Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

Официальный сайт журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

2019, № 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

Шеймановские чтения

О. П. Улыбышева. Шестые Шеймановские чтения (Научно-практическая конференция

«Русское слово в образовательном пространстве Кыргызстана»)………………….. 3

Д. А. Крутиков. Учебное пособие Л. А. Шеймана «Русская классическая

литература: 2-я половина XIX века» в свете аксиологического подхода..………………… 11

Г. С. Тагаева. Оценивание предметных компетентностей учащихся (на примере русского языка

в начальной киргизской школе)……………….…………………………… 16

О. П. Улыбышева. Учимся задавать вопросы………………………………………….. 23

А. Р. Галимова. Мистическое понимание образа женщины в поэзии Г. Тукая,

В. Брюсова и А. Блока………………………………………………………………………… 31

И. Дж. Лайлиева. Мифологизм в литературе XX века…..……………………………. 36

Ч. А. Джолбулакова. Поэтика романа Турусбека Мадылбая «Феникс»……………… 42

 

Олимпиады, конкурсы, семинары

Н. П. Задорожная. В продолжение диалога (Заметки о Республиканской

олимпиаде по русскому языку).………………………………………………………………. 48

Задания Республиканской олимпиады по русскому языку и литературе для учащихся школ

с киргизским языком обучения (IV этап).……………………………………………… 52

Задания Республиканской олимпиады по русскому языку и литературе для учащихся школ

с русским языком обучения (IV этап)………………………………………………… 57

 

Лингводидактика. Литературодидактика

Н. П. Задорожная, Г. К. Таирова. Календарно-тематический план по русскому языку

в 6 классе школ с киргизским языком обучения……..……………………………………… 64

 

Научно-популярный отдел

Ч. Т. Субакожоева. Манасчи Жусуп Мамай…………………………………………… 69

 

К 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина

Г. У. СОРОНКУЛОВ. «Краёв чужих неопытный любитель…», или

Бывают странные сближения………………………………………………..………………. 72

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ, АННОТАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА К СТАТЬЯМ, БИБЛИОГРАФИЯ

 

  • Д.А. КРУТИКОВ. Учебное пособие Л. А. Шеймана «Русская классическая литература: 2-я половина ХIХ века» в свете аксиологического подхода.

Крутиков Денис Александрович кандидат филологических наук, доцент, Кыргызский национальный университет (КНУ) им. Ж. Баласагына, факультет русской и славянской филологии, кафедра теории и истории русской и зарубежной литературы. E-mail: krutikovd@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются методические новации одного из ведущих ученых Кыргызстана Л. А. Шеймана, которые нашли отражение в его учебном пособии для школ с киргизским языком обучения «Русская классическая литература: 2-я половина XIX века». Аксиологический подход, легший в основу концептуальных тезисов Л. А. Шеймана, открывает широкие перспективы в аспекте оптимизации современного образовательного процесса.

Ключевые слова: аксиологический подход, общечеловеческие ценности, гуманистический, идеал, дедогматизация, персональная модель.

 

Л. А. ШЕЙМАНДЫН «ОРУС КЛАССИКАЛЫК АДАБИЯТЫ: XIX КЫЛЫМДЫН 2-ЧИ ЖАРЫМЫ» ОКУУ КУРАЛЫНДАГЫ АКСИОЛОГИЯЛЫК ЫКМА

Крутиков Денис Александрович – филология иилмдеринин кандидаты, Ж. Баласагын атындагы КМУнун доценти, орус жана славян филология факультети, орус жана чет элдик адабияттарынын теориясы жана тарыхы кафедрасы.

Аннотация. Макалада көрүнүктүү окумуштуулардын биринин Л. А. Шеймандын кыргыз тилинде окутулган мектептер үчүн «Орус классикалык адабияты: XIX кылымдын 2-чи жарымы» окуу куралында чагылдырылган методикалык новациялары каралат. Л. А. Шеймандын концептуалдык тезисинин негизи – бул заманбап билим берүүдөгү аксиологиялык ыкма.

Түйүндүү сөздөр:аксиологиялык ыкма, жалпы адамзаттык баалуулуктар, гумандуулуктуу, идеал, дедогматизация, персоналдык модель.

 

THE SCHOOLBOOK OF L. A. SHEIMAN «RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE: THE 2ND HALF OF THE XIX CENTURY» IN THE LIGHT OF AXIOLOGICAL APPROACH

Krutikov Denis Aleksandrovich – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, KSU named after J. Balasagyn, Faculty of Russian and Slavic Philology, Department of Theory and History of Russian and Foreign Literature.

Annotation. The article analyzes the methodological innovations of one of the leading scientists of Kyrgyzstan L. A. Sheiman, which are reflected in his textbook for schools with Kyrgyz language of education «Russian classical literature: the 2nd half of the XIX century.» Axiological approach, which formed the basis of the conceptual theses of L. А. Sheiman opens up broad prospects for optimizing the modern educational process.

Keywords: axiological approach, human values, humanistic, ideal, dedogmatization, personal model.

 

Литература

  1. Булгаков В. Л. Н. Толстой в последний год его жизни. – М., 1960.
  2. Горловский А. С. В. Маяковский: О современном прочтении произведений поэта // Литературная учеба. – 1985. – № 5.
  3. Егорова Л. П., Чекалов П. К. История русской литературы ХХ века [Электронный ресурс]: Учеб. пособ. – Вып. 2. Советская классика. Новый взгляд. – М.; Ставрополь, 1998. – 302 с. – URL: http://teneta.rinet.ru/rus/ee.html.
  4. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб пособ. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта, Наука, 1999. – 248 с.
  5. Крутиков Д. А. Курс на гуманизацию (Отклик на статью А. А. Остапенко «Взрастим человека, стремящегося к совершенству») // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. – 2016. – № 3. – С. 28–35.
  6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2001.
  7. Луков Вл. А. Теория персональных моделей в истории литературы [Электронный ресурс]: Научная монография. – М., 2006. – (Проект «История литературы: персональные модели в литературных портретах»). – URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Lukov_models
  8. Программы по русскому языку для X–XI классов и по русской литературе для IX–XI классов школ с кыргызским языком обучения (доработанный). – Б.: ИЦ «Билим», КАО, 2015.
  9. Шейман Л. А. Русская классическая литература: 2-я половина XIX века: Учеб. пособие для Х кл. кырг. шк. – Бишкек, 1997.
  10. Шейман Л. А. Слово на уроке литературы: Пути словарной работы на уроках русской литературы в киргизской школе. – Фрунзе, 1964.
  11. Шейман Л. А., Соронкулов Г. У. Русская литература (2-я половина XIX века): Учеб. для 10 кл. кырг. шк. – 2-е изд., перераб. – Бишкек, 2012.

 

  • Г. С. ТАГАЕВА. Оценивание предметных компетентностей учащихся (на примере русского языка в начальной киргизской школе).

Тагаева Гульмира Сарыгуловна – кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики оценивания достижений учащихся Кыргызской академии образования (КАО).  E-mail: gulmira-tagaeva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценивания предметных компетентностей по русскому языку учащихся начальной школы. Представлены результаты исследования.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, оценивание, компетенция, компетентность, предметные компетентности, ключевые компетентности, критерии оценивания, инструментарии оценивания.

 

БАШТАЛГЫЧ МЕКТЕПТИН ОКУУЧУЛАРЫНЫН КЫРГЫЗ ТИЛДҮҮ МЕКТЕПТЕ ОРУС ТИЛИ САБАГЫНЫН МИСАЛЫНДА ПРЕДМЕТТИК КОМПЕТЕНТТҮҮЛҮКТӨРҮН БААЛОО

Тагаева Гульмира Сарыгуловна – педагогика илимдеринин кандидаты, Кыргыз билим берүү академиясынын окуучулардын жетишкендиктеринин баалоонун теориясы жана практикасы лабораториясынын башчысы.

Аннотация. Макалада башталгыч мектептин окуучуларынын орус тили боюнча предметтик компетенттүүлүктөрүн баалоонун көйгөйлөрү каралган. Изилдөөнүн жыйынтыктары берилген.

Түйүндүү сөздөр: инсанга багытталган окутуу, баалоо, компетенция, компетенттүүлүк, предметтик компетентттүүлүктөр, түйүндүү компетенттүүлүктөр, баалоо инструментарийлери.

 

ASSESSMENT OF SUBJECT COMPETENCIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN LANGUAGE

Tagaeva Gulmira Sarygulovna – The Head of the Laboratory of Theory and Practice of Students’ Achievements Assessment of the Kyrgyz Academy of Education.

Annotation. The article deals with the problem of assessment of subject competencies in the Russian language for primary school students. The results of the research are presented.

Keywords: student-centered learning, assessment, competence, subject competences, key competencies, assessment tools.

 

Литература

  1. Thomas A. Angelo, K. Patricia Cross/ Classroom Assessment Techniques: A Handbook for College Teachers, 2nd Edition. Jossey-Bass, 1993.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Кыргызской Республики, утвержденный Постановлением Правительства КР от 21 июля 2014 года № 403.
  3. Блэк П., Уильям Д. (1998) Внутри черного ящика: повышение стандартов через оценки в классе / Inside the black box: raising standards through classroom assessment. King`s College London, School of Education.
  4. Низовская И. А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». – Бишкек, 2003.
  5. Программа по русскому языку для 1–4 классов школ с кыргызским, узбекским, таджикским языками обучения / Сост. К. Д. Добаев, Г. С. Тагаева, В. А. Булатова. – Бишкек, 2018.
  6. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. – Алматы, 2013.

 

  • О. П. УЛЫБЫШЕВА. Учимся задавать вопросы.

Улыбышева Ольга Павловна – преподаватель русского языка как иностранного в Кыргызско-Российском Славянском университете (КРСУ) им. Б. Н. Ельцина. E-mail: White_ol@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативно-речевой компетенции иностранных учащихся на уроках русского языка. Автор статьи считает, что для успешного общения на русском языке иностранцам необходимо не только правильно отвечать на вопросы, но и уметь задавать их. В связи с этим он предлагает ряд коммуникативных заданий и упражнений, развивающих умение инициировать и поддерживать диалог на русском языке с помощью различных вопросов.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, вопрос, диалог, коммуникативно-речевая компетенция, коммуникативные упражнения.

 

СУРОО БЕРҮҮНҮ ҮЙРƟНƟБҮЗ

Улыбышева Ольга Павловна – Б. Н. Ельцин атындагы Кыргыз-Россия Славян университетинин орус тили чет тили катары окутуучусу.

Аннотация. Макала чет элдик студенттердин орус тил сабактарындагы коммуникативдик-сүйлөө компетенцияларын өнүктүрүү көйгөйүнө арналган. Макаланын автору чет элдик студенттер орус тилинде ийгиликтүү баарлашуусу үчүн суроого туура гана жооп бербестен, аны бергенди да билүүлөрү керек деп эсептейт. Мына ушуга байланыштуу ар түрдүү суроолордун жардамы менен орус тилинде маекти демилгелөө жана үзбөй улантуу билгичтиктерин өнүктүргөн бир катар коммуникативдик тапшырмалар жана көнүгүүлөр сунушталган.

Түйүндүү сөздөр: орус тили чет тили катары, суроо, маек, коммуниктивдик-сүйлөшүү комепетенциясы, коммуникативдик көнүгүүлөр.

 

HOW TO ASK QUESTIONS

Ulybysheva Olga Pavlovna – Teacher of Russian as a foreign language in the Kyrgyz-Russian Slavic University named after B. N. Yeltsin.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of communicative-speech competence of foreign students at the Russian language lessons. The author of the article believes that foreigners need not only to answer questions correctly, but also to be able to ask questions for successful communication in Russian. In this regard, he proposes some communicative tasks and exercises that develop the ability to initiate and maintain dialogue in Russian using various questions.

Keywords: Russian as a foreign language, question, dialogue, communicative-speech competence, communicative exercises.

 

Литература

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Изд-во ИКАР, 2009.
  2. Аникина М. Н. Лестница: Учебник-книга по русскому языку: Начинаем изучать русский / М. Н. Аникина. – 3-е изд., перераб. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005.
  3. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Нахабина М. М., Соболева Н. И. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М. – СПб.: Златоуст, 2001.
  4. Илеева Л. Ф. Вопросы в системе изучения литературы как учебного предмета // РЯЛШК. – 2009. – № 3. – С. 20–27.
  5. Мелех Н. Т., Баранова И. И. Русские падежи: Сборник упражнений. – СПб: Изд-во Политехнич. ун-та, 2005.

 

  • А. Р. ГАЛИМОВА. Мистическое понимание образа женщины в поэзии Г. Тукая, В. Брюсова и А. Блока.

Галимова Амина Рифкатовна – старший преподаватель кафедры истории и теории литературы Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ). E-mail: galimova28@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается трактовка образа женщины в лирике татарского поэта Г. Тукая в сравнении с поэтическими произведениями русских символистов В. Брюсова и А. Блока. Акцент делается на суфийской образности поэзии Г. Тукая и точках пересечения в творчестве татарского поэта и в поэзии русских символистов. По мнению автора, общей идейной основой суфийской поэзии и лирики символистов является учение Платона о Мировой Душе, что обуславливает определенные аналогии в трактовке образа вечной женственности у символистов и образа возлюбленной в понимании суфийских поэтов.

Ключевые слова: литературное взаимодействие, сравнительное литературоведение, татарская литература, русская литература, символизм, суфизм.

 

Г. ТУКАЙ, В. БРЮСОВ ЖАНА А. БЛОКТУН ПОЭЗИЯСЫНДАГЫ АЯЛДЫН ОБРАЗЫН МИСТИКАЛЫК ЧАГЫЛДЫРУУ

Галимова Амина Рифкатовна – КОСУнун тарыхы жана теориясы кафедрасынын улук окутуучусу.

Аннотация. Макалада татар акыны Г. Тукайдын лирикасындагы аялдын образынын трактовкасы орус символисттери В. Брюсов жана А. Блоктун поэтикалык чыгармалары менен салыштырылат. Татар акынынын поэтикалык тексттери орус акындардын чыгармаларынын тексттери менен салыштырма анализ жүргүзүп, автор татар акындын чыгармачылыгында жана орус символисттеринин поэзиясындагы үндөштүктөрдү таап, суфийлик образдуулугуна көнүл бурат. Автордун ою боюнча, Платондун Дүйнөлүк жан жөнүндө окуусу суфийлик поэзиясынын жана символисттеринин лирикасынын жалпы идеялык негизи болгон. Ошол жоболорунун негизи боло алып, автор символисттеринин түбөлүк аялдулуугунун образынын трактовкасындагы суфийлик акындарынын жакшы көргөн аялынын образынын түшүндүрүүсү менен анык аналогияларын таап алат.

Түйүндүү сөздөр: адабий карым-катнаш, салыштырма адабият таануу, татар адабияты, орус адабияты, символизм, суфизм.

 

MYSTICAL UNDERSTANDING OF THE IMAGE OF A WOMAN IN THE POETRY OF G. TUKAY, V. BRYUSOV AND A. BLOCK

Galimova Ameena Rifkhatovna – Senior Lecturer, Department of History and Theory of Literature, KRSU.

Annotation. The article deals with the interpretation of the image of a woman in the lyrics of the Tatar poet G. Tukai in comparison with the poetic works of Russian symbolists V. Bryusov and A. Blok. The author focuses on the Sufi figurative poetry of G. Tukai, finding intersection points in the works of the Tatar poet and poetry of Russian symbolists. According to the author’s opinion, the general ideological basis of Sufi poetry and the lyric of the Symbolists is Plato’s theory of the World Soul. Based on this position, the author reveals certain analogies in the interpretation of the image of eternal femininity in the symbolists and the image of a sweetheart in the understanding of Sufi poets.

Keywords: literary interaction, comparative literature, Tatar literature, Russian literature, symbolism, Sufism.

 

Литература

  1. Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература. – М.: АН СССР, 1965. – 527 c.
  2. Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. – М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1960. – 716 с.
  3. Брюсов В. Я. Избранные сочинения. – М.: Худож. лит., 1980. – 574 c.
  4. Тукай Габдулла. Әсәрләр: 4 томда. – Казань: Татарстан китап нәшрияты, 1975–1977. – Т. 1: Шагырьләр, поэмалар (1904–1908). – 431 б.; Т. 2: Шагырьләр, поэмалар (1909–1913). – 400 б.; Т. 3: Мәкәләләр, хикәеләр, мәсәләләр. – 400 б.; Т. 4: Мәкәләләр, очерклар, фельетоннар, хатлар. – 431 б.
  5. Саяпова А. М. Поэзия Дардменда и символизм. – Казань: Каз. пед. ун-т, 1977. – 210 c.

 

  • И. ДЖ. ЛАЙЛИЕВА. Мифологизм в литературе ХХ века.

Лайлиева Илимкан Джумакановна – доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и литературы факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета (КГУ) им. И. Арабаева.

Аннотация. В статье речь идет об универсальном использовании мифа во второй половине ХХ в., когда происходит интенсивное развитие культур и литератур, остававшихся до поры на обочине мирового литературного процесса. Появляются произведения, в которых представляется национально-фольклорный тип мифологизма. Также отмечается, что между творчеством киргизского писателя Ч. Айтматова и колумбийского писателя Г. Гарсиа Маркеса существует определенная типологическая общность. Разительное чувство народной культуры – вот главное, что объединяет двух выдающихся писателей.

Ключевые слова: мифологизм, мифы и легенды, латиноамериканский роман, эпическое наследие, философская проза, магический реализм.

 

ХХ КЫЛЫМДЫН АДАБИЯТЫНДАГЫ МИФОЛОГИЗМ

Лайлиева Илимкан Джумакановна – филология илимдеринин доктору, И. Арабаев атындагы КМУнун гуманитардык билим берүү факультетинин орус тил жана адабият кафедрасынын профессору.

Аннотация. Макалада адабият жана маданият интенсивдүү өнүгүп жатканда, дүйнөлүк адабият процессинен четте калган мифтин XX кылымдын экинчи жарымындагы универсалдуу колдонулушу жөнүндө сөз кылынган. Мына ушул убакта мифологизмдин улуттук-фольклордук түрү көрсөтүлгөн чыгармалар пайда боло баштаган. Ошондой эле макалада кыргыз жазуучусу Ч. Айтматовдун жана колумбиялык жазуучу Гарсия Маркестин чыгармаларынын ортосундагы белгилүү бир типологиялык бирдейлик белгиленип кеткен. Эң башкысы – улуттук маданияттын таң каларлык сезими бул эки залкар жазуучуну бириктиргендигинде.

Түйүндүү сөздөр: мифологизм, мифтер жана уламыштар, Латын Америкалык роман, эпикалык мурас, философиялык проза, магиялык реализм.

 

Литература

  1. Затонский Д. Опыт латиноамериканского романа и мировая литература // Латинская Америка. – 1982. – № 5.
  2. Кубилюс В. Формирование национальной литературы. Подражательство или художественная трансформация? // Вопросы литературы. – 1986. – № 8.
  3. Маркес Г. Г. Революционный долг писателя – писать хорошо // Иностранная литература. – 1971. – № 6.
  4. Эпштейн М. Латиноамериканский роман // Латинская Америка. – 1987. – № 1.

 

  • Ч. А. ДЖОЛБУЛАКОВА. Поэтика романа Турусбека Мадылбая «Феникс».

Джолбулакова Чолпон Арсыматовна – старший преподаватель кафедры организации работы с молодежью и развития русского языка Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА) им. Н. Исанова. E-mail: lin.69@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается своеобразие поэтики романа Турусбека Мадылбая «Феникс». Творчество киргизского писателя, лауреата Русской премии рассматривается в контексте стадиального развития национальной литературы и мирового литературного процесса. Проза Турусбека Мадылбая выходит за рамки традиционного для киргизской классической литературы реалистического метода. Мифы и легенды, сказки и предания, библейские и коранические притчи, мотивы мировой литературы включаются в структуру повествования, создавая особый художественный мир.

Ключевые слова: поэтика, художественный метод, киргизская литература, национальное, роман, магический реализм, постмодернизм.

 

ТУРУСБЕК МАДЫЛБАЙДЫН «КΥКΥНΥС» РОМАНЫНЫН ПОЭТИКАСЫ

Аннотация. Макалада Орус премиясынын лауреаты, жазуучу Турусбек Мадылбайдын «Күкүнүс» романынын поэтикасынын өзгөчөлүктөрү аныкталат. Кыргыз жазуучусунун чыгармасынын контекстинде улуттук адабияттын этаптык өнүгүүсү жана дүйнөлүк адабият процесси көрсөтүлөт. Турусбек Мадылбайдын прозасы салттуу кыргыз классикалык адабиятына тиешелүү реалдуу ыкма менен чектелбейт. Уламыштар, жомоктор, Библия жана Куран аяттары,чыгарманын айтылыш түзүмүнө өзгөчө көркөм дүйнө түзөт.

Түйүндүү сөздөр: поэтика, көркөм ыкма, кыргыз адабияты, улуттук, роман, сыйкырдуу реализми, постмодернизм.

 

POETICS OF «PHOENIX», THE NOVEL OF TURUSBEK MADYLBAI

Annotation. The article reveals the individuality of the poetics of “Phoenix” novel written by the writer Turusbek Madylbai, the laureate of the Russian prize. The creativity of the Kyrgyz writer is considered in the context of the stadial development of national literature and the world literary process. The prose of Turusbek Madylbai goes beyond the realistic method that is traditional for the Kyrgyz classic literature. Myths and Legends, fairy tales and Legends, Biblical and Koraniс parables, the motives of world Literature and included in the structure of the narration  all this creates a special artistic world.

Keywords: рoetics, artistic method, Kyrgyz literature, national, novel, magical realism, postmodernism.

 

Литература

  1. Ибраимов О. История киргизской литературы XX века: Учебник. – Бишкек, 2014.
  2. Мадылбай Т., Джаманкулова В. Люди Кыргызстана. Личная история. – http://akipress.org/people/news:301/
  3. Мадылбай Т. Феникс. – Бишкек: Айат, 2008. – 228 с.
  4. Кто есть кто: Турусбек Мадылбай.  URL: http: // www.Literatura.kg/persons/?aid=2