Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Д. А. Крутиков. Роль современной русской прозы в духовно-нравственном развитии учащихся

 

Исследовав значительный объем современной русской прозы, мы выделили ряд произведений, различных по жанру, которые, на наш взгляд, следует изучать в школе и в вузе. В основном это небольшие произведения, что, бесспорно, будет способствовать их цельному восприятию учащимися. Главное достоинство отобранных произведений видится нам в их эмоциональной насыщенности, высоком альтруистическом звучании.

 

Эти произведения, несомненно, продолжают гуманистическую традицию русской классической литературы. В них находят свое яркое проявление различные грани гуманности, общечеловеческой доброты: любовь к ближнему, совестливость, отзывчивость, сочувствие, кротость, альтруизм и другие. Думается, чтение и анализ этих произведений окажут благотворное воздействие на нравственное и эстетическое чувство учащегося, формируя его сознание в гуманном направлении.

 

Мы предлагаем ниже аннотированный обзор произведений, которые могут представлять интерес для педагогов и учащихся. Изучение данных произведений было успешно апробировано нами в рамках лекционных и практических занятий в студенческой аудитории на разных этапах обучения.

 

Прежде всего отметим как нравственно значимые яркие сюрреалистические рассказы Людмилы Стефановны Петрушевской.

 

Идея ее рассказа «Черное пальто» [11, с. 323–333] сводится к тому, что у человека всегда есть шанс вернуть все на свои места и помочь ближнему, даже в загробном мире. При этом важно помнить о близких людях, которым на всю жизнь можно причинить горе. Доброта, заложенная в душу каждого человека, пробуждает совесть. Но человек должен проявить доброту через испытания, страдания. Если он отклоняется от пути доброты, его начинает мучить совесть.

 

В рассказе «Чудо» [12, с. 287–298] героиня по имени Надежда (имя символичное, «говорящее»), мать-одиночка, мучимая трудностями с воспитанием сына, отказывается решить свои проблемы путем чуда, потому что это привело бы к гибели дяди Корнила-Христа, исполнителя людских желаний.

 

Популярен рассказ Л. С. Петрушевской «Глюк» [12, с. 85–100], который уже давно задействован в системе российского образования [см. 7] и изучение которого мы успешно апробировали на занятиях со своими студентами [8].

 

В этом рассказе у 14-летней девочки Тани сбита шкала ценностей. Родители что-то упустили в ее воспитании: Таня пьет пиво, подворовывает из родительских заначек, употребляет наркотические таблетки на дискотеках… Ужасные испытания, которые ей устроил Глюк (художественная персонификация наркотического кайфа), помогли девочке многое понять, и главное – понять, что надо думать о ближнем, жить не для себя, а для других. Но Тане еще предстоит борьба с мнимыми ценностями, борьба за утверждение настоящих ценностей нравственно-духовного порядка.

 

Современная фантастика, к сожалению, не отвечает критериям, о которых мы говорили в начале статьи. Редкое исключение составляют, по нашему мнению, повесть Андрея Михайловича Столярова «Избранный круг» [13, с. 24–63] и роман Марии Семеновны Галиной «Малая Глуша» [2, с. 8–86]. Эти произведения являют собой один из позитивных, интересных, важных жанров: причудливый сплав фантастики с метафизическим реализмом.

 

В повести А. М. Столярова героиня Лариса сталкивается с человекоподобными существами, кругом «избранных», которые, входя в доверие к людям, используют их для удовлетворения своих хищнических потребностей. Спасти героиню от гибельного пути инфернальных существ должна настоящая и вместе с тем земная любовь обычного, не «избранного» человека.

 

Упомянутый выше роман М. С. Галиной можно считать одним из лучших современных произведений. Тема загробных путешествий здесь развита и углублена до серьезных философских обобщений. Герои романа отправляются в мир мертвых спасать своих ближних, и по мере развития событий они познают самих себя и улучшают свою душу. Идея вернуть усопших в мир живых – неосуществима, бесперспективна, их не изменить. Менять надо прежде всего себя – таков нравственный посыл произведения.

 

Современную русскую прозу обогатил своими произведениями Евгений Александрович Шкловский. Его рассказ «Переулок» [14, с. 136–139] – о том, как может исчезнуть доброта. Герою произведения – отцу семейства не хватало доброты, и потому его душевная связь с детьми оказалась лишенной подлинной гуманности. Дети его лишены чувства любви – не только к собственному отцу, но и к другим людям. Закон доброты нарушен, и семья гибнет.

 

Замечательна повесть Сергея Геннадьевича Бабаяна «Без возврата (Негерой нашего времени)» [1, с. 14–105], удостоенная в 2002 г. премии имени Ивана Петровича Белкина как лучшая русская повесть года.

 

Почти половина повести – это рассказ о переживаниях героя Андрея Стрельцова, о его недовольстве и негодовании, вызванных негативными явлениями в окружающей жизни. И внезапно все меняется. За два дня рушится семейная жизнь Андрея, но жалость к беззащитному существу, вороненку, выпавшему из гнезда, которого приютил у себя Стрельцов, вытесняет все горькое, недоброе, скопившееся в душе героя. Все персонажи повести так или иначе ощущают на себе силу гуманного порыва главного героя, толчком к которому послужил вороненок.

 

В необычном ракурсе представляют нам некоторые современные писатели жизнь пожилых людей. Как правило, это люди одинокие, живущие в своем воображаемом мире, но, тем не менее, тесно связанные с реальностью повседневной жизни. В этом отношении показателен уникальный рассказ Елены Олеговны Долгопят «Литература» [3, с. 93–11]. Героиня произведения пенсионерка Прасковья Гавриловна, бывший учитель литературы, лишившись любимой работы, с одной стороны, выпадает из реальности, а с другой –превращает события реальной жизни в литературные факты, имеющие нравственную основу.

 

Другой рассказ Е. О. Долгопят – «Бедная Лиза» (Любовный роман) [4, с. 101–108] – создан на основе переосмысления автором известной повести Н. М. Карамзина. В отличие от карамзинской Лизы, девушки страстной, пылкой, верной в любви, героиня рассказа Е. О. Долгопят совершенно иная. От родителей, в сущности не любивших друг друга, девушка восприняла отчуждение к людям и миру, она «боялась ответственности внимания», чувствовала вину «перед каждым человеком, что он ей чужой». Верным, преданным и любящим в рассказе оказывается влюбленный в прагматичную, расчетливую Лизу юноша Коля. Рассказ учит чуткости, душевности. Героиня оказывается бедной не потому, что ее покинул возлюбленный, как в одноименной повести Н. М. Карамзина, а потому, что не впитала любви от своих родителей, не научилась быть чуткой и доброй.

 

Обращает на себя внимание рассказ Сергея Егоровича Михеенкова «Три бутылки “Столичной”» [10, с. 55–61]. В этом произведении болезненная социальная проблема имущественного неравенства оказывается абсолютно решаемой при добром движении души и перестает вообще существовать. Писатель блестяще раскрыл движение совести как в душе ребенка, так и в душах взрослых людей, весьма успешных и материально благополучных. Импульс гуманности оказался не чужд «крутым» людям, и они бескровно расправляются со своим бессовестным товарищем.

 

Творчество современного русского писателя Бориса Петровича Екимова буквально пронизано пафосом гуманности, импульсами доброты.

 

Так, в рассказе «Каргины» [5, с. 55] автор исполнен искренней жалости к своим героям. Каргин-старший и его жена не находят общего языка. Комфортная жизнь в поселке Каргина не устраивает, но ему грустно расставаться со своей землей, живностью. Каргин настолько любит своих детей, что когда умирает его сын «от сердца», он уходит из жизни вслед за ним.

 

В рассказе «Босёе писибо» [6, с. 19–21] мальчик Митя, внук героя, «на пороге своего двухлетия» научился говорить «большое спасибо». Малыш адресует свою благодарность «теплой земле, деревьям, траве, воде, родителям и всем добрым людям, малой живности… всему миру сущему, который славит с момента рождения». Дедушка благодарит в душе внука за то, что тот не дает ему «забыть слова благодарные людям и миру».

 

В рассказе «Говори, мама, говори» [7] старушка Катерина не хочет уезжать из хутора к дочери. Дочь покупает матери сотовый телефон, чтобы всегда знать, что с нею все в порядке, но постоянно переживает за тариф, когда маме хочется выговориться. В конце концов героиня понимает, что общение с родным человеком дороже всяких тарифов и что хрупкая связь между ними может в любой момент оборваться навсегда. «Говори, мама, говори», – просит однажды Катерину дочь, понимая, что это, быть может, самые драгоценные минуты в их жизни.

 

Еще одно уникальное явление в современной литературе – роман Владимира Семеновича Маканина «Асан» [9, с. 13–132; 6–100], удостоенный премии «Большая книга» и, несмотря на это, пока еще не оцененный, на наш взгляд, по достоинству критиками и литературоведами. Роман написан в лучших традициях русской классической литературы (в частности, в нем чувствуется влияние Л. Н. Толстого). Писатель ставит перед читателем вопросы: что происходит с людьми? Что атрофирует их нравственность, гуманное чувство? Виноваты ли в этом политика, судьба, личный выбор? В. С. Маканин пытается ответить на эти вопросы через образ главного героя – Жилина (вспомним героя с такой же фамилией в «Кавказском пленнике» Льва Толстого!), попавшего в водоворот событий двух чеченских войн, с его постоянными нравственными рефлексиями, исповедями перед собственной совестью. Писатель как бы примиряет все идеологические и межнациональные противоречия, призывая любить человека.

 

Названные нами и некоторые другие произведения современной русской прозы, несомненно, заслуживают внимания педагогов как значимые для духовно-нравственного развития учащихся.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабаян С. Г. Без возврата (Негерой нашего времени): Повесть // Континент. – 2001. – № 2. – С. 14–105.
  2. Галина М. С. Малая Глуша: Роман // Новый мир. – 2008. – № 12. – С. 8–86.
  3. Долгопят Е. О. Литература: Рассказ // Знамя. – 2002. – № 6. – С. 93–101.
  4. Долгопят Е. О. Бедная Лиза (Любовный роман): Рассказ // Знамя. – 2002. – № 6. – С. 101–108.
  5. Екимов Б. П. Каргины: Рассказ // Новый мир. – 2006. – № 12. – С. 51–55.
  6. Екимов Б. П. Босёе писибо: Рассказ // Новый мир. – 2008. – № 11. – С. 19–21.
  7. Екимов Б. П. Говори, мама, говори: Рассказ [Электронный ресурс] // Новый мир. – 2006. – № 12. – URL: http://magazines.russ.ru/authors/e/ekimov/.
  8. Крутиков Д. А. Анализ идейно-художественного своеобразия рассказа Л. С. Петрушевской «Глюк» // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 2007. – № 1–2. – С. 50–54.
  9. Маканин В. С. Асан: Роман // Знамя. – 2008. – № 8. – С. 13–132; № 9. – С. 6–100.
  10. Михеенков С. Е. Три бутылки «Столичной»: Рассказ // Наш современник. – 2005. – № 6. – С. 55–61.
  11. Петрушевская Л. С. Тайна дома: Повести и рассказы. – М., 1995.
  12. Петрушевская Л. С. Дом с фонтаном: Рассказы. – М., 2003.
  13. Столяров А. М. Избранный круг: Повесть // Звезда. – 1999. – № 7. – С. 24–63.
  14. Шкловский Е. А. Переулок: Рассказ // Новый мир. – 1998. – № 4. – С. 136–139.