Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2020, № 4

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                         Научный отдел

            М. Дж. Тагаев, А. С. Молдомамбетова. Текстоцентрический подход и человеческий фактор

в процессе обучения русскому языку школьников-киргизов…………………………………………………… 3

М. Дж. Тагаев, Б. Т. Борчиева. Об обучении мышлению на неродном языке…………………..….. 9

 

Опыт учителя

            Е. В. Дмитриева. «Путешествие в Гринландию» (Внеклассное мероприятие в рамках декады

русского языка и литературы, посвящённой жизни и творчеству А. С. Грина)………………….……… 13

 

Лингводидактика. Литературодидактика

            С. К. Абдраманова, А. Ж. Азимбаева. Изучение фразеологизмов со словом «язык»

на уроках русского языка в школах с киргизским языком обучения…………………………………………… 27

Д. А. Крутиков. К изучению новеллы О. Генри «День воскресения»…………………………………..… 32

Д. А. Крутиков. Сценарий поэтического вечера «Эту жизнь за всё благодарю…»

(По мотивам жизни и творчества С. А. Есенина)…………………………………………………….……….. 40

 

Из новых и вариативных учебников

            Н. П. Задорожная. Академическое письмо: от предложения к тексту (Окончание)…………………… 45

 

Наши раритеты

            Л. В. Вразовская, О. Н. Донкова. Чтобы не «распалась связь времён»

(Цикл уроков по творчеству А. И. Куприна в XI классе) (Окончание)…………………………….…………… 48

Л. Г. Гинзбург. По следам литературных героев (Путешествие

по стране Прототипии)………………..……………………………………..……..…………………………….. 56

 

Образование за рубежом

            Г. У. Соронкулов. Американское образование глазами киргизского учителя……………………………63

 

Указатель статей, опубликованных в нашем журнале в 2020 году…………………………………… 68

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

М. ДЖ. ТАГАЕВ, А. С. МОЛДОМАМБЕТОВА. Текстоцентрический подход и человеческий фактор в процессе обучения русскому языку школьников-киргизов

 

УДК 372.881.161.1

 

Тагаев Мамед Джакыпович – доктор филологических наук, профессор, директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета. Е-mail: mamed_tagaev@list.ru

Молдомамбетова Айжан Суйорбековна – ведущий научный сотрудник Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета. Е-mail: gaanb28@gmail.com

Аннотация. В статье с учётом человеческого фактора раскрываются особенности текстоцентрического подхода в процессе обучения русскому языку киргизских школьников как наиболее перспективного в условиях современной языковой ситуации в Кыргызстане.

Ключевые слова: человеческий фактор, научные парадигмы, системно-структурная лингвистика, антропоцентрическая лингвистика, содержание обучения, грамматика и лексика, текстоцентрический подход, методика обучения, от текста и слова к системе языка.

 

Кыргыз мектеп окуучуларына орус тилин окутуу процессиндеги тексттик-центрдик ыкмасы жана адам фактору

Тагаев Мамед Жакыпович – филология илимдеринин доктору, профессор, КРСУнун Орус тили институтунун директору. E-mail: mamed_tagaev@list.ru

Молдомамбетова Айжан Сүйөрбековна – КРСУнун Орус тили институтунун жетектөөчү илимий кызматкери. E-mail: gaanb28@gmail.com

Аннотация. Макалада кыргыз мектеп окуучуларына орус тилин окутуу процессинде адам факторун эске алуу менен тексттик-центристтик ыкманын өзгөчөлүктөрү ачылып, анын Кыргызстандагы заманбап тилдик кырдаал үчүн эң келечектүү экени ачылган.

Түйүндүү сөздөр: адам фактору, илимий парадигмалар, тутумдук-структуралык лингвистика, антропоцентристтик лингвистика, окутуунун мазмуну, грамматика жана лексика, тексттик-центристтик мамиле, окутуу ыкмалары, тексттен жана сөздөрдөн тил системасына карай.

 

Text-centric approach and the human factor in the process of teaching the Russian language to Kyrgyz schoolchildren

Tagaev Mamed Dzhakypovich – Doctor of Philology, Professor, Director of the Russian Language Institute of KRSU. Е-mail: mamed_tagaev@list.ru

Moldomambetova Aizhan Suyorbekovna – leading researcher of the Russian Language Institute of KRSU. Е-mail: gaanb28@gmail.com

Annotation. Taking into account the human factor, the article reveals the features of the textocentric approach in the process of teaching Russian to Kyrgyz schoolchildren as the most promising in the modern language situation in Kyrgyzstan.

Keywords: human factor, scientific paradigms, system-structural linguistics, anthropocentric linguistics, learning content, grammar and vocabulary, text-centric approach, teaching methods, from text and words to the language system.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Тагаев М. Дж. Отношение жителей Кыргызстана к русскому языку // Russian Language in the Multilingual World. Slavica Helsingiensia, 52 / Edited by Ahti Nikunlassi & Ekaterina Protassova Helsinki University of Helsinki, – С.151–155.
  2. Харакоз П. И. Методика преподавания русского языка в начальной киргизской школе / Учебник для педучилищ. – Фрунзе: Киргизгосиздат, 1953.
  3. Русский язык. Фонетика и морфология: Учебник для 5–6-х кл. кирг. школы / К. К. Сартбаев, Ш. Ю. Мусин. – 5-е изд. – Фрунзе: Мектеп, 1976. – 247 с.
  4. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. – Т. 2.
  5. Маслова В. А. Основные тенденции и принципы современной лингвистики // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». – – Т. 16. – № 2.
  6. Харакоз П. И. Основы методики обучения русскому языку в киргизской восьмилетней школе. – Фрунзе: Мектеп, 1983.
  7. Болдырев Н. Н. Современные направления лингвистических исследований. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-lingvisticheskih-issledovaniy/viewer
  8. Ушинский К. Д. Развитие речи учащегося // Методика преподавания русского языка / Хрестоматия / Сост. М. С. Лапатухин. – М.: Учпедгиз, 1960.
  9. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии // Собр. соч. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1.
  10. Бахтин М. М. Марксизм и философия языка // Общая психолингвистика / Хрестоматия / Сост. К. Ф. Седов. – М.: Лабиринт, 2004.
  11. Толстой Л. Н. Методика чтения // Методика преподавания русского языка / Хрестоматия / Сост. М. С. Лапатухин. – М.: Учпедгиз, 1960.
  12. Уилга М. Риверс. Пусть они говорят то, что им хочется сказать! // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. – Вып. II. – М.: Прогресс, 1976.

 

М. Дж. ТАГАЕВ,  Б. Т. БОРЧИЕВА. Об обучении мышлению на неродном языке

 

УДК 372.881.161.1

Тагаев Мамед Джакыпович доктор филологических наук, профессор, директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета. Е-mail: mamed_tagaev@list.ru

Борчиева Бактыгуль Токтосуновна – кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета. Е-mail: borchieva@mail.ru

Аннотация. Статья ставит целью показать, что для успешного овладения неродным языком необходимо владеть не только лингвистическими знаниями о лексике и грамматике изучаемого языка, но и комплексом национально-культурных обыденных (неязыковых) знаний, которые содержатся в текстах и дискурсе на данном языке и известны его исконному носителю.

Ключевые слова: научные парадигмы, антропоцентрическая лингвистика, обыденное знание, языковое сознание, мышление, концепт, мыслительная пропозиция, суждение, неродной язык.

 

Чет тилде ой жүгүртүүгө үйрөнүү жөнүндө

Тагаев Мамед Жакыпович – филология илимдеринин доктору, профессор, КРСУнун Орус тили институтунун директору. Е-mail: mamed_tagaev@list.ru

Борчиева Бактыгүл Токтосуновна – филология илимдеринин кандидаты, доцент, КРСУнун орус тили кафедрасы. Е-mail: borchieva@mail.ru

Аннотация. Макала бөтөн тилди ийгиликтүү өздөштүрүү үчүн, ал тилдин сөздүгү жана грамматикасы жөнүндө тилдик билимге гана ээ болбостон, улуттук-маданий (тилдик эмес) турмуш-тиричилик комплекси жөнүндөгу маалыматты билүү зарыл экенине багытталган.

Түйүндүү сөздөр: илимий парадигмалар, антропоцентристтик лингвистика, күнүмдүк билим, тилдик аң-сезим, ой жүгүртүү, түшүнүк, концепт, пропозиция, пикир, бөтөн тил.

 

About learning to think in a foreign language

Tagaev Mamed Dzhakypovich – Doctor of Philology, Professor, Director of the Russian Language Institute of KRSU. Е-mail: mamed_tagaev@list.ru

Borchieva Baktygul Toktosunovna – сandidate of Philology, associate professor of the Russian language department of KRSU. E-mail: borchieva@mail.ru

Annotation.The article aims to show that for successful mastering of a foreign language it is necessary to possess not only linguistic knowledge about the dictionary and grammar of the language being studied, but also a complex of national and cultural (non-linguistic) knowledge that are scattered in texts and discourse in a given language and are known to the native speaker .

Keywords: scientific paradigms, anthropocentric linguistics, everyday knowledge, linguistic consciousness, thinking, concept, mental proposition, judgment, foreign language.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1965.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.
  3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Пер. с нем.; Общ. ред. Г. В. Рамишвили; Послесл. А. В. Гулыги и В. А. Звегинцева. – М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000.
  4. Лакофф Джордж. Женщины, огонь и опасные вещи / Что категории языка говорят нам о мышлении. – М.: Языки славянской культуры, 2004.
  5. Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику / Курс лекций. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.

 

С. К. АБДРАМАНОВА, А. Ж. АЗИМБАЕВА. Изучение фразеологизмов со словом «язык» на уроках русского языка в школах с киргизским языком обучения

 

 УДК: 372. 881.161.1

 

Абдраманова Суйумкан Калбаевна старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии ОшГУ. E-mail: abdramanova261068@gmail.com

Азимбаева Айжанар Жолчубаевнамагистрант факультета русской филологии ОшГУ. E-mail: azimbaevaijanar8888@gmail.com

Аннотация. В статье освещается работа с фразеологизмами со словом «язык» на уроках русского языка в школах с киргизским языком обучения. Для обогащения словарного запаса учащихся фразеологизмами со словом «язык» и правильного употребления их в речи предлагается использовать различные методы и приёмы.

Ключевые слова: фразеологизмы, язык, кластер, работа в группах.

 

ОКУТУУ КЫРГЫЗ ТИЛИНДЕ ЖҮРГҮЗҮЛГӨН МЕКТЕПТЕРДИН ОРУС ТИЛИ САБАКТАРЫНДА «ТИЛ» ДЕГЕН СӨЗДҮ КАМТЫГАН ФРАЗЕОЛОГИЗМДЕРДИ ОКУТУУ

Абдраманова Сүйүмкан Калбаевна – ОшМУнун орус филология факультетинин орус тили жана адабиятын окутуу усулу кафедрасынын ага окутуучусу. E-mail: abdramanova261068@gmail.com

Азимбаева Айжанар ЖолчубаевнаОшМУнун орус филология факультетинин магистранты. E-mail: azimbaevaijanar8888@gmail.com

Аннотация. Макалада окутуу кыргыз тилинде жүргүзүлгөн мектептердин орус тили сабактарында «тил» деген сөздү камтыган фразеологизмдер менен иштөө сунушталат. Окуучулардын сөз байлыгын «тил» деген сөздү камтыган фразеологизмдер менен байытуу жана өз кебинде туура пайдалануусу үчүн аларда активдүүлүк менен өз алдынчалуулукту, интеллектуалдык жөндөмдүүлүктөрдү калыптандырууга түрткү берүүчү түрдүү усулдар менен ыкмалар сунушталат.

Түйүндүү сөздөр: фразеологизмдер, тил, кластер, группада иштөө.

 

STUDY OF PHRASEOLOGISMS WITH THE WORD «LANGUAGE» IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN SCHOOLS WITH THE KYRGYZ LANGUAGE OF STUDY

Abdramanova Suiumkan Kalbaevnasenior lecturer department ofmethods of teaching the Russian language and literature faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic. E-mail: abdramanova261068@gmail.com

Azimbaeva Aizhanar Zholchubaevna – master’s student of the faculty of russian philology, Osh state University of the Kyrgyz Republic. E-mail: azimbaevaijanar8888@gmail.com

Annotation. The article proposes working with phraseological units with the word «language» in Russian language lessons in schools with Kyrgyz language of instruction. To enrich the vocabulary of students with phraseological units with the word «language» and their correct use in speech, various methods and techniques are used.

Keywords: phraseological units, language , cluster, group work.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Осмонова Ж., Конкобаев К., Жапаров Ш. Кыргыз тилинин фразеологиялык сөздүгү. – Б.: КТМУ, 2001. – 519 б.
  2. Валькова И. П., Низовская И. А., Задорожная Н. П., Буйских Т. М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии) / Под общ. ред. И. А. Низовской. – Б.: ФПОИ, 2005. – 286 с.
  3. 3. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 383 с.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990. – 917 с.

 

Д. А. КРУТИКОВ. К изучению новеллы О. Генри «День воскресения»

 

 Крутиков Денис Александрович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории русской и зарубежной литературы Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. В статье дан краткий обзор содержания ряда ярких новелл О. Генри, отмеченных высоким гуманистическим звучанием. Приводится текст новеллы О. Генри «День воскресения» с методическими рекомендациями по изучению этого произведения в школе. Автор считает, что включение данной новеллы и рассмотренных обзорно новелл в школьное обучение является важным шагом в деле гуманизации сознания учащихся, в формировании у них глубокого понимания таких нравственно-гуманистических ценностей, как доброта, отзывчивость, чуткость, сочувствие и др.

Ключевые слова: школьное обучение, новелла, гуманность, гуманизация сознания, добро.

 

О. Генринин «День воскресения» новелласын окуу

Крутиков Денис Александрович филология илимдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КУУнун Орус жана чет элдик адабиятынын теориясы жана тарыхы кафедрасынын доценти. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. Макалада О. Генринин көркөмдүк жагынан үлгүлүү жана гумандуу ой бийиктиги менен белгиленген айрым новелласынын мазмуну кыскача каралат. О. Генринин «День воскресения» новелласынын тексти бул чыгарманы мектепте үйрөнүү боюнча сунуштар менен берилген. Автордун ою боюнча жазуучунун бул новелланы жана башка кыскача каралган новеллаларды мектептеги билим берүү тармагына кошууга зарыл. Бул кадам окуучулардын аң-сезимин гумандаштырууга, алардын боорукердик, кайрымдуулук, камкордук, боору ооруу, жана башка адеп-ахлактык жана гуманисттик баалуулуктарды терең түшүнүүгө жардам берет.

Түйүндүү сөздөр: мектеп окуусу, новелла, адамгерчилик, аң-сезимди гумандаштыруу, боорукердик.

 

Studying of the story «The Day Resurgent» by O. Henry

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature of the KNU named after J. Balasagyn. E-mail: krutikovd@mail.ru

Annotation. The article provides a brief overview of the content of some stories of O. Henry, which are bright in the artistic aspect and marked by the height of humane sound. The text of O. Henry’s story «The Day Resurgent» with methodological recommendations for studying the work at school is given. The author believes that the inclusion of this story and other considered stories to school’s education is an important step in the humanization of students’ consciousness, deep understanding by of the moral and humanistic values ​​of kindness, responsiveness, sensitivity, sympathy, etc.

Keywords: school education, story, humanity, humanization of consciousness, good.

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Русская литература: Программа для общеобразовательных организаций с русским языком обучения: 5–9 классы (Базовый курс) // Министерство образования и науки Кыргызской Республики. – Бишкек, 2018. – URL: https://edu.gov.kg/media/files/166c2387-f66a-4108-8d08-8014870b9c3d.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
  2. Русская и мировая литература: Программа для общеобразовательных организаций с кыргызским языком обучения: 5–9 классы (Базовый курс) // Министерство образования и науки Кыргызской Республики. – Бишкек, 2018. – URL: https://edu.gov.kg/media/files/a0c233d8-82b5-4631-8796-1af08531b91c.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
  3. Предметный стандарт по предмету «Русская литература» для 10–11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (для школ с русским языком обучения) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Кыргызской Республики. – Бишкек, 2018. – URL: https://edu.gov.kg/media/files/aa08ee46-65fb-49f1-9996-039221c0f438.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
  4. Предметный стандарт по предмету «Русская и мировая литература» для 10–11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (для школ с кыргызским языком обучения) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Кыргызской Республики. – Бишкек, 2018. – URL: https://edu.gov.kg/media/files/563288fb-d0ab-49a4-92d2-3d61db88c45a.pdf (дата обращения: 22.03.2021).
  5. О. Генри. Собрание сочинений: В 5 т. / Прим. А. Старцева. – М.: Литература; Престиж Книга; РИПОЛ классик, 2006. – Т. 4: Деловые люди; Коловращение; Всего понемножку: Сборники рассказов. – 640 с.