Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2022, № 3

 

Содержание

 

                         Двуязычие в Кыргызстане

 

            М. Дж. Тагаев, А. С. Молдомамбетова. Билингвальный ландшафт Кыргызстана

и типы языковых личностей………….………………………………………………………………….. 3

 

Лингводидактика. Литературодидактика

 

            Н. К. Календерова, А. Р. Рамисова. Родительный падеж в значении места, из которого

совершается действие (откуда?) (Элементарный уровень обучения русскому языку

как неродному)……………………………………………………………………………………………… 11

            Б. М. Примкулова. Работа по картине В. Поленова «Московский дворик»……..……….. 17

М. Б. Каменева. Олимпиада – два в одном: проверка приобретённых студентами навыков

и мотивирование к изучению предмета «Русский язык» в вузе…………………………..………… 24

 

Наша экспресс-хрестоматия

 

            Д. А. Крутиков. К изучению рассказа Н. Г. Гарина-Михайловского «Адочка»…………… 28

 

Наши раритеты

 

            Л. А. Шейман. Приступая к чтению «Памятника» А. С. Пушкина……………….…………. 34

 

Образование, педагогика, методология

 

            С. А. Доманова. К вопросу о философии образования и преподавании литературы…………………………………………………………………………………….………………. 48

 

Филологи Кыргызстана

 

            З. К. Дербишева. Известные лингвисты Кыргызстана………………………..……………..…. 55

 

Наши юбиляры

 

            К юбилею профессора Замиры Касымбековны Дербишевой……………….………….…….. 61

С. М. Юбурова. К 70-летию кафедры русского языка и литературы факультета

гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева……………………………………………………………….. 64

 

Календарь знаменательных дат на 2023 год……………………………………….……..………. 70.

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

    • М. Дж. ТАГАЕВ, А. С. МОЛДОМАМБЕТОВА. Билингвальный  ландшафт Кыргызстана и типы языковых личностей

 

Тагаев Мамед Джакыпович – доктор филологических наук, профессор, директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета. Е-mail: mamed_tagaev@list.ru. ORCID: 0000-0002-3743-4713; elibrary SPIN: 8544-1419.

Молдомамбетова Айжан Суйорбековна научный сотрудник Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета. Е-mail: gaanb28@gmail.com. ORCID: 0000-0001-6155-4769.

Аннотация. Для носителей малых языков, каким является киргизский, владение одним из мировых языков, наряду с родным, становится в нынешнюю эпоху жизненной необходимостью. В этой связи анализ билингвальной и полилингвальной ситуации в многонациональном Кыргызстане относится к числу актуальных проблем.

В статье даётся общий анализ языковой ситуации в Кыргызстане, отмечается особая роль русского языка как ведущего компонента в формировании разных видов двуязычия и многоязычия, предлагается классификация типов языковых личностей, сложившихся в стране за время её суверенного развития. В статье отражаются также разные типы отношений местных жителей к русскому и родным языкам и образовательным процессам на этих языках, выявленные методами социолингвистических опросов; отмечаются некоторые коллизии между языковой политикой, проводимой властью, и отношением людей к языковым вопросам и билингвизму.

Ключевые слова: билингвизм, мультилингвизм, языковая ситуация, языковая личность, типы билингвальных личностей, киргизский язык, русский язык, национально-русское двуязычие, государственный язык, официальный язык.

 

Кыргызстандын кош тилдүү ландшафты жана тилдик инсандардын түрлөрү

Тагаев Мамед Жакыпович – филология илимдеринин доктору, профессор, Кыргыз-Россия Славян университетинин Орус тили институтунун директору. Е-mail: mamed_tagaev@list.ru. ORCID: 0000-0002-3743-4713; elibrary SPIN: 8544-1419.

Молдомамбетова Айжан Суйорбековна Кыргыз-Россия Славян университетинин Орус тили институтунун илимий кызматкери. Е-mail: gaanb28@gmail.com. ORCID: 0000-0001-6155-4769.

Аннотация. Кыргыз тили сыяктуу кичи тилдерде сүйлөгөндөр үчүн эне тили менен катар дүйнөлүк тилдердин бирине ээ болуу азыркы доордо турмуштук зарылчылыкка айланып баратат. Ушуга байланыштуу көп улуттуу Кыргызстандагы кош жана көп тилдүү кырдаалды талдоо актуалдуу маселелердин бири болуп саналат.

Макалада Кыргызстандагы лингвистикалык кырдаалга жалпы талдоо берилип, кош тилдүүлүктүн жана көп тилдүүлүктүн ар кандай түрлөрүн калыптандырууда жетектөөчү компонент катары орус тилинин өзгөчө ролу белгиленип, өлкөдө анын эгемендүү өнүгүү мезгилинде калыптанган тилдик инсандардын түрлөрүнүн классификациясы сунушталат. Мындан тышкары, социолингвистикалык сурамжылоонун ыкмалары менен аныкталган жергиликтүү тургундардын орус жана эне тилдерине жана ушул тилдерде билим берүү процесстерине болгон мамилелеринин ар кандай түрлөрү чагылдырылган; бийлик жүргүзүп жаткан тил саясаты менен элдин тил маселесине мамилеси жана кош тилдүүлүк ортосунда айрым карама-каршылыктар бар экендиги аныкталган.

Түйүндүү сөздөр: билингвизм, мультилингвизм, тилдик кырдаал, тилдик инсан, кош тилдүү инсандардын түрлөрү, кыргыз тили, орус тили, улуттук-орус кош тилдүүлүгү, мамлекеттик тил, расмий тил.

 

Bilingual landscape of Kyrgyzstan and types of language personalities

Tagaev Mamed Dzhakypovich – Doctor of Philology, Professor, Director of the Russian Language Institute of the Kyrgyz-Russian Slavic University. E-mail: mamed_tagaev@list.ru. ORCID: 0000-0002-3743-4713; elibrary SPIN 8544-1419.

Moldomambetova Aizhan Suyorbekovna – Researcher at the Institute of Russian Language, Kyrgyz-Russian Slavic University. Е-mail: gaanb28@gmail.com. ORCID: 0000-0001-6155-4769.

Annotation. For speakers of minor languages, such as Kyrgyz, possession of one of the world languages, along with their native language, is becoming a vital necessity in the current era. In this regard, the analysis of the bilingual and multilingual situation in multinational Kyrgyzstan is one of the urgent problems.

The article provides a general analysis of the linguistic situation in Kyrgyzstan, notes the special role of the Russian language as a leading component in the formation of different types of bilingualism and multilingualism, and proposes a classification of the types of linguistic personalities that have developed in the country during its sovereign development. The methods of sociolinguistic surveys reveal different types of attitudes of local residents towards Russian and native languages, as well as educational processes in these languages; some collisions are noted between the language policy pursued by the authorities and the attitude of people to language issues and bilingualism.

Keywords: bilingualism, multilingualism, linguistic situation, linguistic personality, types of bilingual personalities, Kyrgyz language, Russian language, national-Russian bilingualism, state language, official language.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Бахтикиреева У. М. Теория билингвизма в русском языкознании // Лингвистика XXI века: сб. науч. ст.: к 65-летнему юбилею проф. В. А. Масловой. – М.: Флинта; Наука, 2013. – 944 с. (Серия «Концептуальный и лингвальный миры». Вып. 3). – С. 44–55.
  2. Айтматов Ч. Т. Чудо родной речи // Айтматов Ч. Полное собрание сочинений: в 10 т. – Т. 8. Публицистика. – Бишкек: Улуу тоолор, 2018. – 606 с.
  3. Маслова В. А. Язык и народ: этногенерирующая функция языка // Вестник КРСУ. – 2017. – Т. 17. – № 9. – С. 139–141.
  4. Тагаев М. Дж. Русский язык в обыденном сознании жителей Кыргызстана // Вестник КРСУ. – – Т. 19. – № 6. – С. 77–83.
  5. Орусбаев А. О. Русский язык как этнокоммуникативный компонент дву- и многоязычия в Кыргызстане. – Бишкек: КРСУ, 2003. – 227 с.
  6. Тагаев М. Дж. Лингвокультурные типажи в языковом сообществе Кыргызстана // Функционирование русского языка в контексте взаимодействия с киргизским языком и культурой / Международная конференция, посвящённая 20-летию КРСУ (г. Бишкек, 22 февраля 2013 г.). – Бишкек: КРСУ, 2013. – С. 11–17.
  7. Айтматов Ч. Т. Склоняю голову // Айтматов Ч. Полное собрание сочинений: в 10 т. – Т. 8. Публицистика. – Бишкек: Улуу тоолор, 2018. – 606 с.

 

    • Н. К. КАЛЕНДЕРОВА, А. Р. РАМИСОВА.  Родительный падеж в значении места, откуда совершается действие (откуда?)

(Элементарный уровень обучения русскому языку как неродному)

 

Календерова Назгуль Календеровна – старший преподаватель кафедры русского языка и литературы факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. E-mail: kalenderova72@mail.ru

Рамисова Аяна Рамисовна – студентка 4 курса факультета гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева.

Аннотация. В статье представлена разработка урока, отражающая особенности изучения темы «Родительный падеж в значении места, из которого совершается действие (откуда?)» на элементарном уровне обучения русскому языку как неродному.

Ключевые слова: родительный падеж, значение места, действие, предлоги.

 

Genitive case in the meaning of the place from which the action is performed (from where?)

(Elementary level of teaching Russian as a non-native language)

Kalenderova Nazgul Kaienderovna – senior lecturer at the Department of Russian Language and Literature of the Faculty of Humanities of the Kyrgyz State University named after I. Arabaev. E-mail: kalenderova72@mail.ru

Ramisova Ayana Ramisovna – 4th-year student of the Faculty of Humanities of the I. Arabaev KSU.

Annotation. The article presents the development of a lesson on the topic «Genitive case in the meaning of the place from which the action is performed (where?)» This work is devoted to the study of the genitive case in the meaning of the place from which the action is performed (where?), at the elementary level of teaching the Russian language as non-native.

Keywords: genitive case, meaning of place, actions, prepositions.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Афанасьева Н. А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. – М.: Академия, 2006. – 184 с.
  2. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н. С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
  3. Зализняк А. А. О понимании термина «падеж» в лингвистических описаниях // Зализняк А. А. Русское именное словоизменение с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. – М., 2002.
  4. Панова Г. И. Морфологические категории в современном русском языке: аспекты формального выражения глагольного вида и рода существительных. – СПб.; Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 1996. – 164 с.
  5. Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 384 с.
  6. Современный русский язык. Морфология / Под. общ. ред. И. А. Киселёва. – Минск: Высшая школа, 1992. – 335 с.

 

    • Д. А. КРУТИКОВ. К изучению рассказа Н. Г. Гарина-Михайловского «Адочка»

 

Крутиков Денис Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению рассказа Н. Г. Гарина-Михайловского «Адочка». Писатель обращается в произведении к актуальной теме взаимоотношений между детьми и взрослыми. Данная тема раскрывается в рассказе в яркой, эмоциональной форме. Произведение отмечено высотой гуманистического звучания. Автор даёт методические рекомендации по формулированию вопросов к рассказу, адресованных учащимся, и примерные ответы. Как показано в статье, изучение рассказа «Адочка» является продуктивным в аспектах филологического и этического подходов. Он обладает несомненными художественными достоинствами и высоким гуманновоспитывающим влиянием на сознание читателя.

Ключевые слова: предметный стандарт, гуманистический пафос, гуманизация сознания, образ автора.

 

Н. Г. Гарин-Михайловскийдин «Адочка» аңгемесин окуу

Крутиков Денис Александрович – филология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун Орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макала Н. Г. Гарин-Михайловскийдин «Адочка» аңгемесин изилдөөгө арналган. Жазуучу чыгармасында балдар менен чоңдордун ортосундагы мамиленин актуалдуу темасына кайрылат. Бул тема аӊгемеде жаркын, эмоционалдуу, көркөм формада ачылууда. Чыгарма биийик гумандуулугу менен белгиленет. Аӊгемени изилдөөдө суроолорду түзүү жана чамалуу жооп берүү боюнча методикалык рекомендациялар сунушталат. Макалада көрсөтүлгөндөй, «Адочка» аӊгемесин изилдөө филологиялык жана этикалык аспектиде жемиштүү болуп жатат. Анын көркөмдүк жакшы жактары жана окурмандын аң-сезимине жогорку гумандуу тарбиялоочу таасири шексиз.

Түйүндүү сөздөр: предметтик стандарт, гуманисттик пафос, аң-сезимди гумандаштыруу, автордун образы.

 

Studying of the story «Adochka» by N. G. Garin-Mihailovskiy

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The article is devoted to the study of the story «Adochka» by N.G. Garin-Mikhailovsky. The writer addresses in his story to the actual topic of the relationship between children and adults. This theme is revealed in the story in a bright, emotional, artistic form. The work is marked by the height of humanistic sound. The author offers guidelines for formulating questions to the story and approximate answers. As shown in the article, the study of the story «Adochka» is productive in terms of philological and ethical approaches. It has undoubted artistic merits and a high humanely educating influence on the mind of the reader.

Keywords: subject standard, humanistic pathos, humanization of consciousness, image of the author.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Русская литература: программа для общеобразовательных организаций с русским языком обучения: 5–9 классы (Базовый курс) / Сост. Н. Ешенова, И. Низовская, Г. Тагаева, С. Алмурзаева. – Бишкек, 2018. – URL: https://kao.kg/wp-content/uploads/2020/05/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0-5-9.pdf (дата обращения: 08.11.22).
  2. Гарин-Михайловский, Н. Г. Адочка [Текст] / Н. Г. Гарин-Михайловский // Собр. соч.: в 5 т. – М., 1958. – Т. 4. – С. 176–181.
  3. Предметный стандарт по курсу «Русская литература» для 10–11 классов (в школах с русским языком обучения) [Электронный ресурс] / Сост. И. А. Низовская, Н. А. Еешенова // Министерство образования и науки Кыргызской Республики – Бишкек, 2020. – URL: http://kao.kg/wp-content/uploads/2020/10/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BF%D0%BE-%D0%A0%D0%9B-10-11-%D0%BA%D0%BB.-%D1%80%D1%83%D1%81.pdf (дата обращения: 08.11.22).

 

    • С. А. ДОМАНОВА. К вопросу о философии образования и преподавании литературы

 

Доманова Софья Алексеевна магистрантка философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: st065769@student.spbu.ru

Аннотация. В статье предпринята попытка обозначить философский смысл образования. Через анализ мифа о пещере как метафоры просветительской деятельности обосновывается определение образования как акта свободного движения человека к познанию себя и мира. Акцентируется внимание на близости философии и литературы, приводятся аргументы в пользу внедрения смыслов философской герменевтики в методологию преподавания литературы в школе.

Ключевые слова: философия образования, литература, герменевтика, Просвещение.

 

АДАБИЯТТЫН БИЛИМ БЕРҮҮ ЖАНА ОКУТУУ ФИЛОСОФИЯСЫ ЖӨНҮНДӨГҮ СУРООЛОРГО

Доманова Софья Алексеевна – Санкт-Петербург мамлекеттик университетинин философия факультетинин магистранты. E-mail: st065769@student.spbu.ru

Аннотация. Макалада билим берүүнүн философиялык маанисин аныктоого аракет жасалган. Үңкүр жөнүндөгү мифтин тарбиялык ишмердүүлүктүн метафорасы катары талдоо аркылуу, тарбия адамдын өзүн жана дүйнөнү таанып-билүүгө эркин кыймыл аракети катары аныкталат. Философия менен адабияттын жакындыгына көңүл бурулуп, мектепте адабиятты окутуунун методологиясына философиялык герменевтиканын маанилерин киргизүүнү жактаган аргументтер келтирилген.

Түйүндүү сөздөр: билим берүү философиясы, адабият, герменевтика, агартуу.

 

On the question of the philosophy of education and the teaching of literature

Domanova Sofya Alekseevnastudent of the magistracy of the philosophical faculty of St. Petersburg State University. E-mail: st065769@student.spbu.ru

Annotation. The article attempts to identify the philosophical meaning of education. Through the analysis of the «allegory of the cave» as a metaphor for educational activities, the definition of education as an act of free movement of a person to the knowledge of himself and the world is substantiated. The main topic of this article is the philosophical aspect of the space of literature. Attention is focused on the propinquity of philosophy and literature, arguments are built in favor of introduction of the meanings of philosophical hermeneutics into the methodology of teaching literature in schools.

Keywords: philosophy of education, literature, hermeneutics, Enlightenment.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Мордвинцева Л. П. Что такое «философия образования»? (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. – 2016. – № 3. – С. 141–147.
  2. Платон. Государство. – М.: Академический проект, 2015. – 505d–508d, 514a–518d. – С. 239–245.
  3. Хайдеггер М. Учение Платона об истине / Пер. с нем. Т. В. Васильевой // Историко-философский ежегодник. – М.: Наука, 1986. – С. 255–275.
  4. Кант И. Сочинения: в 6 т. / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1963–1966. – (Философское наследие) – Т. 6. – С. 25–36.
  5. Платон. Избранные диалоги / Сост. В. Асмус. – М.: Художественная литература, 1965. – С. 185–204.
  6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. – М.: Мысль, 1976–1983. – (Философское наследие). – Т. 2. – С. 91– 116.
  7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.

 

    • С. М. ЮБУРОВА. К 70-летию кафедры  русского языка и литературы факультета гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева

 

Юбурова Сания Марсуевна старший преподаватель кафедры русского языка и литературы факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. E-mail: yuburova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена кафедре русского языка и литературы Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева. История кафедры начинается с 1952 года, когда на филологическом факультете Киргизского женского педагогического института им. В. В. Маяковского (так раньше назывался вуз) было создано отделение русского языка и литературы. В 1952 году на филологическом факультете было две кафедры: кафедра русского языка (зав. кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л. В. Батманова) и кафедра русской литературы (зав. кафедрой – доцент Д. Л. Брудный). В настоящее время кафедра русского языка и литературы входил в структуру факультета гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева.

Ключевые слова: КЖПИ, отделение, русский язык и литература.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Татыбекова Ж. С. В вузе учатся только девушки. – Фрунзе: Кыргызстан, 1984. – С. 20–26.
  2. ЦГА Кирг. ССР, ф. 105, оп. 30, д. 94, л. 10–12.