Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2023, № 3

СОДЕРЖАНИЕ

 

                       

Год русского языка в СНГ

            А. М. Акопянц. Роль и место русского языка в эпоху глобализации:

проблемы, перспективы, противоречия …………………..…………………………………. 3

 

Лингводидактика. Литературодидактика

            Г. С. Тагаева, Г. Маданова, Арыстанбек кызы Ырыс. Обучение басням

И. А. Крылова в начальной школе ……………………………………………………………. 7

            Два поэта, Или страницы из жизни Есенина (В. Маяковский и С. Есенин) ….. 15

 

Педагогическая трибуна

            Д. Б. Жумабаева. Изучение русского языка в школах Кыргызстана …………… 30

 

Наши раритеты

            Л. А. Шейман. «Памятник» А. С. Пушкина: завершая изучающее чтение –

и возвращаясь к нему… …………………………………………………………………………. 32

 

К 95-летию со дня рождения Ч. Т. Айтматова

            М. А. Ирисова. Чингиз Айтматов: «У каждого есть свой мир детства.

У меня это Шекер» …………………………………………………………….………………… 45

 

Журналу «Эл агартуу» – 95 лет!

            Дильбар Кулдашева. Киргизский педагогический журнал  о преподавании

русского языка (1928–1941 гг.) ……………………………………………………………..…  51

 

Хроника

            Г. У. Соронкулов. Тираспольские встречи ……………………………………. ……. 60

 

Календарь знаменательных дат на 2024 год…………………………………………..…….. 66

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

А. М. АКОПЯНЦ. Роль и место русского языка в эпоху глобализации: проблемы, перспективы, противоречия

          

Арега Михайловна Акопянц – доктор педагогических наук, директор Института иностранных языков международного туризма, заведующая кафедрой теоретической лингвистики и практики межкультурного общения Пятигорского государственного университета. Пятигорск, Россия. Email: imadean@yandex.ru

Аннотация. Статья содержит описание проблем, перспектив и противоречий русского языка в эпоху глобализации. Автором анализируются динамические процессы, протекающие в современном мире, выявляются объективные сложности в развитии языка, намечаются наиболее значимые аспекты его дальнейшего развития.

Ключевые слова: глобализация, этноязыковая картина мира, лингва франка, языковая политика, международная коммуникация.

 

ААЛАМДАШУУ ДООРУНДА ОРУС ТИЛИНИН РОЛУ ЖАНА ОРДУ: КӨЙГӨЙЛӨР, ПЕРСПЕКТИВАЛАР, КАРАМА-КАРШЫЛЫКТАР

Арега Михайловна Акопянц – педагогика илимдеринин доктору, чет тил эл аралык туризм Институтунун директору, теориялык лингвистика жана маданияттар аралык байланыш практикасы кафедрасынын башчысы., Пятигорск мамлекеттик университети. Пятигорск, Россия. E-mail: imadean@yandex.ru

Аннотация. Макалада ааламдашуу доорунда орус тилинин көйгөйлөрү, перспективалары жана карама-каршылыктары баяндалат. Автор азыркы дүйнөдө болуп жаткан динамикалык процесстерди талдап, тилдин өнүгүшундөгү объективдүү кыйынчылыктарды аныктап, анын мындан аркы өнүгүүсүнүн олуттуу аспектилерин белгилеген.

Түйүндүү сөздөр: глобализация, дүйнөнүн этнотил сүрөтү, лингва франка, тил саясаты, эл аралык байланыш.

 

Role and place of the Russian language in the age of globalization: problems, prospects, contradictions

А. Akopyants – Doctor of Pedagogic Sciences, Full Professor, Director of the Institute of International Service, Tourism and Foreign Languages Head of the Department of Theoretic Linguistics and Intercultural Communication Practice, Pyatigorsk State University. Pyatigorsk, Russian Federation. E-mail: imadean@yandex.ru

Annotation. The article incudes the description of the problems, prospects and contradictions of the Russian language in the age of globalization. The author analyses dynamic processes, which have place in modern society, defines external challenges in the language development, nominates the most significant aspects of its further development.

Keywords: globalization, ethnic and linguistic view of the world, lingua franca, language politics, international communication.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникин Е. Е., Чудинов А. П. Дискуссия о русской языковой картине мира: абсолютный универсализм и крайний релятивизм (неогумбольдтианство) // Политическая лингвистика. – 2011. – № 1 (35). – С. 11–14.
  2. Билинг М. Нации и языки // Логос. – 2005. – № 4. – С. 60–86.
  3. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М., 1999. – 780 с.
  4. Гетманская М. Ю. Особенности корреляции категориального значения прономинально-конъюнкциональных контаминантов и выражаемых ими языковых смыслов в современном русском литературном языке // Университетские чтения–2015: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск, 2015. – С. 51–57.
  5. Гриценко Е. С., Кирилина А. В. «Язык и глобализация» в контексте лингвистического образования: конструктивистский подход // Высшее образование в России. – 2011. – № 3. – С. 69–75.
  6. Подзигун И. М. Глобализация и глобальные проблемы: философско-методологический анализ. – М., 2003. – 384 с.
  7. Хобсбаум Э. Все ли язык равны? Язык, культура и национальная идентичность // Логос. – 2005. – № 4. – С. 49–59.

 

Г. С. ТАГАЕВА, Г. МАДАНОВА, АРЫСТАНБЕК КЫЗЫ ЫРЫС. Обучение басням И. А. Крылова в начальной школе

 

Тагаева Гульмира Сарыгуловна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры теории и методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Маданова Гулназ, Арыстанбек кызы Ырыс – студентки 3 курса факультета русской филологии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы методики обучения чтению в начальной школе, раскрывается сущность понятия «читательская грамотность». Освещаются некоторые методы и цели обучения басням И. А. Крылова в начальных классах по учебникам нового поколения. Представлен план-конспект урока чтения в 4 классе по теме «Басни И. А. Крылова „Волк и кот“, „Трудолюбивый медведь“». Из методов обучения описан проектный метод.

Ключевые слова: басня, мораль, методика обучения чтению, методы обучения басням, читательская грамотность, проектный метод.

 

И. А. Крыловдун тамсилдерин башталгыч мектепте окутуу

Тагаева Гульмира Сарыгуловна – педагогика илимдеринин кандидаты, ага илимий кызматкер, И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин орус тилин жана адабиятын окутуунун теориясы жана методикасы кафедрасынын доценти.

Маданова Гулназ, Арыстанбек кызы Ырыс – И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик университетинин орус филологиясы факультетинин 3-курсунун студенттери.

Аннотация. Макалада башталгыч мектепте окууга үйрөтүү методикасынын көйгөйлөрү каралып, «окурмандык сабаттуулук» түшүнүгүнүн маңызы ачылат. Жаңы муундагы окуу китептери боюнча башталгыч класстарда И.А. Крыловдун тамсилдерин окутуунун айрым усулдары жана максаттары каралат. 4-класста И.А. Крыловдун «Карышкыр жана мышык», «Эмгекчил аюу» тамсилдери боюнча окуу сабагынын план-конспектиси сунушталды. Окутуу методдорунан долбоордук метод сүрөттөлгөн.

Түйүндүү сөздөр: тамсил, мораль, окууга үйрөтүү методикасы, тамсилдерди окутуу усулдары, окурмандык сабаттуулук, долбоордук метод.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_raboty_nad_basney_na_urokah_chteniya_v_nachalnoy_shkole/ (Дата обращения: 19.10.2023)
  2. OECD (2016), PISA 2015 Results (Volume I): Excellence and Equity in Education, PISA, OECD Publishing, Paris, p. 50.
  3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. – № 6. – С. 39– 47.
  4. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего.– Берлин: Госуд. изд-во РСФСР, 1922. – 178 с.
  5. Есипов Б. П., Равкин З. И. Метод проектов // Педагогическая энциклопедия. – М., 1965. – Т. 2.
  6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  7. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

 

Д. Б. ЖУМАБАЕВА. Изучение русского языка в школах Кыргызстана

 

Жумабаева Дамира Барпиевна – старший научный сотрудник лаборатории непрерывного образования Кыргызской академии образования.

Аннотация. В заметке освещается значение русского языка в многоязычном Кыргызстане. Отмечаются некоторые недостатки в системе обучения русскому языку в школах республики, обуславливающие ограничение уровня владения русской речью школьниками-кыргызами и представителями других этносов. Намечаются пути улучшения качества обучения русскому языку.

Ключевые слова: русский язык, Кыргызстан, многонациональное государство, языковая ситуация, язык образования, язык межкультурного общения, недостатки, учебные программы, учебные ресурсы, количество учебных часов, качество преподавания, методическая помощь, повышение квалификации.

 

КЫРГЫЗСТАНДАГЫ МЕКТЕПТЕРДЕ ОРУС ТИЛИН ҮЙРӨНҮҮ

Жумабаева Дамира. Барпиевна – Кыргыз билим берүү академиясынын үзгүлтүксүз билим берүү  лабораториясынын ага илимий кызматкери.

Аннотация. Макалада көп тилдүү Кыргызстанда орус тилинин мааниси баса белгиленет. Республиканын мектептеринде орус тилин окутуунун системасында кыргыз мектеп окуучуларынын жана башка улуттардын өкүлдөрүнүн орус тилин өздөштүрүү деңгээлин чектеп жаткан кээ бир кемчиликтер жазылат. Орус тилин окутунуунун сапатын жогорлатуунун  жолдору белгиленет.

Түйүндүү сөздөр: орус тили, Крыгызстан, көп улуттуу мамлекет, тил жагдайы, билим берүү тили, маданияттар аралык байланыш тили, кемчиликтер, окуу программалары, билим берүү ресурстары, окутуу сааттарынын саны, окутуунун сапаты, методикалык жардам, квалификацияны жогорулатуу.