СОДЕРЖАНИЕ
Олимпиады, конкурсы, семинары
Б. Ш. Осмонкулова. «Два языка – два крыла» (Внеклассное мероприятие,
посвящённое 95-летию со дня рождения Ч. Т. Айтматова………………..……………. 3
«Строгость учителя лучше ласки отца» (Интервью с Б. Ш. Осмонкуловой)……..…… 12
А. А. Назаркулов. Работа с несплошным текстом (Урок русского языка
в 7(8) классе с кыргызским языком обучения)…………………………………..………….. 14
Быть всегда «в теме» (Интервью с А. А. Назаркуловым)…………………..………….…. 17
Н. Д. Коминарец. Мастерская чтения и письма в 7 классе:
подробное изложение-описание психологического состояния человека
(По отрывку из повести Ч. Т. Айтматова «Белый пароход»)…………………….……… 21
Постоянно работать над собой, не останавливаться (Интервью с Н. Д. Коминарец)…. 25
Объявление
Конкурс на лучшую методическую разработку урока русского языка,
литературы или внеклассного мероприятия, посвящённый
225-летию со дня рождения А. С. Пушкина…………………………………………………….. 27
К литературным юбилеям
Г. У. Соронкулов. «Времена, воплотившиеся в строки…» (К 255-летию
со дня рождения И. А. Крылова и 240-летию Н. И. Гнедича)……………………….………. 28
Наши раритеты
Г. И. Коротенко, К. Х. Джидеева. К вопросу об изучении басен И. А. Крылова
в киргизской школе………………………………………………………………………………….. 31
А. М. Жмаев. Концепция русской классики в теоретических размышлениях Айтматова…………………………………………………………………………………..………… 36
Научный отдел
А. Э. Гатина. Своеобразие языка повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз»…………… 41
Е. А. Погорелая, Н. И. Владова. Смысловые константы романа Ч. Айтматова
«И дольше века длится день»…………………………………………..…………………..…….. 49
Книжная полка
Д. И. Сумароков. Русский язык в Кыргызстане: вехи прошлого………….…….…………… 64
И. А. Шаронов. Рецензия на монографию О. Г. Сумароковой «Русский язык в Кыргызстане:
вехи прошлого»…………………………………………………………………….………….……… 66
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ
-
- А. Э. Гатина. Своеобразие языка повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз»
УДК 81’42:82.0
Гатина Альмира Эмуровна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. E-mail: gatina—ae@rambler.ru
Аннотация. В статье раскрывается своеобразие языка повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз», начиная с её заглавия, которое переосмысляется в тексте произведения, и ключевых слов, получающих в контексте символическое содержание благодаря коннотациям. Даётся характеристика речеповеденческих тактик героев, транслирующих определённую концепцию жизни; анализируются композиционно-речевые формы в структуре целого текста. Делается вывод о том, что использованные писателем языковые приёмы, создающие определённый эмоциональный план текста, приводят читателя к пониманию авторской позиции в отношении излагаемых событий.
Ключевые слова: слово в контексте, концептуальная информация в тексте, коннотация, композиционно-речевые формы в тексте, эмоциональный пафос, модальный план текста, субъективный смысл, символический смысл слова, значение знака, реализм.
Ч. АЙТМАТОВДУН «БОТОКӨЗ БУЛАК» ПОВЕСТИНИН ТИЛИНИН БӨТӨНЧӨЛүГү
Гатина Альмира Эмуровна – филология илимдеринин кандидаты, доцент, Б. Н. Ельцин атындагы Кыргыз-Россия Славян университетинин Орус тили кафедрасынын башчысы. E-mail: gatina-ae@rambler.ru
Аннотация. Макалада Ч. Айтматовдун “Ботокөз булак” повестинин тилинин бɵтɵнчɵлүгү текстте кайрадан чечмеленген аталышы аркылуу, коннотациянын аркасында контекстте символикалык мазмунга ээ болгон өзөктүү сөздөр аркылуу чечмеленет. Белгилүү бир турмуштук түшүнүктү берген каармандардын сүйлөө жана жүрүм-турум тактикасынын мүнөздөмөлөрү берилет. Бүтүндөй тексттин түзүлүшүндөгү композициялык кеп формалары талданат. Тексттин белгилүү бир эмоционалдык тегиздигин түзүүчү жазуучу колдонгон лингвистикалык ыкмалар окурманды баяндалган окуяларга карата автордун позициясын түшүнүүгө жетелейт деген тыянак чыгарылат.
Түйүндүү сөздөр: Контексттеги сөз, тексттеги концептуалдык маалымат, коннотация, тексттеги композициялык кеп формалары, эмоциялык пафос, тексттин модалдык планы, субъективдүү маани, сөздүн символдук мааниси, белгинин мааниси, реализм.
THE ORIGINALITY OF THE LANGUAGE OF THE WORK OF CH. AITMATOV “CAMEL’S EYE”
Gatina А. Е. – Candidate of Philological sciences, Associate Professor, Нead of the Russian Language Department of KRSU. Bishkek, Kyrgyzstan. E-mail: gatina-ae@rambler.ru
Annotation. The article is concerned with the originality of the story by Ch. Aitmatov “Camel’s eye” including the title that is rethought in the text of the work and the key words that get symbolic content in the context due to connotations. The article gives characteristics of speech behavioral tactics conveying a definite life concept. The article also analises compositional speech forms in the whole text structure. The author sums up that the lingustic techniques used by the writer create a certain emotional background and promote understanding the author’s position pertaining to the events described.
Keywords: Word in context, conceptual information in the text, connotation, compositional and speech forms in the text, emotional pathos, modal plan of the text, subjective meaning, symbolic meaning of the word, sign meaning, realism.
ЛИТЕРАТУРА
- Айтматов Ч. Т. Верблюжий глаз / пер. автора и А. Дмитриевой // Айтматов Ч. Повести и рассказы. – Фрунзе: Кыргызстан, 1978. – С. 565–599.
- Габиббейли И. А. Годы и произведения большой жизни // № 2 (7) 2019 Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. – 2019. – № 2 (7). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gody-i-proizvedeniya-bolshoy-zhizni
- Данильченко Г. Д. Исторический контекст в ранних повестях Чингиза Айтматова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-kontekst-v-rannih-povestyah-chingiza-aytmatova
- Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М.: Ин-т русского языка РАН, 2004. – 544 с.
-
-
- Е. А. Погорелая, Н. И. Владова. Смысловые константы романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день»
-
-
- УДК 81’42
- Погорелая Екатерина Афанасьевна – профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации филологического факультета Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. E-mail: kryaimkk@mail.ru
- Владова Наталья Игоревна – магистрант I курса филологического факультета Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. E-mail: NA-TA-SH-KA-001@mail.ru
- Аннотация. В статье рассматриваются языковые способы извлечения имплицитных смыслов в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Через хронотоп романа передаётся движение мысли автора к осмыслению таких философских категорий, как пространство и время. Эти важнейшие константы романа представлены в статье в широком контексте ассоциаций, благодаря которым читатель обнаруживает скрытые смыслы взаимосвязи феноменов степи, океана, космоса как многоуровневой модели картины художественного мира Ч. Айтматова. Глубинный смысл констант пространство и время читатель постигает с помощью концептов память и одиночество, в рамках которых акцентирована важнейшая проблема современного мира – манкуртизм. В процессе комплексного анализа языковых единиц произведения авторы статьи выявляют истинную природу манкуртизма: люди, теряющие память о своём прошлом, утрачивают свою ментальную связь с народом, разрушают себя как личность.
- Ключевые слова: имплицитная информация, концепт, константа, пространство, время, память, одиночество, манкуртизм.
- Semantic constants of Ch. Aitmatov’s novel “The Day Lasts More Than a Hundred Years”
- Pogorelaya Ekaterina Afanasyevna – professor, Doctor of Philology, head of the department of Russian language and intercultural communication of the Faculty of Philology of the Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: kryaimkk@mail.ru
- Vladova Natalya Igorevna – first-year master’s student of the Faculty of Philology of the Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko. E-mail: NA-TA-SH-KA-001@mail.ru
- Annotation. The article examines the linguistic methods of extracting implicit meanings in the novel by Ch. Aitmatov “The Day Lasts More Than a Hundred Years”. Through the chronotope of the novel, the movement of the author’s thoughts towards understanding such philosophical categories as space and time is presented. The most important constants of the novel, they are presented in the article in a broad context of associations, thanks to which the reader discovers the hidden meanings of the relationship between the phenomena of the steppe, ocean, and space as a multi-level model of the picture of Ch. Aitmatov’s artistic world. The reader comprehends the deep meaning of the constants space and time with the help of the concepts of memory and loneliness, within the framework of which the most important problem of the modern world is emphasized — mankurtism; In the process of a comprehensive analysis of the linguistic units the authors of the article reveal the true nature of this phenomenon: people who lose the memory of their past, lose their mental connection with the people, and destroy themselves as individuals.
- Keywords: implicit information, concept, constant, space, time, memory, loneliness.
- Литература
- 1. Акматалиев, А. Чингиз Айтматов: Человек и Вселенная / А. Акматалиев. – Бишкек: Илим, 2013. – 576 с. – Текст: электронный. – URL: https://new.bizdin.kg/media/books/adam-aalam-aitmatov.pdf (дата обращения 20.12.2023).
- 2. Борисова, Е. Г. О способах извлечения имплицитной информации / Е. Г. Борисова. – Текст: непосредственный. // Скрытые смыслы в языке и коммуникации. Сборник научных статей / Ред.-сост. И. А. Шаронов. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. – С. 113–123.
- 3. Гачев, Г. Д. Задумавшийся скиф. О Чингизе Айтматове и его романах / Чингиз Айтматов. Буранный полустанок. Плаха. – Москва: Профиздат, 1989. – С. 585–608. – Текст: непосредственный.
- 4. Гачев, Г. Д. Ментальности народов мира / Г. Д. Гачев. – Москва: Алгоритм, Эксмо, 2008. – 544 с. – Текст: непосредственный.
- 5. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Гачев. – Москва: Институт ДИ-ДИК, 1999. – 368 с. – Текст: непосредственный.
- 6. Дмитриев, В. Л., Логунов, А. П. «И дольше века длится день…» Чингиза Айтматова в memory studies / В. Л. Дмитриев, А. П. Логунов. – Текст: электронный // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». – 2020. – № 4. – С. 122–129. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-dolshe-veka-dlitsya-den-chingiza-aytmatova-v-memory-studies (дата обращения 25.12.2023).
- 7. Кандрашкина, О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения / О. О. Кандрашкина. – Текст: электронный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 2 (5). – С. 1217–1221. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-prostranstva-vremeni-i-hronotopa-v-hudozhestvennom-proizvedenii-i-yazykovye-sredstva-ih-vyrazheniya (дата обращения 20.12.2023).
- 8. Кофман, А. Ф. Художественный мир Чингиза Айтматова / А. Ф. Кофман. – Текст: электронный. // Studia Litterarum. – 2019. – Т. 4. – №2. – С. 292-311. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-mir-chingiza-aytmatova (дата обращения 23.12.2023).
- 9. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – Т. 2. К – Я. – 720 с.; илл. – Текст: непосредственный.
- 10. Папанинова, Н.М. Романы-метафоры Чингиза Айтматова / Н. М. Папанинова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 1988. – № 5. – С. 7–16.
- 11. Смирнова, А. И. Феномен Ч. Т. Айтматова: к 90-летию со дня рождения писателя / А. И. Смирнова. – Текст: электронный // Полилингвальность и транскультурные практики. – 2019. – Т. 16. – № 1. – с. 52 – 62. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-ch-t-aytmatova-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-pisatelya (дата обращения 20.12.2023).
- 12. Шошин, В. А. Литература народов СССР: Пособие для учителя / В. А. Шошин. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с. – Текст: непосредственный.