Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

А. Р. Джумалиева. Упражнения по освоению русской прямой и косвенной речи

 

Изучение конструкций с прямой и косвенной русской речью в условиях киргизской школы связано с определенными трудностями, поскольку способы выражения и оформления этих предложений в русском и киргизском языках далеко не всегда адекватны.

 

В процессе изучения темы «Прямая и косвенная речь» старшеклассники-киргизы должны выработать следующие умения:

 

1) употреблять к месту предложения с прямой и косвенной речью в соответствующих ситуациях;

2) правильно строить предложения с прямой и косвенной речью и сочетать их части (слова автора и прямую речь, придаточное предложение с главным);

3) правильно употреблять личные глагольные формы и местоимения в прямой и косвенной речи;

4) правильно употреблять союзы и союзные слова в предложениях с косвенной речью;

5) правильно расставлять знаки препинания;

6) правильно писать прописные и строчные буквы в начале частей предложений с прямой и косвенной речью;

7) разнообразить употребление глаголов речи в словах автора.

 

Рекомендуемая нами система упражнений по освоению форм передачи чужой речи в русском языке построена на основе принятого в методике преподавания русского языка в национальной школе деления упражнений на подготовительные и коммуникативные, или речевые. Подготовительные упражнения направлены на выработку у школьников частноречевых умений и через них – соответствующих навыков. Эти упражнения готовят учащихся к выполнению речевых упражнений. Подготовительные упражнения, которые в свою очередь делятся на аналитические и конструктивные, обеспечивают готовность учащихся к совершению речевого акта. При выполнении этих упражнений внимание школьников направлено как на содержание, так и на форму речевой конструкции. Коммуникативные же упражнения, моделируя процесс порождения естественной речи, способствуют развитию у учащихся мотивационной активности, выработке навыков переноса приобретенных знаний и умений в реальные ситуации общения.

 

Система упражнений по обучению конструкциям с чужой речью строилась нами с учетом постепенного нарастания трудностей, последовательности становления речевых навыков; отбор текстов для упражнений производился с учетом их воспитательных возможностей. В большинстве случаев содержанием предлагаемых творческих упражнений являются реальные жизненные ситуации, с которыми учащиеся могут встретиться в жизни, что делает эти упражнения «психологически подобными процессу коммуникации»[1]. Это упражнения типа: передайте своими словами, что посоветовал учитель; передайте точно, что поручила сделать мама и т. д.

 

 

  1. Прямая речь

Упражнение 1. Прочитайте предложения с прямой речью. Укажите авторские слова, вводящие прямую речь.

 

1) Павел подошел к двери и, толкнув ее рукой, спросил: «Кто там?» (Горький) 2) «Прощайте, товарищи!» – кричал он им сверху (Гоголь). 3) Базаров с гордостью отвечал: «Мой дед землю пахал» (Тургенев). 4) «Который теперь час?» – беспокоилась сестра (Чехов). 5) «Пожар! Пожар!» – раздался внизу отчаянный крик (Чехов).

 

Упражнение 2. Замените глагол сказать в словах автора глаголами попросить, напомнить, объяснить, повторить, посоветовать. Помните, что глагол попросить означает «обратиться с просьбой»; объяснить – «рассказать о чем-либо так, чтобы стало понятно»; повторить – «сказать еще раз»; напомнить – «заставить вспомнить»; посоветовать – «дать совет».

 

1) Анара сказала: «Дай мне книгу». 2) Папа сказал мне: «Чтобы доехать до выставки, нужно сесть на пятый автобус». 3) Учитель сказал еще раз: «Запишите домашнее задание». 4) Сестра сказала: «Не забудь купить хлеба». 5) Товарищ сказал: «Обязательно прочитай рассказы Чехова».

 

Упражнение 3. Прочитайте текст. Вместо точек поставьте один из следующих глаголов: проговорить, торопить, спросить, предложить.

 

«Ася, Айбек, пора вставать!» – … мать. «Ребята, на зарядку становись!» – … отец. «Мама, что приготовить на обед?» – … за завтраком Ася. «Давайте за хлебом и сахаром я схожу», – … Айбек.

 

Упражнение 4. Прочитайте текст. Подберите нужные глаголы и поставьте их вместо точек.

 

Вечером к Болоту прибежал Анвар. «Болот! Я уезжаю!» – весело … он. «Куда?» – … Болот. «На Иссык-Куль, в лагерь!» – … Анвар. «А когда ты едешь?» – … друг и …: «Давай я тебя провожу».

 

Упражнение 5. Подберите к прямой речи подходящие слова автора, употребив глаголы: обратилась, удивилась, одобрила, ответила.

           

– Мама, посмотри, что я сшила.

– Это ты сама все сделала?

– Да. На уроках домоводства.

– Молодец. Мне нравится.

 

Упражнение 6. Что вы скажете в следующих ситуациях? Употребите конструкции с прямой речью. Используйте слова и предложения, данные в скобках.

 

Образец: Вы услышали телефонный звонок и сняли трубку. (Алло!)

Я говорю: «Алло!»

 

1) Вы набрали номер телефона и услышали: «Алло!» (Можно Динару? Позовите, пожалуйста.)

2) В автобусе много народу, вы стоите далеко от контролера (водителя) и передаете деньги за проезд пассажиру, стоящему рядом. (Передайте…)

 

Упражнение 7. Что вы спросите в следующих ситуациях? Употребите обе конструкции: а) прямая речь до слов автора; б) прямая речь после слов автора. Используйте глаголы: сходить сойти, выходить выйти, приезжать приехать.

Образец: Вам нужно войти в комнату к другому человеку.

а) Я спрошу: «Можно войти?»

б) «Можно войти?» – спрошу я.

 

  • Вы не знаете, как проехать в центр города.
  • Вы едете в автобусе и не знаете, где вам выходить, чтобы попасть в театр.
  • Вы едете в автобусе, на следующей остановке вам нужно выходить, а между вами и дверью стоят другие пассажиры.

 

Упражнение 8. Составьте диалог, используя приводимые далее ситуации, слова и предложения.

Образец: Вы открыли дверь и увидели незнакомого человека. (Вам кого? Его нет дома).

«Вам кого?» спросил я. «Александра Ивановича», – ответил он. «Его нет дома», – сказал я.

 

1) Вы услышали стук в дверь. (Кто там? Входить – войти.)

2) Вы открыли дверь и увидели своего друга. (Проходить – пройти. Раздеваться – раздеться.)

3) Вы узнали в магазине о цене книги. (Стоить.)

4) Вы пришли в библиотеку и спросили у библиотекаря последний номер журнала «Юность». (Есть, нет, давать – дать; журнал выдан, журнал на руках.)

5) Вы хотели купить билеты на спектакль в театральной кассе. (Есть, нет, давать – дать; продавать – продать; ряд, место.)

6) Вы пришли к врачу. (На что жалуетесь? Болеть – заболеть.)

 

2. Замена прямой речи косвенной

Прямая речь в форме повествовательного предложения

а) Отсутствие в прямой речи личных и притяжательных местоимений

 

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Обратите внимание на союз, который употребляется в предложениях с косвенной речью. Определите время глаголов-сказуемых в прямой и косвенной речи.

 

1) Сестра сказала: «Библиотека открывается в 9 часов утра». Сестра сказала, что библиотека открывается в 9 часов утра.

2) «Билеты на концерт продаются в кассе филармонии», – объяснил Дима. Дима объяснил, что билеты на концерт продаются в кассе филармонии.

3) «Самолет опоздал на десять минут», – сказала мама. Мама сказала, что самолет опоздал на десять минут.

4) «Машина сломалась», – сказал он. Он сказал, что машина сломалась.

 

Упражнение 2. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

 

  • В поликлинике мне сказали: «Врач будет принимать с двух часов». 2) «Уроки кончились в час дня», – ответил я. 3) «Артем у нас все знает», – подумал Павел (Н. Островский).

 

б) Наличие в прямой речи личных и притяжательных местоимений

Изменения, которые в некоторых случаях происходят с личными и притяжательными местоимениями, а также с личными формами глаголов в косвенной речи, определяются не с точки зрения того человека, которому принадлежит прямая речь, а с точки зрения человека, ее передающего, т. е. с вашей точки зрения.

 

Упражнение 3. Прочитайте и сравните предложения.

 

  • «Газеты я покупаю в киоске», – сказал он. Он сказал, что газеты он покупает в киоске.
  • Учитель сказал детям: «Завтра вы пойдете на экскурсию». Учитель сказал детям, что завтра они пойдут на экскурсию.
  • «Теперь я очень много читаю», – говорила она, показывая мне книги (Чехов). Показывая мне книги, она говорила, что теперь она очень много читает.

 

Упражнение 4. Замените прямую речь косвенной речью.

 

  • Алеша сказал: «Я живу на седьмом этаже». 2) Наташа сказала о своей матери: «Она уже на пенсии». 3) Товарищ позвонил мне по телефону: «Я заболел». 4) «Ты ошибаешься», – сказал я ему.

 

Упражнение 5. Прочитайте предложения. Объясните употребление личных местоимений в прямой и косвенной речи.

 

1) «Мне все понятно», – ответил мальчик. Мальчик ответил, что ему все понятно.

2) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города». Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.

 

Упражнение 6. Замените прямую речь косвенной. Помните об употреблении личных местоимений.

 

1) Врач сказал: «У него грипп». 2) «Мне понравился этот фильм», – ответил товарищ. 3) Анна Петровна сказала детям: «Вам пора записаться в библиотеку». 4) «Нам нужно поговорить с директором», – решили ребята.

 

Упражнение 7. Прочитайте предложения с прямой и косвенной речью. Сравните использование выделенных притяжательных местоимений. Помните, что притяжательные местоимения, как и личные, в косвенной речи употребляются с точки зрения человека, передающего конструкцию с чужой речью, т. е. с вашей точки зрения.

 

1) Андрей Николаевич сказал: «Моя дочь очень любит разговаривать по телефону». Андрей Николаевич сказал, что его дочь очень любит разговаривать по телефону.

2) «Твои часы отстают на три минуты», – сказал я ему. Я сказал ему, что его часы отстают на три минуты.

3) «Ваши работы еще не проверены», – объяснил учитель ученикам. Учитель объяснил ученикам, что их работы еще не проверены.

 

Упражнение 8. Прочитайте предложения. Замените прямую речь косвенной.

 

1) «У моего сына высокая температура», – сказала Анна Сергеевна. 2) Ребята мне объяснили: «Наша школа находится в шестом микрорайоне».

 

Упражнение 9. Прочитайте предложения. Найдите местоимение свой в прямой и косвенной речи. Помните, что притяжательное местоимение свой при замене прямой речи косвенной речью сохраняется.

 

1) Он сказал: «Я написал письмо своей сестре». Он сказал, что написал письмо своей сестре.

2) «Мне нужно собрать свои вещи», – ответила Лида. Лида ответила, что ей нужно собрать свои вещи.

3) «Я задал свой вопрос не случайно», – сказал учитель ученику. Учитель сказал ученику, что задал свой вопрос не случайно.

 

Упражнение 10. Произведите замену прямой речи косвенной речью.

 

1) «Я подарил свой фотоаппарат брату», – объяснил Дамир. 2) «Я убрала свою комнату», – сказала дочь. 3) Нина сказала: «Аня прислала мне письмо и свою фотографию».

 

Упражнение 11. Прочитайте предложения с прямой и косвенной речью. Сравните предложения с прямой речью и предложения с косвенной речью.

 

1) Вы обещали: «Мы будем писать». Вы обещали, что Вы будете писать.

2) «С ним всегда весело», – говорят о тебе товарищи. Товарищи говорят о тебе, что с тобой всегда весело.

3) Директор просил Вам передать: «Ваши ученики заняли первое место на конкурсе». Директор просил Вам передать, что Ваши ученики заняли первое место на конкурсе.

 

Упражнение 12. Замените прямую речь косвенной.

 

1) Андрей правильно говорит о тебе: «Он всегда спешит». 2) Я звонил тебе, но твоя сестра мне сказала: «Её нет дома». 3) «Ваш концерт понравился всем», – сказал учитель ребятам.

 

Упражнение 13. Прочитайте диалог, который произошел между инженером Алексеем Ивановичем и монгольским специалистом, приехавшим в Бишкек. Представьте себе, что Вы были переводчиком во время их беседы. Передайте диалог от лица переводчика в форме косвенной речи, обращаясь к беседующим поочередно.

Образец:

Нарамжав: – Я очень рад с Вами познакомиться.

Переводчик: – Нарамжав сказал, что очень рад с Вами познакомиться.

Алексей Иванович: – Я тоже рад.

Переводчик: – Алексей Иванович говорит, что он тоже рад.

 

Нарамжав: – Я впервые здесь и очень хочу посмотреть город.

Переводчик: – …

Алексей Иванович: – Я вам его покажу.

Переводчик: – …

Нарамжав: – У меня есть план города.

Переводчик: – …

Алексей Иванович: – Он вам очень поможет.

Переводчик: – …

Нарамжав: – Еще я хочу походить по музеям.

Переводчик: – …

Алексей Иванович: – Советую Вам сначала посмотреть музей Михаила Васильевича Фрунзе.

Переводчик: – …

 

Упражнение 14. Прочитайте предложения с прямой и косвенной речью вслух. Сравните их.

 

1) Я сказал: «Завтра я пойду в театр». Я сказал, что завтра пойду в театр.

2) «Сегодня вы будете писать диктант», – предупредил нас учитель. Учитель предупредил нас, что сегодня мы будем писать диктант.

3) «Мне не скучно», – сказал я. Я сказал, что мне не скучно.

4) «Сегодня приезжал твой отец», – сказала мне Маша. Маша мне сказала, что сегодня приезжал мой отец.

5) «Ваша просьба выполнена», – написал нам брат. Брат написал нам, что наша просьба выполнена.

 

Упражнение 15. Замените прямую речь косвенной.

 

1) Когда я приехал из дома отдыха, все мне говорили: «Вы хорошо выглядите». 2) Тренер строго сказал нам: «Вы слишком поздно ложитесь спать». 3) «Мне нравится ваш город», – признался я. 4) «Твои друзья хорошо поют», – сказала мне Бакыт.

 

Упражнение 16. Прочитайте предложения. Заметьте, что частицы и междометия прямой речи в косвенной речи опускаются или заменяются другими словами.

 

1) «Да, я все знаю», – задумчиво проговорил брат. Брат задумчиво проговорил, что он всё знает.

2) «Нет, Нина там не была», – ответила Ирина. Ирина ответила, что Нина там не была.

3) «Ну, я пошел в кино», – сказал Арстан. Арстан сказал, что он пошел в кино.

4) Саша весело сказал: «Как хорошо сегодня на улице!» Саша весело сказал, что сегодня на улице очень хорошо.

5) «Как ты выросла!» – сказала бабушка внучке. Бабушка сказала внучке, что она очень выросла.

 

Упражнение 17. Прочитайте текст. Перескажите его. Замените прямую речь косвенной и перескажите текст вторично.

 

Мама пришла с работы домой. Дети стали рассказывать ей, что они сегодня делали.

«Я мыла посуду», – сообщила старшая дочь. «А я вытирала», – радостно сказала вторая. «А я ставила все на полку», – добавила третья. Самая маленькая дочка сказала: «Ну а я собирала осколки».

 

Упражнение 18. Ответьте на вопросы, употребляя конструкции с косвенной речью, присоединяемой союзом что. Используйте слова и словосочетания, данные в скобках.

Образец: Что тебе сказал врач? (принимать лекарство).

Врач сказал мне, что я должен принимать лекарство.

 

1) Что тебе сказал библиотекарь? (вернуть книги в срок)

2) Что тебе сказал учитель? (понравиться, мой ответ на экзамене)

3) Что пишут в газетах о выступлениях наших спортсменов? (выступать удачно)

 

Упражнение 19. Отец проверяет дневник сына. Как вы думаете, что сказал отец, когда запретил сыну смотреть телевизор и что пообещал мальчик, чтобы отец разрешил ему смотреть телевизор. Передайте их высказывания в форме косвенной речи, используя словосочетания плохо учиться и хорошо учиться.

 

Прямая речь в форме вопросительного предложения

 

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Обратите внимание на вопросительное слово в прямой и косвенной речи, его место и функцию в этих предложениях.

 

1) «Что он может сделать?» – спросил я. Я спросил его, что он может сделать.

2) «Где вы учились музыке?» – спросил он у девушки. Он спросил у девушки, где она училась музыке.

3) Павел подошел к двери и, толкнув ее рукой, спросил «Кто там?» (Горький). Павел подошел к двери и, толкнув ее рукой спросил, кто там.

 

Упражнение 2. Замените прямую речь косвенной.

 

1) «Кем вы хотите стать?» – спросили шефы у старшеклассников. 2) Я пригласил товарища в гости, и он спросил: «Как до тебя доехать?» 3) «Что ты сейчас читаешь?» – спросила мама у дочери. 4) Женщина наклонилась к девочке и спросила: «Сколько тебе лет?»

 

Упражнение 3. Прочитайте диалоги, в которых участвует маленький Саша. Преобразуйте реплики диалога в конструкции с прямой речью, а затем – в конструкции с косвенной речью. Помните, что при замене реплики диалога или прямой речи, представляющей собой неполные предложения, в косвенной употребляется более полная конструкция.

Образец:

Мама: – Где ты был?

Саша: – На улице.

а) «Где ты был?» – спросила мама Сашу.

«На улице», – ответил Саша.

б) Мама спросила Сашу, где он был.

Саша ответил, что он был на улице.

 

Нина Петровна: – Куда ты идешь?

Саша: – На работу.

Нина Петровна: – А где ты работаешь?

Саша: – В детском саду.

Нина Петровна: – А кем?

Саша: – Ребенком.

 

Упражнение 4. Напишите небольшой рассказ на тему «Вечером в нашей семье», используя диалог.

 

Упражнение 5. Прочитайте предложения. Слово, на которое падает логическое ударение, выделено. Обратите внимание, что при замене прямой речи, выраженной вопросительным предложением без вопросительного слова, в косвенной речи употребляется союз ли; этот союз ставится после слова, на которое падает логическое ударение.

 

1) «Это хозяйка?» – спросила Ольга, кивнув на дверь. Кивнув на дверь, Ольга спросила, хозяйка ли это.

2) «А вы на шахте работаете?» – спросила Ивана длинная тонкая девушка (Шукшин). Длинная тонкая девушка спросила Ивана, на шахте ли он работает.

3) «Вы печатаете свои произведения в журналах?» – спросил у Веры Иосифовны Старцев (Чехов). Старцев спросил у Веры Иосифовны, печатает ли она свои произведения в журналах.

 

Упражнение 6. Прочитайте предложения вслух (на выделенные слова падает логическое ударение). Замените прямую речь косвенной.

 

1) «Часто он вам пишет?» – спросил я. 2) Мальчик спросил: «У вас игрушки есть?» 3) Учитель спросил учеников: «Вы выполнили домашнее задание?» 4) Я поинтересовалась: «Большая у вас семья?»

 

Упражнение 7. В следующих предложениях замените прямую речь косвенной речью, выделяя логическим ударением поочередно каждое слово прямой речи.

Образец: «Ты звонила вчера Ане?» – спросила меня Мира.

а) Мира спросила меня, я ли звонила вчера Ане.

б) Мира спросила меня, звонила ли я вчера Ане.

в) Мира спросила меня, вчера ли я звонила Ане.

г) Мира спросила меня, Ане ли я звонила вчера.

 

1) Мама спросила дочку: «Ты написала письмо бабушке?»

2) Классный руководитель спросил класс: «Завуч сказал вам о собрании?»

 

Упражнение 8. Ответьте на вопросы предложениями с косвенной речью с союзом ли или союзным словом.

Образец: Что вы спросили у кассира?

а) Я спросил, есть ли билет на балет.

б) Я спросил, когда будут билеты на балет.

 

1) О чем вы узнавали на почте? 2) Что ты спросил у милиционера? 3) О чем вы спросили пассажира в автобусе?

 

Упражнение 9. Скажите, какие вопросы вы задали товарищу, который пригласил вас в цирк. Ответы дайте в форме косвенной речи.

Образец: Где ты купил билеты?

Я спросил товарища, где он купил билеты.

 

Упражнение 10. Прочитайте предложения (помните: если прямая речь – побудительное предложение и сказуемое стоит в повелительной форме, то при замене косвенной она становится изъяснительной придаточной частью с союзом чтобы, а глагол-сказуемое ставится в форме прошедшего времени). Найдите союз в сложноподчиненных предложениях с косвенной речью. Укажите, какой глагольной формой заменяется форма повелительного наклонения прямой речи в косвенной речи.

 

1) Учитель попросил дежурных: «Принесите мел!» Учитель попросил дежурных, чтобы они принесли мел.

2) «Сходите на выставку!» – сказал нам брат. Брат сказал нам, чтобы мы сходили на выставку.

3) Бабушка прислала телеграмму: «Встречайте меня в час дня во вторник на вокзале». Бабушка прислала телеграмму, чтобы ее встретили в час дня во вторник на вокзале.

 

Упражнение 11. Замените прямую речь косвенной.

 

1) Мы попросили Аскара: «Привези новые книги». 2) Друг уговаривал Мишу: «Не езди в лагерь без меня». 3) «Купите в магазине контурные карты», – сказала Ася девочкам.

 

Примечание. Конструкции с прямой речью, которая вводится глаголами просить, предлагать, советовать, рекомендовать, требовать, приказывать, могут заменяться простыми предложениями с дополнением, выраженным инфинитивом.

 

Упражнение 12. Замените предложения с прямой речью простыми предложениями с дополнением, выраженным инфинитивом.

 

1) Учитель рекомендовал учащимся: «Прочитайте дополнительную литературу». 2) Тренер предложил спортсменам: «Начинайте тренировку в 8 часов утра». 3) Преподаватель попросил дежурных: «Принесите карту».

 

Упражнение 13. Допишите предложения, употребляя прямую речь, косвенную речь или дополнение, выраженное инфинитивом.

 

1) Водитель автобуса предложил … 2) Учитель посоветовал … 3) Брат сказал … 4) Дядя написал … 5) Меня попросили …

 

Упражнение 14. Составьте несколько предложений с прямой речью, являющейся побудительным предложением; замените их предложениями с косвенной речью и, если можно, простыми предложениями с дополнением, выраженным инфинитивом.

 

Упражнение 15. Дайте ответы на вопросы в форме косвенной речи, используя приведенные реплики.

I. О чем спрашивала мать сына, когда он уезжал отдыхать в лагерь?

Образец: Ты купил билет?

Мать спросила сына, купил ли он билет.

 

1) Сколько стоит билет? 2) Когда отходит автобус? 3) Сколько часов ты будешь ехать? 4) Ты взял путевку? 5) Ты положил в чемодан свой спортивный костюм?

 

II. О чем просила мать сына, что советовала ему?

Образец: Не потеряй билет!

Мать говорила сыну, чтобы он не потерял билет.

 

6) Пиши письма. 7) Не купайся много. 8) Езди на экскурсии.

 

III. Что сказал сын матери, уезжая отдыхать?

Образец: Билет не потеряю.

Сын сказал матери, что билет не потеряет.

 

9) Буду писать часто. 10) Не буду далеко плавать. 11) Буду продолжать занятия спортом.

 

 

[1] Пассов Е. И. Коммуникативные упражнения: Пособие для преподавателей. – М.–Л.: Просвещение, 1967. – С. 9.

 

(РЯЛШК, 2015, № 3, с. 55-62)