Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2018, № 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

О. П. Улыбышева. Стратегические направления развития

системы образования в Кыргызстане…………………. 3

 

Олимпиады, конкурсы, семинары

Н. П. Задорожная. Олимпиада-2018: задания по русскому языку и литературе

для учащихся школ с киргизским языком обучения…….. 9

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Н. А. Ешенова. Особенности использования инфографики на занятиях по литературе….. 20

З. К. Мурзалиева. Этнокультурные ценности эпоса «Манас» и нравственное

воспитание молодежи………….… 26

 

Из новых и вариативных учебников

Н. П. Задорожная. Академическое письмо: оп предложения к тексту (Продолжение)…….. 30

 

Наши раритеты

Ч. Т. Айтматов. Слово о Тургеневе…………………… 34

М. Г. Теплякова. Урок по стихотворению в прозе «Русский язык» И. С. Тургенева……. 36

 

К 90-летию со дня рождения Ч. Т. Айтматова

А. А. Акматалиев. Чоор – символ любви и печали………………….. 41

М. Дж. Тагаев, Б. Т. Борчиева. Билингвальный образ мира в творчестве Ч. Айтматова…… 59

 

К 70-летию со дня рождения А. И. Никитенко

В. Р. Тимирбаев. Он был поэтом…………. 66

«Дорогого отечества дым…» (Избранные стихотворения Александра Никитенко)……… 70

 

Научно-популярный отдел

В. К. Янцен. Их сдружило служение науке о языке (К. К. Юдахин и А. А. Реформатский)…….77

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К СТАТЬЯМ, БИБЛИОГРАФИЯ

 

Н. А. ЕШЕНОВА. Особенности использования инфографики на занятиях по литературе

 

Ешенова Нина Александровна – преподаватель ОшГУ. E-mail: enina@mail.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает инфографику как один из эффективных методов развития визуального мышления студентов и раскрывает методику ее использования на конкретных примерах.

Ключевые слова: инфографика, визуальное мышление, методика работы.

 

АДАБИЯТ САБАКТАРЫНДА ИНФОГРАФИКАНЫ ПАЙДАЛАНУУНУН ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ

Ешенова Нина АлександровнаОшМУнун мугалими. E-mail: enina@mail.ru

Аннотация. Макалада автор инфографиканы студенттердин визуалдык ой жүгүртүүсүнүн эффективдүү методу катары карайт жана анын пайдалануу методикасын конкретүү мисалдарда ачып көрсөтөт.

Түйүндүү сөздөр: инфографика, визуалдык ой жүгүртүү, иштин методикасы.

 

THE FEATURES OF USING INFOGRAPHICS ON LITERATURE CLASSES

Eshenova N. A.lecturer, OshSU. E-mail: enina@mail.ru

Annotation. In the article the author considers infographic as one of the effective methods for developing students’ visual thinking and reveals the methodology of using specific examples.

Keywords: infographics, visual thinking, methods of work.

 

Литература

  1. Буянов В. И. Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин // Молодой ученый. – 2016. – № 7.6. URL: https://moluch.ru/archive/111/28125/
  2. Ермолаева Ж. Е. и др. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11.
  3. Инфографика: от истоков к современности // Открытые системы. — — № 5. URL: http://www.osp.ru/os/2013/05/13036001/
  4. Исенова А. Д. Роль инфографики в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников // Молодой ученый. – 2017. – № 13. URL: https://moluch.ru/archive/
  5. Нефедьева К. В. Инфографика – визуализация данных в аналитической деятельности // Труды Санкт-ПбГУ культуры и искусств. – 2013. – Т. 197.
  6. Селеменев С. В. Школьная инфографика // Образование в современной школе. – 2010. – № 2.
  7. http://revision.ru/blog/3591/
  8. https://www.livelib.ru/infographics/post/22261-infografika-na-temu-ya-syschik-chitaem-i-vchityvaemsya
  9. http://www.aif.ru/dontknows/infographics/anton_chehov_osobye_primety_infografika

 

З. К. МУРЗАЛИЕВА. Этнокультурные ценности эпоса «Манас» и нравственное воспитание молодежи

 

Мурзалиева Зина Кочековнакандидат педагогических наук, научный сотрудник КАО. E-mail: murzalieva.51@gmail.com

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу образования и воспитания юношества на основе эпоса «Манас» через возрождение заложенных в нем духовных ценностей и обращение к мудрости предков. Эпос «Манас» занимает важное место в системе образования: по нему разработана специальная национальная программа, а в образовательных организациях Кыргызской Республики введен предмет «Манасоведение». В статье говорится об особой роли эпоса «Манас» в мировой культуре.

Ключевые слова: эпос «Манас», образование, нравственное воспитание, этнокультурные ценности, ЮНЕСКО.

 

«МАНАС» ЭПОСУНУН ЭТНОМАДАНИЙ БААЛУУЛУКТАРЫ ЖАНА ЖАШТАРГА АДЕПТИК ТАРБИЯ БЕРҮҮ

Мурзалиева З. К. – педагогика илимдеринин кандидаты, Кыргыз билим берүү академиясынын илимий кызматкери. E-mail: murzalieva.51@gmail.com

Аннотация. Бул макалада «Манас» эпосундагы рухий баалуулуктарын кайтадан туудуруу жана ата-бабалардын акылмандуулугуна кайрылуу аркылуу жаштарга билим жана адептик тарбия берүү жөнүндө баяндалат. «Манас» эпосу билим берүү системасында маанилүү орун ээлейт: бул боюнча атайын улуттук программа иштелип чыгып билим берүү уюмдарында «Манастаануу» предмети киргизилди. Макалада «Манас» эпосунун дүйнөлүк маданиятта өзгөчө ролу дагы баяндалат.

Түйүндүү сөздөр: «Манас» эпосу, билим берүү, адептик тарбия берүү, этномаданий баалуулуктары, ЮНЕСКО.

 

ETHNO-CULTURAL VALUES OF THE EPIC «MANAS» AND MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

Murzalieva Z. K.Candidate of Pedagogic Sciences, Research Officer of the Kyrgyz Academy of Education. E-mail: murzalieva.51@gmail.com

Annotation. This article is devoted to the question of education and upbringing of young people based on “Manas” epic through the revival of its spiritual values and appeal to the ancestral wisdom. The epic “Manas” takes an important place in the system of education: it became the central object of the special National program and the subject «”Manas” studies» has been included into educational organizations of the Kyrgyz Republic. The article shows the special role of the epic «Manas» in world culture.Keywords: epic “Manas”, education, moral upbringing, ethno-cultural values, UNESCO.

 

Литература

  1. Айтматов Ч. «Байыркы кыргыз рухунун туу чокусу». – «Манас» (По варианту С. Орозбакова). – Фрунзе, 1984.
  2. Байгазиев С. «Манастаануу». – Бишкек, 2000.
  3. Карасаев К. Манасчылар менен алгачкы жолугушуулар // Ала-Тоо. – 1995. – № 1.
  4. Кыргыз адабиятынын программасы (Для 5–11 классов общеобразовательных школ с кырг. языком обучения). – 5-е изд, перераб., уточн. – Бишкек, 2012.
  5. «Манас» жана манасчылар / Под общ. ред. А. Акматалиева. – 2-е изд. – Бишкек, 2004.
  6. Мурзалиева З. К. «Манас» эпосундагы улуттук оюндар аркылуу рухий-денисак муунду тарбиялоо // «Манас жана кыргыз салты». – Шинжаң «Манас» изилдөө борбору. – Урумчи, 2015.
  7. Мурзалиева З. К. Eski Türk Dilli Halk Olarak Kırgızların “Manas” destanı ve“Manas”taki Gelenekler // Örf Adetler ve Halk Oyunları Aracılığıyla Ahlak Eğitimin Verilmesi. – Афинский институт образования и научных исследований. – Международная конференция по Турции и турецким исследованиям. – 27–30 июня 2016 года. – Афины, Греция.

 

А. А. АКМАТАЛИЕВ. Чоор – символ любви и печали

 

Акматалиев Абдылдажан Амантурович – доктор филологических наук, академик НАН КР. E-mail: melis.a._50@mail.ru

Аннотация. В статье идет речь о повести Ч. Айтматова «Чоор и земля», машинописная рукопись которой была обнаружена через несколько лет после кончины писателя. Главный герой произведения Байымбет – талантливый мастер игры на свирели – продолжает линию героев, на которых «мир держится» испокон. Только благодаря таким людям в мире есть и справедливость, и чистота отношений. От начала повести и до самого конца древний народный инструмент киргизов, каковым является чоор, проходит как обобщенный символический образ культурного наследия нации. Он продолжает образ темир комуза (варгана), на котором играла жена Танабая Жайдар в повести «Прощай, Гульсары!».

Ключевые слова: чоор, строительство БЧК, духовный кризис, искажение идей социализма, коллективизм, каменный Будда, Манас, Каныкей.

 

ЧООР – СҮЙҮҮНҮН ЖАНА КАЙГЫНЫН СИМВОЛУ

Акматалиев Абдылдажан Амантурович – филология илимдеринин доктору, КР УИАнын академиги.

Аннотация. Макалада Ч. Айтматовдун «Чоор жана жер» аттуу жазуучу каза болгондон кийин табылган повести жөнүндө сөз болот. Чыгарманын негизги каарманы Байымбет – таланттуу чоорчу – жазуучунун эн сүйүүктүү каармандарынын тизмесин улантат. Мындай гана адамдардын болушу дүйнөдө акыйкаттыкты жана мамилелердин тазалыгын сактайт. Чыгарманын башынан аягына чейин кыргыздардын байыркы музыкалык аспабы – чоор – улуттун маданий мурасынын жалпыланган символикалуу образын түзөт. Ал «Жаныбарым Гүлсары!» повестиндеги Танабайдын аялы Жайдар каккан темир комуздун образын улантат.

Түйүндүү сөздөр: чоор, БЧКнын курулушу, руханий кризис, социализмдин идеяларын бурмалоо, коллективдүүлүк, таш Будда, Манас, Каныкей.

 

Литература

  1. Каралаев с. Манас. – Бишкек: Турар, 2010.

 

М. Дж. ТАГАЕВ, Б. Т. БОРЧИЕВА. Билингвальный образ мира в творчестве Ч. Айтматова

 

Тагаев Мамед Джакыпович – доктор филологических наук, профессор, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина. E-mail: mamed_tagaev@list.ru

Борчиева Бактыгуль Токтосуновна – кандидат филологических наук, доцент, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б. Н. Ельцина.

Аннотация. Авторы статьи обращаются к исследованию языкового сознания писателя-билингва. На материале произведений Ч. Айтматова показан процесс органичного взаимодействия русского и киргизского языков и культур в его творчестве. В ткани художественных текстов писателя отражается национально-культурное содержание двух языковых миров, что недоступно человеку, владеющему одним языком.  Благодаря этой особенности произведения Ч. Айтматова обладают неповторимым колоритом.

Ключевые слова: Ч. Айтматов, билингвизм, русский язык, киргизский язык, образ мира, языковое сознание, стереоскопичность.

 

БИЛИНГВАЛДЫК ДҮЙНӨ ЭЛЕСИ Ч. АЙТМАТОВДУН ЧЫГАРМАЧЫЛЫГЫНДА

Тагаев Мамед Джакыпович – филология илмдеринин доктору, профессор, Б. Н. Ельцин атындагы Кыргыз-Россия Славян университети.

Борчиева Бактыгүл Токтосуновна– филология илмдеринин кандидаты, доцент, Б. Н. Ельцин атындагы Кыргыз-Россия Славян университети.

Аннотация. Макаланын авторлору билингв жазуучунун тилдик ан-сезимин изилдешет. Ч. Айтматовдун кɵркɵм чыгармаларынын негизинде орус жана кыргыз тилдеринин, маданияттарынын ɵз ара жуурулушуу процесси кɵргɵзүлгɵн. Асторлор Ч. Айтматов орус тилинде абдан мыкты жзазганы менен, аны нукура кыргыз дүйнɵ таанымы менен айкалыштыра билгендигин айтышат. Жыйынтыгында анын кɵркɵм тексттеринде эки тилдин улуттук маданий дүйнɵсүнүн мазмуну бирдей чагылдырылган. Бул ɵзгɵчɵлүгүнү аркасында Ч. Айтматовдун чыгармаларынын кайталанбас колорити жаралат.

Түйүндүү сөздөр: Ч. Айтматов, билингвизм, орус тили, кыргыз тили, дүйнɵ элеси, тилдик ан-сезим, стереоскопиалдык.

 

Литература

  1. Айтматов Ч. Человек между двумя языками // В соавторстве с землею и водою… Очерки, статьи, беседы, интервью. – Фрунзе, 1978.
  2. Айтматов Ч. После сказки (Белый пароход). – Фрунзе, Кыргызстан, 1978.
  3. Апышев М. Феномен двуязычия: Чингиз Айтматов и Мар Байджиев. – Бишкек, 2009.
  4. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М.: Гнозис, 1994.
  5. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2008.
  6. Гумбольдт В. фон. Избранные работы по языкознанию. – М.: Прогресс, 1974.
  7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1983. Т. 2.
  8. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: МГУ, 1979.
  9. Мартине А. Распространение языков и структурная лингвистика / А. Мартине. — М.,1954.
  10. Национальный корпус русского языка. – URL: http://www.ruscorpora.ru/
  11. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983.