Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2017, № 4

СОДЕРЖАНИЕ

 

В. К. Янцен. Как помочь учителям-русистам повысить свою квалификацию

в современных условиях?……………………… 3

 

Опыт учителя

В. А. Лукина. Опыт ведения в киргизской школе новых мировоззренческих курсов

на русском языке…….……..… 6

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Л. И. Пущина. Прилагательные цвета (Урок с использованием

инновационных технологий)…………………. 10

Б. М. Примкулова. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания

(Занятие по практическому курсу русского языка)…………… 16

 

Наша экспресс-хрестоматия

Л. В. Иванова. «Я дышу – и, значит, я люблю!..»: В. С. Высоцкий как явление

русской культуры ХХ века (К 80-летию со дня рождения поэта)……….. 24

 

Наши раритеты

Н. М. Варич. Встреча с поэзией Сергея Есенина……………………… 35

 

Научный отдел

О. Н. Каленкова, О. А. Безрукова. К вопросу о формировании первоначальных

навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста…………………… 40

М. И. Лазариди. «Итака» в душе и творчестве поэтов: осмысление родины

и различный путь ее познания………………… 52

 

Пушкинский уголок

Г. У. Соронкулов. И вновь осень в Болдино (Болдинские чтения-2017)………… 58

 

Культура речи

Г. П. Шепелева. О некоторых словах и выражениях (Вопрос – ответ)……….. 63

 

Календарь знаменательных дат на 2018 год………………… 66

Указатель статей, опубликованных в нашем журнале в 2017 году……………. 70

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К СТАТЬЯМ, БИБЛИОГРАФИЯ

 

О. Н. КАЛЕНКОВА, О. А. БЕЗРУКОВА. К вопросу о формировании первоначальных навыков чтения у детей старшего дошкольного возраста

 

Каленкова Ольга Николаевна – кандидат филологических наук, заведующая Проектной научно-исследовательской лабораторией образовательных ресурсов по русскому языку для детей, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. E-mail: ONKalenkova@pushkin.institute

Безрукова Ольга Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. E-mail: info@fonema.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам обучения чтению и письму детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются причины неудовлетворительного качества чтения у современных школьников, приводится обзор современной учебно-методической литературы по чтению и письму, описываются наиболее эффективные методы формирования правильных навыков чтения и письма.

Ключевые слова: обучение чтению, дети старшего дошкольного возраста, физическая и психологическая готовность к обучению грамоте, позиционный принцип чтения, алгоритм чтения, особенности русской графики, техника чтения.

 

TO THE QUESTION OF FORMING PRIMARY READING SKILLS IN CHILDREN OF LATE PRESCHOOL AGE

Kalenkova Olga Nikolaevna – сandidate of Philology, head of the Laboratory of Russian Language Educational Resources for Children, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russia. E-mail: ONKalenkova@pushkin.institute

Bezrukova Olga Aleksandrovna – сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Speech Therapy, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. E-mail: info@fonema.ru

Annotation. The article deals with the topical issues in teaching of reading and writing to children of late preschool age. The causes of low quality reading skills of modern schoolchildren are analyzed. The current educational and methodological literature on reading and writing is reviewed. The most effective methods of forming the right reading and writing skills are described.

Keywords: teaching of reading, children of late preschool age, physical and psychological readiness for literacy, positional principle of reading, reading algorithm, features of Russian graphics, reading technique.

 

Литература

  1. Андреев Е. А., Вергилес Н. Ю., Ломов Б. Ф. Механизм элементарных движений глаз как следящая система // Моторные компоненты зрения. – М.: Наука, 1975.
  2. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Современная русская букваристика: шаг вперед, два шага назад // Начальная школа. – – № 11. – С. 21–26.
  3. Горецкий В. Г. О принципах построения экспериментального букваря / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько // Начальная школа. – – № 6. – С. 83–90.
  4. Григоренко Е. Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07. МГУ. – Москва, 2012.
  5. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М.: ГУПИ МП РСФСР, 1953.
  6. Карлсен Е. Г. К вопросу об овладении детьми мягкими и твердыми согласными // Вопросы психологии обучения чтению и письму. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1952. – Вып. 42. – С. 42–
  7. Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. – СПб.: КАРО, 2007.
  8. Сильченкова Л. С. Обучение русской грамоте: традиции и новации. – М.: АПКиППРО, 2006.
  9. Сильченкова Л. С. Языковые закономерности и принципы как основа обучения русской грамоте: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2007.
  10. Сильченкова Л. С., Климко А. И. Типология букварей // Ярославский педагогический вестник. – – Т. 2. – № 1.
  11. Штец А. А. История дореволюционной отечественной букваристики. – М.: АСТ-пресс Школа, 2007.
  12. Штец А. А. Букваристика как саморазвивающаяся методическая система: дис. д-ра пед. наук. – Челябинск, 2009.
  13. Штец А. А. Совершенствование обучения грамоте. Результаты регионального педагогического исследования. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004.
  14. Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1962.

 

М. И. ЛАЗАРИДИ. «Итака» в душе и творчестве поэтов: осмысление родины и различный путь ее познания

 

Лазариди Милана Исааковна – доктор филологических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Н. Ельцина. E-mail: lazaridi_milana@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена теме родины в поэзии. В статье предпринята попытка сопоставительного анализа стихотворений под одним названием «Итака» русского и американского поэта И. Бродского, греческого поэта К. Кавафиса и болгарского поэта Р. Косьова.

Ключевые слова: родина, душа, ностальгия, одиночество, надежда.

 

«ИТАКА» АКЫНДАРДЫН ЖАН ДҮЙНӨСҮНДӨ ЖАНА ЧЫГАРМАЧЫЛЫГЫНДА: МЕКЕНДИ ТҮШҮНҮҮ ЖАНА АНЫ АР КАНДАЙ ЖОЛ МЕНЕН ТААНУУ

Лазариди Милана Исааковна – филология илимдеринин доктору, Б. Н. Ельцин атындагы Кыргыз-Россия Славян университетинин профессору. E-mail: lazaridi_milana@mail.ru

Аннотация. Макала поэзияда мекен темасына арналган. Орус-америка акыны И. Бродский, грек акыны К. Кавафис жана болгар акыны Р. Косьовдордун окшош аттуу «Итака» ырларын салыштырма талдоодон өткөрүүгө аракет жасалат.

Түйүндүү сөздөр: мекен, жан дүйнө, өткөндү эңсөө, жалгыздык, үмүт.

 

“ITHAKA” IN THE SOUL AND ARTWORK OF POETS: GRASP THE MEANING OF THE MOTHERLAND AND THE DIFFERENT WAYS OF ITS COGNITION

Lazaridi Milana Isaakovna – Doctor of Philology, Professor, Kyrgyz-Russian Slavic University named after B. N. Yeltsin. E-mail: lazaridi_milana@mail.ru

 Annotation. The article is devoted to the theme of the motherland in poetry. The attempt of comparative analysis of poems named “Ithaka” written by I. Brodsky (Russian-American poet), K. Сavafу (Greek poet) and R. Kissiov (Bulgarian poet) is made in the article.

 Keywords: motherland, soul, homesickness, loneliness, hope.

 

Литература

  1. Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы. – http://lib.ru/BRODSKIJ / brodsky_poetry.txt.
  2. Кавафис К. Лирика // Пер. С. Ильинской. – М.: Худ. литература, 1984.
  3. Кисьов Р. Стихи. Итака // Пер. с болг. К. Ковальджи. – www.mecenat-and-world.ru/41-44/kisov1.htm.