Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2020, № 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лингводидактика. Литературодидактика

            Л. М. Бреусенко, Т. А. Матохина. «Мастерская чтения и письма» в 7 классе… 3

            Д. А. Крутиков. К изучению рассказа И. А. Бунина «Заря всю ночь»………..… 12

 

Из новых и вариативных учебников

            Н. П. Задорожная. Академическое письмо: от предложения к тексту

(Продолжение)………………………………………………………………………………….… 20

 

Наши раритеты

            А. Ю. Андреева. Молчалин и «молчалинщина» (С урока по «Горю от ума»

А. С. Грибоедова)……………………………………………………………………….……….. 26

Л. В. Вразовская, О. Н. Донкова. Чтобы не «распалась связь времён» (Цикл

уроков по творчеству А. И. Куприна в ХI классе)……………………………….…………. 35

 

Научно-популярный отдел

            М. И. Лазариди. Басня Эзопа «Цикада и Муравей» и её переложения:

сопоставительный анализ концептов…………………………………..……………………… 43

Л. И. Гарающенко. Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского……..……………. 48

Ороскул кызы Жаннат. Жизнеутверждающий талант мастера

слова А. А. Фета……………………………………………………………………….………….. 58

 

К 120-летию со дня рождения С. И. Ожегова

            В. К. Янцен. Он создал словарь современного русского мира………..………… 65

 

К 100-летию Ленинпольской СШ № 1 имени В. И. Ленина

            Г. У. Соронкулов. Встреча 50 лет спустя……………………………………………… 69

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К СТАТЬЯМ, БИБЛИОГРАФИЯ

 

Д. А. КРУТИКОВ. К изучению рассказа И. А. Бунина «Заря всю ночь»

 

Крутиков Денис Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы КНУ им. Ж. Баласагына. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. В статье даются методические рекомендации по изучению рассказа И. А. Бунина «Заря всю ночь» в системе среднего и высшего образования. Автор анализирует содержание рассказа, предлагает ряд вопросов и ответов с пояснениями к произведению. Делается вывод об актуальности изучения в школе и вузе этого рассказа И. А. Бунина, отмеченного высокой художественностью, лиризмом и глубиной нравственно-гуманистического содержания.

Ключевые слова: рассказ, нравственно-гуманистический, содержание, лиризм, любовь, душа, чуткость.

 

И. А. БУНИНДИН «ЗАРЯ ВСЮ НОЧЬ» АҢГЕМЕСИН ОКУУ

Крутиков Денис Александрович филология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун Орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макалада орто жана жогорку билим берүү системасындагы И.А. Буниндин «Заря всю ночь» аңгемесинин изилдөө боюнча методикалык сунуштарын келтирилет. Автор аңгеменин мазмунун талдап, чыгармага бир нече суроолорду жана түшүндүрүүчү жоопторду сунуш кылды. И.А. Буниндин бийик көркөмдүүлүк, лиризм жана нравалык-гумандуулук мазмуну менен белгиленген аңгемеси мектепте жана ЖОЖдо окуутулуунун актуалдуугу жөнүндө корутунду чыгарылды.

Түйүндүү сөздөр: аңгеме, нравалык-гумандуулук, мазмун, лиризм, сүйүү, жан, боорукердик

 

TO STADY THE STORY OF I. A. BUNIN “DAWN ALL NIGHT”

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The article provides guidelines for studying the content of I.A. Bunin «It was dawn all night» in the system of secondary and higher education. The author makes a general conclusion on the content of the story, offers a number of questions and answers to the work, comes to the conclusion about the relevance of studying this masterpiece of I.A. Bunin, noted for high artistry, lyricism and depth of moral and humanistic content.

Keywords: story, moral and humanistic, content, lyricism, love, soul, advertence.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афонина О. В. Повседневность в художественном мире И. А. Бунина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2007. – № 3: в 3-х ч. Ч. I. – C. 15–18.
  2. Ачатова А. А. Поздняя лирическая новелла И. А. Бунина: (К вопросу о композиции) // И. А. Бунин: [Материалы межвуз. науч. конф., посвящ. творчеству И. А. Бунина. Елец. Окт. 1969 г.]. – Воронеж, 1971. – С. 115–122.
  3. Бунин И. А. Заря всю ночь // Бунин И. А. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Худож. лит., 1987. – Т. 2. – С. 205–210.
  4. Гимранова Г. М. Пейзаж в рассказах И. А. Бунина «Заря всю ночь» и «Буранда» Ш. Камала [Разработка урока для 10 кл.] [Электронный ресурс] // Открытый класс: Сетевые образовательные сообщества. – URL: http://www.openclass.ru/node/225542
  5. Голикова Г. В. «Сердце страстно жизни ждёт, счастья просит!» (Комплексный анализ рассказа И. Бунина «Заря всю ночь») [Разработка урока литературы в 11 классе] [Электронный ресурс] // Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки. – URL: https://www.institute-of-education.com/methodlib/157/41699?mimic_user_id=15560
  6. Грудева О. В. «Сердце страстно жизни ждёт»: Языковые средства выразительности в рассказе Бунина «Заря всю ночь» // Русская словесность. – 1996. – № 4. – С. 78–79.
  7. «Заря всю ночь» [Фрагмент учебно-научного исследования] [Электронный ресурс] // me. – URL: https://one_vision.jofo.me/611618.html
  8. Захарова В. Т. Проза Ив. Бунина: аспекты поэтики: монография. – Н/Новгород: НГПУ, 2013.
  9. Кучеровский Н. М. И. А. Бунин и его проза (1887–1917). – Тула: Приок. кн. изд-во, 1980.
  10. Программа по русской литературе для V–XI классов школ с русским языком обучения. – Б.: ИЦ «Билим», КАО, 2015.
  11. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  12. Три рассказа о любви: Литературная композиция по рассказам «Заря всю ночь», «Дело корнета Елагина» и «Ида» И. А. Бунина [Электронный ресурс] // RUvid. Онлайн видео. – URL: https://ruvid.net/video/%D1%82%D1%80%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0-%D0%BE-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B2%D0%B8-VQuk-3ZbYzY.html
  13. Шутенко Е. Рассказ И. Бунина «Заря всю ночь» как образец лирической прозы [Электронный ресурс] // III Региональная научно-исследовательская конференция учащихся. – Новокузнецк, 2007 // Современный учительский портал. – URL: https://easyen.ru/load/literatura/11_klass/issledovatelskaja_rabota_rasskaz_i_bunina_zarja_vsju_noch_kak_obrazec_liricheskoj_prozy/77-1-0-13334

 

М. И. ЛАЗАРИДИ. Басня Эзопа «Цикада и Муравей» и её переложения: сопоставительный анализ концептов

 

Лазариди Милана Исааковна – доктор филологических наук, директор Центра греческого языка и культуры «ЭЛЛАС» Кыргызско-Российского Славянского университета, профессор кафедры ЮНЕСКО по изучению мировых культур и религий. E-mail: lazaridi_milana@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена сопоставительному анализу концептов Цикада (Стрекоза) и Муравей по оригинальной идее древнегреческого баснописца Эзопа и её культурному осмыслению в русской традиции в переложении на русский язык И. А. Крыловым.

Ключевые слова: Эзоп, Крылов, басня, Цикада, Муравей.

 

ЭЗОПТУН «ЦИКАДА ЖАНА КУМУРСКА» ТАМСИЛИ ЖАНА АНЫН КОТОРМОЛОРУ: КОНЦЕПТЕРДИН САЛЫШТЫРМА ТАЛДООСУ

Лазариди Милана Исааковна – филология илимдеринин доктору, Кыргыз-Орус Cлавян университетинин «ЭЛЛАС» грек тили жана маданияты борборунун директору, ЮНЕСКОнун дүйнөлүк маданияттарды жана диндерди изилдөө кафедрасынын профессору. E-mail: lazaridi_milana@mail.ru

Аннотация. Макала байыркы грек тамсилчи Эзоптун оригиналдуу идеясы боюнча Цикада (Ийнелик) жана Кумурска концепттеринин салыштырма талдоосуна жана анын орус салты боюнча маданий түшүнүүсүн И. А. Крыловдун орус тил котормосуна арналган.

Түйүндүү сөздөр: Эзоп, Крылов, тамсил, Цикада, Кумурска.

 

COMPARATIVE ANALYSIS OF CONCEPTS ON READING OF THE AESOP’S FABLE «THE ANT AND THE GRASSHOPPER»

Lazaridi Milana Isaakovna — Doctor of Philology, Director of the Center for Greek Language and Culture «ELLAS» of the Kyrgyz-Russian Slavic University, Professor of the UNESCO Chair for the Study of World Cultures and Religions. E-mail: lazaridi_milana@mail.ru

Annotation. The article is based on a comparative analysis of the concepts on «The Ant and the Grasshopper» written by ancient Greek fabulist Aesop. The fable is of a cultural value, its idea is rather original for the Russian tradition so that, the fable is interpreted in Russian by I. Krylov.

Keywords: Aesop, Krylov, Grasshopper, Ant.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Эзоп. В обработке Ап. Мелахрину. – Афины,1970.
  2. http://mythoi-aisopou.blogspot.com/p/blog-page_976.html
  3. Федерико Гарсия Лорка. Избранные произведения. Т. 1. Цикада / Перевод М. Самаева. – М., 1975.

 

ОРОСКУЛ КЫЗЫ ЖАННАТ. Жизнеутверждающий талант мастера слова А. А. Фета

 

Ороскул кызы Жаннат магистрант Ошского государственного университета.

Аннотация. В статье обосновывается мнение о том, что многие драматические обстоятельства биографии выдающегося русского поэта А. А. Фета (тайна рождения, военная служба, невозможность женитьбы на любимой девушке, критические нападки оппонентов за близость к поэтам «чистого искусства» и др.) не сумели погасить его жизнеутверждающего таланта, покорившего миллионы сердец. Богатейшее наследие поэта-новатора, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения, волнует кыргызстанцев и должно полнее изучаться в вузе и школе.

Ключевые слова: поэт-новатор, жизнеутверждающий талант, мастер слова, тайна рождения, поэзия «чистого искусства», мир личных переживаний, намёки, нападки.

 

ТУРМУШКА ОПТИМИСТТИК МЕНЕН КӨЗ КАРАГАН  СӨЗДҮН  ТАЛАНТТУУ УСТАТЫ  А. А. ФЕТ  

Аннотация. Макалада төмөнкү пикир негизделет: көрүнүктүү орус сөзүнүн устаты А. А. Феттин  өтө  оор шарттагы  өмүр баянында (туулгандык сыры, аскерде кызмат кылуу, сүйүктүүсүнө үйлөнбөй калышы, «таза искусство» поэттерине жакындоосу үчүн оппоненттеринин асылуусу ж. б.) анын турмушка оптимисттик менен көз караганы, миллиондогон адамдардын жүрөктөрун багындырган. Акындын 200-жылдык мааракесин өткөргөндө абдан бай акын-новаторлук мурасы, кыргызстандыктарды өзүнө тартат, ошондон бул мурас ЖОЖдордо, мектептерде толуугураак  үйрөнүүгө  муктаж.

Түйүндүү сөздөр: акын-новатор, турмушка оптимистик менен көзкараган талант, сөздүн устаты, туулгандык сыры, таза искусство поэзиясы, жекече кайгыруу дүйнөсү, ишарат.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Фет А. А. Сочинения / Сост., вступ. статья, комментарии А. Е. Тархова. В 2-х т. – М.: Художественная литература, 1982.
  2. Фет А. А. Конгуроо гул. Ыралар / Котор. Э. Ибраев, Ж. Мамытов, Н. Жаркынбаев, К. Жаманкулов. – Фрунзе: Мектеп, 1984. – 24 б.
  3. Фет А. А. Орус ырлары / Которгон С. Жусуев. – Бишкек: Шам, 2002. – 68–71 б.
  4. А. А. Фет. Проблемы творческого метода, традиции. – Курск, 1989.
  5. Ермилова Е. В. Некрасов и Фет // Н. А. Некрасов и русская литература. – М., 1971.
  6. Масловский В. И. Афанасий Афанасьевич Фет // КЛЭ в 9 т. – М., 1972. – Т. 7. – С. 941–944.
  7. Озеров Л. А. А. Фет. О мастерстве поэта. – М., 1970.
  8. Проблемы изучения жизни и творчества А. А. Фета. – Курск, 1993.
  9. Скатов Н. Некрасов и Фет // Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. – Л., 1973.
  10. Шеншина В. А. А. А. Фет-Шеншин. Поэтическое миросозерцание. – М., 2003.
  11. Шеншина В. А. Изучение жизни и творчества Фета на современном этапе // Литературоведческий журнал № 30 / Институт научной информации по общественным наукам. – М., 2012.