направилась к окну, где было светлее.

Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

«Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Пётр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.

Курево выдают своевременно. Но вместо махорки – табак… безвкусный. Куришь, куришь – никак не накуришься. Разве что дым идёт. Я второпях потерял запасную пару портянок*. Повесил сушить, а по тревоге снялись – забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые…

Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько ещё провоюем, не знаю.

Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям. С фронтовым приветом, твой муж Пётр».

Когда кончили чтение письма, конопатенькая покачала головой:

– Нет, это не реликвия.

– Понимаете, баба Настасья, не реликвия, – с сожалением сказал старший. – Всё про табак, про портянки. А клятвы нет.

– Какой клятвы? – глухо спросила баба Настасья.

«Умрём, но не отступим!» – как по-писаному сказал старший.

Баба Настасья изумлённо посмотрела на ребят.

– Не хотел он умирать, – сказала она.

– Поэтому и не реликвия, – тихо сказала конопатенькая.

…Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке не сложенным.

Ребята ушли, в доме стало подчёркнуто тихо. А баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон… Она вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо. Она долго смотрела на листок, потому что знала письмо наизусть.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта…, долгое время на всю деревню было только одно письмо с фронта – Настасьино.

На фронте была своя война, а в деревне – своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг… И вот тогда они требовали от Настасьи:

– Читай письмо!

Настасья, большая и сильная, поднималась на локте и хриплым голосом – в который раз! – начинала читать:

– «Здравствуй, жена моя Настасья!..»

И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» Это их мужья здороваются с ними. Это их мужья были живы и здоровы…

…Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне…

Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.

…И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых…

Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. А раз пришло письмо – значит, он жив.

Только очень далеко от дома. И пишет он, живой, про обычные житейские вещи…

…Она отвела глаза от письма и увидела ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась. Эти ребятишки вечно что-то собирают… Теперь они ищут реликвии.

А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомёк, что стояли твёрдо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрём, но не отступим!» Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения…

Баба Настасья вздохнула. И аккуратно сложила старое фронтовое письмо по складкам, чтобы получился треугольник…

 

Р. И. Рождественский

 

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба

маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату

маленькую…

И однажды –

прекрасным утром –

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война…

Автомат ему выдали

маленький.

Сапоги ему выдали

маленькие.

Каску выдали

маленькую

и маленькую –

по размерам –

шинель…

…А когда он упал

некрасиво,

неправильно,

в атакующем крике

вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

 

* Тексты названных произведений (в том же варианте, в каком предлагались на олимпиаде) даны в приложении к статье. – Прим. ред.

* Экспонатпредмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

* Реликвия – это вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом поклонения, почтительного отношения.

* Портя́нки – куски ткани для обматывания ног перед тем, как надеть  сапоги.

 

(РЯЛШК, 2020, № 3, с. 3-16)