Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2018, № 3

СОДЕРЖАНИЕ

 

V Съезд учителей

V Съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ…………… 3

Г. К. Кудайбердиева. Стратегические ориентиры развития системы образования

Кыргызской Республики в контексте целей устойчивого развития

(Доклад на V Cъезде учителей и работников образования государств-участников СНГ)….. 5

А. И. Алимбекова. Мотивация учебной деятельности школьников на уроках

русского языка и литературы…………….. 9

Т. Л. Амбрушкевич. Нестандартные подходы к изучению художественной литературы…………. 12

 

Лингводидактика. Литературодидактика

В. Н. Качигулова, Л. М. Бреусенко, Т. А. Матохина. Особенности учебника «Русский язык.

5 класс» для школ с русским языком обучения………………… 22

Календарно-тематическое планирование в 5 классе………………… 28

Л. М. Бреусенко, Т. А. Матохина, В. Н. Качигулова. Основные подходы в обучении

русскому языку по учебнику для 6 класса………………. 34

Примерное календарно-тематическое планирование в 6 классе………….. 38

 

Из новых и вариативных учебников

Н. П. Задорожная. Академическое письмо: от предложения к тексту (Продолжение)……… 46

 

К 90-летию со дня рождения Ч. Т. Айтматова

А. К. Кадырманбетова. «Повесть любви, где нет ни одного лишнего слова…»………… 55

 

Остаются с нами

О. П. Улыбышева. Вечер памяти Г. Н. Хлыпенко………………. 66

В. К. Янцен. Данакер – значит объединитель……………………. 69

Л. В. Иванова. Учитель до конца дней своих: профессору КРСУ Г. Н. Хлыпенко посвящается…………………. 74

А. Г. Нарозя. В надежных руках…………………… 77

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К СТАТЬЯМ, БИБЛИОГРАФИЯ

 

А. И. АЛИМБЕКОВА. Мотивация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы

 

Алимбекова Анара Исраиловна – ведущий специалист Управления образования мэрии г. Бишкека. E-mail: a-gul.alimbekova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования мотивации к изучению русского языка и интереса к чтению у учащихся младшего возраста, а также возрождения традиций семейного чтения. Освещена роль проектов «Семейное чтение», «Звезды, читающие детям» в пробуждении интереса к книге. Представлены основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся, применяемые на нетрадиционных уроках.

Ключевые слова: методы формирования мотивации, методы обучения, направляемое чтение, направляемое изложение, интерактивное обучение.

 

ОКУУЧУЛАРДЫН ОРУС ТИЛИ ЖАНА АДАБИЯТ САБАКТАРЫНДА ОКУУ ИШ АРАКЕТТЕРИН МОТИВАЦИЯЛОО

Алимбекова Анара Исраиловна – Бишкек шаарынын мерия Билим берүү башкармасынын алдыңкы адиси. E-mail: a-gul.alimbekova@mail.ru

Аннотация. Макалада кенже курактагы окуучулардын орус тилине жана китеп окууга кызыгуусун жогорулатуу үчүн колдонулган мотивациялоо ыкмалары жана үй-бүлөлүк китеп окуу адатын кайрадан жандаттыруу зарылдыгы каралган. «Үй-бүлөлүк китеп окуу», «Балдарга окууган жылдыздар» долбоорлорунун китеп окууга кызыгуусун ойготуудагы ролу. Салттуу эмес сабактарында балдардын иш аракеттерин мотивациялоодогу негизги методдор каралган.

Түйүндүү сөздөр: мотивация түзүү методдору, окутуу ыкмалары, багыттуу окуу, багыттуу баяндоо, интерактивдүү окутуу.

 

Литература

  1. Алимбекова А. И. Как писать изложение в школе? // Русский язык: Методический журнал для учителей-словесников. – М.: Первое сентября, 2002. – № 29. – URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202909
  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995.
  3. Долгокирова В. Г. Методы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новых стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 18–20.
  4. Ильин Е. Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы 516-й школы Ленинграда. – М.: Педагогика, 1982. – (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки).
  5. Орлов А. А., Агафонова А. С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Орлов. – М.: Академия, 2004.
  6. Суталинова Н. А. Чтение как творческий процесс: изучение русской классической художественной прозы в современных условиях (на материале романов «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова) // Дидактические материалы по русскому языку для учащихся школ с кыргызским языком обучения. – Ч. 1. – Бишкек: КРСУ, 2017.

 

Т. Л. АМБРУШКЕВИЧ. Нестандартные подходы к изучению художественной литературы

 

Амбрушкевич Татьяна Львовна – учитель русского языка и литературы, Республика Беларусь. E-mail: ambrushkevich_08@mail.ru

Аннотация. Современный урок литературы меняется, потому что за партами в классе — люди нового поколения, нового мышления. Современный урок направлен на развитие эмоционально-ценностного мира личности учащихся через сопереживание, сочувствие героям; обучает учащихся работе с текстом; погружает в атмосферу рождения мысли, выражения чувства. На уроках используются разнообразные приемы и техники, которые помогают учащимся осознать поступки героев, дать им оценку: привлекается личностный опыт учащихся; организуется учебный диалог; создается ситуация выбора; используются различные приемы организации работы с текстом.

Ключевые слова: клиповое мышление, визуализация текста, интерпретация текста, практическая ценность урока.

 

КӨPКӨМ  АДАБИЯТТЫ ОКУП ҮЙРӨНҮҮДӨГҮ   СТАНДАРТТЫК ЭМЕС ЫКМАЛАР

Амбрушкевич Татьяна Львовна – орус тил жана адабият мугалими. Беларусь Республикасы. E-mail: ambrushkevich_08@mail.ru

Аннотация. Заманбап адабият сабагы өзгөрүлүп жатат, анткени класста отурган окуучулар – жаңы муундун адамдары, жаңыча ой жүгүрткөн муун. Заманбап сабак каармандар менен кошо кайгыруу, аларга боор ооруу аркылуу окуучунун эмоционалдык-бирдиктүү инсандык дүйнөсүн өзгөртүүгө багытталган;  окуучуларды текст менен иштөөгө үйрөтөт; ой-пикир жаратуу, сезимдерди билдирүү атмосферасына чөмүлтөт. Сабакта окуучуларга каармандардын аракеттерин түшүнүүгө, аларга баа берүүгө жардам берген ар түрдүү техникалар жана ыкмалар колдонулат: окуучулардын инсандык тажрыйбасы; окуу диалогу түзүлөт; тандоо жагдайы түзүлөт; текст менен ишти уюштуруунун ар түрдүү ыкмалары колдонулат.

Түйүндүү сөздөр: клиптик ой жүгүртүү, текстти визуалдаштыруу, текстти        интерпретациялоо, сабактын тажрыйбалык баалуулугу.

 

Литература

  1. Амбрушкевич Т. Л. Клиповое мышление, или Судьба классической литературы / Т. Амбрушкевiч // Настаунщкая газета. — — 18 красавка.
  2. Амбрушкевич Т. Л. Про что роман «Отцы и дети»? // Россия в мире: проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере: Материалы III Международной научно-практической конференции (Москва-Пенза, 5 октября 2017 г.) / Отв. ред. Д. Н. Жаткин, Т. С. Круглова. — М., Пенза, 2017.
  3. Амбрушкевич Т. Л. Визуализация художественного текста на уроках литературы / Т. Амбрушкевiч // Настаунщкая газета. — — 17 красавка.

 

А. К. КАДЫРМАНБЕТОВА. «Повесть любви, где нет ни одного лишнего слова…»

 

Кадырманбетова Айнура Куменовна – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языка и литературы им. Ч. Айтматова НАН КР.

Аннотация. В статье анализируется повесть Ч. Айтматова «Джамиля», вызвавшая в свое время ожесточенное неприятие со стороны ряда представителей старшего поколения киргизских писателей. Герои повести, в одночасье сделавшей тридцатилетнего автора знаменитым писателем, рассматриваются с новых позиций, в контексте современного мирового литературного и культурного развития.

Ключевые слова: женская эмансипация, лиризм, тема семьи, литературный анализ, патриархальные устои, умыкание невесты.

 

«БИР ДА АШЫК СӨЗҮ ЖОК СҮЙҮҮ ПОВЕСТИ…»

Кадырманбетова Айнура Күмөновна – филология илимдеринин доктору, КР Улуттук илимдер академиясынын Ч. Айтматов атындагы Тил жана адабият институтунун алдыңкы илимдер кызматчысы.

Аннотация. Макалада чыгарма жарык көрөөрү менен кыргыздын улуу муундагы жазуучулары тарабынан улуттук каада-салт, чыгарманын тарбиялык таасири жагдайында катуу сынга кабылып, бүгүнкү күндө да ошол сынчыл маанайдын жаңырыктары кездеше калып жатат. Ч. Айтматовду отуз жашында дүйнөгө белгилүү кылган «Жамийла» повестиндеги жазуучунун сюжет куруу, образ түзүү чеберчилиги, автордук позиция маселелери азыркы дүйнөлүк адабий жана маданий өнүгүү контекстинде талдоого алынат.

Түйүндүү сөздөр: аялдар эмансипациясы, лиризмдүүлүк, үй-бүлө темасы, адабий талдоо, патриархалдык турмуш агымы, кыз ала качуу.

 

Литература

  1. Акматалиев А. Айтматов Чынгыз (чыгырмачылык портрет) // Азыркы кыргыз адабияты. – Бишкек, 2015.
  2. Асаналиев К. Көркөм нарк. – Фрунзе, 1988.
  3. Гачев Г. Чингиз Айтматов в свете мировой литературы. – Фрунзе, 1989.
  4. Кедрина З. Золотая жила // Москва. – 1961. – № 8.
  5. Кожинов В. Происхождение романа. – М., 1963.
  6. Культура и жизнь. – 1959. – № 7.
  7. Литературная газета. – 1958. – 23 октября.
  8. Правда. – 1961. – № 7.
  9. – Варшава. – 1961. – № 7.