Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2022, № 4

 

Содержание

 

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Н. П. Задорожная. Особенности лексической работы в учебнике русского языка

для киргизской школы (На примере учебника для 2 класса)………………………………………… 3

Б. М. Примкулова. Коммуникативная особенность аудирования как вида речевой

деятельности на всех этапах обучения русскому языку……………………….……………….…… 10

Д. А. Крутиков. К изучению русских народных пословиц

(На материале пословиц, собранных В. И. Далем)…………………………………………………. 17

 

Педагогическая трибуна

В. А. Лукина, Н. А. Турдыева. Поэтическое слово в эпоху цифровизации…………….….………. 23

 

Наши раритеты

С. Р. Шабаноглы. Изучение темы «Множественное число имён существительных»

в VIII классе киргизской школы……………………………………………………………………………. 26

Л. А. Шейман. «Памятник» А. С. Пушкина: вчитываясь в текст……………..………….…………… 29

 

Пушкинский уголок

Г. У. Соронкулов. Пушкин и киргизы……………………………………….…………………..…………. 43

 

Хроника

Г. У. Соронкулов. Пятидесятая Международная научная конференция «Болдинские чтения».… 51

Л. И. Гарающенко, Б. Б. Койчуев. Международный форум «Русский язык и наука ХХI века:

проблемы, достижения, перспективы»……………………………………………………………………. 59

 

Указатель статей, опубликованных в нашем журнале в 2022 году……………………….…………… 66

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГАФИЯ

 

 

  • Д. А. КРУТИКОВ.  К изучению русских народных пословиц (На материале пословиц, собранных В. И. Далем)

 

Крутиков Денис Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. В статье представлены избранные пословицы из сборника В. И. Даля «Пословицы русского народа» и ряд методических рекомендаций по их использованию в школьном обучении. Даётся краткий обзор программ для общеобразовательных организаций по русской литературе, в которых предусмотрено изучение пословиц как значимого дидактического жанра фольклора.

Пословицы выбраны автором статьи в соответствии с критериями отбора художественных текстов согласно предметному стандарту Министерства образования и науки Кыргызской Республики по русской литературе. Отмечается, что в данных пословицах в яркой художественной форме отражён народный идеал нравственности. Для каждой пословицы принята следующая схема рассмотрения: тема и смысл пословицы, её значение в жизни человека.

Ключевые слова: пословица, критерии отбора, нравственность, доброта, любовь, уважение.

 

Орус элинин макалдарын окуу

(В. И. Даль чогулткан макалдардын негизинде)

Крутиков Денис Александрович – филология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун Орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макалада В. И. Дальдын «Орус элинин макалдары» китебиндеги тандалган макалдар каралат. Орус адабияты боюнча программалар кыскача каралып, анда макалдар элдик оозеки чыгармачылыктын маанилүү дидактикалык жанры катары берилген. Макалдарды тандоо Кыргыз Республикасынын Билим берүү жана илим министрлигинин орус адабияты боюнча предметтик стандартында камтылган көркөм тексттерди тандоо критерийлеринин негизинде жүргүзүлдү. Бул макалдар ачык көркөм формада улуттук адеп-ахлак идеалын чагылдырганы белгиленген. Ар бир макал үчүн төмөнкүдөй кароо схемасы кабыл алынат: темасы, мааниси, адам жашоосундагы мааниси. Каралып жаткан макалдарды мектептеги билим берүүдө методикалык колдонуу боюнча сунуштар берилген.

Түйүндүү сөздөр: макал, тандоо критерийлери, адеп-ахлак, боорукердик, сүйүү, урматтоо.

 

Studying of the Russian folk proverbs

(Оn the material of proverbs collected by V. I. Dal)

Krutikov Denis Aleksandrovich Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The article deals with selected proverbs from V. I. Dal’s book «Proverbs of the Russian people». A brief overview of programs on Russian literature which provides for the study of proverbs as a significant didactic genre of folklore is given. The proverbs were selected by the author in accordance with the criteria for selecting literary texts in accordance with the subject standard of the Ministry of Education and Science of the Kyrgyz Republic for Russian literature. It is noted that these proverbs reflected the national ideal of morality in a vivid artistic form. For each proverb, the following consideration scheme is adopted: theme, meaning, significance in human life. Recommendations on the methodical use of the considered proverbs in school education are given.

Keywords: proverb, selection criteria, morality, kindness, love, respect.

 

Литература

 

  1. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. – М.: Советская Энциклопедия, 1966. – 376 с.
  2. Русская литература: программа для общеобразовательных организаций с русским языком обучения: 5–9 классы (Базовый курс) / Сост. Н. Ешенова, И. Низовская, Г. Тагаева, С. Алмурзаева. – Бишкек, 2018. – URL: https://kao.kg/wp-content/uploads/2020/05/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-5-9.pdf (дата обращения: 16.11.2022).
  3. Русская и мировая литература: программа для общеобразовательных организаций с кыргызским языком обучения: 5–9 классы (Базовый курс) // Министерство образования и науки Кыргызской Республики – Бишкек, 2018. – URL: https://edu.gov.kg/media/files/a0c233d8-82b5-4631-8796-1af08531b91c.pdf (дата обращения: 16.11.2022).
  4. Пословицы русского народа: сборник В. Даля: в 2 т. / Послесл. В. Аникина. – М.: Художественная литература, 1984.
  5. Предметный стандарт по курсу «Русская литература» для 10–11 классов (в школах с русским языком обучения) [Электронный ресурс] / Сост. И. А. Низовская, Н. А. Ешенова // Министерство образования и науки Кыргызской Республики. – Бишкек, 2020. – URL: http://kao.kg/wp-content/uploads/2020/10/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BF%D0%BE-%D0%A0%D0%9B-10-11-%D0%BA%D0%BB.-%D1%80%D1%83%D1%81.pdf (дата обращения: 16.11.2022).
  6. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. / Под общ. ред. В. Г. Черткова. – М.: ГИХЛ, 1935–1958. – Т. 52: Дневники, записные книжки 1891–1894. – С. 56–57.

 

  • В. А. ЛУКИНА, Н. А. ТУРДЫБАЕВА. Поэтическое слово в эпоху цифровизации

 

Лукина Валентина Анатольевна учитель русского языка СОШ № 7 г. Таш-Кумыра, руководитель городского Центра русского языка.

Турдыбаева Нигора Акбаралиевна учитель русского языка СОШ № 5 г. Таш-Кумыра.

Аннотация. В статье освещается значение художественного слова и гуманитарных дисциплин в школе для сохранения Человека в человеке в эпоху цифровизации.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, цифровизация, гуманитарные дисциплины, Т. Черниговская – эксперт-ориентир, Е. Евтушенко, И. Бродский.

           

САНАРИПТЕШТИРҮҮ ДООРУНДАГЫ ПОЭТИКАЛЫК СӨЗ

Лукина Валентина Анатольевна Таш-көмүр шаарынын № 7 орто мектебинин орус тили мугалими, шаардык орус тили борборунун жетекчиси.

Турдыбаева Нигора Акбаралиевна Таш-Көмүр шаарынын № 5 орто мектебинин орус тили мугалими.

Аннотация. Макалада санариптештирүү доорунда Инсанды сактап калуу үчүн мектепте көркөм сөздүн жана гуманитардык илимдердин мааниси баса белгиленет.

Түйүндүү сөздөр: эмоционалдык интеллект, санариптештирүү жана гуманитардык дисциплиналар, Т. Черниговская – эксперттик гид, Е. Евтушенко, И. Бродский.

 

Poetic word in the era of digitalization

Lukina Valentina Anatolyevna teacher of the Russian language at secondary school No. 7, head of the Russian Language Center.

Turdybaeva Nigora Akbaralievna teacher of the Russian language, secondary school No. 5, Tash-Kumyr.

Annotation. The article highlights the importance of the artistic word and humanities in school for the preservation of a Person in a person in the era of digitalization.

Keywords: emotional intelligence, digitalization, and humanitarian disciplines, T. Chernigovskaya — expert guide, E. Yevtushenko, I. Brodsky.

 

Литература 

  1. Лукина В. А. Авторская программа: «Люблю мечты моей созданье» (Изучение основ философии, литературы, искусств) / Oтзыв академика Арона Брудного. – Таш-Кумыр, 2005.
  2. Сборник из всех лекций и выступлений Татьяны Черниговской. – URL: https://youtu.be/SjecLC5HAGs
  3. Лукина В. А. Эмоциональный интеллект на уроках литературы, или «Зорко одно лишь сердце» // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 2019. – № 3. – С. 21–24.
  4. Бродский И. Лекция в качестве поэта-лауреата библиотеки Конгресса США. (Вашингтон, 1991 г.) – URL: https://www.facebook.com/groups/376542414752/posts/10156236786734753/

 

    • Г. У. СОРОНКУЛОВ. Пушкин и киргизы

 

Соронкулов Гульжигит Умарович – доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, главный редактор журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана». E-mail: soronkulov52@mail.ru

Аннотация. В статье рассказывается о той стороне художественной аксиологии великого русского поэта, которая обычно передаётся обобщённым названием «Пушкин и Восток». Следует отметить, что в творчестве поэта воссозданы те или иные сведения, характерные особенности многих народов мира, что позволило Ф. М. Достоевскому заявить о «всемирной отзывчивости» Пушкина.

В то время, когда российское востоковедение только начинало изучение истории, жизни и быта народов-соседей, именно А. С. Пушкин, который был также прекрасным историком, внёс важный вклад в научное и подлинно гуманистическое освещение жизни и истории киргизов.

Эта статья – дань памяти Л. А. Шейману, Учителю, пушкинисту, основателю и бессменному редактору журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», которому в январе 2023 года исполняется 65 лет.

Ключевые слова: восточные мотивы, киргизы, «Сибирский вестник», русско-киргизские литературные связи, киргиз-кайсаки, А. И. Лёвшин, калмыки, башкиры, фольклор, царевна-лебедь, Айчурек, образ-посредник, этнокультура.

 

Пушкин жана кыргыздар

Соронкулов Гүлжигит Умарович – филология илимдеринин доктору, И. Арабаев атындагы КМУнун гуманитардык факультетинин орус тили жана адабияты кафедрасынын башчысы, «Русский язык и литература в школах Кыргызстана» журналынын башкы редактору. E-mail: soronkulov52@mail.ru

Аннотация. Макалада улуу орус акынынын көркөм аксиологиясынын көп учурда «Пушкин жана Чыгыш» деген жалпы аталыш менен берилип жүргөн маселе жөнүндө сөз болот. Белгилеп кетсек, акындын чыгармачылыгында айрым маалыматтар, дүйнөнүн көптөгөн элдерине мүнөздүү өзгөчөлүктөр берилгендиктен Ф. М. Достоевскийге Пушкиндин «дүйнөлүк универсалдуулугу» жөнүндө айтууга мүмкүндүк берген.

Орус чыгыш таануусу коңшу элдердин тарыхын, турмушун жаңыдан изилдей баштаган мезгилде, А. С. Пушкин кыргыздардын жашоосу жана тарыхы жөнүндө илимий жана чыныгы гуманисттик чагылдыруусуна салым кошкон. А. С. Пушкин мыкты тарыхы дагы болгон.

Бул макала – 2023-жылы январь айында 65 жашка толгон журналыбыздын негиздөөчүсү жана туруктуу редактору болгон Мугалимибиз жана пушкинист Л. А. Шеймандын элесине таазим.

Түйүндүү сөздөр: чыгыш мотивдери, кыргыздар, «Сибирь жарчысы», орус-кыргыз адабий байланыштары, кыргыз-кайсактар, А. И. Лёвшин, калмактар, башкырлар, фольклор, ак куу ханзаада, Айчүрөк, ортомчу образ, этномаданият.

 

Pushkin and kyrghyzs

Soronkulov Gulzhigit Doctor of Philology, Head of the Department of Russian Language and Literature of the Faculty of Humanities of the Kyrgyz State University named after I. Arabaev, Editor-in-Chief of the journal «Russian Language and Literature in Schools of Kyrgyzstan». E-mail: soronkulov52@mail.ru

Annotation. The article tells about that side of the artistic axiology of the great Russian poet, which is usually conveyed by the generalized name «Pushkin and the East». It should be noted that in the poet’s work certain information, characteristic features of many peoples of the world are recreated, which allowed F. M. Dostoevsky to declare Pushkin’s «universal responsiveness».

At a time when Russian oriental studies were just beginning to study the history, life and life of the neighboring peoples, it was A. S. Pushkin, who was also an excellent historian, who deserved the merit of his contribution to the scientific and truly humanistic coverage of the life and history of the Kirghiz.

This article is a tribute to the memory of the Teacher, Pushkinist, founder and permanent editor of our journal, who, by the way, turns 65 in January 2023.

Keywords: оriental motifs, Kirghiz, «Siberian Bulletin», Russian-Kyrgyz literary connections, Kirghiz-Kaisaks, A.I. Levshin, Kalmyks, Bashkirs, folklore, swan princess, Aichurek, intermediary image, ethnoculture.

 

Литература

 

  1. Шейман Л. А. К вопросу об источниках одного из эпизодов «Истории Пугачёва» А. С. Пушкина // Тезисы докл. 7-й науч. конф. проф.-препод. состава. – Фрунзе: Кирг. гос. ун-т, 1959. – С. 59–66.
  2. Шейман Л. А. Огни бунтующих киргизов (Вокруг одного из эпизодов пушкинской «Истории Пугачёва») // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – – № 3. – С. 62–69.
  3. Благой Д. Д. Душа в заветной лире: очерки жизни и творчества Пушкина. – М.: Сов. писатель, 1979. – 621 с.
  4. Шейман Л. А. Пушкин и киргизы. – Фрунзе, 1963. – 144 с.
  5. Шейман Л. А., Соронкулов Г. У. Кыргызы, казахи и другие народы Востока в мире Пушкина: Очерки / Под общ. ред. Л. А. Шеймана. Худ. А. Н. Карпов. – 3 изд., пересмотр. и дополн. – Бишкек, 2004. – 118 с.: илл.
  6. Жирмунский В. М. Введение в изучение эпоса «Манас» // Киргизский героический эпос «Манас». – М.: Изд.-во АН СССР, 1961.
  7. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. – М.: Сов. писатель, 1983.
  8. Брагина А. А. Мир животных в мире слов. Книга для внеклассного чтения. – М.: Московский лицей, 1995.
  9. Айтматов Ч. Т. Сокровенное слово рождается во внутренней полемике. Беседа писателя с обозревателем «ЛГ» Борисом Евсеевым. – Лит. газета, 1994. – 26 июня. – № 26.
  10. Сулейменов О. О. Аз и Я. Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. – Алма-Ата: Жалын, 1990. – 590 с.
  11. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. – Л.: Наука, 1972–1990. – Т. 27: Дневник писателя, 1881. Автобиографическое. Dubia. – 1984. – 463 с.
  12. Маликов К. Думая о Пушкине / Перевод Юрия Смышляева. – Сов. Киргизия, 1965. – 4 апреля. – № 79.