Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2020, № 3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

            Олимпиады, конкурсы, семинары

И. А. Низовская. Олимпиада начинается с урока………………………………….. 3

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Б. М. Примкулова. Учимся правильно писать н и нн в суффиксах причастий

и отглагольных прилагательных……………………………………………………… 17

Д. А. Крутиков. К изучению рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Добрая луша»………………………………………………………………………..… 25 

 

Из новых и вариативных учебников

Н. П. Задорожная. Академическое письмо: от предложения к тексту

(Продолжение)……………………………………………………………………..…… 36

 

Наши раритеты

Л. В. Вразовская, О. Н. Донкова. Чтобы не «распалась связь времён»

(Цикл уроков по творчеству А. И. Куприна в XI классе)…………..…..……… 42

 

Научно-популярный отдел

Г. У. Соронкулов. Антуан-Анри Жомини – кумир молодёжи России

первой половины XIX века……………………………………………..………….…. 52

 

Хроника

О. П. Улыбышева, К. А. Лисунова. Курсы повышения квалификации

при Институте русского языка КРСУ………………………………………………..… 56

К. А. Лисунова. Русский язык в Кыргызстане: прошлое, настоящее, будущее… 63

 

Календарь знаменательных дат на 2021 год……………………………..………… 69

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К СТАТЬЯМ, БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

  • Д. А. КРУТИКОВ. К изучению рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Добрая луша»

 

Крутиков Денис Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы КНУ им. Ж. Баласагына. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Автор статьи предлагает использовать в школьном обучении уникальный рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Добрая душа», полностью отвечающий главным критериям отбора художественных произведений для изучения в школе. Даются методические рекомендации по изучению рассказа с акцентом на идейно-нравственном содержании произведения и образе героини как ярком воплощении авторского идеала. Делается вывод об актуальности и плодотворности изучения рассказа в системе школьного образования.

Ключевые слова: школьное образование, рассказ, идеал, гуманность, доброта.

 

М. Е. Салтыков-Щедриндин «Добрая душа» аңгемесин окуу

Крутиков Денис Александровичфилология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун Орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макаланын автору М. Е. Салтыков-Щедриндин «Добрая душа» деген уникалдуу аңгемесин мектеп окуусунда колдонууну сунуш кылат, анткени бул аңгеме мектепте окуу үчүн көркөм чыгармаларды тандоонун негизги критерийлерине толук жооп берет. Аңгемени үйрөнүү үчүн методикалык сунуштар берилген. Чыгарманын идеялык-адептик мазмунуна жана каарманынын образына автордун идеалынын ачык-айкын чагылдырылышы катары басым жасалган. Мектеп системасындагы аңгемени үйрөнүүнүн актуалдуулугу жана жемиштүүлүгү жөнүндө тыянак чыгарылды.

Түйүндүү сөздөр: мектеп окуусу, аңгеме, идеал, адамгерчилик, боорукердик.

 

Studying of the story “The Kind soul” by M. E. Saltykov-Shchedrin

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The author of the article suggests to use the unique story by M.E. Saltykov-Shchedrin “Kind Soul”, which fully meets the main criteria for the selection of works of art for study at school. Methodological recommendations are given for the study of the story with an emphasis on the ideological and moral content of the work and the image of the heroine as a vivid embodiment of the author’s ideal. The conclusion is made about the relevance and fruitfulness of studying the story in the school system.

Keywords: school education, story, ideal, humanity, kindness.

 

Литература

  1. Алькаева А. [Отзыв на аудиокнигу М. Е. Салтыкова-Щедрина «Добрая душа»] [Электронный ресурс] // ЛитРес. – URL: https://www.litres.ru/mihail-saltykov-schedrin/dobraya-dusha-43614723/otzivi (дата обращения: 23.12.2020).
  2. Отзыв о произведении Салтыкова-Щедрина «Добрая душа» [Электронный ресурс] // Школьные Знания.com. – URL: https://znanija.com/task/37844105 (дата обращения: 23.12.2020).
  3. Предметный стандарт по предмету «Русская литература» для 10–11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (для школ с русским языком обучения) / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. – Бишкек, 2018. – URL: https://edu.gov.kg/ru/schools/standarttar (дата обращения: 21.12.2020).
  4. Салтыков-Щедрин М. Е. Добрая душа [Отзывы пользователей Интернета][Электронный ресурс] // Отзовик. – URL: https://otzovik.com/review_8462533.html (дата обращения: 23.12.2020).
  5. Салтыков-Щедрин М. Е. Добрая душа // Собрание сочинений: В 20 т. / Примеч. С. Д. Гурвич-Лищинер. – М.: Худож. лит., 1969. – Т. 7: Признаки времени: Письма о провинции. Для детей. Похвала легкомыслию. Итоги. 1863–1871. – 695 с.
  6. Письмо № 74 А. Л. Толстой и Н. М. Сухотиной, 4 апр. 1907 // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. – М.: ГИХЛ, 1956. – Т. 77. Письма 1907. – 339 с.

 

  • Г. У. СОРОНКУЛОВ. Антуан-Анри Жомини – кумир молодёжи России первой половины XIX века

 

Соронкулов Гульжигит Умарович – доктор филологических наук, и. о. профессора КГУ им. И. Арабаева. E-mail: soronkulov52@mail.ru

Аннотация. В статье речь идёт об Антуане-Анри Жомини швейцарско-французском и русском военном писателе, французском бригадном генерале, российском генерале от инфантерии, человеке, который на протяжении нескольких десятилетий был кумиром молодёжи своей новой родины – России. О нём с уважением не раз отзывался В. А. Жуковский, а Д. В. Давыдов и А. С. Пушкин упоминали в контексте, связанном с «умом», «учёными» беседами, «дельным» разговором и «умным» чтением.

Ключевые слова: генерал, стратег, военная логистика, «Евгений Онегин», антифранцузская коалиция, А. С. Пушкин, имение, хутор Баронский, высшее военно-учебное заведение.

 

Антуан-Анри Жомини – XIX кылымдын биринчи жарымынын Россия жаштарынын кумири

Соронкулов Гульжигит Умарович – филология илимдеринин доктору, И. Арабаев атындагы КМУнун профессордун милдетин аткаруучу. E-mail: soronkulov52@mail.ru

Аннотация. Макалада кеп Антуан-Анри Жомини швейцариялык-француз жана орус аскер жазуучусу, француз бригаддык генералы, россиялык инфантериялык генералы жөнүндө болот. Бул адам өз убагында жаңы мекени – Россиянын – жаштарынын кумири болгон. Бир нече жолу бул инсандын «акыл», «акылмандык» контекстинде терең урматтоо менен В. А. Жуковский, Д. В. Давыдов жана А. С. Пушкиндер жазышкан.

Түйүндүү сөздөр: генерал, стратег, аскер логистикасы, «Евгений Онегин», антифранцуздук коалиция, А. С. Пушкин, имение, Баронский хутору, жогорку аскер-окуу мекемеси.

 

Литература

  1. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 10-ти т. – Л.: Наука, 1977–1979.
  2. Вольперт Л. И. Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – 328 с., 1 ил.
  3. URL: https://spravochnick.ru/logistika/istoriya_stanovleniya_i_razvitiya_logistiki/logistika_v_voennoy_otrasli/