Наталья Павловна ЗАДОРОЖНАЯ — кандидат педагогических наук, доцент, консультант по проблемам обучения русскому языку как неродному
Несомненно, что для учащихся заключительный урок русского языка должен быть наполнен чувством удовлетворения, осознанием того, что занятия в течение года не прошли бесследно. (Несмотря на то, что, скажем, в 8 классе киргизской школы это был всего 1 урок русского языка в неделю, т. е. 34 урока в учебном году.) Итоговые 45 минут не должны быть традиционным контролем, а скорее демонстрацией того, как русский язык помогает обогащаться знаниями, эмоциями, чувствами, расширять круг общения. Последняя точка в учебном году должна быть демонстрацией того, что каждый ученик продвинулся на своём пути в мир общения, в информационный мир на русском языке.
Рассмотрим, как такую точку можно поставить, на примере заключительного урока русского языка в 8 классе школы с киргизским языком обучения.
Ниже предлагаются материалы из разрабатываемого нового учебника русского языка. Они сопровождаются комментариями, объясняющими некоторые моменты новой концепции учебного пособия.
На заключительном уроке предлагается поговорить с подростками о весне, о времени надежд и, одновременно, систематизировать определённый блок знаний. Основой для такого разговора выбран фрагмент из повести Ч. Айтматова «Ранние журавли». Если ученики будут работать на уроке активно, в диалоге с учителем и друг с другом, то у них появится чувство удовлетворения от усилий, которые они прикладывают к постижению языка, и чувство благодарности к учителю, который был с ними в течение всего учебного года. А самое главное – для подростков откроются дополнительные смыслы текста, с которым они не так давно знакомились на уроке литературы.
Включение в речевую тему начинается с работы над лексикой.
Примета – белги Событие – окуя
(Здесь и далее цветным шрифтом даются фрагменты из нового учебника по русскому языку для 8 класса киргизской школы.)
В учебнике новые слова представляются через перевод на киргизский язык. Но учитель может сам выбрать приём семантизации новой лексики: перевод или толкование. Это зависит от уровня владения русским языком его учащимися.
Отметим особую важность работы над словом «примета». Оно ключевое для всего урока. Именно поэтому в учебнике демонстрируется сочетаемость данного слова с прилагательными. Делается это параллельно со словом, которое тоже будет использоваться на уроке – «новость», что поможет ученикам более уверенно включать новое слово в свою речь.
Примите решение, как поработать над лексикой. Можно предложить ученикам прочитать опорные слова и словосочетания, а потом провести беседу с детьми так, чтобы они попробовали использовать данные лексические единицы в своей речи. Например:
– Скоро летние каникулы – это какая новость для вас? И т. п.
Опорные слова
Неожиданная Приятная Великая |
новость |
Хорошая
Известная Народная |
примета |
Уже на этом этапе урока может возникнуть столь важная для изучения языка мотивация:
– О какой примете будем говорить?
– Как связаны между собой слова «примета» и «новость»?
– Какое отношение это имеет к теме урока?
Если ваши ученики не озвучили эти вопросы, предложите подумать над ними, задав их всему классу.
Далее внимание обращается на ряд слов, известных ученикам, но имеющих для этого урока определённую содержательную ценность. Ученики работают со словами, которые помогут им в дальнейшем глубже понять фрагмент из повести Ч. Айтматова.
Задание 1. Какие существительные образовались от имён прилагательных? Найдите пары.
1) Необъятный – … | спокойствие |
2) Голубой – … | простор |
3) Спокойный – … | необъятность |
4) Прозрачный – … | голубизна |
5) Просторный – .. | прозрачность |
После этой, по времени недолгой, лексической подготовки начинается развёрнутое общение по фрагменту из повести Ч. Айтматова «Ранние журавли». Учащиеся хорошо знакомы с этим произведением по урокам литературы. Перед учителем стоит непростая задача – помочь учащимся открыть неизвестное в известном. Только так будет оправдано чтение этого фрагмента и работа над ним: ведь любое чтение должно обогащать читателя. Известный философ С. И. Поварнин в своё время писал: «Искусный читатель должен: если потребуется, взять из книги сполна всё, что она может дать; выжать, выпить, впитать сполна всё ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением…»[1]. Именно такое чтение уместно на заключительном уроке русского языка – текст, с одной стороны, становится основой для актуализации наработанного за год опыта, с другой – такое чтение поможет ученикам увидеть и оценить свои достижения. Как это сделать? Комплекс заданий, который представлен в учебнике, учит учащихся останавливаться в процессе чтения и думать о прочитанном. О важности остановок при вдумчивом чтении с остановками неоднократно подчёркивалось в методической литературе. На уроке русского языка такое чтение имеет свою особенность.
В учебнике предлагаемый текст предъявляется с двумя остановками. И каждый раз ученикам предлагается анализировать язык текста и убеждаться, какие глубокие чувства могут вызывать у читателя те самые главные и второстепенные члены предложения, о которых они так много говорили на уроках русского языка. Чтобы остановка и размышления случились, важно постараться шаг за шагом вместе с учениками пройти весь комплекс заданий. Он включает несколько шагов.
1-ый шаг – чтение текста. Озвучивание фрагмента повести Ч. Айтматова должно быть образцовым. Это может быть чтение учителя, а лучше – чтение ученика, который заранее к этому подготовится.
Задание 2. Прочитайте 1-ый фрагмент из повести Ч. Айтматова «Ранние журавли».
А потом было самое волнующее событие.
Первым услышал Анатай. Молодец! Это он закричал что есть мочи:
– Журавли! Журавли летят!
Султанмурат глянул вверх – в чистом, беспредельно синем и беспредельно бездонном небесном просторе летели, медленно кружась, перестраиваясь на ходу, перекликаясь, журавли. Большая стая. Птицы были высоко. Но небо было еще выше. Необъятное огромное небо – и стая журавлей, плывущих живым островком в этой необъятности. Султанмурат смотрел, задрав голову, и лишь потом спохватился (кирг.), неистово (жаалданып) закричал:
– Ура-а! Журавли!
Все трое прекрасно видели, что это были журавли. Но кричали друг другу, как великую неожиданную новость:
–Журавли! Журавли! Журавли!
(По Ч. Айтматову)
2-ой шаг – остановка и размышление. Размышления на уроке русского языка несколько отличны от того, что происходит на уроке литературы. Внимание обращается на языковые средства и на ту функцию, которую они выполняют в повествовании. Ученикам предлагается найти ответ на вопрос в задании 3.
Задание 3. Какие языковые средства помогли писателю передать волнение мальчиков при виде журавлей?
Ученики ищут ответ, работая с текстом. Ориентиром в работе служат представленные в учебнике вопросы и подсказки (опорные слова, количество ожидаемых примеров).
А) Как летели журавли? Выпишите обстоятельства образа действия, которые помогают читателю увидеть эту картину вместе с главным героем.
Журавли летели (как? каким образом?) | 1) … |
2) … | |
3) … |
Б) Каким увидел небо Султанмурат? Выпишите определения, которые использует автор при описании неба.
В) С чем сравнивает стаю журавлей писатель? Выпишите это сравнение? Чем оно выражено?
Желательно, чтобы ученики выполняли задания А), Б), В) письменно. Это могут быть записи после коллективного обсуждения, а может быть индивидуальная работа с последующим обсуждением в классе результатов размышлений. Учитель делает здесь акцент на выразительности языка произведения Ч. Айтматова.
3-ий шаг – итог проделанной работы – подбор названия к прочитанному фрагменту. Выбор варианта названия из трёх предложенных покажет, насколько учащиеся углубились в текст, в открытый обмен мнениями. Задание ещё раз возвратит их к тексту.
Г) Как можно озаглавить прочитанный фрагмент из повести? Выберите вариант из предложенных трёх:
– Журавли!
– Неожиданная новость.
– Волнующее событие.
Такая тщательная работа над языковыми средствами, как показывает опыт, поможет ученикам по-новому взглянуть на язык и его роль в тексте. Ни одна фраза не пройдёт мимо учеников, и они проникнутся волнением, которое испытывали их сверстники в далёкие трудные для страны годы, не помешавшие им, однако, искренне радоваться вестникам весны. Постоянный обмен мнениями по результатам работы над каждым заданием к этому фрагменту текста будет способствовать тому, чтобы это чувство у учеников поддерживалось и было осознанным.
Урок продолжается чтением 2-го фрагмента текста.
Задание 4. Прочитайте 2-ой фрагмент.
Султанмурат вспомнил, что ранний прилет журавлей – хорошая примета.
– Ранние журавли – хорошая примета, – крикнул он Анатаю, обернувшись на седле. – Урожай, урожай будет!
Анатай, обернувшись в сторону Эркинбека, кричал ему в свою очередь:
– Урожай! Урожай будет!
И тот отвечал им:
– Слышу, слышу! Урожай будет!
И журавли плыли, купаясь в голубизне неба. Плыли не спеша, кружась на плавно колышущихся крыльях, перекликаясь то сдержанно, то многоголосо, все разом. И снова в их рядах наступало спокойствие. В прозрачности того дня были хорошо видны их точёные вытянутые шеи, и тонкие клювы, и полуприжатые к телу ноги у одних, и плотно прижатые у других. …Тогда-то, разглядывая птиц, плугари заметили, что стая медленно идет на снижение. Журавли всё ниже и ниже спускались к земле, их вроде бы сносило каким-то течением туда, к дальним пригоркам. Никогда Султанмурат не видел журавлей вблизи. Они всегда проплывали над головой, как видение, как сон.
– Смотри, садятся, садятся! – крикнул Султанмурат, и все трое, спрыгнув с седел, оставив плуги и упряжи, кинулись в ту сторону, когда опускалась журавлиная стая.
Быстро бежали. Вовсю! Хотелось увидеть журавлей вблизи: какие они из себя? Вот будет здорово!
(По Ч. Айтматову)
Обсуждение этого фрагмента строится также на комплексе заданий. Условие успеха – выполнение заданий. Учитель сам принимает решение, как выполнять эти задания ученикам – индивидуально или коллективно. Главное, как и прежде – ведение записей, обсуждение в классе результатов работы над каждым заданием.
Желательно, чтобы этот этап урока строился с такой же тщательностью, как и предыдущий. Задания к фрагменту позволят активизировать ещё один пласт языковых знаний учащихся и вывести их на размышление над неповторимым текстом великого писателя: работа со сказуемыми и обстоятельствами образа действия, сравнениями, синонимами. Пошаговое выполнение заданий сопровождается обменом мнениями, результаты которого проявятся в выборе названия и для этого фрагмента.
Задание 5. Какие языковые средства помогли писателю передать желание мальчиков увидеть журавлей?
А) Как писатель показывает полёт журавлей в небе? Выпишите глаголы-сказуемые, которые помогают увидеть передвижение журавлей в небе, вместе с обстоятельствами образа действия.
Журавли | 1) … |
2) … | |
3) … |
Б) Какое сравнение использует писатель, чтобы передать необычность встречи с журавлями для героев повести? Выпишите предложение со сравнением.
В) Какие синонимы встречаются в тексте к указанным словам? Запишите синонимические пары. Почему именно эти слова использует писатель в этом отрывке?
Быстро побежать | … |
Лететь | … |
Опускаться | … |
Г) Как можно озаглавить этот фрагмент? Выберите вариант из предложенных трёх:
– Урожай будет!
– Журавли вблизи.
– Видение.
Задание 6 – итог размышлений над текстом. Учащимся предлагается выразить своё мнение по вопросу «Почему мальчикам хотелось увидеть журавлей?». Вся предшествующая работа – основа для того, чтобы ученики смогли сформулировать своё мнение в эссе-размышлении. Подсказкой в его написании будут вопросы, предлагаемые в задании, а опорой – все те записи, которые ученики делали в течение урока.
В качестве дополнения учитель может зачитать слова самого Ч. Айтматова об этой повести: «Я хотел сказать о тех душевных качествах, которые прекрасны всегда, тем более в страшные времена. Как бы ни было разрушительно действие войны, оно не может разрушить человека. Именно тогда – как бы вопреки природе войны и как бы бросая вызов её сокрушительной силе – человеческая душа расцветает».
Фрагмент повести, над которым работают учащиеся на уроке, подтверждает слова писателя. Несмотря ни на что, юные герои повести не утратили лучших душевных качеств: сохранили доброту, умение радоваться жизни и делиться этой радостью с другими, любовь к родной природе, веру в будущее.
Вся предыдущая работа на практике покажет ученикам, как надо вчитываться в текст, и тогда он не пройдёт мимо. А работа над эссе покажет, что оригинальный, их собственный, текст может появиться тогда, когда этому предшествуют размышления, короткие подготовительные записи.
Задание 6. Почему мальчикам хотелось увидеть журавлей? Напишите своё мнение о прочитанном отрывке из повести Ч. Айтматова, опираясь на материалы анализа 1-го и 2-го фрагментов текста. В этом вам помогут вопросы:
1) Какими увидели журавлей мальчики?
2) В чём необычность неба, где летели журавли?
3) Что подчёркивает необычность полёта журавлей?
4) Как мальчики реагировали на полёт и снижение журавлей?
5) Что значило это событие для мальчиков в то тяжёлое военное время?
Написание эссе-размышления можно предложить ученикам для домашней работы, а урок завершить написанием синквейна. Учащиеся знакомы с этой формой письма, а аналитическая работа над языком текста поможет им создать интересные лирические произведения. Это будет замечательной лаконичной точкой уроков русского языка в 8 классе, в которой найдёт отражение опыт учеников читать и понимать, общаться на русском языке.
Задание 7. Напишите синквейн.
Журавли | Мальчики |
2 определения | 2 определения |
3 сказуемых | 3 сказуемых |
4 слова – предложение | 4 слова – предложение |
Синоним к слову «журавли» | Синоним к слову «мальчики» |
[1] Поварнин С. И. Как читать книги. – М.: Издательский дом «Книга». – 1970. – С. 3.